Политическая идеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:25, реферат

Описание

Политическая идеология – система основополагающих (базовых) идей, понятий, с большей или меньшей точностью отражающих политические явления и процессы, в соответствии с которыми формируется политическое сознание (мировоззрение) и жизненная позиция личности, социальных групп, общество в целом

Содержание

Введение 3
1. Понятие "политическая идеология", ее признаки, структура и функции. 4
2. Спектр политических идеологий современности. 10
3. Проблемы формирования политической идеологии в
современной России. 13
Заключение 17
Список используемой литературы 20

Работа состоит из  1 файл

Контр. политология.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)

Некритическое перенесение  на российскую почву западных моделей рыночных преобразований в виде политики монетаризма, невмешательства государства в экономическую сферу создало предпосылки для активизации консервативных настроении в таких вариациях, как монархизм; дискомфорт, который испытало большинство населения, оказавшись в условиях «криминального рынка», снова востребовал ценности социальной защищенности, справедливости, равенства, поиска форм национальной идентичности. Идеологический маятник опять качнулся влево. Заметно возрастает влияние коммунистической идеологии. Одновременно усиливается влияние национально-патриотических движений, которые используют «русскую идею» (о своеобразии и избранности русской нации) в трактовке процветания России.

В целом спектр идеологических устремлений в России очень раздроблен, подвижен. Он не отличается устойчивостью, поскольку о существовании носителей той или иной идеологии в обществе с достаточно значительным засильем маргинальных групп можно говорить условно. Маргиналы представляют собой людей, которые в силу различных обстоятельств потеряли связи со своей прежней социальной средой, а в новую среду еще не вошли. Например, сельские жители, приехавшие в город и не нашедшие работы; военные, уволенные в запас, но не имеющие возможности устроиться по специальности, близкой к военной. Маргинальные слои активно поддерживают те политические силы, которые обещают решить их материальные проблемы.

Однако, несмотря на это, процесс кристаллизации идеологических предпочтений в российском обществе характеризуется рядом особенностей. Во-первых, формируется биполярная идеологическая система с крайними полюсами «либерализм» (носителем которой выступает правящая элита, предприниматели) — «коммунизм». Причем с коммунистической идеологией блокируются национально-патриотические ориентации. Это взаимоисключающее сотрудничество обусловлено стремлением устранить правящий режим. Во-вторых, невостребованность центристских ориентации в обществе. Отсутствие среднего класса делает малоперспективным в ближайшее время возможность преодоления биполярной идеологической системы. В-третьих, социальная база большинства идеологий за исключением левых ориентации пока лишь формируется. Это является одной из причин того, почему политические партии не уделяют должного внимания идеологической работе среди населения, созданию программ, отличных от программ других партий.

Сегодня в оценке происходящего  в российском обществе преобладают  настроения, а не осознанные каждой личностью, группой интересы. Лишь процесс  кристаллизации социально-экономических  интересов классов, слоев, групп объективно востребует необходимость их выражения в рациональной форме — в форме новой идеологии. Всякий раз идея посрамляла себя, если была оторвана от реального интереса. Как показали президентские выборы 1996 г., победа Б. Н. Ельцина во втором туре объясняется тем, что интересы материального благополучия населения в переходных обществах выше, чем верность идеологическим принципам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы формирования политической идеологии в современной России.

Проблема формирования государственной идеологии стала одной из ключевых, определяющих судьбу будущей отечественной государственности. Без идейного стержня, без идеологических ориентиров невозможно преодоление системного кризиса с последующим порывом России в XXI веке.

Государственную идеологию  можно рассматривать как предшественницу  права. Исходящие от государства  идеологемы, освященные его авторитетом  и им защищаемые, служат как бы «протоправом». На рубеже веков эволюция права в  России приобретает принципиально  новые черты. В настоящее время четко обозначилась тенденция дать продуманность, концептуальность и определенную планомерность в ходе обновление и развития современного российского законодательства. Данный процесс отражает движение России от формального государства к реальному и, одновременно, к правовому. В разработке государственных доктрин принимают участие все заинтересованные исследователи, общественные организации и ведомства. В ряде доктрин намечены ориентиры для развития законодательства в соответствующих областях государственного строительства и общественной жизни (например, Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г.); определены критерии (составляющие) национальных интересов России (Концепция национальной безопасности РФ, Доктрина информационной безопасности РФ). В отдельных концепциях указаны: глобальные и региональные приоритеты Российской Федерации (Концепция внешней политики РФ); угрозы военной безопасности (Военная доктрина РФ) и т.д.

Таким образом, в доктринах, в этих обобщенных установках и ориентирах для законодателей и правоприменителей (равно как и для всех госслужащих) концентрированно выражается глубинная взаимосвязь государства и права, выступающих в качестве элементов единой политико-юридической системы. Одновременно, данные положения не являются директивами идеократического государства, так как современные государственные идеологемы отличает прагматизм, конкретность, реалистичность.

О необходимости разработки новой государственной идеологии  для России говорят сейчас не только представители различных общественно-политических сил, но и пишут многие исследователи-юристы.

Высказанное в свое время  предложение первого Президента РФ Б.Н. Ельцина сформулировать национальную идею не дало иных результатов, кроме  затяжной, не прекращающейся до сих пор полемики партийных лидеров, отечественных интеллектуалов и просто граждан. Парадоксально, что "заказ" на национальную идею исходил от главы государства, являющегося по своему статусу гарантом действующей Конституции РФ (ст. 80), которая, как представлялось, закрепила основополагающие государственные идеи, принципы социально-политического строя новой России. В Конституции РФ 1993 г. нашли свое воплощение известные постулаты либерально-демократической идеологии: идея народного суверенитета, концепция прав человека, доктрина правового социального государства, теория разделения властей, принцип политического и идеологического плюрализма, защиты частной собственности и др. Казалось бы, Основной закон страны и стал тем сводом базовых политико-государственных и правовых ориентиров, которые призваны сыграть определяющую роль в развитии общества. Однако, конституционные декларации при своем воплощении в политической практике претерпели значительные метаморфозы. «Пробуксовка» реформ, системный кризис, отсутствие согласия в обществе, нестабильность, неопределенность во всем, размывание национальной идентичности, глобальная дезориентация, угроза распада государства, непредсказуемость верховной власти, утрата доверия к ней народа — вот те причины, которые во многом дискредитировали в массовом сознании идеи, провозглашенные как принципы нового государства.

При этом очевидно, что  обозначенную и желаемую условную государственную  идеологию нельзя смешивать с  тоталитарной идеологией, которая превращает государство в идеократическое. Любое государство осуществляет идеологическую функцию, обеспечивающую интеграцию и целостность социума. Ни одна современная страна не может обойтись без идеологии, т.е. комплекса политических идей, целей и идеалов, определяющих стратегию долговременного действия. Применительно к США, в настоящее время таким идейно-целевым комплексом (стратегией) в области внутренней политики выступает своеобразная амальгама основных идей неолиберализма и неоконсервативизма, опирающаяся на специфический либерально-консервативный консенсус в стране, а в области внешней политики — концепция "национальных интересов".

После краха административно-командной  системы в России первоначально  роль условной государственной идеологии  выполнял обозначенный выше круг либерально-демократических идей и ценностей, закрепленных юридически в Конституции РФ. И это нисколько не противоречило конституционному запрету на обязательную или государственную идеологию (ч.2 ст. 13 Конституции РФ), учитывая характер рассматриваемого типа идеологии и природу либерализма как политического феномена.

Однако в настоящее  время данный идеологический комплекс в российских условиях функционирует  «вхолостую», воспринимается, преимущественно, как декларативный, не связанный  с реальной жизнью. Поэтому все настоятельнее ощущается потребность в эффективной идеологии, призванной обеспечить динамику государственного развития, повысить тонус жизни общества, снять социальную анемию и напряженность, преодолеть кризис идентичности, т.е. способной служить не только личному, но и общему благу, общим интересам как критериям подлинной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Относительность самостоятельности политического  сознания по отношению к сознанию вообще и его конкретным не политизированным проявлениям (наука, мораль, религия, искусство и т.д.) обусловлены тем, что сознание как способ постижения реального бытия едино в своих сущностных характеристиках, законах проявления и функционирования. У сознания во всех его формах и проявлениях единое основание - социально-природное бытие людей, их интеллект, воля, чувства. Относительно самостоятельный характер политического сознания, в отличие, к примеру, от морали или экономического сознания, проявляется в специфике политического пространства, политических отношений, политической культуры, традиций и норм политического поведения, в специфике политических технологий и методов политической деятельности, в специфике концептуально-категориального аппарата выработанного политической философией, политологией, социологией политики и другими науками, изучающими политические реалии и политическое сознание.

Для понимания  сущности политических отношений, политических процессов и возможных перспектив их развития важен более подробный  анализ массового, социально-группового и индивидуального политического сознания. Массовое политическое сознание представляет собой совокупность наиболее типичных, общепризнанных политических идей, взглядов, установок по поводу политической власти и социального управления. Оно возникает и развивается в процессе политизации общественной жизни, унификации ее норм и принципов на основе исторического, личного опыта, традиций культуры, морали, религиозных воззрений. Массовое политическое сознание различается по степени своей однородности. Наиболее однородно оно в обществах со стабильными политическими системами, развитой общегражданской идеологией и культурой. На принципах цивилизованного плюрализма формируется и развивается массовое политическое сознание в странах с демократическими моделями организации политической жизни, где сложились правовые государства и гражданские общества. Подобный плюрализм массового сознания конструктивен по своей сути, ибо политическое сознание широких масс сориентировано на созидание лучшего, перспективного, справедливого, демократического жизнебытия. На иных, нередко революционно-анархических принципах, формируется массовое политическое сознание в обществах с крайне полярной социально-классовой структурой, с авторитарными способами осуществления публичной власти и управления. Массовое политическое сознание данного типа чрезвычайно подвержено идеологическому, пропагандистскому воздействию, остро и эмоционально реагирует на те или иные социально-политические процессы текущей действительности. Что касается социально-группового политического сознания то оно возникает и развивается в процессе взаимодействия различных социальных групп по поводу удовлетворения ими своих политических интересов. Групповое политическое сознание не может быть до конца однородным, как не может быть однородным социально-политический статус входящих в него субъектов. Поэтому внутри любой социальной группы могут быть несовпадающие политические позиции.

Идеология есть объединяющий систематизированный  способ социально-группового мышления. Но идеология - это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бытия и тенденций его развития. Система ценностей, которые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее. Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной, теоретической форме, любая идеология выходит на человека как на общественное существо, способствуя его социальной, политической, национальной самоидентификации. Идеологические ценности придают смысл социальному действию и оправдывают его. Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. В политической идеологии фиксируется отношение к партиям, массовым движениям, устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений, определяются принципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используеиой литературы

1. Бутенко А. П. и др. Идеология в России: Проблемы и перспективы // Социально-политический журнал. 1998. № 4.

2. Курс политологии : учебник / авт. кол. – М. : ИНФРА, 2003.

3. Политология : словарь-справочник / сост. В. А. Смоляков. Хабаровск, 1998. Политология : учебник / авт. кол. – М. : Дело, 2002.

4. Политология : учеб. пособие / под ред. В. И. Власова. – Ростов на/Д: Издательский центр "МарТ", 2002.

5. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2000.

6. Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н.Марченко. – М., 2000.

7. Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. – М., 1999.

8. Политология. Хрестоматия: Пособие для вузов, юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2000.

9. Политология. Энциклопедический словарь. - М., 1993.

10.Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2001




Информация о работе Политическая идеология