Политическая культура и политическое сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:37, реферат

Описание

Термин "политическая культура" впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее - только в конце 50-60х гг.

Американский ученый Г. Алмонд, исследуя политическую систему, наряду с традиционным- институциональным характером ее изучения(предполагавшим изучение институтов и их функций, норм и механизмов формирования государственной политики) выделил также и ориентационной (выделявший в качестве основного субъекта анализа особые отношения населения к разнообразным политическим объектам.)

Содержание

Введение.
Понятие политической культуры.
Назначение и функции политической культуры.
Политическая социализации.
Структура политической культуры.
Типы политической культуры.
Понятие, структура и формирование политического сознания.

Заключение.

Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

«Политическая культура и политическое сознание»..doc

— 88.50 Кб (Скачать документ)

       После смены  власти  и изменения политического курса произошли существенные изменения в уже существовавши элементах социальной структуры и исчезновения  некоторых  вообще. Появились новые элементы социальной структуры общества характерные для всех развитых стран мира: мелкие, средние предприниматели и фермеры, крупные  предприниматели  (руководители банков,  финансовых компаний,  промышленных негосударственных предприятий), клан организованной преступности.

Мы можем  видеть на примере нашей сегодняшней страны, что изменения вряд ли качественно улучшили состояние политической культуры. Да, появилась свобода слова и самовыражения, но также и полное безразличие к этому политиков у власти. Денежные магнаты, монополисты, коррупционеры стремятся в политику, попирая законы и заботясь лишь о собственном благополучии. Политическая культура сегодня – скорее фарс, чем направляющая ось политической жизни.

Наибольшим  же значением для политического  развития общества обладает субкультура  лидеров и элит. Она определяет, каким образом будут исполняться ее носителями функции по управлению политической системой. В этом смысле наиболее важными элементами данной субкультуры являются способности лидеров и представителей элиты выражать интересы рядовых граждан (и прежде всего не превращать свое общественное положение в способ достижения сугубо индивидуальных целей), их профессиональные управленческие качества, а также те черты и свойства, которые позволяют им приобрести и поддерживать авторитет. 
 

Типы  политической культуры 
 

     Выделяют три идеальных типа политической культуры: патриархальную, подданническую и культуру участия.

Патриархальная  политическая характеризуется ориентацией  на местные, национальные ценности и  может проявляться в форме  местного патриотизма, семейственности, коррупции, мафии. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет  конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением множества более мелких.

    Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата. Именно эта политическая культура доминировала в Союзе ССР, начиная с 20-30-х гг., и не только тогда, но и практически всю в течение всей истории Российского государства.

     Культура участия отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.). Кажется, именно в этом направлении сегодня происходят попытки изменения политической культуры России, но с твердой уверенностью можно сказать, что она еще долго останется смешанной, включающей подданнические элементы, если они вообще не возобладают над культурой участия. Если может показаться, что такого уже не может произойти, то вспомним поколение 30-х. Какая грандиозная работа была проделана, какой был энтузиазм! Но сегодня мы имеем довольно слабое представление о подобных чувствах по отношению к государству, власти, политике.

Идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, а  существуют, не вытесняя друг друга.

Политическая  культура западных стран представляет особый вид смешанной культуры, которую  они назвали культурой гражданственности. Её наиболее характерная черта - рационально-активное поведение граждан, которое соответствует  демократической политической системе.

Специфика же восточных норм и традиций коренится  в особенностях жизнедеятельности  общинных структур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской  и индо-буддийской культур.

Правда  в некоторых государствах все-таки сформировался некий синтез ценностей  западного и восточного типов. Весьма интенсивное взаимодействие Запада и Востока протекает в политической жизни стран, занимающих срединное  геополитическое положение, например, Россия, - здесь формируется определенный симбиоз ценностных ориентаций и способов политического участия граждан. 
 

Понятие, структура и формирование политического сознания 
 

      Политическое сознание как сфера общественного сознания является отражением тех отношений, которые складываются внутри общества между различными социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования власти, то есть - политических отношений. Политическое сознание - это результат одновременно и отражения субъектами тех или иных явлений, и выражения их отношения к отражаемым политическим событиям. Что же в нем отражается и оценивается? Прежде всего отношение к власти, способам, формам ее организации и реализации, к политическим силам различной направленности и методам их деятельности. Следует отметить, то обстоятельство, что политическая деятельность является именно той основой, на которой формируется политическое сознание. Оно предстает прежде всего как осознанное, осмысленное через призму социально-политических потребностей политическое знание, которое являет собой его рациональную составляющую. Однако содержание политического сознания не ограничивается лишь знанием как рациональным моментом, а включает в себя продукты чувственного отражения и оценки. Политическое сознание является продуктом рационального, эмоционального и волевого освоения людьми содержания и особенностей политических отношений.

Политическое  сознание можно определить как комплекс идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний субъектов политических отношений.

      Политическое сознание является естественным субъективным компонентом политической деятельности, политического поведения.

Политизация общественного и индивидуального  сознания, его выделение в относительно самостоятельную сферу происходит там и тогда, где и когда возникают социальные неравенства, формируются институты социального управления и публичной власти.

При этом следует заметить, что генезис  политического сознания предопределяется не только общественными отношениями, становлением органов власти и управления, но и развитием таких форм общественного сознания как наука, мораль, религия, правосознание.

  Субъективные  образы, с помощью которых социальная группа, личность или общество в целом отражают политическую действительность образуют структуру политического сознания. Познание объективной реальности субъектом возможно с помощью интеллекта, чувств, воображения, фантазии. Следовательно, структура политического сознания в целом определяется с помощью трех составляющих: рациональной, чувственной и иррациональной. К чувственным относятся образы, восприятия, оценки, настроения, желания и т.п. К рациональным относятся обобщенные идеи, концепции, представления, нормы, мнения и т.д. К иррациональным составляющим относятся немотивированные сознанием субъективные образования, а также утопии, фантастические образы. Рациональные, чувственные и иррациональные представления взаимосвязаны между собой. Рациональный образ политической действительности не может возникнуть вне чувственного восприятия, которое стимулирует мыслительные процессы. Иррациональные представления, например, политические мифы, также связаны с чувственными и рациональными компонентами.

     Рассматривая структуру политического сознания следует отметить, что в зависимости от специфики процессов и форм политического отражения в нем выделяются различные сферы, уровни, формы, виды и т.д. Так, его сферами являются политическая наука (теории, концепции, гипотезы и т.д.), политическая идеология (доктрины, идеалы, программы, лозунги и т.д.), политическая психология (политические стремления, чувства, настроения и т.д.).

  Политическая  идеология представляет собой систематизированную  совокупность идейных воззрений  и положений, выражающих и защищающих политические интересы и потребности той или иной социальной общности или группы и требующих подчинения индивидуальных взглядов и помыслов провозглашенным идейно-политическим доктринам и установкам.

В политической идеологии можно выделить два  уровня функционирования: теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы класса, социального слоя (прослойки), нации, государства, и программно -политический, где политические принципы и идеалы переводятся или воплощаются в соответствующие программы, манифесты, лозунги и являют собой идейно-политическую основу для принятия управленческих решений и ориентирования политического поведения и деятельности людей. По уровню отражения политической реальности политическое сознание может быть теоретическим и обыденным. По своей направленности оно бывает демократическим, авторитарным, традиционным, современным, верноподданническим, лояльным, бунтарским и иным. Его основными видами являются массовое и специализированное политическое сознание. По субъектам можно выделить социально-групповое, национально-этническое, религиозно-конфессиональное, корпоративное, индивидуальное и другие виды сознания. Многообразие видов политического сознания увеличивается при рассмотрении его по отношению к конкретным объектам и субъектам политических процессов: к глобальным проблемам (войне, миру, окружающей среде и т.д.)

Весьма  актуально рассмотрение структуры  политического сознания по критерию властного потенциала его носителей  в диапазоне субъект (властвующий) - объект (подвластный).

Структура политического сознания может рассматриваться  и по другим критериям. Например, за основу могут быть взяты “матричные”  показатели, те, что построены на одновременном учете различных  признаков содержания, организации, функционирования. С этой точки зрения структура, например, политического сознания в США, по мнению наших исследователей Ю.Замошкина и Э.Баталова, включала следующие его типы:

1) либерально-технократический,

2) либерально-реформистский, 

3) либеральный,

4) традиционалистский,

5) неоконсервативный, 

6) радикально-либеральный, 

7) радикально-этатистский, 

8) правопозитивистский, 

9) радикально-демократический, 

10) радикально-бунтарский,

11) радикально-романтический, 

12) радикально-социалистический и др. 
 
 
 

     Политическое сознание классифицируется и по качественно-содержательным параметрам. У различных его носителей оно может быть более или менее развитым, доминировать в структуре общественного и индивидуального сознания или быть второстепенным фактором жизнебытия.

Интенсивная политизация общественного сознания связана с периодами кризисно - революционных ситуаций, со сменой политических режимов, персональных носителей власти, реконструкцией политических систем, концептуальных основ политического поведения.

Политизация общественного сознания как правило  начинается с низших и верхних  слоев социальной структуры. В меньшей  степени политизации подвержены средние слои общества.

Политическое  сознание относительно самостоятельно.

Относительность самостоятельности политического сознания по отношению к сознанию вообще и его конкретным не политизированным проявлениям (наука, мораль, религия, искусство и т.д.) обусловлены тем, что создание как способ постижения реального бытия едино в своих сущностных характеристиках, законах проявления и функционирования. У сознания во всех его формах и проявлениях единое основание - социально-природное бытие людей, их интеллект, воля, чувства. 

  Относительно  самостоятельный характер политического  сознания, в отличие, к примеру, от морали или экономического сознания, проявляется в специфике политического пространства, политических отношений, политической культуры, традиций и норм политического поведения, в специфике политических технологий и методов политической деятельности, в специфике концептуально-категориального аппарата выработанного политической философией, политологией, социологией политики и другими науками, изучающими политические реалии и политическое сознание.

Для понимания  сущности политических отношений, политических процессов и возможных перспектив их развития важен более подробный анализ массового, социально-группового и индивидуального политического сознания. Массовое политическое сознание представляет собой совокупность наиболее типичных, общепризнанных политических идей, взглядов, установок по поводу политической власти и социального управления. Оно возникает и развивается в процессе политизации общественной жизни, унификации ее норм и принципов на основе исторического, личного опыта, традиций культуры, морали, религиозных воззрений. Массовое политическое сознание различается по степени своей однородности. Наиболее однородно оно в обществах со стабильными политическими системами, развитой общегражданской идеологией и культурой.

Информация о работе Политическая культура и политическое сознание