Отрасль права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:56, реферат

Описание

Цель работы - раccмотреть общую характеристику оcновных отраcлей права.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу, используемую в работе.
2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, cиcтематизировать знания o общей характеристике отраcлей права.
3. Рассмотреть cущность и cпецифику характериcтик основных отраслей Российского права.
4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе научные подходы к данной проблеме.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характериcтика отраcлей права……………………………....5
1.1. Определение отраcли права и критерии выделения отраcлей ………..5
1.2. Оcновные cвязи между отраcлями права Роccийской Федерации…...11
Глава 2. Характериcтика оcновных отраcлей Роccийcкого права…………..15
2.1. Гражданское право как отраcль Роccийcкого права…………………….15
2.2. Админиcтративное право как отраcль Роccийcкого права……………..19
Заключение……………………………………………………………………..26
Cпиcок иcпользуемой литературы……………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

право реферат.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

Во-вторых, установленные Конституцией Российской Федерации права, свободы и обязанности граждан, их объединений, компетенция государственных органов и должностных лиц составляют ядро, исходное начало отраслевого статуса субъектов права.

Конституционные права, свободы и обязанности личности определяют меру ее свободы во всех сферах общества - политике, экономике, культуре, и тем самым закрепляют юридическое положение граждан в соответствующих отраслях права. Правовой статус граждан в трудовом, семейном, гражданском, административном и других отраслях права соответствует провозглашенным и гарантированным Конституцией РФ правам на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, праву быть собственником имущества и заниматься предпринимательской деятельностью, праву защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону.

Компетенция органов законодательной власти, управления и правосудия, закрепленная Конституцией Российской Федерации, выступает основой их правового статуса в области административного, финансового, земельного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права и других его отраслей, обеспечивает единство и согласованность правового положения этих органов в конкретных отраслях права.

Таким образом, связь государственного права с остальными компонентами системы права состоит в том, что конституционные нормы как бы пронизывают все отрасли права и тем самым обеспечивают их согласованность и единство по всем общим, принципиальным вопросам правового регулирования. Более того, Конституция РФ содержит и действенные механизмы разрешения коллизий между конституционными и отраслевыми нормами. Все законы и иные нормативные акты государственных органов Российской Федерации могут издаваться только на основе и в соответствии с Конституцией. Акты, противоречащие Конституции, подлежат отмене Конституционным судом.

2. Имеется тесная устойчивая связь между отраслями публичного и частного  права, которую впервые обосновал древнеримский юрист Ульпиан (170-228 гг.). По его мнению, публичным правом является все то, что относится к положению государства. В частное право входит все то, что составляет пользу отдельных лиц.

В современной юридической литературе к публичному праву относят государственное, административное, финансовое, земельное природоохранительное, уголовное, уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное право. Систему частного права составляют гражданское, семейное и трудовое право.

Критерий различения публичного и частного права видится в том, что публичное право регулирует отношения государства его органов с гражданами и иными субъектами права. При этом государственные органы выступают в качестве носителей государственно-властных (публичных) полномочий, реализация которых осуществляется в интересах и во благо общества, государства, тех или иных социальных слоев, групп. 

Гражданин выступает равноправным субъектом публичных отношений в процессе формирования представительных органов власти, в ходе референдума, участвуя в иных формах проявления непосредственной демократии. В остальных правоотношениях, а их большинство, он занимает подчиненное, зависимое положение.

Государственные органы могут предписывать определенные варианты поведения гражданам и иным субъектам права, требовать от них неукоснительного исполнения и соблюдения действующего законодательства, применять к нарушителям меры государственного принуждения, выносить решения о признании тех или иных субъективных прав граждан. Гражданин вправе обжаловать решения, принимаемые государственными органами, если они вступили в законную силу, то ему не остается ничего иного, как подчиниться и выполнить такие решения.

В сфере частного права безраздельно господствуют законные личные интересы граждан, их объединений. Государство и его органы могут также выступать субъектами гражданско-правовых трудовых, сельскохозяйственных отношений. Однако в этом случае государственные органы, равно как и государство, не имеют никаких преимуществ перед остальными субъектами, выступая в качестве юридического лица, имеющего те же права и обязанности, что и иные участники правоотношений. Все отношения в сфере частного права строятся на принципах равноправия субъектов права, возникают, изменяются и прекращаются по их свободному волеизъявлению. Любые, в том числе и государственно-правовые формы принуждения к вступлению в правоотношения, ограничению правоспособности и дееспособности граждан запрещаются законом под угрозой наступления уголовной, административно-правовой и иной юридической ответственности.

Таким образом, различение публичного и частного права является необходимой предпосылкой для установления пределов вторжения государственных интересов в сферу частного права, личных имущественных и иных интересов, для установления надежных способов защиты прав и законных интересов граждан и их объединений. Примат публичного права над интересами граждан, который бытовал в теории социалистического права, на практике привел к неправомерному сужению частного права и грубейшему нарушению прав личности в области гражданского и трудового права, к подмене гражданско-правовых способов защиты субъективных прав административно-правовыми мерами.

3. Система права состоит из материальных и процессуальных отраслей права. К первой группе относятся государственное, административное, финансовое, гражданское, трудовое и иные отрасли права. Процессуальные отрасли: уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право. Эти отрасли устанавливают порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел.

 

Глава 2. Характеристика основных отраслей Российского права

2.1.           Гражданское право как отрасль Российского права

В последнее время в юридической литературе помимо традиционного на отрасли право в целом подразделяют на ветви. В соответствии с этим делением система права состоит из трех уровней: конституционного права, основных ветвей права (гражданское, трудовое, административное, налоговое, уголовное, процессуальное), правовых образований, функционирующих в отдельных сферах. Гражданское право относят к основным ветвям права в соответствии с определенными критериями (широта предмета, отдельный, характерный для гражданского права вид правоотношения, особенный метод).

Гражданское право как отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Вместе с тем некоторые структурные подразделе­ния гражданского права могут в различные исторические периоды развития нашего общества выделяться из гражданского права и образовывать само­стоятельные отрасли права, если в них начинают преобладать публич­но-правовые начала.

Под системой гражданского права понимается внутренне согласованная структура и состав правовых институтов и норм в их определенной последовательности. Все гражданско-правовые нормы, составляющие систему гражданского права, можно условно разделить на общую и особенную части. В общую часть входят положения, которые имеют значение для всех норм гражданского права. В частности в нее входят положения о предмете гражданского права, о возникновении осуществлении и защите гражданских прав, субъектах и объектах гражданских прав, о главном основании возникновения гражданских прав - сделках о сроках и т.д. Все остальные нормы можно отнести к особенной части.

Помимо деления на общую и особенную части все гражданско-правовые нормы делятся на подотрасли права, под которыми понимаются совокупности однородных и предметно-взаимосвязанных гражданско-правовых норм, имеющих свой подотраслевой предмет и метод правового регулирования. В настоящее время выделяют следующие подотрасли права: право собственности и иные вещные права; обязательственное право (в свою очередь обязательственное право можно условно разделить на договорное и деликтное право, которые имеют свою собственную общую часть) право на результаты интеллектуальней деятельности(право интеллектуальной собственности; личные неимущественные прав; наследственное право.

Как и любая отрасль, гражданское право состоит из правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения. Предмет гражданского права также составляют общественные отношения. Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, необычайно широк.

Гражданское право имеет дело с имущественными отношениями. Под имущественными обычно понимают такие общественные отношения, которые возникают по поводу различного рода материальных благ, т.е. вещей, работ, услуг и иного имущества в широком смысле этого слова.

Предмет имущественных отношений, регулируемых граждан­ским правом, обычно выражается в денежной форме и имеет возмездный характер. Однако возможны ситуации, когда граждан­ским правом регулируются и безвозмездные отношения (например, дарение).

Другой составляющей частью предмета гражданского права в соответствии со ст. 2 ГК являются личные неимущественные отношения. Из самого названия вытекает, что личные неимущественные отношения обладают, по крайней мере, двумя признаками. Во-первых, указанные отношения возникают по поводу неимущественных (духовных) благ, таких как честь, достоинство, деловая репутация, имя гражданина, наименование юридического лица, авторское произведение, изобретение, промышленный образец и т.п. Во-вторых, личные неимущественные отношения неразрывно связаны с личностью участвующих в них лиц. В-третьих, в этих отношениях проявляется индивидуальность отдельных граждан или организаций.

Гражданско-правовой метод регулирования обладает рядом специфических особенностей:

Первая особенность связана с положением субъектов граждан­ского права. Экономический оборот предполагает юридическое равенство его участников. Юридическое равенство сторон в гражданском праве означает, что ни одна из сторон в гражданском правоотношении не может предопределить поведение другой стороны только в силу занимаемого ею в правоотношении положения. Это не означа­ет, что стороны конкретного отношения наделены равными права­ми. Напротив, одной стороне могут принадлежать только права, а другая может быть наделена только обязанностями. Но возникнове­ние правоотношения и его содержание в равной мере зависят от обеих сторон.

Вторая особенность метода правового регулирования граждан­ских отношений заключается в автономии воли их участников, озна­чающей возможность самостоятельно и свободно проявлять и фор­мировать свою волю. Как уже отмечалось, в большинстве случаев отноше­ния между участниками гражданского оборота возникают в силу их соглашения. При этом сторонам предоставлено право определять характер взаимоотношений между ними полностью или в определен­ной мере по своему усмотрению. Они имеют также возможность выбора между несколькими вариантами поведения.

Третья особенность состоит в том, что защита нарушенных граж­данских прав, если они добровольно не восстанавливаются другой стороной, осуществляется в основном в судебном порядке путем обращения потерпевшего в суды общей юрисдикции, арбитражный суд или из­бранный сторонами третейский суд.

Четвертой особенностью является то, что ответственность за на­рушение гражданских прав носит имущественный характер и заклю­чается в обязанности возместить причиненные нарушением убытки или компенсировать причиненный вред. При этом воздействие ока­зывается не столько на личность правонарушителя, сколько на его имущественную сферу.

Таким образом, гражданское право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих на началах юридического равенства сторон имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.           Административное право как отрасль Российского права

Административное право - отрасль правовой системы Российской Федерации, регулирующая общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права.

Система административного права - это совокупность правовых норм административного права, объединенных в правовые институты. Нормы административного права, в зависимости от содержания регулируемых ими отношений, подразделяются на нормы, регулирующие сущность и основные институты административного права - это нормы общей части; нормы, регулирующие общественные отношения в той или иной сфере или отрасли управления (в экономике, природоохранной деятельности, образовании и т.д.), - это нормы особенной части. Некоторые ученые-административисты выделяют и третью часть в системе административного права – нормы, регулирующие отношения в сфере административно-юрисдикционной деятельности, связанные с привлечением к административной ответственности.

Каждая часть включает в себя несколько административно-правовых институтов.

В состав общей части административного права входят следующие административно-правовые институты, т.е. группы норм, регулирующие однородные общественные отношения:

1) закрепляющие принципы государственного управления;

2) регулирующие административно-правовой статус граждан (физических лиц);

3) определяющие порядок организации и административно-правовой статус органов исполнительной власти, государственного управления, а также иных субъектов управления;

4) регулирующие государственную службу и определяющие правовой статус государственных и муниципальных служащих;

Информация о работе Отрасль права