Политическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 19:17, реферат

Описание

В данной работе хотелось бы конкретизировать рассматриваемое понятие «политическая культура»
Понятия «политическая культура» используется для обозначения сложных черт и взаимосвязей субъективной стороны политики.

Содержание

Введение 3
Понятие "политическая культура" и его содержание 5
Назначение и функции политической культуры 8
Типы политической культуры 11
Тенденции развития российской политической культуры 13
Заключение. 15
Список используемой литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.docx

— 41.80 Кб (Скачать документ)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Новосибирский государственный аграрный университет 

факультет государственного и муниципального управления 
 
 
 
 
 
 
 

реферат по теме:

Политическая  культура 
 
 
 

                 выполнил: студент 8201

                                                                                 Синицин Вячеслав

                                                                                 проверил: Чанов В. П. 
 
 

Новосибирск, 2011

Оглавление

Введение 3

Понятие "политическая культура" и его содержание 5

Назначение и функции политической культуры 8

Типы политической культуры 11

Тенденции развития российской политической культуры 13

Заключение. 15

Список используемой литературы 18 
 

 

    Введение

 

     Бытие политической системы — это процесс  действия ее субъектов: государственных институтов, партий, общественных организаций, элит, лидеров и всех граждан. Вне живой деятельности политических сил в ее многообразии типов, форм и видов невозможно осмыслить ни функционирования политической системы, ни особенностей политических режимов, ни в целом политического процесса. Государство, например, как еще отмечал М. Вебер, есть комплекс специфических совместных действий людей. Оно перестает существовать в политическом смысле, как только исчезает возможность функционирования определенных типов совместных действий. Главным образом — осуществления власти от имени общества особыми группами людей.

     Деятельностный подход в политологии не менее значим, чем в социологии. Смысл политологической науки заключается в основном в объяснении сути процесса и организации политических действий, их детерминации и влияния на общество. Категория деятельности при изучении политических явлений играет роль объяснительного принципа и методологического основания.

     В данной работе хотелось бы конкретизировать рассматриваемое понятие «политическая культура»

     Понятия «политическая культура» используется для обозначения сложных черт и взаимосвязей субъективной стороны политики.

     Политическая  культура — постоянно изменяющийся и развивающийся феномен, чутко реагирующий на динамику окружающего мира. Присутствие в термине «политическая культура» самого понятия «культура» создает ряд трудностей в его определении. До сих пор нет единого мнения, что такое культура. Существует множество ее определений, часто весьма далеких друг от друга.

 

     

     Если  под культурой понимать всю сумму  результатов материального и духовного производства человеческого общества, то политическая культура представляет ту часть общей культуры, которая объединяет исторический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации, установки, навыки, определяющие политическое поведение.

     Политическая  культура — это совокупность официально принятых и неофициально бытующих в  данной стране политических норм, правил, принципов и обычаев, которые достаточно жестко (хотя порой и незаметно) определяют, направляют, ограничивают политическое поведение как государственных деятелей, так и рядовых граждан. Нет политической культуры, единой для Европы и Ближнего Востока, Западного полушария и Дальневосточного региона. Существуют многие типы и вариации политической культуры — региональные, национальные и тд. В каждой конкретной стране есть собственная базисная модель политической культуры, и проявляется она в национально-специфических формах.

     В осмысление политической культуры большой  вклад внесли американские политологи Г.Алмонд, С.Верба, СЛипсет, Л.Пай и др. Их подходы к изучению проблемы были разными. Политическая культура трактовалась то как психологическое явление, как совокупность внутренних ориентации человека на политические объекты, то как модель желательного поведения и мышления. Объективистский подход призван был раскрыть содержание политической культуры через нормы и санкционированные образцы поведения граждан и групп. Однако все исследования были ориентированы на субъективный контекст политики, ценностные ориентации человека в политике, на оценочные суждения и мнения человека о политических объектах. Оценочные суждения отражают индивидуально-личностное отношение к явлениям политики и власти, меру осознания своего гражданского долга, глубину понимания и значимости идей свободы, справедливости, равенства, гуманизма.

 

    Понятие "политическая культура" и его содержание

 

     Было  бы ошибкой сегодня, когда прошло почти десять лет после распада  Союза ССР, что простое объявление несостоятельности коммунистических ценностей и идеалов подданнической политической культуры советского типа может быстро привести к формированию политической культуры активной гражданственности.  Политическая культура имеет свой темп и динамику формирования, которые  не совпадают с изменениями экономического и социального характера, хотя и  испытывают их влияние. А мы постоянно  наблюдаем в России процесс подтягивания естественного хода культурных изменений  к желаемым. Вопрос исследования политической культуры сегодня очень важен. Политическая культура оказала мощное влияние на политическую науку и практику. Являясь совокупностью характеристик общества, политическая культура помогает определить многое из того, что происходит в политике и в сферах, близких к ней.

     В целом же политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила  политического поведения, взаимодействия "власть - индивид – общество".

     Понятие политической культуры основывается на главных, привитых воспитанием представлениях человека о политической власти. Именно исходя из этих представлений, член общества взаимодействует с государством, это стиль его поведения в области политики, самые устойчивые и неизменчивые черты его характера.

     И все же человек зачастую решает "сердцем, а не головой", и не всегда его  намерения совпадают с его  действиями. Эти противоречия, которые  вносятся в ход политической жизни  общества, придают политической культуре внутреннюю противоречивость. Но такая  противоречивость помогает одновременному поддержанию как активных, так  и пассивных форм политического  участия каждого члена общества.

     В России индивид в шкале политических влияний либо отсутствует, либо рассматривается, как нечто вспомогательное. Индивид - средство, но не цель.

     В основных ветвях российской народности господство подобной этики и политической культуры на протяжении абсолютного  большинства столетий ее исторического  существования безраздельно. Оппозиция "общество – личность" даже не возникала, и не потому, что была гармония и не было противоречий, а потому, что все противоречия разрешались в пользу целого. Система всегда имела превосходный инстинкт самосохранения. Любые возникавшие в России возможности вывести страну из деспотизма вступали в противоречие с национальными стереотипами политического поведения и моральными основами  социальных взаимоотношений.

       Но помимо политического поведения  одного человека, можно выделить  и политическое поведение граждан  в целом. Власть всегда стремится  выработать в обществе лояльное  отношение к собственной политике, хотя бы внешне, закрепляя нормы  и стереотипы общения, придает  особую значимость атрибутам  государственности (флагу, гербу,  гимну). Тем самым политическая  культура стремится объединить  общество, обеспечить стабильность  отношений властной верхушки  и остального общества. Характерно, что до сих пор ведутся споры  по поводу того, как должен  выглядеть "истинный российский  флаг", а гимн к тому же  не имеет слов. Это достаточно  характеризует политическую культуру  России как несформированную, стоящую  на переходной ступени и достаточно  пассивную.

     Политическая  культура в государстве сохраняется  далеко не всегда. Ее нормы и правила  поддерживаются  и принимаются  не всеми группами общества. Там  же, где основной формой взаимодействия становится насилие, несоблюдение основных прав человека, политическая культура гибнет вообще, уступая место иным взаимоотношениям граждан с властями. Один только XX век дал богатую  почву фашистским, расистским, шовинистическим  движениям и терроризму. Нынешнее состояние политической культуры России также нельзя назвать удовлетворительным. Это, скорее, клиническая смерть, и  это создает в политике культурный вакуум, порождает процессы разрушения человеческого сообщества.

     Можно сделать вывод о том, что невозможно, чтобы все граждане, участвующие  в политике, строили свои отношения  на правилах и образцах политической культуры, а потому реальные возможности  политической культуры тоже разнятся, что мы и наблюдаем. Так что  в целом она не является универсальным  политическим явлением, пронизывающим  все фазы и этапы политического  процесса. Но можно надеяться, что  при этом, развиваясь по собственным  законам, в России она будет способна оказывать влияние на формы организации  политической власти, строение ее институтов, характер межгосударственных отношений.

 

    Назначение  и функции политической культуры

 

     Политическая  культура как специфический круг явлений оказывает собственное  воздествие на политический процесс,динамику изменений в сфере государственной власти, состояние действующих субъектов. К ее наиболее устойчивым функциям в политической жизни,олицетворяющим различные направления влияния на власть,относятся:

     идентификация, раскрывающая постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов соответствующей общности.

     адаптация - потребность в приспособлении к изменяющейся политической среде;

     социализация - обретение определенных навыков и свойств в реализации своих гражданских прав, политических функций и интересов;

     интеграция (дезинтеграция), обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства;

     коммуникация, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации;

     ориентация, характеризующая стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

     предписание (программирование), выражающее приоритетность определенных ориентаций, норм и представлений, задающих и обусловливающих особую направленность и границы конструирования поведения человека.

     Структура политической культуры

     Политическая  культура - явление со сложной структурой, многоуровневое. Эта сложность строения и организации определяется многообразными связями политической культуры с  различными социальными и политическими  процессами. Разнообразные внутренние образования политической культуры отображают формирование поведения  субъектов политики, этапы становления  культурного целого(т.е. политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных культурных образований и т.д.

     На  каждом из приведенных ниже уровней  ценностных представлений человека могут складываться довольно противоречивые представления.

  • МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ, где представления о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия;
  • ГРАЖДАНСКИЙ, где человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса;
  • ПОЛИТИЧЕСКИЙ уровень ценностных представлений, где вырабатывается отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и противникам.

Информация о работе Политическая культура