Политическая идеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:25, реферат

Описание

Политическая идеология – система основополагающих (базовых) идей, понятий, с большей или меньшей точностью отражающих политические явления и процессы, в соответствии с которыми формируется политическое сознание (мировоззрение) и жизненная позиция личности, социальных групп, общество в целом

Содержание

Введение 3
1. Понятие "политическая идеология", ее признаки, структура и функции. 4
2. Спектр политических идеологий современности. 10
3. Проблемы формирования политической идеологии в
современной России. 13
Заключение 17
Список используемой литературы 20

Работа состоит из  1 файл

Контр. политология.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)

План:

Введение                                                                                                                   3

1. Понятие "политическая идеология", ее признаки, структура и функции.    4

  1. Спектр политических идеологий современности.                                       10
  2. Проблемы формирования политической идеологии в

современной России.                                                                                        13

Заключение                                                                                                             17

Список используемой литературы                                                                       20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Никто из нас не видит  мир таким, каким он есть на самом  деле. Мы смотрим на него через призму каких-то уже сформировавшихся представлений, предположений и теорий. Поэтому наблюдение и понимание неотделимы друг от  друга: глядя на мир, мы одновременно придаём ему тот или иной смысл. Нечто аналогичное происходит и тогда, когда мы воспринимаем политику, - у разных людей здесь могут быть изначально разные аксиомы и заранее сложившиеся представления. Корни всего этого скрываются в тех предельно широких политических традициях, что называются политическими идеологиями. Особое место в политическом сознании занимает идеология. Будучи системой верований, убеждений и взглядов, она отражает общественно-политическую реальность через призму интересов больших социальных групп, прежде всего классов. В содержание идеологии вписываются элементы знания о действительности. Вместе с тем идеология ценностная система, выражающая отношение к существующим общественным порядкам, обосновывающая политические идеалы, принципы, нормы, цели образы поведения. Такие, скажем, как социальная справедливость, свобода, права человека, демократия, солидарность. Оценка социальной реальности, что означает ее соотнесение с политическими потребностями и интересами, идеалами и принципами, важнейшая функция идеологии. Так или иначе оценивая реалии, деятельность политических субъектов, ее результаты и последствия, идеология обретает регулятивно-ориентирующую силу. Она направляет практические действия в рамки целей, приемлемых в первую очередь для господствующих в обществе социальных групп и, по крайней мере, не отвергаемых большинством других слоев.

Политическая идеология  – система основополагающих (базовых) идей, понятий, с большей или меньшей  точностью отражающих политические явления и процессы, в соответствии с которыми формируется политическое сознание (мировоззрение) и жизненная позиция личности, социальных групп, общество в целом

1. Понятие "политическая  идеология", ее признаки, структура  и функции.

В обыденной лексике  понятие «идеология» (от греч. «idea» - понятие и реальность, способов ее освоения, трансформации с позиции целей, ценностей, идеалов, принятых различными субъектами социокультурной жизни, начиная с индивида, группы, класса, общества, сообщества и кончая человечеством в целом. Сам термин "идеология" был введен в политический оборот французским философом и экономистом XIX в. А. Дестютом де Траси. Вначале этим термином пытались обозначить новую науку, которая должна была исследовать «естественное происхождение идей» и разоблачать «иллюзорные мысли».

В современной политологии  распространено мнение, что политическая идеология, есть определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Политическая идеология стремится овладеть общественным сознанием, внедрить в него собственные критерии оценки прошлого, настоящего и будущего, создать в глазах общественного мнения позитивный образ предлагаемых ему целей и задач политического развития. Следовательно, политическая идеология – это разновидность корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития.

Существующие в обществе идеологии отражают социальную дифференциацию общества и прежде всего характер и остроту социальных, экономических, политических, религиозных, ценностных и иных конфликтов. Наиболее острая борьба идеологий происходит в странах с глубокими системными социальными конфликтами, связанными с проблемами переустройства общества. Характерные черты идеологий – групповой эгоизм, идеализация, приукрашивание места и роли данной группы в обществе, ее противопоставление другим группам (классам), гипертрофированное выражение ее интересов, не учет интересов других слоев (яркий пример – марксизм с его учением о пролетариате как гегемоне в революционных преобразованиях общества и диктатуре пролетариата как выражающей интересы всех слоев общества). Эти отличительные черты идеологий определяются прежде всего их сущностной характеристикой как социально тенденциозной коллективной формы сознания.

В обществе идеологии  могут играть различную роль –  и отрицательную, и положительную, укореняясь в массовой психологии и  закрепляясь в нормах и традициях  политической жизни. Они могут тормозить  назревшие социальные проблемы, искусственно поддерживать классовые, национальные, религиозные и другие конфликты. Особенно это характерно для политических систем, не допускающих плюрализма идеологий, их свободного соревнования за влияние на общественное сознание. Но и в развитых демократических обществах роль идеологий не всегда однозначно положительна. И все же многообразие и противоречивость общественных интересов и ценностей, которое находит свое выражение и теоретическое обоснование в различных идеологиях, конституируют идеологии как необходимый компонент современного общества. Конструктивная роль идеологий определяется их базированием на общечеловеческих ценностях и национальных интересах какой-либо социальной группы и призвана представить эти интересы как всеобщие.

Идеология – это социально  значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных социальных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений.

Идеология имеет два  важнейших аспекта. С одной стороны, это теоретически оформленное знание о социальном бытии и способах его изменения. С другой стороны, идеология представляет собой способ социально-группового мышления. Поэтому идеология не является наукой, так как не занимается поиском объективной истины. Идеология выражает интересы определенных социальных слоев, она всегда ангажирована.

Идеология – это не только теоретическое оформление каким-либо социальным слоем своих представлений  о закономерностях развития общества, она включает в себя также систему  ценностей и норм, задающих ориентиры  к действию. На основе знаний и ценностей формируются убеждения, представляющие собой веру человека в правильность своих идей. Убеждения мобилизуют людей на активные действия. В то же время убеждения не всегда основываются только на объективных знаниях, на их формирование могут оказать влияние элементы утопии, политических мифов. В механизмах формирования убеждений важнейшую роль играет волевой компонент – способность или готовность воплотить усвоенные идеалы на практике.

Процесс формирования и  развития идеологических доктрин происходит в самом обществе. Внутри социального слоя происходит вызревание интересов и потребностей, которые теоретически оформляются в определенную политическую доктрину или концепцию. Идеологическим творчеством занимаются такие социальные силы, которые заинтересованы в изменении существующего социального строя, либо, наоборот, вынуждены искать пути для его сохранения. В процессе популяризации идеология стремится воздействовать на людей через различные проекты и программы политических партий, общественных организаций и движений. Любые идеологические концепции содержат готовые шаблоны решения социально-политических проблем общества, в силу чего идеология влияет через сознание на поведение людей.

Функции идеологии

Роль идеологий в  жизни общества обусловлена функциями, которые они выполняют. Среди них можно выделить следующие:

1) ориентационную, которая  выражается в том, что, включая  основополагающие представления  об обществе, социальном прогрессе,  личности, власти, она задает систему  смыслов и ориентации человеческой деятельности;

2) мобилизационную, то  есть, предлагая идеалы более  совершенного общества, политические  идеологии выступают в качестве  непосредственных мотивов политической  деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию;

3) интегративную, связанную  с тем, что, наделяя смыслом  политическое действие в пределах  предлагаемой фундаментальной картины  мира, политические идеологии задают  ему значимость, превосходящую по  своим масштабам любой индивидуальный  или групповой интерес. Политические идеологии противостоят частным интересам и тем самым выступают ин­тегрирующим фактором;

4) амортизационную, которая  заключается в том, что, будучи  способом интерпретации политической  действительности, политические идеологии  служат ослаблению социальной на­пряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения. Предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач вновь стремиться к активным действиям по их реализации;

5) функцию выражения  и защиты интересов определенной  социальной группы, поскольку политические  идеологии возникают на базе  интересов какой-либо социальной  группы и при­званы противопоставить их интересам других групп.

Эти функции политические идеологии выполняют благодаря  двум свойствам, отличающим их от других форм политического сознания (например, политической психологии), - претензии  на тотальную значимость (глобальность) и нормативности. Любая политическая идеология стремится подавить другие идеологии, заявить о своем великом призвании изменить мир и использовать все во имя реализации выдвинутой идеи. Предлагаемая конкретной идеологией интерпретация требует преданности со стороны ее приверженцев ценностям и нормам, которые она культивирует.

Поскольку политическая идеология представляет собой духовное образование, специально предназначенное  для целевой и идейной ориентации политического поведения граждан, необходимо различать следующие уровни ее функционирования:

— теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие ценности и  идеалы определенного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития. Иными словами, здесь представлены те идеи и принципы, во имя которых «совершаются государственные перевороты, умирают и возрождаются общества».

— программно-политический, на котором социально-философские  принципы и идеалы переводятся в  программы, лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан. И если политические принципы формируют приверженцев и предполагают дискуссии сторонников разных ценностей, то программы разрабатываются для ведения непосредственной политической борьбы, предполагающей подавление (нейтрализацию) оппонентов. Причем между концептуальным и программным уровнями могут существовать и определенные противоречия, в результате которых некоторые принципы, как писал Б. Чичерин, нельзя узнать в оформлении их «самых рьяных обожателей».

— актуализированный, который  характеризует степень освоения гражданами целей и принципов  данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Данный уровень может характеризоваться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров. Идеологии, обладающие способностью определять принципы социального мышления людей, упорядочивать в их сознании картины мира, являются «тотальными» (К. Мангейм). Те же системы политических требований и воззрений, которые ставят задачи частичного изменения форм правления, функций государства, систем выборов и другие цели, не способные повлиять на мировоззренческие представления граждан, выступают как «частные» (Н. Пуланзас).

Падение влияния идеологии на общественное мнение или распро­странение технократических представлений, отрицающих возможность воздействия социальных ценностей на политические связи и отношения, ведет к деидеологизации политики. .В то же время насильственное внедрение идеологии, или так называемая индоктринация, усиливает политическую напряженность в обществе. Более того, она может привести к изменениям психики человека, поскольку, как пишет К. Лоренц, когда «доктрина становится всеохватывающей религией, все противоречащие ей факты игнорируются, отрицаются или вытесняются в подсознание. И человек, вытесняющий эти факты, оказывает маниакальное сопротивление всем попыткам вновь довести вытесненные факты до сознания».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Спектр политических идеологий современности.

Спектр политических идеологий в современном российском обществе характеризуется многообразием политических устремлений. Прежнее идеологическое единство, основанное на ценностях коммунистической идеологии, сменилось пестрой мозаикой течений, партий, движений, которые пропагандируют различные, часто противоположные идеалы. Крушение коммунистической идеологии как официальной государственной идеологии и основанного на ней политического режима резко качнуло спектр политических настроений населения вправо — к ценностям либерализма.

Однако в современном  российском обществе практически не оказалось ни экономических (развитой конкурентный рынок), ни социальных (наличие  многочисленного среднего класса), ни политических (в лице правового  государства, гарантирующего права  и свободы личности), ни историко-психологических (отсутствие традиции суверенитета личности и ее автономности) предпосылок для широкого распространения идеологии либерализма. Кроме того, не совсем удачный начальный этап реформ, в течение которого происходило усвоение либеральных ценностей, породил возвратные движения, снизил интерес к идеологии либерализма. Дело в том, что декларация ценностей свободы индивидуализма происходила на фоне стремительного роста нищеты широких масс, падения уровня их жизни, нарастания имущественного неравенства. Поэтому население оказалось не в состоянии усвоить либеральные ценности.

Информация о работе Политическая идеология