Особенности российского либерализма. Охранительный либерализм Б.Н.Чичерина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:50, реферат

Описание

Неосуществимость многих либеральных реформ в постперестроечном российском обществе — особенно после 1991 г. — снова пробудила общественный интерес к идеям и историческим судьбам русского либерализма, к тем периодам отечественной политической истории, когда он играл определенную роль.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………2
Глава 1. Истоки российского либерализма…………………………….………4
Глава 2. Особенности российского либерализма……………………………...8
Глава 3. Основные этапы российского либерализма ……………...…………10
Глава 4. Сущность охранительного либерализма …………………….……...13
Заключение………………………………………………………………...........16
Список использованных источников………………………………………….18

Работа состоит из  1 файл

либерализм.docx

— 47.92 Кб (Скачать документ)

Для российских либералов  установление связи с народной почвой, ее поиск оказались сложной, в  некотором смысле неразрешимой проблемой. Либералы всегда нуждались в массовом тяготении к социально-экономическому и культурному развитию, в массовой хозяйственной инициативе, в растущей ценности личности. Вся история русского либерализма полна попыток практического  решения этой проблемы главным образом  посредством проведения реформ. В  истории страны были моменты, когда  либералы могли оказывать достаточно сильное влияние на правящую элиту  и на каком-то отрезке времени  определять внутреннюю политику страны. Смысл проводимых в таких условиях реформ в наиболее общем виде заключался в попытках дать импульс обществу для его движения из промежуточного состояния к либеральной цивилизации, в конечном итоге превратить Россию в либеральную страну с массовой либеральной почвой.

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РОССИЙКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА

Русский либерализм прошел три волны, три этапа в своем историческом развитии. Каждый из них имел свои особенности.

Первый этап — «правительственный»  либерализм, инициируемый «сверху» —  охватывал периоды правления  Екатерины II и Александра I: по содержанию являлся либерально-просветительским, уповал на просвещенную ограниченную монархию (конституционные проекты  М. М. Сперанского), вызвал оппозиционное самодержавию движение декабристов.

Второй этап (волна) — либерализм постреформенного периода, т. е. «охранительный», или консервативный либерализм, — своими политико-социологическими и философскими теориями (концептуальные основы — К. Д. Кавелин, систематическая разработка — Б. Н. Чичерин, П. Б. Струве). Он повлиял на мировоззрение С. Л. Франка, С. Н. Булгакова в традиции либерального консерватизма. Он вызвал земское, а с начала 90-х годов — буржуазное либеральное движение.

Третий этап — «новый» либерализм начала века (до Октября 1917 г.), т. е. социальный либерализм, провозгласивший необходимость  обеспечения каждому гражданину «право на достойное человеческое существование». Он дал толчёк новому осмыслению проблем правового государства и «правового социализма» в обстановке идейной борьбы как с представителями консервативных, так и леворадикальных сил (Н. И. Кареев, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковскнй, С. И. Гессен, М. М. Ковалевский, П. Н. Милюков, Л. А. Петражицкий, С. А. Муромцев и др.), подготовил, наряду со вторым направлением, образование либеральной партии кадетов, а впоследствии — ее раскол. Условно политико-социологическое и философско-правовое содержание идей либерализма первой волны можно охарактеризовать как официальный вариант. Второй волны — как более «правый» по сравнению с классическим либерализмом (синтез идей и ценностей либерализма и консерватизма), а третьей волны — как более «левый» вариант (синтез классического либерализма и некоторых социалистических и социал-демократических идей) по сравнению с «чистым» экономическим и политическим либерализмом.

Каждое из трех направлений русского либерализма имело свои особенности  и отличия от западноевропейского  либерализма, свою логику развития, обусловленную  политической историей России и отечественной  политико-философской мысли. Представители  каждого этапа имели различные  философско-теоретические основания  своих концепций и свое видение  общественного и политического  идеалов, статуса личности и социально-политических институтов, способов преобразования общества, связанных с тенденцией реформирования и эволюционной социальной методологией. Наивысшее развитие русского либерализма приходится на период 60—80-х  годов прошлого века и на начало XX в., т. е. охватывает второй и третий этапы, когда оформляются его  собственные концептуальные основы. Именно тогда крупнейшие представители  либерального консерватизма и «нового» либерализма разработали наиболее интересные, значимые и оригинальные политико-правовые идеи, вписывающиеся  в общую картину классического  либерализма и обогащающие его  основные идеи.

В статье «Различные виды либерализма» Б. Н. Чичерин предложил первую в  истории отечественной политической мысли «классификацию», типологию  русского либерализма, обозначил «главные его направления, которые выражаются в общественном мнении», выделив  три его вида и дав им социально-политическую характеристику, весьма актуальную и  сегодня:

  1. «уличный», или либерализм толпы, склонной к политическим скандалам, для которого характерно отсутствие терпимости и уважения к чужому мнению и самолюбование собственным «волнением» — «извращение, а не проявление свободы»;
  2. «оппозиционный» либерализм, сопутствующий любым реформаторским начинаниям, систематически обличающий власть как в действительных, так и в мнимых ошибках, «наслаждающийся самим блеском своего оппозиционного положения», критикующий ради критики («отменить, уничтожить — вся его система») и понимающий свободу с «чисто отрицательной стороны»;
  3. «охранительный» либерализм, несущий позитивный смысл и ориентированный на реформы с учетом всех социальных слоев, их взаимных уступок и компромиссов в реализации своих интересов, с опорой на сильную власть, в соответствии с естественным ходом исторического развития;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. СУЩНОСТЬ ОХРАНИТЕЛЬНОГО ЛИБЕРАЛИЗМА

 

Охранительный либерализм состоит в примирении начала свободы с началом власти и закона. В политической жизни лозунг его: либеральные меры и сильная власть, — либеральные меры, обеспечивающие права граждан — сильная власть, блюстительница государственного единства, охраняющая порядок, строго надзирающая за исполнением закона,разумная сила, которая сумеет отстоять общественные интересы против напора анархических стихий и против воплей реакционных партий».

Исходными для концепции консервативного  либерализма Б. Н. Чичерина являются его анализ соотношения категорий  свободы, власти и закона, поиск «гармонического  соглашения духовных основ общества»  — свободно-разумной личности и  «общественных взаимодействий»  четырех основных союзов человеческого  общежития: семейства, гражданского общества, церкви и государства. По мнению Б. Н. Чичерина, личность есть определяющее начало всех общественных отношений. Сущность человека— это его свобода. Двумя сторонами свободы являются нравственность (внутренняя свобода, т. е. совесть как самое «свободное, что существует в мире») и право (внешняя свобода). Свобода воли не существует без нравственного закона.

Закон и свобода, в свою очередь, противоположны: где нет свободы, там нет субъективного права, а где нет закона, там нет  объективного права. Личная свобода, ограниченная свободой других, подчиняется гражданскому закону и повинуется власти, поэтому  «власть и свобода... также нераздельны, как нераздельны свобода и  нравственный закон». Власть призвана охранять закон и сдерживать свободу, а право «есть свобода, определенная законом», правом определяется свобода  внешняя. Государство же есть высшая форма общежития — союз, господствующий над всеми другими союзами, ибо  все элементы человеческого общежития  сочетаются в государстве, как в  союзе.

С позиции высшей ступени развития либерализма—«охранительного» или консервативного — всякий гражданин, не преклоняясь безусловно перед властью, во имя собственной свободы обязан уважать существо самой государственной власти. Для философии права и социологии «охранительного» либерализма Б. Н. Чичерина, основанных на триединстве главных начал общежития — свободы, власти и закона, их гармоническое соглашение предполагает общественное единство. Лучше всего это достигается при такой «смешанной» форме правления, как конституционная монархия— политический идеал Чичерина, предпочтение которому он отдавал потому, что:

  1. монарх, являясь представителем интересов целого (общества), стоит выше «горизонтальных» и «вертикальных» разделений — сословных и партийных; он есть «примиритель» противоположных элементов: народа и дворянства. Монарх представляет начало власти, аристократическое собрание — начало закона, «чувства права, свободы и человеческого достоинства», а представители народа — начало свободы;
  2. монархическая власть играла огромную роль в истории России, и «еще в течение столетий она останется высшим символом ее единства, знаменем для народа».

В «охранительном» либерализме  Б. Н. Чичерина духовные основы (в лице свободно-разумной личности) соединяются  с общественными взаимодействиями, которые регулируются правом. Б. Н. Чичерин  выявил сущность либерального консерватизма: «. . .принцип личной свободы и  прав человека в обществе может быть осуществлен лишь при условии  ограничения «внутренне» (духовно-нравственно и религиозно) и „внешне» (правом, законом, сильной властью)».

История либерализма в России на примере одного из вариантов его  национальных модификаций — «охранительного» либерализма Б. Н. Чичерина и либерального консерватизма П. Б. Струве, С. Л. Франка и др. — подтверждает закономерность: чем больше либерализм был связан с национальным самоопределением и внутриполитическими проблемами «догоняющего типа развития», с процессами модернизации, тем больше он «пропитывался» идеями консерватизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Либерализм в России - явление относительно молодое, хотя и имеющее уже ряд специфических  оригинальных черт. Слово "либерал" испокон веков воспринималось в  России с известной долей пренебрежения, недоверия в силу не только отсутствия в нем требуемого радикализма, так  полюбившегося в России, но и нерешительности  практических действий и шагов либералов, оказавшихся в России у власти в начале XX столетия.

Вместе с тем уже  первое изучение деятельности российских либералов показывает, что в их словах и действиях очень много  полезного и для сегодняшнего дня.

Каковы же перспективы и судьбы, каково содержание нового типа сегодняшней волны либерализма в нашем современном постперестроечном обществе? Каковы шансы современного российского либерализма? Это покажет время, но пока теоретические прогнозы о возможности утверждения либерализма в России различны. В ходе проведения в 1994 г. коллоквиума «Современная социальная концепция: либеральное видение» был представлен следующий спектр основных мнений о возможностях либерализма в современной России:

  1. происходит «реанимация» предреволюционного либерализма эмигрантов, отстаивавших идеи классического либерализма на почве русской интеллектуальной традиции, а именно — ценности духовных начал нации, государства, права и свободы индивида;
  2. осваивается «гуманитарная идеологическая помощь» Запада—«внедрение» либерализма в России сугубо через рынок;
  3. изобретается что-то новое, подходящее к современным российским условиям; в частности, проблема либерализма для России — это проблема синтеза либерализма и демократии.

Внедрение идей и ценностей западного  либерализма в Россию, очевидно, невозможно. В условиях кризиса ценностей, раскола либерально-демократического движения, отсутствия сильного умеренного центра, реформированности среднего класса, зрелых политических партий с устойчивой массовой социальной базой, цивилизованного рынка, отсутствия укоренившейся традиции автономии личности радикальный либерализм оборачивается практикой внедрения «дикого рынка», «диких партий», разрушающих культуру и нравственность, что приводит к резкой поляризации социального расслоения общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Медушевская Н.Ф. Идеи либерализма на русской почве: история и современность // "История государства и права", 2007, N 9.
  2. Шелохаев В. «Социальный комфорт личностей» Либеральное реформаторство в зеркале национального интереса. // Родина. – 2006. – №10 – с. 2 – 4.
  3. Новикова Л., Сиземская И. Либеральные традиции в культурно-историческом опыте России // Свободная мысль. 1993. № 15;
  4. Замалеев А. Ф., Осипов И. Д. Русская политология: обзор основных направлений. СПб., 1994. Гл. 5
  5. Чичерин Б. Н. Несколько современных вопросов. М., 1862. С. 189—197, 199—200.

1 Медушевская Н.Ф. Идеи либерализма на русской почве: история и современность // "История государства и права", 2007

 


Информация о работе Особенности российского либерализма. Охранительный либерализм Б.Н.Чичерина