Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 15:30, реферат
Рассмотрение полиархии как процесса было данью теоретической ориентации книги, подзаголовок которой звучал так: «Планирование и политико-экономические системы в базисных социальных процессах». В четвертой части мы описали «четыре основополагающих социально-политических процесса»: призовая система, или контроль за лидерами и со стороны лидеров; иерархия, или контроль со стороны лидеров; полиархия, или контроль за лидерами, и сделка, или контроль среди лидеров, т. с. лидерами друг друга.
Заключение
Таким образом,
сдвиг, расширивший пространство демократии
от города-государства к нации-государству,
одновременно заменил монистическую демократию
плюралистической. Трансформация практики
и институтов, связанная с огромными переменами
в масштабе – событие драматическое и
имеющее далеко идущие последствия. Изменилась
сама демократическая теория. Общественный
договор, предназначенный для государства
и общества в определенном и теперь уже
безвозвратно изменившемся пространстве,
сделался невозможным. В этом смысле данное
событие произвело подлинно революционизирующее
воздействие. Спустя семьдесят лет Токвиль
выдвинул идею, согласно которой подходящим
для демократии местом в современном мире
являются именно большие нации-государства,
а не малые города-государства. Другое
же поколение, последовавшее за Дж. Ст.
Миллем, не только взяло эту идею на вооружение,
но и сделало ее основополагающей в своих
размышлениях.
Следовательно,
демократическая теория, первоначально
сформулированная как осмысление политической
и общественной системы небольшого
масштаба, несомненно, нуждается в поправках
на реальность крупномасштабной демократии.
Монистические положения классически-демократических
убеждений сталкиваются с плюралистической
действительностью широкомасштабной
демократии, и в результате теория часто
оказывается неадекватной как с описательной,
так и нормативной точек зрения.
Для того чтобы
лучше осмыслить связи, имеющиеся
между полиархией и плюрализмом,
возможно, следует предложить и шестую
интерпретацию полиархии, вдобавок
к пяти уже имеющимся. Полиархию
можно рассматривать и как вид режима,
приспособленного для управления нациями-государствами,
в которых власть и авторитет над общественными
делами распределены среди плюралистического
множества организаций и ассоциаций, которые
достаточно автономны не только в отношении
друг к другу, но во многих случаях – ив
отношении к управленческой деятельности
государства. Эти относительно автономные
союзы включают в себя не только организации,
которые являются легально и иногда конституционно
объектами управления государства, но
и те организации, которые легально являются
– используя термин, который может показаться
здесь совершенно неуместным – «частными».
Это означает, что легально и в значительной
степени реально они независимы от государства
во всем или, по крайней мере, в главном.
Полиархия отлична
от классически-монистической
По сравнению
с идеалом монистической демократии,
доминировавшим со времен классических
Афин и до Руссо, власть и авторитет организационных
субсистем-субправительств, как их иногда
называли, значительно менее существенны
с демократической точки зрения. Парадоксально,
однако, – а может быть, и не столь уж парадоксально
– что в нашем мире теория и практика монизма
лучше всего представлены в авторитарных
режимах. Если наиболее очевидной альтернативой
полиархии в современном мире выступает
не демократия города-государства, а авторитарный
режим, то с точки зрения перспектив демократии
несовершенные системы полиархии и плюрализма
начинают выглядеть как значительно более
привлекательные. Так как если, в сравнении
с идеальной монистической демократией,
субсистемы полиархии и плюрализма часто
и выгладят как слишком громоздкие, неприспособленные,
то в сравнении с монизмом или ограниченным
плюрализмом авторитарных режимов дело
обстоит иначе. Авторитарные режимы оказываются
ограниченными в своей власти благодаря
наличию и легитимности, во-первых, институтов
полиархии, а во-вторых, системы соответствующих
этим институтам прав.
Таким образом, то, что власть и авторитет организаций ограничены, есть по крайней мере одна из причин, объясняющих, почему достаточно мощным организациям позволено обладать той степенью автономии, какой они обладают. Вторая причина заключается в том, что, как мы убедились, эти организации необходимы для демократии значительных масштабов. Кроме того, сегодня уже общепризнаны убеждения ранних легальных плюралистов от Гьерка до Ласки и Коула: относительная автономность необходима для нормальной жизни и подобающего социально-политического порядка, без нее нет и не может быть самого их существования. Поэтому их наличие столь же обоснованно, морально и практично, сколь обоснованно и наличие самого государства. Далее, сложная система принятия решений по общественным вопросам, в которой они участвуют, часто рассматривается как более предпочтительная в чисто утилитарном смысле, по крайней мере, если сравнивать ее с любой другой возникающей альтернативой. Существует, однако, и еще одна, последняя причина – любому правительству в условиях полиархии очень сложно покуситься как на автономию многих важных организаций, так и на их авторитетное участие в принятии решений. Тем не менее я не убежден, что мы уже нашли удовлетворительный путь снятия напряженности между плюрализмом и демократией, который имеется сегодня в теории и на практике. Аномалия демократического плюрализма, на которую провидчески указал Ст. Роккан около двадцати лет назад, до сих пор не устранена: подсчитываются голоса избирателей, но решают часто все же организационные ресурсы.