3.
Функции политической
культуры
Сочетая ценностную мотивацию
с чувственными и рациональными
побуждениями человеческих действий,
политическая культура не просто
содержит в себе элементы, позволяющие
человеку одновременно выглядеть «логичным»,
«нелогичным» и «внелогичным» (В. Парето),
но и проявляется в самых разнообразных
формах. В частности, она может существовать
в виде духовных побуждений и ориентаций
человека, в опредмеченных формах его
практической деятельности, а также в
институциализированном виде, т.е. будучи
закрепленной в строении органов политического
и государственного управления, их функциях.
Поскольку не все ценности одновременно
воплощаются практически и уж тем более
институционально, постольку между названными
формами проявления политической культуры
всегда имеются определенные противоречия.
Политической культуре свойственны
определенные функции в политической
жизни. К важнейшим можно отнести
следующие функции:
- идентификация,
раскрывающей постоянную потребность
человека в понимании своей групповой
принадлежности и определении приемлемых
для себя способов участия в выражении
и отстаивании интересов данной общности;
- ориентации,
характеризующей стремление человека
к смысловому отображению политических
явлений, пониманию собственных возможностей
при реализации прав и свобод в конкретной
политической системе;
- предписания
(программирования), выражающей приоритетность
определенных ориентаций, норм и представлений,
задающих и обусловливающих определенную
направленность и границы конструирования
поведения человека;
- адаптации,
выражающей потребность человека в приспособлении
к изменяющейся политической среде, условиям
осуществления его прав и властных полномочий;
- социализации,
характеризующей приобретение человеком
определенных навыков и свойств, позволяющих
ему реализовывать в той или иной системе
власти свои гражданские права, политические
функции и интересы;
- интеграции
(дезинтеграции), обеспечивающей различным
группам возможность сосуществования
в рамках определенной политической системы,
сохранения целостности государства и
его взаимоотношений с обществом в целом;
- коммуникации,
обеспечивающей взаимодействие всех субъектов
и институтов власти на базе использования
общепринятых терминов, символов, стереотипов
и других средств информации и языка общения.
В процессе реализации своих
функций политическая культура
способна оказывать тройственное
влияние на политические процессы
и институты. Во-первых, под ее
воздействием могут воспроизводиться
традиционные для общества формы политической
жизни.
Во-вторых, политическая культура
способна порождать
новые, нетрадиционные для общества
формы социальной и политической жизни,
а в- третьих, комбинировать
элементы прежнего и перспективного политического
устройства.
В различных исторических условиях,
а чаще всего при нестабильных
политических процессах некоторые
функции политической культуры
могут затухать и даже прекращать
свое действие. В частности, может
весьма значительно снижаться
коммуникативная способность политических
норм и традиций государственной жизни,
в результате чего неизбежно обостряется
полемика между различными общественными
группами, и особенно теми из
них, которые
придерживаются противоположных позиций
относительно правительственного курса.
Вместе с тем в переходных процессах нередко
возрастает способность политической
культуры к дезинтеграции систем правления,
основанных на непривычных для населения
целях и ценностях.
4.
Структура политической
культуры
Политическая культура – явление
полиструктурное, многоуровневое. Многообразные
связи политической культуры
с различными социальными и
политическими процессами предопределяют
ее сложное строение и организацию.
Разнообразные внутренние структуры
политической культуры отражают технологию
формирования политического поведения
субъектов, этапы становления политической
культуры конкретной страны, наличие разнообразных
субъектов (элит, электората, жителей отдельных
стран и регионов), но главное – различный
характер и удельный вес различных ценностей.
Так, к примеру, В. Розенбаум
считает, что ориентации людей
относительно политической системы
есть «базовые компоненты политической
культуры». В частности, он
предлагает дифференцировать ориентации
на следующие блоки:
◙
ориентации относительно институтов
государственного управления; в этот блок
входят ориентации относительно режима
(государственных институтов, норм, символов,
официальных лиц) и относительно «входов»
и «выходов» политической системы, выражающих
оценку различных требований к государственной
власти, ее решений, эффективности их реализации;
◙
ориентации относительно «других» в политической
системе, включающие политическую идентификацию
(осознание принадлежности к нациям, государствам,
жителям определенных районов и др.), политическую
веру (означающую убежденность человека
в позитивных или негативных последствиях
действий взаимодействующих с ним людей)
и выработку субъективных предпочтений
относительно «правил игры» и господствующего
правопорядка;
◙ ориентации
относительно собственной политической
деятельности, включающие оценку своей
политической компетентности (при участии
в
политической
жизни, использовании при этом определенных
ресурсов), веру в свою способность
оказывать реальное воздействие на
институты власти.
Политические ориентиры и ценности
могут структурировать политическую
культуру и с учетом их различного
значения и роли для формирования
политической деятельности человека.
В этом смысле могут выделяться
мировоззренческие, гражданские и собственно
политические ценности.
Ценностная ориентация человека
на мировоззренческом уровне встраивает
представления о политике в его индивидуальную
картину мира, индивидуальное восприятие
жизни. Это заставляет его соотносить
свои нравственно-этические представления
(о добре, смысле жизни) с особенностями
политической сферы, формировать представления
о роли политики в достижении им своих
главных жизненных целей. В рамках гражданских
ориентиров человек осознает свои возможности
как участника публичных отношений, в
которых действуют особые органы и институты
(органы государственного управления,
суд и др.), чья деятельность влияет на
наличие и реализацию его прав и свобод.
С точки зрения собственно
политических представлений человек
вырабатывает свое отношение к практическим
формам деятельности конкретного правительства,
партий, официальных лиц и т.д.
На каждом из этих уровней
у человека могут складываться
довольно противоречивые представления.
Причем отношение к конкретным
политическим событиям изменяется,
как правило, значительно быстрее, нежели
мировоззренческие принципы, в силу чего
восприятие новых целей и ценностей, переосмысление
истории и т.д. осуществляются крайне неравномерно.
Все это придает процессам формирования
и развития политической культуры дополнительную
сложность и противоречивость. А степень
соответствия уровней ценностной ориентации
непосредственно определяет характер
целостности и внутренней неравновесности
политической культуры.
Типичным способом структуризации
политической культуры является различение
ценностных ориентиров и способов политического
поведения в зависимости от принадлежности
людей к социальным, национальным, демографическим,
территориальным, конфессиональным, ролевым
(элита и электорат) и другим общественным
группам. Тем самым политическая культура
предстает как совокупность субкультурных
образований, характеризующих наличие
у их носителей существенных (и несущественных)
различий в отношении к власти и государству,
правящим партиям, в способах политического
участия и т.д.
5.
Особенности современной
российской
политической
культуры
Политическая культура отдельной
страны обычно формируется в
процессе переплетения различных
ценностных ориентаций и способов
политического участия граждан,
национальных традиций, обычаев, способов
общественного признания человека, доминирующих
форм общения элиты и электората, а также
других обстоятельств, выражающих устойчивые
черты цивилизационного развития общества
и государства.
Базовые ценности российской политической
культуры сложились под воздействием
наиболее мощных, не утративших своего
влияния и в настоящее время факторов.
Прежде всего к ним можно отнести геополитические
причины, выражающиеся, в частности, в
особенностях ее лесостепенного ландшафта,
в наличии на большей части территории
резко континентального климата, в больших
размерах освоенных человеком территорий
и т.д. Влияя на жизнь многих и многих поколений,
эти факторы (причины) определили для значительных,
в основном сельских, слоев населения
основной ритм жизнедеятельности, установки
и отношение к жизни. К примеру, зимне-летние
циклы способствовали сочетанию в русском
человеке степенности, обломовской созерцательности
и долготерпения (вызванных длительной
пассивностью в зимний период) с повышенной
активностью и даже взрывным характером
(берущих истоки в необходимости многое
успеть за короткое лето).
Собственное влияние на доминирующие
черты российской политической
культуры оказали и общецивилизационные
факторы, отразившие самые показательные
формы организации совместной жизни россиян,
их базовые ценности и ориентиры. В ХХ
в. уничтожение тоталитарными режимами
целых социальных слоев (купечества, гуманитарной
интеллигенции, офицерства) и народностей,
отказ от рыночных регуляторов развития
экономики,
насильственное
внедрение коммунистической идеологии
существенно трансформировало многие
тенденции в развитии российской
цивилизации, нарушило естественные механизмы
воспроизводства российских традиций,
разорвало преемственность поколений
и развитие ценностей плюралистического
образа жизни, деформировало межкультурные
связи и отношения России с мировым сообществом.
Длительное и противоречивое
влияние различных факторов в
настоящее время привело к
формированию политической культуры
российского общества, которую можно охарактеризовать
как внутренне расколотую,
горизонтально и вертикально
поляризованную культуру, где ее ведущие
сегменты противоречат друг другу по своим
базовым и второстепенным ориентирам.
Основные слои населения тяготеют в большей
степени к культурной программатике либо
рациональной, либо традиционалистской
субкультур, опирающихся на основные ценности
западного и восточного типа. Во многом
эти неравноценные по своим масштабам
и влиянию субкультуры пронизаны и различными
идеологическими положениями и подходами.
Однако в российском обществе
уровень различий и противостояния
между субкультурами крайне высок.
Если, к примеру, традиционалисты
мифологизируют особость России,
то демократы – ее отставание,
первые критикуют западный либерализм,
вторые – косную российскую действительность.
При этом и тех, и других отличают неколебимая
уверенность в правоте «своих принципов»
(обычаев, традиций, лидеров и т.д.), отношение
к компромиссу с оппонентами как к недопустимому
нарушению принципов и даже предательству.
По сути дела такая форма
взаимного противостояния политических
субкультур есть современная
редакция того культурного раскола,
который сложился в нашем обществе еще
в годы крещения Руси и ведет свой путь
через
противостояние
сторонников язычества и христианства,
приверженцев соборности и авторитаризма,
славянофилов и западников, белых и красных,
демократов и коммунистов. В силу этого
взаимооппонирующие субкультуры не дают
возможности выработать единые ценности
политического устройства России, совместить
ее культурное многообразие с политическим
единством, обеспечить внутреннюю целостность
государства и общества.
Как показывает опыт развития
российского общества, его культурная
самоидентификация возможна на
пути преодоления раскола и обеспечения
органического синтеза цивилизационного
своеобразия развития страны и мировых
тенденций к демократизации обществ и
расширению инокультурных контактов между
ними. Трансформировать в этом направлении
политико-культурные качества российского
общества можно прежде всего путем реального
изменения гражданского статуса личности,
создания властных механизмов, передающих
властные полномочия при принятии решений
законно избранным и надежно контролируемым
представителям народа.