Партии в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 00:32, реферат

Описание

В различных политических системах, существовавших в истории, люди организовывались в целях защиты своих особых интересов и навязывания своей воли в качестве господствующей. В этом смысле политические партии существовали уже в эпоху античности, а также в средневековой Европе и в эпоху Возрождения.

Содержание

Введение
1. Политические партии, понятия, функции, типология.
2. Типология партийных систем
3. Особенности становления многопартийности системы в России конца XX века
4. Роль СМИ в политической системе
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Партии в политической системе общества.docx

— 45.69 Кб (Скачать документ)

       Кадровые  партии возникали тогда, когда избирательное  право ещё было ограниченным. В тогдашнем замкнутом политическом пространстве кадровые партии являлись средством выражением политических интересов господствующих классов, прежде всего буржуазии. Их задачей была победа на выборах, поэтому они стремились не к увеличению своих рядов, а к объединению элит, которые могли бы влиять на избирателей. Основной структурный элемент кадровых партий – комитет. Комитет создаётся по территориальному принципу, и численность его, как правило, невелика. Он имеет постоянный состав активистов, обновляющийся в случае необходимости путём кооптации (лат. Cooptatio – дополнительное избрание, довыборы) и не стремящийся к расширению своих рядов. Комитеты представляют собой сплочённые, авторитетные группы, обладающие навыками работы среди населения. Их основное назначение – проведение и организация предвыборных компаний.  Члены комитета подбирают кандидатов для выборов в органы власти, изучают общественное мнение, симпатии и интересы избирателей, их ожидания и требования, помогают лидерам в формировании предвыборных программ. Обычно деятельность комитетов имеет «сезонный характер: резко активизируется в преддверии и ходе  избирательной кампании в парламент или местные органы власти и затухает после её окончания. Комитеты автономны и слабо связаны между собой. Вся их деятельность концентрируется вокруг кандидата на выборный пост».

       Кадровую  партию идеологические вопросы волнуют  по стольку, поскольку они могут помочь её кандидатам. В партиях, построенных на таких первичных организациях, отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов, что дало основание М. Дюверже назвать их кадровыми. Деятельность партии осуществляется на основе добровольных пожертвований, доходов от продажи партийных изданий.Большинство кадровых партий составляет европейские либеральные и консервативные партии.

       Массовые  партии возникают с ведением всеобщего  избирательного права. Это партии нового типа, имеющие массовый характер, ориентированные  на политическое воспитание масс и  формирование элит из народа. Первичные  организации партии строятся как  по территориальному, так и по производственному принципу, но в отличие от комитетов являются открытыми для новых членов. Более того, первичные организации массовых партий заинтересованы в пополнении своих рядов. Это связано с тем, что сама партия существует за счёт членских взносов.

       Увеличение  числа членов партии, необходимость  заниматься финансовыми вопросами привели к формированию в структуре этих партий соответствующих органов, стремящихся к распространению влияния партий и ведущих учёт и контроль за расходованием финансовых средств. Возникает  сложная иерархическая структура подчинения первичных организаций и громоздкая система управления. Партийная дисциплина, призванная укреплять единство партии, распространяется не только на рядовых членов, но и на парламентариев. М. Дюверже выделил три типа массовых партий: социалистический, коммунистический и фашистский.

       Происшедшие изменения в экономической, социальной и культурной сферах западных обществ послужили основанием дополнить классификацию М. Дюверже новым типом партий – партии избирателей. Партии избирателей стремятся выражать общенациональные интересы, не связанные с какой -то идеологией, они отстаивают идеи солидарности, согласия и прогресса. Подобная тенденция присуща европейским социал-демократическим партиям, республиканской партии США и  т.д.

 

        3. Особенности становления многопартийности системы в России конца XX века

       Многопартийность - это результат длительного развития политических систем. Многопартийность имеет количественные и качественные параметры. Количественный параметр при  всей его значимости все же носит  формальный характер, поскольку множество  партий не является критерием демократизма, показателем развитости, эффективности  политической и партийной систем общества. Все небольшие партии не в состоянии конкурировать с  партиями, традиционно мощными по характеру, возможностям и средствам  демократического воздействия на массы (хотя небольшие партии стремятся  создать коалиционные Формы сотрудничества).

       Многопартийность - необходимое состояние демократического общества. Она позволяет преодолевать монополию одной партии на власть, внедрять в практику и сознание людей  альтернативность мышления и: действия.

       Двухпартийность может в некоторых странах  оказаться достаточно устойчивой системой. Такая партийная система существует в США. Относительная однородность политических концепций в США  обусловливает неопределенность размежевания американских политических партий и  устойчивость политической системы.

       Трехпартийность - система, при которой функционируют  и имеют заметное влияние в  стране три политические партии. Чаще всего, однако, две партии являются основными, а третья выполняет роль вспомогательного союзника для той  или другой основной партии. Например, в Германии христианско-демократический  союз соперничает за власть с социал-демократической  партией, попеременно пользуясь  поддержкой партии свободных демократов.

       Четырехпартийная  система сложилась в странах, где общество расколото на два  лагеря - правых и левых. Во Франции  коммунисты и социалисты представляют левых, демократы и республиканцы - правых. Такое распределение политических сил соответствует наиболее влиятельным  и устойчивым политическим симпатиям  населения. Во Франции не удались  попытки внедрить дополнительные партии, а также искусственно уменьшить  число партий. Точно также оказались  безрезультатными попытки и вообще вытеснить партии из общественной жизни.

       В последнее время появились утверждения  публицистов и политиков о  ненужности партий, на смену которым  якобы приходят «широкие социальные движения». Но конкретная политическая практика многих государств свидетельствует, что партия как политический институт себя не изжила. У нее есть реальные возможности самосовершенствоваться в качестве посредника между интересами различных социальных слоев и  политической системой общества.

       В отличие от западных стран, где длительное время существовала и укреплялась  демократическая традиция многопартийности, в России политические партии возникают  только на рубеже XIX и начала ХХ вв. Это  было вызвано рядом обстоятельств: господством централизованной абсолютной самодержавной власти, не дававшей возможности для эволюции политических структур вне рамок этой власти; отсутствием политических свобод и  гражданских прав личности, связанных  с господством крепостничества  и его социально-политических последствий; слабостью российской либерально-демократической  традиции и др.

       Прообразами партий в России стали кружки 20-30-х  годов XIX в., где изучались и пропагандировались передовые общественно-политические взгляды и идеи (тайные общества декабристов, кружки Станкевича, Петрашевского  и др.). В период после отмены крепостного  права появились кружки и общества «Земля и воля», «Народная воля», другие народнические организации, из которых при благоприятных  обстоятельствах могли оформиться реально политические партии. Только на рубеже веков в России появились  первые политические партии: в 1898 г. была создана РСДРП, в конце 1901 г. - партия социалистов-революционеров, в 1902 г. В Штутгарте - группа русского общества вокруг журнала «Освобождение». Особенностью формирования политических партий в России в этот период было их развитие в двух потоках - в условиях России это была, как правило, нелегальная деятельность, и в условиях зарубежья - легальная идейно-организационная и издательская деятельность.

       Период  наибольшей интенсивности в образовании  российских партий совпадает с подъемом революционного движения в 1905 г. Начало этому процессу открыл царский манифест 17 октября, дарований политические свободы, в том числе свободу создания организаций и политических партий. В политической жизни России в первой четверти ХХ в. в разные периоды функционировало 87 партий (в ряде научных исследований можно встретить и другие данные, все зависит от того, каковы критерии выделения тех или иных признаков политической партии).

       В середине 20-х годов ХХ века в результате Великой Октябрьской социалистической революции в стране начинает складываться тоталитарная система, которая ликвидировала  все политические организации, кроме  большевистских. В результате этого  процесса большевистская партия - КПСС постепенно перестала быть в собственном  смысле партией, все более вбирая в себя функции государства, других общественных организаций, приобретая монопольное право на решение  общественных задач. В результате на долгие годы в стране установился  режим партогосударственной системы.

       Решения руководящего аппарата партии H~ контролировались снизу со стороны рядовых коммунистов. Партийное руководство сосредоточило  в своем ведении социально-экономические, духовно-нравственные, даже семейно-бытовые, т. е. практически все общественные вопросы. Высшее и местное партийное  руководство присвоило себе монопольное  право не только на принятие решений  политическое (и любое иное) действие, но и на истину в последней инстанции. Все, что не совпадало с точкой зрения небольшой группы партийных  вождей (или вождя партии), не имело  права на существование, запрещалось  и изгонялось из жизни.

       Задуманная  и созданная как политический авангард рабочего класса, трудового  народа, коммунистическая партия со второй половины 20-х годов превратилась в политическую организацию, обслуживавшую  социально-экономические и политические карьеристские устремления ее функционеров. В основу теоретической и практической деятельности компартии была положена идеология, в которой вульгаризированный марксизм сочетался с мелкобуржуазными доктринами уравнительности, троцкистскими  тезисами о необходимости всеобщих внеэкономических и административно-командных  мер решения экономических и иных задач, с утопическими настроениями относительно скорого по срокам достижения высот коммунистического общества.

       В августе 1991 года КПСС как часть административно-командной  системы оказалась неспособной  к внутреннему реформированию и  сошла с политической сцены как  единое политическое целое образование, расколовшись на несколько мелких политических групп, не имеющих массовой поддержки  в народе (о некоторых из них  речь пойдет ниже).

       Демократические процессы, набиравшие силу после 1985 г., привели к демонополизации политического руководства КПСС, к возникновению в конце 80-х годов многопартийной политической структуры как одного из ведущих признаков обновления общественно-политической жизни. К концу 80-х началу 90-х годов стране сложился сложный, противоречивый спектр политических партий и движений. Многопартийная система в обществе еще не приобрела достаточно организационных идейно очерченных форм, многие партии находятся в стадии становления, оформления: идет разработка и уточнение программно-уставных документов, формирование организационных структур.

       Первоначальный  процесс движения к многопартийности начался с образования неформальных (в противовес формально-официальным  политическим структурам) организаций (См. подробнее: Неформальная Россия: О  неформальных политизированных движениях  и группах в РСФСР. - М., 1990; Громов А. В., Кузин О. С. Неформалы: кто есть кто? - М., 1990; Неформалы: кто они? Куда зовут? - М., 1990; Ольшанский Д. В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. - М., 1990). Неформальные организации включали различные народные фронты, клубы  и т. п. В них проходили острые политические дискуссии, формировались  идейные платформы в противовес официальной (формальной) идеологической доктрине.

       В 1990 году на базе неформальных объединений  начали формироваться политические партии: Демократическая партия (ДП СССР), Союз конституционных демократов (СКД), Социалистическая партия, Христианско-демократический  Союз России (ХДСР), Социалистическая партия, Социал-демократическая партия Российской Федерации, конституционно-демократическая  партия (Партия народной свободы), Демократический  союз. В настоящее время насчитывается  около 600 политических объединений  и организаций и этот процесс  продолжается. Конкретный анализ программных  документов и деятельности политических партий России заслуживает самостоятельного анализа.

 

        4. Роль СМИ в политической системе

       Специфические российские проблемы в сфере деятельности СМИ связаны с переходом от одной советской модели прессы к  принципиально иной, основанной на отмене прямой цензуры и рыночных отношений. Первоначальная эйфория, связанная  со сменой модели прессы, получением СМИ  свободы довольно быстро сменилось  пониманием сложности этого перехода, трезвой оценкой того кризисного состояния, в котором очутилась  пресса к середине 90-х годов.

       Особые  причины кризиса (помимо объективных, связанных с общей неблагоприятной  ситуацией в стране, объективными трудностями смены модели прессы) Союз журналистов видел в отсутствии у государства какой-либо внятной  политики в области СМИ, пробелы  в законодательстве, в особенности  «выпадения» СМИ из отношений  собственности в результате чего закон о СМИ плохо регулирует отношения и проблемы СМИ.

       Выработка механизмов, которые реально сделали  бы СМИ зависимыми от тех, кто их читает, слушает и смотрит должна была бы составлять основной приоритет  законодательной и законоприменительной деятельности. Но ничего похожего не наблюдается  и потому реальная конкуренция между  журналистами и их изданиями (компаниями) все больше подменяется состязанием  сенсаций, скандалов и компроматов. Мало того, отсутствие финансовой независимости  превращает СМИ из информационных источников в политическое оружие групп, кланов, элит и т. д., где отсутствие самоокупаемости  СМИ компенсируется его владельцу, будь то банкир или администратор  области, его послушностью, управляемостью, готовностью послужить или прислуживать. В результате СМИ политизированы сверх меры: до 80% газетной площади  или экранного времени посвящены  не тому, как живет общество, а  тому, кто и как пытается им править.

Информация о работе Партии в политической системе общества