Особенности российского либерализма. Охранительный либерализм Б.Н.Чичерина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:50, реферат

Описание

Неосуществимость многих либеральных реформ в постперестроечном российском обществе — особенно после 1991 г. — снова пробудила общественный интерес к идеям и историческим судьбам русского либерализма, к тем периодам отечественной политической истории, когда он играл определенную роль.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………2
Глава 1. Истоки российского либерализма…………………………….………4
Глава 2. Особенности российского либерализма……………………………...8
Глава 3. Основные этапы российского либерализма ……………...…………10
Глава 4. Сущность охранительного либерализма …………………….……...13
Заключение………………………………………………………………...........16
Список использованных источников………………………………………….18

Работа состоит из  1 файл

либерализм.docx

— 47.92 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академии»

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «политология»

на тему «Особенности российского либерализма. Охранительный либерализм Б.Н.Чичерина»

 

 

                                                      Выполнил: Мухаметзянов И.А. студент 3-го

                                    курса очной формы обучения факультета

                                    таможенного дела, группа Т104

                                    Подпись_____________________________

 

                                   Проверил: Ручкин С.Ю.

                                    кандидат философских наук, доцент

                         Оценка____________________________                                                                                                                                                                                                                                                                             

                              Подпись_____________________________

 

 

 

 

Москва

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………….………2

Глава 1. Истоки российского либерализма…………………………….………4

Глава 2. Особенности российского либерализма……………………………...8

Глава 3. Основные этапы российского либерализма ……………...…………10

Глава 4. Сущность охранительного либерализма  …………………….……...13

Заключение………………………………………………………………...........16

Список использованных источников………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Неосуществимость многих либеральных  реформ в постперестроечном российском обществе — особенно после 1991 г. —  снова пробудила общественный интерес  к идеям и историческим судьбам  русского либерализма, к тем периодам отечественной политической истории, когда он играл определенную роль. Поворот, происшедший в историографии русского либерализма (от замалчивания его существования и резко негативной оценки его «буржуазности» в советское время до его восторженной оценки и стремления увидеть в нем единственно возможный образец для подражания в начале 90-х годов), вполне понятен: противоречивость либеральной модели развития страны в контексте исторической ретроспективы во многом созвучна той ситуации, которую сегодня переживает наше общество.

Неоднозначный опыт социальных преобразований последних лет подтверждает непреходящую ценность многих основных идей и принципов в разработке которых отечественный либерализм сыграл огромную роль. В научной и публицистической литературе существуют различные мнения о роли русского либерализма в общественной жизни и культурно-историческом опыте России, о причинах поражения либерального политического движения в начале XX в., о неспособности либеральных идей глубоко проникать в русскую почву, преобразовать ее.

Известно, что идеология либерализма  — продукт западной цивилизации: его истоки восходят к христианству, ренессанской и реформаторской традициям, ньютоновской научной революции и Просвещению, а стержневые идеи и принципы классической либеральной парадигмы—признание неотчуждаемых прирожденных прав человека на жизнь, свободу и собственность — были порождены буржуазным обществом на заре его становления. Либеральные идеи проникли в Россию в XVIII в., практически сразу после их появления и теоретического оформления в Европе, и неверно относить либерализм лишь к западному заимствованию, как считает большинство зарубежных исследователей. Либерализм является одной из интеллектуальных традиций русской общественной мысли, связанной с новыми условиями развития России, а именно — с ее «вхождением» в новый исторический цикл, появлением ростков буржуазной цивилизации, а значит, и со вступлением на путь общеевропейского развития, с подчинением тем же историческим законам, которые определяют развитие Европы. Идеи либерализма стали наиболее адекватной формой выражения этого процесса, что отмечали как выдающиеся русские мыслители, так и некоторые зарубежные исследователи.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИСТОКИ РОССИЙСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА

Истоки отечественного либерализма  восходят к событиям 16 -18 вв. В идейной  борьбе этого времени мы обнаруживаем отдельные либеральные идеи и  устремления в боярской аристократии, направленные на ограничение произвола  высшей власти и в движении, вызванном  церковным расколом, которые объективно порождали стремление к утверждению  свободы совести.

История сложилась так, что  либеральные тенденции были подавлены  утверждающимся абсолютизмом. Либеральная  идеология проникала в общество по мере разворачивания процессов модернизации. Либеральное сознание появляется в  стране в конце 18 - начале 19 вв. Его  появление обусловлено включением России в широкий общеевропейский  контекст, приобщением высших слоев  общества к европейской образованности, утверждением идеалов просвещения, внедрением идеи общественного договора и т.д. В истории русского либерализма  существенна роль масонства, которое  в конце 18 начале 19 вв. пронизывает  собой достаточно тонкий слой европейски образованных людей. Либеральное мироощущение проникает в Россию в формах религиозно-нравственной проповеди, вместе с общим идейным климатом масонского движения.1

Формирование более или  менее целостного либерального сознания попадает на 10-30 гг. 19 столетия. Утверждаясь  в России, либерализм порождает целый  спектр личностных проявлений. Это  и такой кабинетный мыслитель, как  Чаадаев, и один из виднейших политических мыслителей и государственных деятелей России - Сперанский, и наконец, ряд  людей, совершивших беспрецедентный  для того времени шаг - смену вероисповедания  и своей жизнью утвердивших одно из фундаментальных прав: право на свободу совести - Лунин, Гагарин  и др.

В 40-50 гг. либеральное сознание движется вширь. Постепенно в стране складывается собственно либеральное  направление. Наряду с этим, влияние  либеральных идей прослеживается во всех крупных течениях общественной мысли. Так, классические для России "направления" - западничество  и славянофильство в различной  мере пронизаны либеральным мироощущением.

Эпоха великих реформ Александра II открывает следующую страницу в истории русского либерализма. Новое качество общественной жизни  создает поле для практической реализации либеральных идей. Прибежищем либерализма  становятся освобожденные от жесткой  цензурной опеки печать, относительно свободные университеты и земства. В развитие русского либерализма  особенно значима роль земского движения. Земское самоуправление стало полем  практической реализации либеральных  принципов. Земства были средой, к  которой тяготела либеральная публицистика и либерально ориентированная университетская  наука. В земствах и вокруг земств формируются многие из будущих лидеров  либеральных политических партий России.

В то же время - во второй пол. 19 - начале 20 вв. в стране складывается не только публицистический, но и научный, а так же философский дискурс  либерального сознания. Юридическая (или  государственная) школа в русской  академической науке явилась  теоретической базой русского конституционализма. Труды Каверина, Чичерина, Градовского давали теоретическое обоснование для перехода от традиционных порядков к гражданскому обществу. Наряду с этим, целый ряд мыслителей разрабатывали различные философские аспекты либеральной парадигмы. Так в работах Соловьева отечественная философская традиция освобождалась от антилиберальных тенденций, Струве утверждал концепцию неотъемлемых прав личности, Чичерин вписывал русское либеральное сознание в контекст развития современной философской мысли.

Революция 1905 г. и последовавшие  за ней политические реформы обозначили следующий этап в истории русского либерализма. В стране возникают  политические партии с осознанной либеральной  ориентацией - кадетов, октябристов, прогрессистов, их депутаты представительствуют в  Государственной Думе. Из аморфного "направления" российский либерализм превратился в зрелую политическую силу. Период между двумя революциями (1905-1917) ознаменовался с одной  стороны - идейным и организационным  вызреванием русского либерализма, с другой - породил кризис, который  разрешился утверждением большевистской идеократии.

Последующее развитие событий  нельзя понять, если не обратиться к  характеристике особенностей дореволюционного русского либерализма. Дело в том, что  в позднесредневековом обществе, где доминировала патриархально-коллективистская психология, вызревание либерального сознания шло сложно и мучительно. Русский либерализм страдал типичными  пороками отечественной интеллигенции. Либералы не умели говорить на одном  языке с широкими массами, во многом идеализировали народ. Отечественный  либерализм страдал барственно-интеллигентским  пренебрежением к проблемам частной  собственности и хозяйственной  свободы. Русский либерализм был  противоречивым, не вполне оформленным  явлением. Социальная база либерального движения была трагически узкой.

Февральская революция задала следующий этап в истории русского либерализма. Представители либеральных  партий вошли во Временное правительство  и разделили с другими политическими  силами ответственность за судьбу страны.

Однако, развитие событий вскрыло как неспособность либеральных партий овладеть ситуацией, так и неготовность русского общества к либеральной политике. Резкая радикализация политической ситуации и большевистский переворот поставили точку на легальном существовании либерализма в России и задали пятидесятилетний перерыв в развитии либеральной традиции.

В послереволюционные десятилетия  либерализм, как идейная традиция, сохраняется только в эмиграции, где проживала значительная часть  мыслителей и политических деятелей либеральной ориентации. В первые десятилетия советской истории  трудно обнаружить какие-либо следы  либеральных идей. Возрождение либерального сознания начинается после смерти Сталина. Либеральное направление в советской  общественной мысли возникает наряду с другими неофициальными тенденциями- националистическими, религиозно - фундаменталистскими, социал-демократическими. Существуя в условия партийной цензуры, либеральные авторы были вынуждены излагать свои идеи в рамках исторических и аналитических исследований: историко-философских трудов, исследований по истории экономических учений, редких изданий по истории США и Великобритании, исследований по истории буржуазного конституционализма, современной экономической истории и т.д. В ходе этой незаметной работы ценой огромных усилий в обществе нарабатывался определенный потенциал и формировались поколения, готовые к преобразованиям.

Параллельно с "легальными", вписанными в контекст официальной  советской жизни складывались и  нелегальные формы самореализации либеральной идеи. Они структурируются  в рамках таких феноменов как: Правозащитное движение, Самиздат и  Тамиздат. Правозащитное движение - героическое движение в истории русского либерализма. Оно породило свои символы, своих борцов и мучеников.

В это время происходит возрождение свободной неподцензурной общественной мысли, издаются нелегальные журналы и монографии. Усилиями Самиздата и Тамиздата советская общественность знакомится, как с достижениями западного либерализма, так и с наследием отечественной либеральной мысли. Практически в 70-е гг. в России произошло возрождение либерального сознания. Между отечественными мыслителями и представителями русского зарубежья разворачивается диалог.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА

Либерализм как определенное понятие вошел в политический словарь Европы в 30 – 40-е годы 19-го века. Понятие это сложное, имеет, как минимум два основных смысла. Один из них, более широкий, означает тип политической культуры с присущим ему стремлением к обеспечению  индивидуальной свободы в рамках законов, понимаемых как обобщение  естественных потребностей нормальных цивилизованных людей. В этом значении либерализм составляет основу всех главных  идейно-политических течений и государственных  институтов.

В более узком значении либерализм – это теория и практика (политическое движение) максимального ограничения  вмешательства государства в  сферу экономики и социальных отношений, имеющее ряд характерных  признаков: в экономике – это  сторонник промышленного капитализма  и экономической свободы; в социальных отношениях – выразитель интересов  среднего класса; в олитике – парламентская демократия; в культурной жизни – свобода мысли и слова, гласность; в религии – свобода веры; в морали – индивидуализм; в национальном вопросе – национализм. Политико-юридическим выражением либерализма является конституционализм – система правовых условий, необходимых для обеспечения в государстве народного суверенитета, свободы личности, демократии и права.

Основной принцип либерализма: ни один человек не может быть выше другого по своим правам. Возможны разные варианты устройства общества, но есть одно непременное условие: свобода  человека не может быть ограничена ни традицией, ни властью, ни мнением  большинства – ничем, кроме свободы  другого человека. Таким образом, личность независима, человек полагается только на самого себя. Побеждает тот, кто при равных стартовых возможностях окажется сильнее и энергичнее –  таково понимание справедливости в  либерализме.

Либерализм – это еще и  этика терпимости, уважения к традициям, философия консенсуса и компромисса.

И в прошлом, и в нынешнем столетии российский либерализм представлял  собой идеологию “западничества”, направление общественной мысли, которое, признавая особенности исторического  пути России, настаивало на принципиальной возможности ее модернизации, развития в ней присущих западному обществу институтов. Поэтому либерализм - это своеобразный “цивилизационный выбор”, определенная позиция в споре между сторонниками “евразийцев” и “западников”, возобновляемом на каждом витке модернизации в России. Следует заметить, что позиция либералов никогда не заключалась в слепом копировании западных институтов и не предполагала простого переноса западных идей на отечественную почву - упреки оппонентов в обратном не имели под собой оснований. “Западники”, как и “славянофилы”, напряженно искали пути решения российских проблем, они прекрасно сознавали, сколь многим эти проблемы отличаются от европейских, и в либеральных теориях видели скорее предмет для размышлений, чем готовые рецепты.

Информация о работе Особенности российского либерализма. Охранительный либерализм Б.Н.Чичерина