Отрасль права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:56, реферат

Описание

Цель работы - раccмотреть общую характеристику оcновных отраcлей права.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу, используемую в работе.
2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, cиcтематизировать знания o общей характеристике отраcлей права.
3. Рассмотреть cущность и cпецифику характериcтик основных отраслей Российского права.
4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе научные подходы к данной проблеме.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характериcтика отраcлей права……………………………....5
1.1. Определение отраcли права и критерии выделения отраcлей ………..5
1.2. Оcновные cвязи между отраcлями права Роccийской Федерации…...11
Глава 2. Характериcтика оcновных отраcлей Роccийcкого права…………..15
2.1. Гражданское право как отраcль Роccийcкого права…………………….15
2.2. Админиcтративное право как отраcль Роccийcкого права……………..19
Заключение……………………………………………………………………..26
Cпиcок иcпользуемой литературы……………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

право реферат.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

5) упорядочивающие административно-правовые статусы негосударственных объединений, их служащих и представителей;

6) определяющие формы и методы государственного управления, среди которых большую группу составляют нормы, регламентирующие порядок принятия актов управления и совершения иных процессуальных действий, т.е. административно-процессуальные нормы, а также нормы, регулирующие применение методов управления;

7) обеспечивающие законность управления.

Нормы второй, особенной части административного права, подразделяются на следующие основные группы (институты), регулирующие управление в сферах:

1) хозяйственно-экономической;

2) административно-политической, обеспечивающей безопасность граждан, общества и государства;

3) социально-культурной деятельности государства.

В рамках перечисленных групп (институтов) выделяются нормы административного права, регулирующие управление отдельными отраслями (транспортом, здравоохранением, образованием, обороной и т.д.) и межотраслевыми сферами (учетом и статистикой, стандартизацией, естественными монополиями и т.д.).

Третью часть отрасли административного права составляют нормы, регулирующие административно-юрисдикционную деятельность. Эти нормы содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Они определяют составы административных правонарушений и ответственность за их совершение; устанавливают органы и круг должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; регламентируют производство по делам об административных правонарушениях и порядок исполнения постановлений о наложении административных наказаний.

Из вышеизложенного следует, что административное право – одна из самых крупных и сложных отраслей российского права. Это обусловлено ее предметом и широким кругом управленческих отношений.

Предмет административного права - общественные отношения, возникающие, как правило, на основе власти и подчинения, в рамках управленческой деятельности между субъектами исполнительной власти, с одной стороны, а с другой стороны, ими же или гражданами, государственными (негосударственными) предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, профсоюзами и другими субъектами права. Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. Так, в зависимости от особенностей участников выделяются следующие наиболее типичные их виды:

1) междусоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы);

2) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрация двух областей);

3) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;

4) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т. п.);

5) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

6) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т. п.);

7) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

8) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Административное право, осуществляя регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников. Это - методы правового регулирования общественных отношений. Вместе с предметом они дают наиболее емкую характеристику любой отрасли российского права, включая и административное право.

Метод административного права - совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников составляющих механизм правового регулирования административного права - дозволение, запрет, предписание.

Любая отрасль российского права использует в качестве методов правового регулирования три юридические возможности: предписание, дозволение, запрет. Они в своей совокупности составляют содержание средств правового воздействия на общественные отношения. Различие между отраслями права, помимо их предмета, можно провести и по методу правового регулирования (соотношению методов). Так, для уголовного права наиболее характерны запреты, для гражданского - дозволения, для административного - предписания и т.д. Другие правовые средства используются указанными отраслями в меньшем объеме.

Особенностями административно-правового регулирования управленческих общественных отношений является следующее:

Во-первых, для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т.е. предписания. Свое непосредственное выражение они находят в том, что одной стороне регулируемых отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне, последняя обязана подчиниться предписаниям, исходящим от носителя распорядительных прав. Такого рода полномочия не могут находиться в распоряжении обеих сторон; иное превратило бы их в равноправных субъектов.

Во-вторых, как следствие первого, административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников отношения. Это волеизъявление юридически властно, а потому ему принадлежит решающее значение. Следовательно, волеизъявление одной стороны неравнозначно волеизъявлению другой. Объясняется это, прежде всего тем, что юридически властные предписания отнесены к компетенции соответствующих субъектов исполнительной власти.

В-третьих, в конкретных управленческих отношениях, регулируемых административным правом, наиболее типичное выражение находит следующая взаимосвязь между управляющими и управляемыми: либо у управляющей стороны есть такие юридически властные полномочия, каковыми не обладает управляемая сторона (например, гражданин), либо объем таких полномочий у управляющей стороны больше, чем у управляемой (например, у нижестоящего органа исполнительной власти).

В-четвертых, властность и односторонность, как наиболее существенные признаки административно-правового регулирования, не исключают использование в необходимых случаях дозволительных средств, в результате которых могут возникать управленческие отношения равенства участников регулируемых управленческих отношений, т.е. их волеизъявлений. Но использование дозволений также предписывается административно-правовыми нормами (например, в виде соответствующих разрешений).

Таким образом, суть методов административно-правового регулирования управленческих общественных отношений может быть сведена к следующему:

1) установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридических последствий, на достижение которых ориентирует норма;

2) запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направление жалоб граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы;

3) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это - «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания), либо освобождения его от ответственности;

4) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав.

Таковы отличительные особенности административно-правового регулирования управленческих общественных отношений, нередко характеризуемые в качестве властеотношений. За подобным их обозначением скрыто то, что во всех вариантах регулирующего воздействия административное право проявляет себя властно, независимо от конкретной формы выражения властности (предписание, запрет, дозволение или разрешение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе  раскрыто понятие  - отрасль права, а также исследованы критерии, по которым отрасли принято отделять друг от друга. Также подробно рассмотрены основные связи между отраслями права Российской Федерации.

В ходе изучения данной тематики я пришла к выводу, что разделения права на отрасли было вызвано историческими предпосылками развития общества и усложнения общественных отношений. В современных условиях невозможно представить себе человека, который был бы одинаково хорошо осведомлён во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Поэтому и специалистам, которые занимаются разрешением споров и конфликтов тоже важно определить область своей специализации. И, соответственно, разделение права на отрасли является необходимым, и по мере дальнейшей дифференциации и усложнения общественных отношений в отраслях будут появляться всё новые и новые подотрасли, а в дальнейшем и более мелкие «элементарные единицы» права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Основы государства и права: Учебник для ВУЗов / Марченко М. Н., Дерябина Е. М.  — М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2010. – 360 с.

2.      Лазарев В. В., Липень С. В.Теория государства и права: Хрестоматия. В 2-х т. - М.: Юристъ, 2010.

3.      Попов Л.Л., Теория государства и права: Учебник для ВУЗов / Попов Л.Л. — М.: Издательство Юрайт, 2009. – 467 с.

4.      Алексий П.В., Петров И.В. Семейное право: учебник для студентов вузов. 3-е издание. М.," Юнти-Дана", Закон и право. 2008г. - 31 стр.

5.      Медков В.М. Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия».     Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010г. - 448 стр.

6.      Основы права: Учебн. пособие для высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. В.В. Ла­зарева. — 5-е изд., перераб. и доп. — М: Юристъ, 2010 — 448 с.

7.      Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права:    Учебник для      вузов / Кашанина Т. В., Кашанин А. В.— 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство НОРМА, 2009. — 784 с.

 

2

 



Информация о работе Отрасль права