Политическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 12:40, реферат

Описание

Основной целью данной работы выступает изучение политической культуры как ценностно-нормативной системы и составной частью общей культуры общества, которой придерживается общество и как один из важных элементов политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
I. Понятие, структура и функции политической культуры……………….5
II. Типы политических культур……………………………………………….8
III. Сущность политической социализации………………………………...10
3.1. Этапы…………………………………………………………...10
3.2. Типы…………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………...13
Список литературы…………………………………………………………….14

Работа состоит из  1 файл

политическая культура.docx

— 35.78 Кб (Скачать документ)
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение………………………………………………………………………….3

I. Понятие, структура и функции политической культуры……………….5

II. Типы политических культур……………………………………………….8

III. Сущность политической социализации………………………………...10

            3.1. Этапы…………………………………………………………...10

            3.2. Типы…………………………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………...13

Список  литературы…………………………………………………………….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность  темы определяется тем, что в современных условиях развития общества политическая культура определена как совокупность типичных для конкретной страны форм и образов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся там нормы и традиции взаимоотношения государства, личности и общества.

Зачастую именно в политике отдельные личности и  целые социальные группы стремятся  реализовать свои социально значимые интересы. Но это не непосредственный процесс - он выражается в отношении  к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д., множеством значений и смыслов, которые вкладывают в эти понятия.

Сегодня никому уже не надо доказывать, сколь большое  теоретическое и практическое значение имеет исследование такой проблемы как проблема политической культуры - ее сущности, структуры.

Политическая  культура - это тот фундамент, на основе которого должна строиться реальная практическая политика. Если политика не учитывает имеющуюся в обществе культуру, то она либо отторгается населением, либо искажается до неузнаваемости. Особенно актуальным последнее обстоятельство становится в связи с острым желанием наших реформаторов поскорее «переделать» менталитет основной части россиян, который, по их мнению, сопротивляется в процессе модернизации новым идеям и ценностям.

Степень разработанности  проблемы. Вопрос в целом о политической культуре не нов в научной литературе как зарубежной, так и в отечественной. Попытки осмысления политической жизни, доминантой которой является политическая культура, делались уже в глубокой древности с возникновения первых государственных образований.

Различные аспекты рассматриваемой проблемы получили отражение в работах  таких авторов как Р.Г.Абдулатипов, Ю.А. Жданов, В.А. Авксентьев, Г.В. Драч, В.Е. Давидович, B.C. Соколова, Л.Л. Хоперская, О.М. Штомпель, М. Вебером, Г. Гегелем, Т. Гоббсом, И. Кантом, О. Контом, Дж. Локком, К. Марксом, Ш. Монтескье, Ф. Ницше, Г.Спенсером, К.Ясперсом и многими другими классиками мировой общественной мысли.

Объект исследования - политическая культура как часть и сфера культуры общества.

Основной  целью данной работы выступает изучение политической культуры как ценностно-нормативной системы и составной частью общей культуры общества, которой придерживается общество и как один из важных элементов политики.

Исходя из цели, сформулированы следующие основные задачи:

- раскрыть  сущность политической культуры;

- определить  структуру и функции политической культуры;

- охарактеризовать  типы политический культур;

- проанализировать роль политической социализации в успешном функционировании политической системы.

Теоретике - методологические основы исследования. Специфика исследуемой проблематики не позволяет нам оставаться в рамках какого - либо одного методологического подхода. Цель и задачи исследования предполагают обращение к различным теоретико - методологическим основаниям. Для решения задач, поставленных в исследовании, использовался междисциплинарный подход и были привлечены теоретические разработки в области философии культуры, социальной философии, философии, философии политики, политической социологии и т.д.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Понятие, структура и функции политической культуры

Политическая  культура  — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

На складывание  политической культуры того или иного  общества оказывают влияние различные  факторы. Принципиальное значение для  понимания особенностей политической культуры имеет учет цивилизационного фактора исторического развития. Мощное воздействие на эволюцию политической культуры оказывает и национально-исторический фактор (исторические традиции, этнические особенности, хозяйственно-географические условия развития, национальная психология народа). Как показывает исторический опыт, на уровень политической культуры оказывают влияние социально-экономические факторы: экономическая стабильность, степень экономической свободы, удельный вес среднего класса в социальной структуре и т. п. В формировании политической культуры общества принимают участие государство, политические партии, общественные движения, церковь, средства массовой информации, семья.

Обратимся к структуре политической культуры.

Политическая  культура - явление со сложной структурой, многоуровневое. Эта сложность строения и организации определяется многообразными связями политической культуры с  различными социальными и политическими  процессами. Разнообразные внутренние образования политической культуры отображают формирование поведения  субъектов политики, этапы становления  культурного целого(т.е. политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных культурных образований и т.д.

На каждом из приведенных ниже уровней ценностных представлений человека могут складываться довольно противоречивые представления.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ, где представления о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия;

ГРАЖДАНСКИЙ, где  человек вырабатывает качественно  новый уровень понимания своего политического статуса;

ПОЛИТИЧЕСКИЙ  уровень ценностных представлений, где вырабатывается отношение к  конкретным формам правления режима, своим союзникам и противникам.

Дополнительную  сложность и противоречивость формированию и развитию политической культуры придает  тот фактор, что отношение к  конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы, в силу чего восприятие новых целей  и ценностей, переосмысление истории  и т.д. осуществляются крайне неравномерно. Самый яркий пример - переоценка экономической политики, проводимой сначала советским, а затем и  российским руководством: от всеобщей эйфории до почти поголовного  отрицания и потери народного  доверия. Другой пример - отношение  к Президенту России, начиная от его первого избрания до нынешнего  периода.

Различия в  выборе людьми тех или иных ценностных ориентиров и способов политического  поведения в немалой степени  зависят от их принадлежности в социальным (классы, слои, страты), национальным (этнос, нация, народ), демографическим (женщины, мужчины, молодежь, престарелые), территориальным (население определенных районов  и регионов), ролевым (элита и электорат) и другим(религиозные, референтные  и проч.) группам. Выработка людьми ценностных ориентаций (и соответствующих  форм поведения) на основе групповых  целей и идеалов превращает политическую культуру в совокупность субкультурных  образований, У этих образований, естественно, возникают существенные или несущественных различия в отношении к власти и государству, правящим партиям, в  способах политического участия  и т.д. В конкретных странах и  государствах наибольшим политическим влиянием могут обладать самые разные субкультуры, в основном религиозные  или этнические.

Структура советского и постсоветского обществ разнятся, и, соответственно, разнится их политическая культура. До 1985 года в СССР, преемником которого после распада является Россия, можно было выделить следующие  элементы социальной структуры общества: рабочие, колхозное крестьянство, научно-техническая  интеллигенция, хозяйственные руководители сферы материального производства, ответственные работники торговли и бытового обслуживания насе-ления, социальная и гуманитарная интеллигенция ( педагоги, врачи, жур-налисты, писатели, художники, ученые-обществоведы и гуманитарного  про-филя и т.д.), Ответственные работники  аппарата политического управления, т.е. партийных, государственных и  общественных органов, политические руководители общества, пенсионеры, учащаяся молодежь, военнослужащие.

После смены  власти и изменения политического  курса произошли сущест-венные изменения  в уже существовавши элементах  социальной структуры и исчезновения некоторых вообще. Появились новые  элементы социальной структуры общества характер-ные для всех развитых стран  мира: мелкие, средние предприниматели  и фермеры, крупные предприниматели (руководители банков, финансовых компаний, промышленных негосударственных предприятий), клан организованной преступности.

Мы можем видеть на примере нашей сегодняшней  страны, что изменения вряд ли качественно  улучшили состояние политической культуры. Да, появилась свобода слова и  самовыражения, но также и полное безразличие к этому политиков  у власти. Денежные магнаты, монополисты, коррупционеры стремятся в политику, попирая законы и заботясь лишь о  собственном благополучии. Политическая культура сегодня - скорее фарс, чем  направляющая ось политической жизни.

Наибольшим же значением для политического  развития общества обладает субкультура  лидеров и элит. Она определяет, каким образом будут исполняться  ее носителями функции по управлению политической системой. В этом смысле наиболее важными элементами данной субкультуры являются способности  лидеров и представителей элиты  выражать интересы рядовых граждан (и прежде всего не превращать свое общественное положение в способ достижения сугубо индивидуальных целей), их профессиональные управленческие качества, а также те черты и свойства, которые позволяют им приобрести и поддерживать авторитет. 

Важнейшими  функциями политической культуры являются:

1) познавательная  функция — формирование у граждан  необходимых для участия в  политической жизни страны знаний, взглядов, убеждений;

2) интегративная  функция — достижение на базе  общепринятых политико - культурных ценностей общественного согласия в рамках существующей политической системы;

3) коммуникативная  функция — установление различного  рода связей между участниками  политического процесса на основе  общих для них ценностей, а  также передача политического  опыта от поколения к поколению;

4) нормативно - регулятивная функция — формирование и закрепление в общественном сознании необходимых политических установок, мотивов и норм поведения;

5) воспитательная  функция — формирование политических  качеств, политическая социализация  личности.

6) адаптация- потребность в приспособлении к изменяющейся политической среде.

7) ориентация, характеризующая стремление человека к смысловому отображению политических явлений,пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе.

8) предписание(программирование), выражающее приоритетность определенных ориентаций,норм и представлений, задающих и обусловливающих особую направленность и границы конструирования поведения человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Типы политических культур

На протяжении развития разнообразных государств и народов выработано множество  типов политической культуры, выражающих преобладание в стиле политического  поведения граждан определенных ценностей и стандартов, форм взаимоотношений  с властями, а также иных элементов, сложившихся под доминирующим воздействием географических, духовных, экономических  и прочих факторов.

В основании  типологии политических культур  могут лежать достаточно приземленные факторы, отражающие, к примеру, специфику  разнообразных политических систем (X. Экстайн), стран и регионов (Г. Алмонд, С. Верба), типов ориентаций граждан  в политической игре (в частности  моралистских, индивидуальных или традиционных — Д. Элазар), открытость (дискурсивность) или закрытость (бездискурсивность) политических ценностей к инокультурным  контактам (Р. Шварценберг), внутреннюю целостность культурных компонентов (Д. Каванах), идеологические различия (Е. Вятр и др.).

В современной  политологии принята типологиза-ция политической культуры, предложенная американскими учеными С. Вербой и Г. Алмондом. Избрав в качестве критерия степень ориентации людей на участие в политической жизни, эти политологи выделили три «чистых» типа политической культуры.

Информация о работе Политическая культура