Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:50, реферат
Неосуществимость многих либеральных реформ в постперестроечном российском обществе — особенно после 1991 г. — снова пробудила общественный интерес к идеям и историческим судьбам русского либерализма, к тем периодам отечественной политической истории, когда он играл определенную роль.
Введение………………………………………………………………….………2
Глава 1. Истоки российского либерализма…………………………….………4
Глава 2. Особенности российского либерализма……………………………...8
Глава 3. Основные этапы российского либерализма ……………...…………10
Глава 4. Сущность охранительного либерализма …………………….……...13
Заключение………………………………………………………………...........16
Список использованных источников………………………………………….18
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академии»
Кафедра гуманитарных дисциплин
РЕФЕРАТ
по дисциплине «политология»
на тему «Особенности российского либерализма. Охранительный либерализм Б.Н.Чичерина»
курса очной формы обучения факультета
таможенного дела, группа Т104
Подпись_______________________
Проверил: Ручкин С.Ю.
Оценка________________________
Подпись_______________________
Москва
2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Истоки российского либерализма…………………………….………4
Глава 2. Особенности российского либерализма……………………………...8
Глава 4. Сущность охранительного либерализма …………………….……...13
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….18
Неосуществимость многих либеральных реформ в постперестроечном российском обществе — особенно после 1991 г. — снова пробудила общественный интерес к идеям и историческим судьбам русского либерализма, к тем периодам отечественной политической истории, когда он играл определенную роль. Поворот, происшедший в историографии русского либерализма (от замалчивания его существования и резко негативной оценки его «буржуазности» в советское время до его восторженной оценки и стремления увидеть в нем единственно возможный образец для подражания в начале 90-х годов), вполне понятен: противоречивость либеральной модели развития страны в контексте исторической ретроспективы во многом созвучна той ситуации, которую сегодня переживает наше общество.
Неоднозначный опыт социальных преобразований последних лет подтверждает непреходящую ценность многих основных идей и принципов в разработке которых отечественный либерализм сыграл огромную роль. В научной и публицистической литературе существуют различные мнения о роли русского либерализма в общественной жизни и культурно-историческом опыте России, о причинах поражения либерального политического движения в начале XX в., о неспособности либеральных идей глубоко проникать в русскую почву, преобразовать ее.
Известно, что идеология либерализма — продукт западной цивилизации: его истоки восходят к христианству, ренессанской и реформаторской традициям, ньютоновской научной революции и Просвещению, а стержневые идеи и принципы классической либеральной парадигмы—признание неотчуждаемых прирожденных прав человека на жизнь, свободу и собственность — были порождены буржуазным обществом на заре его становления. Либеральные идеи проникли в Россию в XVIII в., практически сразу после их появления и теоретического оформления в Европе, и неверно относить либерализм лишь к западному заимствованию, как считает большинство зарубежных исследователей. Либерализм является одной из интеллектуальных традиций русской общественной мысли, связанной с новыми условиями развития России, а именно — с ее «вхождением» в новый исторический цикл, появлением ростков буржуазной цивилизации, а значит, и со вступлением на путь общеевропейского развития, с подчинением тем же историческим законам, которые определяют развитие Европы. Идеи либерализма стали наиболее адекватной формой выражения этого процесса, что отмечали как выдающиеся русские мыслители, так и некоторые зарубежные исследователи.1
ГЛАВА 1. ИСТОКИ РОССИЙСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА
Истоки отечественного либерализма восходят к событиям 16 -18 вв. В идейной борьбе этого времени мы обнаруживаем отдельные либеральные идеи и устремления в боярской аристократии, направленные на ограничение произвола высшей власти и в движении, вызванном церковным расколом, которые объективно порождали стремление к утверждению свободы совести.
История сложилась так, что
либеральные тенденции были подавлены
утверждающимся абсолютизмом. Либеральная
идеология проникала в общество
по мере разворачивания процессов модернизации.
Либеральное сознание появляется в
стране в конце 18 - начале 19 вв. Его
появление обусловлено
Формирование более или менее целостного либерального сознания попадает на 10-30 гг. 19 столетия. Утверждаясь в России, либерализм порождает целый спектр личностных проявлений. Это и такой кабинетный мыслитель, как Чаадаев, и один из виднейших политических мыслителей и государственных деятелей России - Сперанский, и наконец, ряд людей, совершивших беспрецедентный для того времени шаг - смену вероисповедания и своей жизнью утвердивших одно из фундаментальных прав: право на свободу совести - Лунин, Гагарин и др.
В 40-50 гг. либеральное сознание
движется вширь. Постепенно в стране
складывается собственно либеральное
направление. Наряду с этим, влияние
либеральных идей прослеживается во
всех крупных течениях общественной
мысли. Так, классические для России
"направления" - западничество
и славянофильство в различной
мере пронизаны либеральным
Эпоха великих реформ Александра
II открывает следующую страницу
в истории русского либерализма.
Новое качество общественной жизни
создает поле для практической реализации
либеральных идей. Прибежищем либерализма
становятся освобожденные от жесткой
цензурной опеки печать, относительно
свободные университеты и земства.
В развитие русского либерализма
особенно значима роль земского движения.
Земское самоуправление стало полем
практической реализации либеральных
принципов. Земства были средой, к
которой тяготела либеральная публицистика
и либерально ориентированная
В то же время - во второй пол. 19 - начале 20 вв. в стране складывается не только публицистический, но и научный, а так же философский дискурс либерального сознания. Юридическая (или государственная) школа в русской академической науке явилась теоретической базой русского конституционализма. Труды Каверина, Чичерина, Градовского давали теоретическое обоснование для перехода от традиционных порядков к гражданскому обществу. Наряду с этим, целый ряд мыслителей разрабатывали различные философские аспекты либеральной парадигмы. Так в работах Соловьева отечественная философская традиция освобождалась от антилиберальных тенденций, Струве утверждал концепцию неотъемлемых прав личности, Чичерин вписывал русское либеральное сознание в контекст развития современной философской мысли.
Революция 1905 г. и последовавшие за ней политические реформы обозначили следующий этап в истории русского либерализма. В стране возникают политические партии с осознанной либеральной ориентацией - кадетов, октябристов, прогрессистов, их депутаты представительствуют в Государственной Думе. Из аморфного "направления" российский либерализм превратился в зрелую политическую силу. Период между двумя революциями (1905-1917) ознаменовался с одной стороны - идейным и организационным вызреванием русского либерализма, с другой - породил кризис, который разрешился утверждением большевистской идеократии.
Последующее развитие событий
нельзя понять, если не обратиться к
характеристике особенностей дореволюционного
русского либерализма. Дело в том, что
в позднесредневековом
Февральская революция задала
следующий этап в истории русского
либерализма. Представители либеральных
партий вошли во Временное правительство
и разделили с другими
Однако, развитие событий вскрыло как неспособность либеральных партий овладеть ситуацией, так и неготовность русского общества к либеральной политике. Резкая радикализация политической ситуации и большевистский переворот поставили точку на легальном существовании либерализма в России и задали пятидесятилетний перерыв в развитии либеральной традиции.
В послереволюционные десятилетия
либерализм, как идейная традиция,
сохраняется только в эмиграции,
где проживала значительная часть
мыслителей и политических деятелей
либеральной ориентации. В первые
десятилетия советской истории
трудно обнаружить какие-либо следы
либеральных идей. Возрождение либерального
сознания начинается после смерти Сталина.
Либеральное направление в
Параллельно с "легальными",
вписанными в контекст официальной
советской жизни складывались и
нелегальные формы
В это время происходит
возрождение свободной
Либерализм как определенное понятие вошел в политический словарь Европы в 30 – 40-е годы 19-го века. Понятие это сложное, имеет, как минимум два основных смысла. Один из них, более широкий, означает тип политической культуры с присущим ему стремлением к обеспечению индивидуальной свободы в рамках законов, понимаемых как обобщение естественных потребностей нормальных цивилизованных людей. В этом значении либерализм составляет основу всех главных идейно-политических течений и государственных институтов.
В более узком значении либерализм
– это теория и практика (политическое
движение) максимального ограничения
вмешательства государства в
сферу экономики и социальных
отношений, имеющее ряд характерных
признаков: в экономике – это
сторонник промышленного
Основной принцип либерализма: ни один человек не может быть выше другого по своим правам. Возможны разные варианты устройства общества, но есть одно непременное условие: свобода человека не может быть ограничена ни традицией, ни властью, ни мнением большинства – ничем, кроме свободы другого человека. Таким образом, личность независима, человек полагается только на самого себя. Побеждает тот, кто при равных стартовых возможностях окажется сильнее и энергичнее – таково понимание справедливости в либерализме.
Либерализм – это еще и этика терпимости, уважения к традициям, философия консенсуса и компромисса.
И в прошлом, и в нынешнем
столетии российский либерализм представлял
собой идеологию “
Информация о работе Особенности российского либерализма. Охранительный либерализм Б.Н.Чичерина