Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 00:32, реферат
В различных политических системах, существовавших в истории, люди организовывались в целях защиты своих особых интересов и навязывания своей воли в качестве господствующей. В этом смысле политические партии существовали уже в эпоху античности, а также в средневековой Европе и в эпоху Возрождения.
Введение
1. Политические партии, понятия, функции, типология.
2. Типология партийных систем
3. Особенности становления многопартийности системы в России конца XX века
4. Роль СМИ в политической системе
Заключение
Список литературы
Кадровые партии возникали тогда, когда избирательное право ещё было ограниченным. В тогдашнем замкнутом политическом пространстве кадровые партии являлись средством выражением политических интересов господствующих классов, прежде всего буржуазии. Их задачей была победа на выборах, поэтому они стремились не к увеличению своих рядов, а к объединению элит, которые могли бы влиять на избирателей. Основной структурный элемент кадровых партий – комитет. Комитет создаётся по территориальному принципу, и численность его, как правило, невелика. Он имеет постоянный состав активистов, обновляющийся в случае необходимости путём кооптации (лат. Cooptatio – дополнительное избрание, довыборы) и не стремящийся к расширению своих рядов. Комитеты представляют собой сплочённые, авторитетные группы, обладающие навыками работы среди населения. Их основное назначение – проведение и организация предвыборных компаний. Члены комитета подбирают кандидатов для выборов в органы власти, изучают общественное мнение, симпатии и интересы избирателей, их ожидания и требования, помогают лидерам в формировании предвыборных программ. Обычно деятельность комитетов имеет «сезонный характер: резко активизируется в преддверии и ходе избирательной кампании в парламент или местные органы власти и затухает после её окончания. Комитеты автономны и слабо связаны между собой. Вся их деятельность концентрируется вокруг кандидата на выборный пост».
Кадровую партию идеологические вопросы волнуют по стольку, поскольку они могут помочь её кандидатам. В партиях, построенных на таких первичных организациях, отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов, что дало основание М. Дюверже назвать их кадровыми. Деятельность партии осуществляется на основе добровольных пожертвований, доходов от продажи партийных изданий.Большинство кадровых партий составляет европейские либеральные и консервативные партии.
Массовые партии возникают с ведением всеобщего избирательного права. Это партии нового типа, имеющие массовый характер, ориентированные на политическое воспитание масс и формирование элит из народа. Первичные организации партии строятся как по территориальному, так и по производственному принципу, но в отличие от комитетов являются открытыми для новых членов. Более того, первичные организации массовых партий заинтересованы в пополнении своих рядов. Это связано с тем, что сама партия существует за счёт членских взносов.
Увеличение числа членов партии, необходимость заниматься финансовыми вопросами привели к формированию в структуре этих партий соответствующих органов, стремящихся к распространению влияния партий и ведущих учёт и контроль за расходованием финансовых средств. Возникает сложная иерархическая структура подчинения первичных организаций и громоздкая система управления. Партийная дисциплина, призванная укреплять единство партии, распространяется не только на рядовых членов, но и на парламентариев. М. Дюверже выделил три типа массовых партий: социалистический, коммунистический и фашистский.
Происшедшие изменения в экономической, социальной и культурной сферах западных обществ послужили основанием дополнить классификацию М. Дюверже новым типом партий – партии избирателей. Партии избирателей стремятся выражать общенациональные интересы, не связанные с какой -то идеологией, они отстаивают идеи солидарности, согласия и прогресса. Подобная тенденция присуща европейским социал-демократическим партиям, республиканской партии США и т.д.
3. Особенности становления многопартийности системы в России конца XX века
Многопартийность
- это результат длительного
Многопартийность
- необходимое состояние
Двухпартийность
может в некоторых странах
оказаться достаточно устойчивой системой.
Такая партийная система
Трехпартийность - система, при которой функционируют и имеют заметное влияние в стране три политические партии. Чаще всего, однако, две партии являются основными, а третья выполняет роль вспомогательного союзника для той или другой основной партии. Например, в Германии христианско-демократический союз соперничает за власть с социал-демократической партией, попеременно пользуясь поддержкой партии свободных демократов.
Четырехпартийная
система сложилась в странах,
где общество расколото на два
лагеря - правых и левых. Во Франции
коммунисты и социалисты представляют
левых, демократы и республиканцы
- правых. Такое распределение
В
последнее время появились
В отличие от западных стран, где длительное время существовала и укреплялась демократическая традиция многопартийности, в России политические партии возникают только на рубеже XIX и начала ХХ вв. Это было вызвано рядом обстоятельств: господством централизованной абсолютной самодержавной власти, не дававшей возможности для эволюции политических структур вне рамок этой власти; отсутствием политических свобод и гражданских прав личности, связанных с господством крепостничества и его социально-политических последствий; слабостью российской либерально-демократической традиции и др.
Прообразами
партий в России стали кружки 20-30-х
годов XIX в., где изучались и
Период наибольшей интенсивности в образовании российских партий совпадает с подъемом революционного движения в 1905 г. Начало этому процессу открыл царский манифест 17 октября, дарований политические свободы, в том числе свободу создания организаций и политических партий. В политической жизни России в первой четверти ХХ в. в разные периоды функционировало 87 партий (в ряде научных исследований можно встретить и другие данные, все зависит от того, каковы критерии выделения тех или иных признаков политической партии).
В
середине 20-х годов ХХ века в результате
Великой Октябрьской
Решения
руководящего аппарата партии H~ контролировались
снизу со стороны рядовых коммунистов.
Партийное руководство
Задуманная
и созданная как политический
авангард рабочего класса, трудового
народа, коммунистическая партия со второй
половины 20-х годов превратилась
в политическую организацию, обслуживавшую
социально-экономические и
В
августе 1991 года КПСС как часть административно-
Демократические процессы, набиравшие силу после 1985 г., привели к демонополизации политического руководства КПСС, к возникновению в конце 80-х годов многопартийной политической структуры как одного из ведущих признаков обновления общественно-политической жизни. К концу 80-х началу 90-х годов стране сложился сложный, противоречивый спектр политических партий и движений. Многопартийная система в обществе еще не приобрела достаточно организационных идейно очерченных форм, многие партии находятся в стадии становления, оформления: идет разработка и уточнение программно-уставных документов, формирование организационных структур.
Первоначальный
процесс движения к многопартийности
начался с образования
В
1990 году на базе неформальных объединений
начали формироваться политические
партии: Демократическая партия (ДП
СССР), Союз конституционных демократов
(СКД), Социалистическая партия, Христианско-демократический
Союз России (ХДСР), Социалистическая партия,
Социал-демократическая партия Российской
Федерации, конституционно-
4. Роль СМИ в политической системе
Специфические российские проблемы в сфере деятельности СМИ связаны с переходом от одной советской модели прессы к принципиально иной, основанной на отмене прямой цензуры и рыночных отношений. Первоначальная эйфория, связанная со сменой модели прессы, получением СМИ свободы довольно быстро сменилось пониманием сложности этого перехода, трезвой оценкой того кризисного состояния, в котором очутилась пресса к середине 90-х годов.
Особые
причины кризиса (помимо объективных,
связанных с общей
Выработка
механизмов, которые реально сделали
бы СМИ зависимыми от тех, кто их
читает, слушает и смотрит должна
была бы составлять основной приоритет
законодательной и