Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 02:02, статья
Бюджетный федерализм в терминах и понятиях. Бюджетный федерализм в России - явление сложное и постоянно развивающееся. Сфера бюджетного федерализма, его принципы и модели в полной мере распространяется на: межбюджетные отношения: бюджетное устройство; бюджетную систему.
Научно-практический журнал
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ №5(85)/2008
Особенности бюджетного
федерализма в Российской
Бюджетный федерализм
в терминах и понятиях. Бюджетный
федерализм в России - явление
сложное и постоянно
Федерализм и бюджетный федерализм соотносятся как целое (федерализм) и его часть (бюджетный федерализм). Бюджетный федерализм - производное от федерализма и без федерализма невозможен.
Недооценка значимости принципов бюджетного федерализма в реальных бюджетных правоотношениях влечет за собой негативные экономические последствия. Политико-правовая основа бюджетного федерализма закладывалась в Декларации о государственном суверенитете РСФСР и в
Федеративном договоре, основные положения которого вошли в Конституцию РФ.
В России действует
Бюджетный кодекс РФ, который служит
целям финансового
Государственный бюджет является нормативно-правовым актом, ежегодно принимается федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год (ст. 2 Бюджетного кодекса РФ).
Таким образом, государственный
бюджет - это основной финансовый план
образования, распределения и использования
централизованного денежного
Экономическая роль
государства проявляется в ряде
функций:
- регулирующая - государство реализует экономическую политику и заимодействует с различными структурами предпринимательского сектора экономики;
- распределительная - государство перераспределяет созданный национальный доход между его производителями и потребителями;
- социальная - государство
поддерживает социальную
- контрольная - государство определяет основные ориентиры социально-экономического развития общества и контролирует их соблюдение;
- исполнительно-распорядительная
- различные органы государственной власти
обеспечивают на всех уровнях реализацию
бюджетной политики государства. В федеративном
государстве эта функция приобретает
особое значение с учетом того, что исполнительно-распорядительные
полномочия предоставляются не только
государственным, но и местным органам
власти.
Бюджетные отношения являются частью финансовых отношений, а финансы предназначены для выполнения задач и функций государства и представляют собой систему экономических отношений, в процессе которых формируются, распределяются и используются государственные фонды денежных средств (финансовые ресурсы). Бюджету присущи денежная форма и основные функции финансов. Таким образом, бюджет - это совокупность всех элементов бюджетной системы страны и по существу основа финансовой базы государственного регулирования и управления в условиях рыночной экономики.
Существует и политический
аспект государственного бюджета. Государственный
бюджет всегда представляет собой компромисс
между основными социально-
Все вышеназванные
три аспекта в комплексе
Термин «бюджетный
федерализм» употребляется не только
в отношении государств, имеющих
федеративное устройство, но и в
отношении унитарных
Обращает на себя внимание выделение экономической составляющей данного понятия. При этом бюджетный федерализм рассматривается в качестве ключевого определения в бюджетной сфере как с экономических, так и с правовых и политических позиций. И в этом заключается еще одна особенность бюджетного федерализма - его всеобъемлемость.
В энциклопедии «бюджетный
федерализм» определяется как «форма
автономного функционирования бюджетов
различных уровней
Бюджетный федерализм-
это система бюджетных
Понятие «модель
бюджетного федерализма» состоит из
ряда обязательных для исполнения требований,
закрепленных в федеральном нормативно-
Специалисты также выделяют понятие «бюджетно-налоговый федерализм», которое отражает один из уровней экономического федерализма- федерализм собственности на финансовые ресурсы или бюджетно-налоговый федерализм. В федеративной реальности России бюджетный федерализм охватывает самые разные аспекты общественной жизни - политические, правовые, экономические, финансовые. Поэтому для его характеристики нужен системный подход. Под бюджетным федерализмом следует понимать многогранную, многоуровневую совокупность отношений в бюджетной сфере между Федерацией, субъектами Федерации и местными органами самоуправления, которая формируется в политически согласованных и четко закрепленных рамках, позволяющих каждому уровню власти и управления в полной мере реализовать на самостоятельной основе в общегосударственных, общенациональных интересах возложенные на него Конституцией страны и Федеративным договором полномочия. Функции финансов и бюджета одинаковы - аккумулирующая, распределительная и контрольная Однако содержание этих функций у финансов и бюджета различно. Сравним их в нижеприведенной таблице.
Реализуя свои властные
полномочия, государственные органы
практически осуществляют функции
государства, но этот процесс становится
возможным только при наличии
у них финансовых ресурсов, источником
которых служит государственный
фонд денежных средств. Таким образом,
бюджет является основой любой деятельности
органов государственной
Основные функции
финансов и бюджетаФункции Финансы
Аккумулирующая Созданный национальный доход аккумулируется в системе централизованных фондов, при распределении финансовых ресурсов которых обеспечиваются общегосударственные потребности. На всех уровнях государственной власти формируются и используются централизованные фонды денежных средств, с помощью которых властные органы практически осуществляют свои задачи и функции.
Распределительная Финансовые ресурсы перераспределяются через систему централизованных фондов. Бюджетные доходы, составляющие финансовые ресурсы централизованных фондов, перераспределяются, образуя при этом расходы бюджета.
Контрольная Наблюдение
за распределением национально! о дохода
по соответствующим фондам и расходованием
финансовых ресурсов этих фондов по целевому
назначению. Государственный контроль
за формированием, исполнением и расходованием
бюджетов всех уровней.
При правовом подходе
сущность бюджетного федерализма состоит
в нормативном законодательном
определении налоговых и
Понятие «бюджетный
федерализм» нередко
Бюджетный федерализм
в оценке российских экономистов. Существуют
разные варианты понятий, предлагаемых
современными российскими экономистами:
- «цивилизованный
экономический федерализм»,
- «финансовый федерализм»
- рассматривает ряд вопросов, которые
не отражаются должным образом
в работах по бюджетному
- «бюджетно-налоговый
федерализм» обосновывает
- «переговорный федерализм»
отражает сложившуюся в России
систему переговорного
Концепция бюджетного
федерализма неотделима от
Бюджетный федерализм можно понимать и как многоаспектный и сложносоставной механизм установления и регулирования федеративных отношений на базе специально организованных бюджетно-налоговых связей. Бюджетный федерализм выходит за рамки собственно финансовых отношений и не может строиться и реализовываться только в структуре этих отношений.
Межбюджетные отношения,
сложившиеся России, методология, принципы
и практика их осуществления представляют
собой явление сложное и
Бюджетный федерализм представляет собой взаимодействие экономических и политических интересов властных уровней и структур (органов) государства, направленных на формирование, присвоение, распоряжение и использование денежных ресурсов общества посредством налогов, платежей, сборов, бюджетных ассигнований и расходов.
Межбюджетные отношения призваны регулировать различные уровни государственного бюджета. Бюджет в зависимости от экономического субъекта является государственным, региональным, местным (муниципальным). В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (сг. 6) совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов образует бюджетную систему России, Таким образом, бюджетная система РФ представлена тремя уровнями; федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов РФ; местные бюджеты, которые включают бюджеты всех видов муниципальных образований (города, села, района и т.д.).
Информация о работе Особенности бюджетного федерализма в Российской Федерации