Политическая и правовая культура Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 07:39, контрольная работа

Описание

Целью работы является анализ зарождения, становления и развития политической и правовой культуры Руси 11-14 веков.
Задачи работы рассматривают последовательно: 1) этапы развития политико-правовой мысли согласно этапам становления русской государственности; 2) влияние христианства на русскую политико-правовую мысль; 3) истоки формирования правовой мысли и практики Древней Руси.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 70.50 Кб (Скачать документ)

Введение

Изучение истории  политическое мысли важно не только само по себе, но и для правильного  понимания и решения проблем  современности. История политической мысли насчитывает тысячелетия.

Зарождение  древнерусской политической идеологии  связано с летописями, появившимися в первой половине 11 века.

Введение христианства в конце 10 века, обогащая древнейшие русские политические представления, открыло для Древней Руси возможность  свободного идейно-политического диалога  с Византией, Европой, всем христианским миром.

Зарождение  правовой мысли Древней Руси отразил  важнейший, дошедший до нас источник - Русская Правда. По времени своего возникновения она является древнейшим памятником славянского права, целиком  основанным на судебной практике восточных  славян.

Развивающиеся социальные противоречия, порой выливавшиеся в восстания городских низов Киева во второй половине 11 - начале 12 в., необходимость отражения внешней угрозы со стороны кочевников и упрочения независимости государства, гегемонию над которым пыталась установить Византия, были главными источниками, питавшими основное содержание политической идеологии того времени. Идеи независимости Русского государства, его единства, сильной княжеской власти становятся ведущими в политической литературе Киевской Руси. В дальнейшем по мере упрочения феодальных отношений, развития процессов феодальной раздробленности и усиления внешней опасности все более настойчиво начинают пропагандироваться идеи единения всех русских земель (сначала вокруг Киева, а затем Москвы) и смягчения социальных противоречий путем умиротворения эксплуатации и угнетения.

В данной работе рассматриваются этапы и особенности  становления древнерусской политической и правовой мысли.

Целью работы является анализ зарождения, становления и  развития политической и правовой культуры Руси 11-14 веков.

Задачи работы рассматривают последовательно: 1) этапы  развития политико-правовой мысли согласно этапам становления русской государственности; 2) влияние христианства на русскую  политико-правовую мысль; 3) истоки формирования правовой мысли и практики Древней Руси.

1. Политическая мысль Древней Руси

Как и в Европе начальная стадия политической мысли  России отличалась тем, что она не отделялась от религиозной, растворялась в синкретическом видении мира, общины. Предметом наиболее важных политических суждений в Древней Руси были такие проблемы, как происхождение государства, правомерность правящих кругов, пути укрепления княжеской власти, единство российских земель. В древних источниках княжеская власть виделась отцовской, праведной, традиционной. Так, в «Поучениях» Мономаха говорится об ответственности князя за авторитет власти, проводимую политику, судебное разбирательство, успехи в воинском деле. Основные политические идеи Мономаха: о качествах идеального христианского (православного) государя, который не терпит беззакония в религиозной и обыденной жизни, признает старшинство в роде, блюдет честь перед другими странами, ратует за единство русской земли как целого, скрепленное договорами между князьями. Мономах завещал государю быть милосердным и правосудным, не позволять сильным погубить человека. Источник власти идентифицируется с божественным началом, и в этом - суть политической мысли Руси и средневековой Европы. Однако на Руси сильной оказалась тенденция идентификации основы власти с согласием властвующих и подданных. Идея божественной власти дополнялась сильными общинными традициями, согласованием интересов «правящих и управляемых». Именно отсюда идет традиция приглашения на княжение независимого кандидата со стороны. В «Повести временных лет» Нестора есть легенда о том, как на Русь призывали варяжских князей. Легенда как бы выполняла реальную политическую роль, рассказывая об исторической независимости Киева от византийских императоров, которые претендовали на всевластие во всем православном мире.              Со времен Древней Руси росло сознание, что в основе государства должно лежать согласие. В последующие века активность незнатных граждан России в годы шведско-польской интервенции, подъем национального самосознания народа привели к идее избрания царя «всей землей». Мысль о народно-избранном царе противоречила старой традиции о божественном происхождении власти, но и положила начало русской традиции соборности, общинности.

Идеология русской  государственности развивалась в обстановке независимости от внешних политических центров и растущих национальных интересов. В «Слове о законе и благодати» Иллариона говорилось о независимости Киева от Византии. Утверждалось, что время избранности Царьграда, притязаний Византии на создание вселенской церкви и империи прошло, что Русь не нуждалась в чьей-либо опеке.

В последующие  века идея государственной и церковной  независимости России в правящих кругах трансформировалась в идею особой международной православно-политической миссии России. В результате этого была сформулирована концепция «Москва - третий Рим». Идеи концепции «Москва - третий Рим» стали официальной идеологией русских царей, при Иване III - Великом князе «всея Руси», Иване IV Грозном. В силу этой концепции русским царям надлежало хранить и поддерживать православие, как в самой Руси, так и в ближайших регионах Запада и Востока. Сложилась важнейшая идеологическая основа согласия и определения границ государственных интересов. Если для средневековой Европы была характерна политическая конкуренция, острая борьба между королем и церковью за первенство, то в России всегда был прочный союз царя и церкви. Обычно княжение и царствование идеализировались в летописях.

2. Правовая мысль Древней Руси

Крупнейшим  памятником древнерусского права и основным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм, получивший название Русской Правды, сохранивший свое значение и в более поздние периоды истории. Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов не только русского, но и литовского права. До наших дней дошло более ста списков Русской Правды. Первоначальный текст Русской Правды к сожалению до нас не дошел. Первый текст был обнаружен и подготовлен к печати известным российским историком В.Н. Татищевым в 1738 г. Название памятника отлично от европейских традиций, где аналогичные сборники права получали чисто юридические заголовки - закон, законник. На Руси в это время были известны понятия «устав», «закон», «обычай», но документ обозначен легально - нравственным термином «Правда». Он представляет собой целый комплекс юридических документов 11-12 вв., составными частями которого являлись Древнейшая Правда (около 1015 г.), Правда Ярославичей (около 1072 г.), Устав Мономаха (около 1120-1130 гг.). Русская Правда в зависимости от редакции подразделяется на Краткую, Пространную и Сокращенную.

Краткая Правда скорее всего возникла во время борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком (1015 - 1019 гг.). Наемная варяжская дружина Ярослава вступила в конфликт с новгородцами, сопровождавшийся убийствами и побоями. Стремясь урегулировать ситуацию, Ярослав задобрил новгородцев « дав им Правду и устав списав, такое рикши им: по ее грамоте ходите». За этими словами в Новгородской 1 летописи помещен текст Древнейшей Правды.

Характерными  особенностями первой части Русской  Правды являются следующие: действие обычая кровной мести, отсутствие четкой дифференциации размеров штрафов в зависимости  от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов после подавления восстания низов 1086 г. и получила название Правды Ярославичей.

В заголовке  указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого  при участии крупнейших лиц из феодального окружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1077 г. (год смерти одного из его сыновей).

Вторая часть Русской  Правды отражает процесс развития феодальных отношений: отмена кровной мести, защита жизни и имущества феодалов повышенными мерами наказания. Большая часть статей Краткой Правды содержит нормы уголовного права и судебного процесса.

Пространная Правда была составлена после подавления восстания в Киеве 1113 год. Она состояла из двух частей - Суда Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Пространная редакция Русской Правды содержит 121 статью.

Пространная Правда - это  более развитый кодекс феодального  права, в котором закреплялись привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество. Отдельные нормы Пространной Правды определяли порядок передачи имущества по наследству, заключения договоров. Большинство же статей относятся к уголовному праву и судебному процессу.

Сокращенная Правда сложилась  в середине 15 века из переработанной Пространной Правды.

Бесспорно, что, как и любой  другой правовой акт, Русская Правда не могла возникнуть на пустом месте, не имея под собой основы в виде источников права.

Древнейшим источником любого права, в том числе и русского, является обычай, то есть такое правило, которое исполнялось в силу многократного применения и вошло в привычку людей. В родовом обществе отсутствовали специальные органы для охраны обычаев от нарушения. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества.

 Первоначально право  складывалось как совокупность новых обычаев, к соблюдению которых обязывали зарождающиеся государственные органы, прежде всего суды.

Позднее правовые нормы (правила  поведения) устанавливались актами князей. Когда обычай санкционируется государственной властью, он становится нормой обычного права.

В 9-10 веках на Руси действовала  как раз система норм устного, обычного права.

Одним из самых известных  древнерусских правовых памятников того времени, в котором эти нормы  нашли отражение, как уже упоминалось, является крупнейший источник древнерусского права - Русская Правда. Источниками ее кодификации явились нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права зафиксированные в Русской Правде относятся: прежде всего, положения о кровной мести и о круговой поруке.

Одним из источников Русской Правды был Закон Русский (нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права). До сих пор не прекращаются споры  о его сущности. В истории русского права нет единого мнения об этом документе. По мнению некоторых историков, сторонниками норманнской теории происхождения Древнерусского государства. Закон Русский являлся скандинавским правом, а известный российский историк В.О. Ключевский считал, что Закон Русский являлся «юридическим обычаем», а в качестве источника Русской Правды представляет собой не « первобытный юридический обычай восточных славян, а право городской Руси, сложившееся из довольно разнообразных элементов в 9-11 веках». По мнению других историков. Закон Русский являлся обычным правом, создававшимся на Руси в течение веков и отражал отношения социального неравенства и был правом раннефеодального общества, находящегося на более низкой стадии феодализации, чем та, на которой возникла Древнейшая Правда. Закон Русский был необходим для поведения княжеской политики, в присоединенных славянских и неславянских землях. Он представлял собой качественно новый этап развития русского устного права в условиях существования государства. Известно, что он также частично отражен в договорах Руси с греками. Договоры с греками - совершено исключительный по важности источник, позволивший исследователю проникнуть в тайны Руси 9 - 10 веков. Договоры эти - ярчайший показатель высокого международного положения Древнерусского государства, они являются первыми документами истории Руси средних веков. Само их появление говорит о серьезности отношений между двумя государствами, о классовом обществе, а детали достаточно ясно знакомят нас с характером непосредственных отношений Руси с Византией. Это объясняется тем, что на Руси был уже мощный класс, заинтересованный в заключение договоров. Они были нужны не крестьянским массам, а князьям, боярам и купцам. Известно четыре договора: 907, 911, 944, 972 годов. В них много внимания уделено регулированию торговых отношений, определению прав, которыми пользовались русские купцы в Византии, а так же норм уголовного права.

Значительная  часть норм обычного устного права  в обработанном виде вошла в Русскую  Правду. Например, статья 4 договора 944 года в целом отсутствует в договоре 911 года, где установлено вознаграждение за возвращение беглого челядина, но аналогичное установление включено в Пространную Правду (ст. 113). Анализируя русско-византийские договоры, нетрудно прийти к выводу, что они о каком господстве византийского права не может быть и речи. В них или дается так называемое договорное, на основе компромисса между русским и византийским правом (типичным примером является норма об убийстве). Или проводятся принципы русского права - закона русского, как это мы наблюдаем в норме об ударах мечом «Аще ли ударить мечем или бьет кацем или сосудом, за то ударение или бьенье да вдасть литр 5 серебра по закону Русскому » или в норме о краже имущества.

Они свидетельствуют  о достаточно высоком развитии наследственного права на Руси.

Особое влияние  на развитие права древней Руси оказало  принятие Русью христианства. В 988 году, во время княжения в Киеве князя  Владимира, происходит так называемое «Крещение Руси». Процесс перехода Руси в новую веру протекает постепенно, сталкиваясь с определёнными трудностями, связанными с переломом старого, устоявшегося мировоззрения и нежеланием части населения переходить в новую веру.

В конце 10 - начале 11 века вместе с новой религией на языческую Русь приходят новые законодательные акты, преимущественно византийские и южнославянские, содержащие в себе фундаментальные основы церковного - византийского права. В процессе укрепления позиций христианства и его распространения на территории Киевской Руси особое значение принимает ряд византийских юридических документов - номоканонов, т.е. объединений канонических сборников церковных правил христианской церкви и постановлений римских и византийских императоров о церкви.

Со временем церковно-юридические документы, называвшиеся на Руси Кормчими Книгами, принимают силу полноправных законодательных актов, а вскоре за их распространением начинает внедряться институт церковных судов, существующих наряду с княжескими.

Со времени  принятия христианства русской Церкви была предоставлена двоякая юрисдикция. Во-первых, она судила всех христиан, как духовных лиц, так и мирян, по некоторым делам духовно-нравственного характера. Такой суд должен был осуществляться на основе номоканона, привезённого из Византии и на основании церковных уставов, изданных первыми христианскими князьями Руси Владимиром Святославовичем и Ярославом Владимировичем. Второй же функцией церковных судов было право суда над христианами (духовными и мирянами), по всем делам: церковным и не церковным, гражданским и уголовным. Церковный суд по не церковным гражданским и уголовным делам, простиравшийся только на церковных людей, должен был производиться по местному праву и вызывал потребность в письменном своде местных законов, каким и явилась Русская Правда.

Информация о работе Политическая и правовая культура Руси