Политическая и правовая культура Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 07:39, контрольная работа

Описание

Целью работы является анализ зарождения, становления и развития политической и правовой культуры Руси 11-14 веков.
Задачи работы рассматривают последовательно: 1) этапы развития политико-правовой мысли согласно этапам становления русской государственности; 2) влияние христианства на русскую политико-правовую мысль; 3) истоки формирования правовой мысли и практики Древней Руси.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 70.50 Кб (Скачать документ)

Сравнивая Русскую Правду с памятниками византийского церковного права, суммируя вышеизложенные наблюдения, ученые пришли к выводу, что текст Русской Правды сложился в среде не княжеского, а церковного суда, в среде церковной юрисдикции, целями которой и руководствовался в своей работе составитель данного памятника права.

Все феодальные общества были строго стратифицированы, то есть состояли из сословий, права  и обязанности, которых четко  определялись законом, как неравные по отношению друг к другу и  к государству. Иными словами, каждое сословие имело свой юридический статус. Было бы большим упрощением рассматривать феодальное общество с точки зрения эксплуататоров и эксплуатируемых. По тем же критериям разделялось и общество Древней Руси.

Сословие феодалов, составляя боевую силу княжеских дружин, несмотря на все свои материальные выгоды, могло потерять жизнь - самое ценное - проще и вероятнее, нежели бедное сословие крестьян. Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружина, местная знать, посадники, тиуны. Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за профессиональную военную организацию. Они были взаимно связаны системой вассалитета, регулирующей права и обязанности друг перед другом и перед государством. Для обеспечения функций управления население платило дань и судебные штрафы. Материальные потребности военной организации обеспечивались земельной собственностью.

Феодальное  общество было религиозно-статичным, не склонным к резкой эволюции. Стремясь закрепить эту статичность, государство консервировало отношения с сословиями в законодательном порядке.

Бесспорно, Русская  Правда представляет собой свод развитого  феодального права, в котором  нашли отражение нормы уголовного и гражданского права и процесса.

Русская Правда является также официальным актом. В самом её тексте содержатся указания на князей, принимавших или изменявших закон (Ярослав Мудрый, Ярославичи, Владимир Мономах).

Русская Правда во всех её редакциях и списках  является памятником громадного исторического  значения. На протяжении нескольких веков она служила основным руководством при судебном разбирательстве. В том или ином виде Русская Правда вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных грамот: Псковской судной грамоты, Двинской уставной грамоты 1550 года, даже некоторых статей Соборного Уложения 1649 года. Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов, что её включали в юридические сборники вплоть до 15 века. Списки Пространной Правды активно распространялись ещё в 15 - 16 вв. И только в 1497 году был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший Пространную Правду в качестве основного источника права на территориях, объединённых в составе централизованного Русского государства.

 

 

 

 

 

 

Заключение

10 - 11 вв. - начало  развития политической и правовой мысли России.

Формирование  и развитие древнерусской политико-правовой идеологии проходило в условиях становления феодального общества и возникновения государственности, осложненных внешней опасностью. Важными факторами были образование к 882 г. государства - Киевской Руси и принятие в 988 г. христианства.

Русская политическая мысль в 11-14 вв. прошла большой путь развития. Характерными ее чертами  были практически-политическая направленность, стремление ответить на основные вопросы своего времени, показать пути их решения. Характерным было и своеобразное сочетание религиозных идей и светской аргументации в политических сочинениях. Конечно, теология была господствующим мировоззрением; но в принципе средневековая схоластика, свойственная почти всему соответствующему периоду в Западной Европе, не играла ведущей роли.

В развитии русской  политической мысли этого времени  можно выделить два основных этапа: 11-13 и 14-16 вв. На первом этапе преобладало  внимание к внешнеполитическим проблемам - идея независимости Русского государства прослеживается, начиная со «Слова о законе и благодати». Органически связанной с ней была внутриполитическая проблематика - задачи преодоления феодальной раздробленности, идея единства земли Русской. Своеобразным аккумулятором ведущих проблем стало замечательнейшее произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», проникнутое, несмотря на поражение Игоря, патриотизмом и историческим оптимизмом, верой в русский народ, в его силу и будущее.

На втором этапе, после освобождения от татаро-монгольского ига, преодоления феодальной раздробленности, на первый план выдвигаются внутриполитические проблемы. С нарастающей силой развиваются идеи сильной самодержавной власти, ломающей все виды оппозиции (боярской, церковной, народной) усилению самодержавной власти царя, насаждающей крепостничество, проводящей активную внешнюю политику для укрепления своей независимости и могущества.

Исторические  условия развития страны порождали  и поддерживали идею государственной  власти, стоящей высоко над народом. Необходимость защиты, а затем освобождения Руси от иноземных захватчиков, раздоры удельных князей, жесткие формы феодального закрепощения крестьянства - все это способствовало становлению и укреплению самодержавия царей. К тому же в России не было дуализма духовной и светской властей, как в странах Западной Европы. Феодальная православная церковь, добившись гарантий незыблемости церковных имуществ, в целом служила укреплению самодержавия. В господствовавших в последующие века теориях, наследниках идей 11-14 веков, был уже резко выражен полумистический взгляд на царскую власть как на нечто незыблемое, сверхъестественное.

Древнерусская политическая мысль и политика имели  богатую нормативно-правовую базу. Одним из источников являлась Русская Правда краткой редакции - «Закон русский». В ней определялось правовое положение отдельных групп населения, которое разделялось на свободных и независимых людей.

В целом «Русская Правда» 11-13 вв. представляла собой  целую серию разновременных юридических установлений. Со временем «Русская Правда» из княжеского домениального закона превратилась в сборник норм феодального права в целом. Этапы «дописания» Русской правды породили ряд ее списков - Краткая редакция, Пространная редакция и Сокращенная редакция. Каждая из редакций вводила нормы, соответствующие жизненным реалиям.

Изучение истории  политической и правовой мысли Древней  Руси важно для понимания этапов становления русской государственности.

 

 

 

Список  литературы.

1. Белов Г.А.  Политология.- М.: ЧЕРО, 1997.- 456 с.

2. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Политология.- М.: Юристъ, 2000.- 389 с.

3. Панарин А.С.  Политология.- М.: Проспект, 1997.- 412 с.

4. Свердлов М.Б. От закона русского к Русской Правде.- М.: Наука,

1988.-345 с.

 

 

 




Информация о работе Политическая и правовая культура Руси