Политическая культура: понятие, сущность, содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 18:18, контрольная работа

Описание

Несмотря на очевидную значимость политической культуры для понимания мира политического, в нашей обществоведческой литературе эта тема еще не получила должного освещения. В настоящее время существует самый широкий спектр мнений и позиций в трактовке понятия «политическая культура». Нередко ее отождествляют с образовательным и культурным уровнем человека, его способностью соответствующим образом вести себя на публике, умением четко и ясно излагать свои политические позиции.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………… 3

2. Сущность и понятие политической культуры ……………………... 4

3. Функции политической культуры ………………………………….. 10

4. Структура политической культуры ………………………………… 13

5. Особенности современной российской политической культуры ... 16

6. Составные элементы политической культуры ……………………. 19

7. Заключение …………………………………………………………... 22

8. Список использованной литературы ……………………………….. 23

Работа состоит из  1 файл

контрольная по политологии.doc

— 89.50 Кб (Скачать документ)

3. Функции политической  культуры

     Сочетая ценностную мотивацию  с чувственными и рациональными  побуждениями человеческих действий, политическая культура не просто  содержит в себе элементы, позволяющие  человеку одновременно выглядеть «логичным», «нелогичным» и «внелогичным» (В. Парето), но и проявляется в самых разнообразных формах. В частности, она может существовать в виде духовных побуждений и ориентаций человека, в опредмеченных формах его практической деятельности, а также в институциализированном виде, т.е. будучи закрепленной в строении органов политического и государственного управления, их функциях. Поскольку не все ценности одновременно воплощаются практически и уж тем более институционально, постольку между названными формами проявления политической культуры всегда имеются определенные противоречия.

     Политической культуре свойственны  определенные функции в политической  жизни. К важнейшим можно отнести  следующие функции:

  • идентификация, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;
  • ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
  • предписания (программирования), выражающей приоритетность определенных ориентаций, норм и представлений, задающих и обусловливающих определенную направленность и границы конструирования поведения человека;
 
 
  • адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
  • социализации, характеризующей приобретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;
  • интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;
  • коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

     В процессе реализации своих  функций политическая культура  способна оказывать тройственное  влияние на политические процессы  и институты. Во-первых, под ее  воздействием могут воспроизводиться традиционные для общества формы политической жизни.

     Во-вторых, политическая культура  способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, а в- третьих, комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.

     В различных исторических условиях, а чаще всего при нестабильных  политических процессах некоторые  функции политической культуры  могут затухать и даже прекращать  свое действие. В частности, может  весьма значительно снижаться  коммуникативная способность политических норм и традиций государственной жизни, в результате чего неизбежно обостряется полемика между различными общественными группами, и особенно теми из  
 

них, которые  придерживаются противоположных позиций  относительно правительственного курса. Вместе с тем в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на непривычных для населения целях и ценностях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Структура политической  культуры

     Политическая культура – явление  полиструктурное, многоуровневое. Многообразные  связи политической культуры  с различными социальными и  политическими процессами предопределяют  ее сложное строение и организацию.  Разнообразные внутренние структуры  политической культуры отражают технологию формирования политического поведения субъектов, этапы становления политической культуры конкретной страны, наличие разнообразных субъектов (элит, электората, жителей отдельных стран и регионов), но главное – различный характер и удельный вес различных ценностей.

     Так, к примеру, В. Розенбаум  считает, что ориентации людей  относительно политической системы  есть «базовые компоненты политической  культуры». В частности, он  предлагает дифференцировать ориентации  на следующие блоки:

◙    ориентации относительно институтов государственного управления; в этот блок входят ориентации относительно режима (государственных институтов, норм, символов, официальных лиц) и относительно «входов» и «выходов» политической системы, выражающих оценку различных требований к государственной власти, ее решений, эффективности их реализации;

◙   ориентации относительно «других» в политической системе, включающие политическую идентификацию (осознание принадлежности к нациям, государствам, жителям определенных районов и др.), политическую веру (означающую убежденность человека в позитивных или негативных последствиях действий взаимодействующих с ним людей) и выработку субъективных предпочтений относительно «правил игры» и господствующего правопорядка;

◙ ориентации относительно собственной политической деятельности, включающие оценку своей политической компетентности (при участии в  
 

политической  жизни, использовании при этом определенных ресурсов), веру в свою способность  оказывать реальное воздействие на институты власти.

     Политические ориентиры и ценности  могут структурировать политическую  культуру и с учетом их различного  значения и роли для  формирования  политической деятельности человека. В этом смысле могут выделяться  мировоззренческие, гражданские и собственно политические ценности.

     Ценностная ориентация человека  на мировоззренческом уровне встраивает представления о политике в его индивидуальную картину мира, индивидуальное восприятие жизни. Это заставляет его соотносить свои нравственно-этические представления (о добре, смысле жизни) с особенностями политической сферы, формировать представления о роли политики в достижении им своих главных жизненных целей. В рамках гражданских ориентиров человек осознает свои возможности как участника публичных отношений, в которых действуют особые органы и институты (органы государственного управления, суд и др.), чья деятельность влияет на наличие и реализацию его прав и свобод. С точки зрения собственно политических представлений человек вырабатывает свое отношение к практическим формам деятельности конкретного правительства, партий, официальных лиц и т.д.

     На каждом из этих уровней  у человека могут складываться  довольно противоречивые представления.  Причем отношение к конкретным  политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы, в силу чего восприятие новых целей и ценностей, переосмысление истории и т.д. осуществляются крайне неравномерно. Все это придает процессам формирования и развития политической культуры дополнительную сложность и противоречивость. А степень соответствия уровней ценностной ориентации непосредственно определяет характер целостности и внутренней неравновесности политической культуры. 

     Типичным способом структуризации  политической культуры является различение ценностных ориентиров и способов политического поведения в зависимости от принадлежности людей к социальным, национальным, демографическим, территориальным, конфессиональным, ролевым (элита и электорат) и другим общественным группам. Тем самым политическая культура предстает как совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей существенных (и несущественных) различий в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Особенности современной  российской 

политической  культуры

     Политическая культура отдельной  страны обычно формируется в  процессе переплетения различных  ценностных ориентаций и способов  политического участия граждан, национальных традиций, обычаев, способов общественного признания человека, доминирующих форм общения элиты и электората, а также других обстоятельств, выражающих устойчивые черты цивилизационного развития общества и государства.

     Базовые ценности российской политической культуры сложились под воздействием наиболее мощных, не утративших своего влияния и в настоящее время факторов. Прежде всего к ним можно отнести геополитические причины, выражающиеся, в частности, в особенностях ее лесостепенного ландшафта, в наличии на большей части территории резко континентального климата, в больших размерах освоенных человеком территорий и т.д. Влияя на жизнь многих и многих поколений, эти факторы (причины) определили для значительных, в основном сельских, слоев населения основной ритм жизнедеятельности, установки и отношение к жизни. К примеру, зимне-летние циклы способствовали сочетанию в русском человеке степенности, обломовской созерцательности и долготерпения (вызванных длительной пассивностью в зимний период) с повышенной активностью и даже взрывным характером (берущих истоки в необходимости многое успеть за короткое лето).

     Собственное влияние на доминирующие  черты российской политической  культуры оказали и общецивилизационные факторы, отразившие самые показательные формы организации совместной жизни россиян, их базовые ценности и ориентиры. В ХХ в. уничтожение тоталитарными режимами целых социальных слоев (купечества, гуманитарной интеллигенции, офицерства) и народностей, отказ от рыночных регуляторов развития экономики,  
 

насильственное  внедрение коммунистической идеологии  существенно трансформировало многие тенденции в развитии российской цивилизации, нарушило естественные механизмы  воспроизводства российских традиций, разорвало преемственность поколений и развитие ценностей плюралистического образа жизни, деформировало межкультурные связи и отношения России с мировым сообществом.

     Длительное и противоречивое  влияние различных факторов в  настоящее время привело к  формированию политической культуры российского общества, которую можно охарактеризовать как внутренне расколотую, горизонтально и вертикально поляризованную культуру, где ее ведущие сегменты противоречат друг другу по своим базовым и второстепенным ориентирам. Основные слои населения тяготеют в большей степени к культурной программатике либо рациональной, либо традиционалистской субкультур, опирающихся на основные ценности западного и восточного типа. Во многом эти неравноценные по своим масштабам и влиянию субкультуры пронизаны и различными идеологическими положениями и подходами.

     Однако в российском обществе  уровень различий и противостояния  между субкультурами крайне высок.  Если, к примеру, традиционалисты  мифологизируют особость России, то демократы – ее отставание, первые критикуют западный либерализм, вторые – косную российскую действительность. При этом и тех, и других отличают неколебимая уверенность в правоте «своих принципов» (обычаев, традиций, лидеров и т.д.), отношение к компромиссу с оппонентами как к недопустимому нарушению принципов и даже предательству.

     По сути дела такая форма  взаимного противостояния политических  субкультур есть современная  редакция того культурного раскола, который сложился в нашем обществе еще в годы крещения Руси и ведет свой путь через 
 

противостояние сторонников язычества и христианства, приверженцев соборности и авторитаризма, славянофилов и западников, белых и красных, демократов и коммунистов. В силу этого взаимооппонирующие субкультуры не дают возможности выработать единые ценности политического устройства России, совместить ее культурное многообразие с политическим единством, обеспечить внутреннюю целостность государства и общества.

     Как показывает опыт развития  российского общества, его культурная  самоидентификация возможна на  пути преодоления раскола и обеспечения органического синтеза цивилизационного своеобразия развития страны и мировых тенденций к демократизации обществ и расширению инокультурных контактов между ними. Трансформировать в этом направлении политико-культурные качества российского общества можно прежде всего путем реального изменения гражданского статуса личности, создания властных механизмов, передающих властные полномочия при принятии решений законно избранным и надежно контролируемым представителям народа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Политическая культура: понятие, сущность, содержание