Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:53, реферат
Верное представление о политической жизни общества, о политических процессах, политике, об утверждении, осуществлении, функционировании и развитии политической власти невозможно получить без изучения политической культуры общества. Изучение политической культуры позволяет глубже познать особенности политической власти, объяснить её истоки, направления развития. Поэтому не является случайным, что проблемы политической культуры постоянно находятся в поле зрения политологии.
Введение……………….……...…………………..……………………...………3
1. Политическая культура……...………………………………………...………4
2. Функции политической структуры………..……………………………….....8
3. Виды и типы политических культур…………………………………..…......9
4. Динамизм политической культуры Российского общества…………….13
5. Список литературы…………………………………………..……………….18
Содержание:
Введение……………….……...…………………..…
Введение
Верное
представление о политической жизни
общества, о политических процессах,
политике, об утверждении, осуществлении,
функционировании и развитии политической
власти невозможно получить без изучения
политической культуры общества. Изучение
политической культуры позволяет глубже
познать особенности
Так,
что же представляет собой политическая
культура, какова ее структура и функции?
Все эти вопросы рассматриваются в данной
работе.
1.Политическая
культура
Понятие «культура», как известно, произошло от латинского слова «култура», что значит: обработка, возделывание, совершенствование. Первоначально это понятие характеризовало трудовую деятельность человека и ее результаты. Оно охватывало широкий спектр самых разных явлений. К настоящему времени в научной литературе дано более 250 различных определений этого понятия. При этом термин «культура» чаще всего употребляется в двух значениях — в широком и узком.
В
широком смысле слова понятие
«культура» охватывает всё то, что
создано человеком в процессе
его материальной и духовной деятельности.
При таком подходе культура определяется
как совокупность материальных и
духовных ценностей, созданных и
накопленных человеком и
В узком смысле слова под культурой понимается духовная культура, то есть совокупность духовных ценностей, производство, распределение этих ценностей, а также соответствующие им учреждения.
Вместе с материальной и духовной культурами относительно самостоятельный вид культуры представляет политическая культура.
Политическая культура начала формироваться вместе с возникновением политической жизни, политики. С этого момента началось и ее изучение. Значительное внимание проблемам политической культуры, в частности, уделили уже мыслители Древнего мира. Однако, термин «политическая культура» появился значительно позже. В научный оборот он был введен в XVIII века видным немецким философом И. Гердером. Позднее это понятие широко стали использовать многие мыслители, представляющие самые разные направления социально-политической мысли. В настоящее время, как отмечается в научной, учебной, учебно-методической литературе, имеется 3—4 десятка определений этого понятия. Анализ этих определений дан в ряде опубликованных работ.1
В
научной литературе политическая культура
чаще всего определяется как совокупность
ориентации, ценностей, верований, установок.
Первыми такое определение
Указанное определение политической культуры, как справедливо отмечает М.X. Фарукшин, не является единственным. Английские политологи Р. Карр и М. Бернстейн определили политическую культуру «как» установочную и поведенческую матрицу, в пределах которой расположена политическая система», как «способ политического поведения социальной группы и природу политических верований и ценностей ее членов»1.
Вместе с тем высказана и третья точка зрения. В частности, Р. Такер «наряду с элементами сознания в содержание культуры включает и «признанные образцы поведения»1.
В действительности, очевидно, что с одной стороны, представления о политической жизни, политике, политической власти, политических организациях и институтах люди получают в процессе политической деятельности политического поведения. Знания, полученные ими в ходе этой деятельности и проверенные на практике, превращаются в убеждения, в определенные системы политических ценностей. В ходе этой деятельности у людей формируется тот или иной взгляд на политический мир. С другой стороны, реальная действительность свидетельствует, что политической деятельностью как отдельные люди, так и их различные общности занимаются, руководствуясь имеющимися у них представлениями, знаниями, убеждениями, ценностными ориентациями. На основе имеющихся представлений, знаний люди формируют те, или иные образцы поведения.
Таким
образом, реальная действительность убедительно
свидетельствует, что политическую
культуру, как и любой другой вид
культуры, нельзя представлять ни как
только совокупность элементов создания,
ни как только «способ политического
поведения». Поэтому надо согласиться
с авторами, которые придерживаются
третьей точки зрения. «Любая культура,
— достаточно аргументированно отмечает
М. X. Фарукшин, — есть органическое
единство элементов сознания и реального
поведения. Политическая культура представляет
собой качественную характеристику
всей политической жизни, поэтому ее
(культуру) нельзя сводить) к отдельным,
хотя и очень важным явлениям этой
сферы общественной жизни...»1.
Эту точку зрения, обосновывают в своих
работах также Е. М. Бабосов, Г. А. Белов,
Н. М. Кейзеров и другие ученые3.
Политическая культура — это, с одной стороны, созданный и накопленный человечеством в процессе общественно-исторической практики, политический опыт, зафиксированный в обычаях, традициях, идеях, представлениях, оценках, установках, а с другой стороны, — качественно определенный уровень деятельности по воспроизводству и производству политической жизни.
Политическая
культура включает в себя, прежде всего,
политическое сознание, которое, как и
все другие формы сознания, представлено
двумя основными уровнями: теоретическим
и обыденным. Сюда включаются доминирующие
в обществе, в социальных общностях типичные,
укоренившиеся представления, идеи, убеждения
о разных аспектах политической жизни
общества, о политической власти, политических
институтах, учреждениях, организациях
и т. д. Вместе с тем неотъемлемыми элементами
политической культуры являются также
характерные для данного общества, социальной
общности политические ценности, ценностные
ориентации. Существенным элементом политической
культуры являются также типичные для
данного общества, социальной общности
политические установки.
Структура политической культуры не исчерпывается элементами политического сознания. Вместе с ними она включает в себя и поведенческий аспект, проявляющийся в виде образцов, стереотипов политического поведения. Образцы и стереотипы политического поведения закрепляются и передаются в традициях. Политические представления, ценности, установки и поведение, составляющие в совокупности политическую культуру, являются относительно самостоятельными ее элементами. Однако они не существуют отдельно друг от друга. В реальной действительности, как показывают многие исследователи4,5,6, они тесно взаимосвязаны, переплетаются друг с другом. При этом одни и те же установки, ценностные ориентации и т. д. у разных людей, их различных общностей проявляются по-разному.
Своеобразные компоненты политической культуры составляют политические символы и политические ритуалы.
Политические символы — это выражение определенных идей, понятии с помощью знаков и предметов (флаги, знамена, гербы, гимны и т. д.). Символы являются специфическим средством общения между людьми. Они помогают им определять принадлежность друг друга к определенным социально-политическим общностям.
Символы выражаются по-разному: графически (серп и молот, свастика и т. д.), в виде фигур людей и животных (страус в Австралии, медведь в России, дядя Сэм в США и т. д.), звуками, сочетаниями определенных цветов и т. п.
Политический ритуал — это совокупность определенных обязательных действий, актов и установленный порядок их выполнения при проведении собраний, приемов и других политических мероприятий. Политические ритуалы призваны не только упорядочивать, но и главным образом украшать и возвеличивать политические действия, события, политических деятелей, придавать им особую значимость, создавать вокруг них ореол возвышенности, исключительности. Они, как и ряд символов, служат удовлетворению честолюбия высших должностных лиц в политической иерархии и нередко рассчитаны па скрытие их подлинных интересов и целей.
Способом существования политической культуры является поведение. Воплощенная в поведении культура есть еще и отношение к аналогичным воплощениям другого индивида или другой группы. В политике это отношение бывает одновременно и отношением власти, господства, конфликта, согласия, совместных действий и мн. др.7
Политическая
культура — явление развивающееся.
Она развивается вместе со своими
носителями — различными социальными
общностями.
2.Функции
политической культуры
Политическая культура выполняет разнообразные функции. В научной и учебной литературе чаще всего называются и характеризуются следующие ее функции:
А) Регулятивная - способность культуры регулировать поведение человека в различных сферах: в семье, в школе, в быту, в производстве и в других сферах. Регулятивная функция культуры опирается на систему определенных предписаний и запретов, нарушение которых приводит в действие санкции:
- установленные сообществом; и
-
поддерживаемые силой
Б) Коммуникативная - неразрывно связана с информационной. Воспринимая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники;
В) Познавательная;
Г) Воспитательная;
Д) Охранительная;
Е)
Нормативно-ценностная и другие.
3.
Виды и типы
политических культур
Политическая
культура проявляется на разных уровнях
и в самых разнообразных видах.
В научной литературе выделены и
охарактеризованы различные типы, виды,
модели политической культуры. В отечественной
учебной, учебно-методической и научной
литературе чаще всего воспроизводится
характеристика типов политической
культуры, которую дали американские
социологи Г. Алмонд и С. Верба. Эти
исследователи, взяв в качестве критерия
определения типов культуры интерес
личности к политической жизни, совокупность
ценностей и образцов поведения,
характеризующих
К числу чистых типов политической культуры Г. Алмонд и Верба относят:
1) патриархальную (приходскую) политическую культуру.
2)подданническую политическую культуру (политическую культуру повиновения),
3) активистскую
политическую культуру, политическую
культуру участия.
Патриархальная политическая культура, считают названные авторы, - это такая политическая культура, в которой практически отсутствуют знания о государстве и его ценностях. Такая политическая культура характерна для племен в Африке, у которых не существует специализированных политических ролей, где местные вожди или шаманы не испытывают никакого чувства к центральному правительству, их отношение к нему не определяется какими-то нормами. Патриархальная политическая культура может сохраняться и в индустриально развитых странах, кругозор большинства граждан которых ограничивается приверженностью к своему региону, городу и т. д.