Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 12:40, реферат
Основной целью данной работы выступает изучение политической культуры как ценностно-нормативной системы и составной частью общей культуры общества, которой придерживается общество и как один из важных элементов политики.
Введение………………………………………………………………………….3
I. Понятие, структура и функции политической культуры……………….5
II. Типы политических культур……………………………………………….8
III. Сущность политической социализации………………………………...10
3.1. Этапы…………………………………………………………...10
3.2. Типы…………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………...13
Список литературы…………………………………………………………….14
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
I. Понятие, структура и функции политической культуры……………….5
II. Типы политических культур……………………………………………….8
III. Сущность политической социализации………………………………...10
3.1. Этапы…………………………………………………………...
3.2. Типы…………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность темы определяется тем, что в современных условиях развития общества политическая культура определена как совокупность типичных для конкретной страны форм и образов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся там нормы и традиции взаимоотношения государства, личности и общества.
Зачастую именно в политике отдельные личности и целые социальные группы стремятся реализовать свои социально значимые интересы. Но это не непосредственный процесс - он выражается в отношении к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д., множеством значений и смыслов, которые вкладывают в эти понятия.
Сегодня никому уже не надо доказывать, сколь большое теоретическое и практическое значение имеет исследование такой проблемы как проблема политической культуры - ее сущности, структуры.
Политическая культура - это тот фундамент, на основе которого должна строиться реальная практическая политика. Если политика не учитывает имеющуюся в обществе культуру, то она либо отторгается населением, либо искажается до неузнаваемости. Особенно актуальным последнее обстоятельство становится в связи с острым желанием наших реформаторов поскорее «переделать» менталитет основной части россиян, который, по их мнению, сопротивляется в процессе модернизации новым идеям и ценностям.
Степень разработанности проблемы. Вопрос в целом о политической культуре не нов в научной литературе как зарубежной, так и в отечественной. Попытки осмысления политической жизни, доминантой которой является политическая культура, делались уже в глубокой древности с возникновения первых государственных образований.
Различные
аспекты рассматриваемой
Объект исследования - политическая культура как часть и сфера культуры общества.
Основной целью данной работы выступает изучение политической культуры как ценностно-нормативной системы и составной частью общей культуры общества, которой придерживается общество и как один из важных элементов политики.
Исходя из цели, сформулированы следующие основные задачи:
- раскрыть
сущность политической
- определить
структуру и функции
- охарактеризовать типы политический культур;
- проанализировать роль политической социализации в успешном функционировании политической системы.
Теоретике
- методологические
основы исследования. Специфика исследуемой
проблематики не позволяет нам оставаться
в рамках какого - либо одного методологического
подхода. Цель и задачи исследования предполагают
обращение к различным теоретико - методологическим
основаниям. Для решения задач, поставленных
в исследовании, использовался междисциплинарный
подход и были привлечены теоретические
разработки в области философии культуры,
социальной философии, философии, философии
политики, политической социологии и т.д.
I. Понятие, структура и функции политической культуры
Политическая культура — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.
На складывание
политической культуры того или иного
общества оказывают влияние различные
факторы. Принципиальное значение для
понимания особенностей политической
культуры имеет учет цивилизационного
фактора исторического
Обратимся к структуре политической культуры.
Политическая
культура - явление со сложной структурой,
многоуровневое. Эта сложность строения
и организации определяется многообразными
связями политической культуры с
различными социальными и политическими
процессами. Разнообразные внутренние
образования политической культуры
отображают формирование поведения
субъектов политики, этапы становления
культурного целого(т.е. политической
культуры отдельно взятой страны, региона),
наличие разнообразных
На каждом из приведенных ниже уровней ценностных представлений человека могут складываться довольно противоречивые представления.
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ, где представления о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия;
ГРАЖДАНСКИЙ, где человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса;
ПОЛИТИЧЕСКИЙ уровень ценностных представлений, где вырабатывается отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и противникам.
Дополнительную сложность и противоречивость формированию и развитию политической культуры придает тот фактор, что отношение к конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы, в силу чего восприятие новых целей и ценностей, переосмысление истории и т.д. осуществляются крайне неравномерно. Самый яркий пример - переоценка экономической политики, проводимой сначала советским, а затем и российским руководством: от всеобщей эйфории до почти поголовного отрицания и потери народного доверия. Другой пример - отношение к Президенту России, начиная от его первого избрания до нынешнего периода.
Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориентиров и способов политического поведения в немалой степени зависят от их принадлежности в социальным (классы, слои, страты), национальным (этнос, нация, народ), демографическим (женщины, мужчины, молодежь, престарелые), территориальным (население определенных районов и регионов), ролевым (элита и электорат) и другим(религиозные, референтные и проч.) группам. Выработка людьми ценностных ориентаций (и соответствующих форм поведения) на основе групповых целей и идеалов превращает политическую культуру в совокупность субкультурных образований, У этих образований, естественно, возникают существенные или несущественных различия в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия и т.д. В конкретных странах и государствах наибольшим политическим влиянием могут обладать самые разные субкультуры, в основном религиозные или этнические.
Структура советского
и постсоветского обществ разнятся,
и, соответственно, разнится их политическая
культура. До 1985 года в СССР, преемником
которого после распада является
Россия, можно было выделить следующие
элементы социальной структуры общества:
рабочие, колхозное крестьянство, научно-техническая
интеллигенция, хозяйственные руководители
сферы материального
После смены
власти и изменения политического
курса произошли сущест-венные изменения
в уже существовавши элементах
социальной структуры и исчезновения
некоторых вообще. Появились новые
элементы социальной структуры общества
характер-ные для всех развитых стран
мира: мелкие, средние предприниматели
и фермеры, крупные предприниматели
(руководители банков, финансовых компаний,
промышленных негосударственных предприятий)
Мы можем видеть
на примере нашей сегодняшней
страны, что изменения вряд ли качественно
улучшили состояние политической культуры.
Да, появилась свобода слова и
самовыражения, но также и полное
безразличие к этому политиков
у власти. Денежные магнаты, монополисты,
коррупционеры стремятся в
Наибольшим же
значением для политического
развития общества обладает субкультура
лидеров и элит. Она определяет,
каким образом будут
Важнейшими функциями политической культуры являются:
1) познавательная
функция — формирование у
2) интегративная функция — достижение на базе общепринятых политико - культурных ценностей общественного согласия в рамках существующей политической системы;
3) коммуникативная
функция — установление
4) нормативно - регулятивная функция — формирование и закрепление в общественном сознании необходимых политических установок, мотивов и норм поведения;
5) воспитательная
функция — формирование
6) адаптация- потребность в приспособлении к изменяющейся политической среде.
7) ориентация, характеризующая стремление человека к смысловому отображению политических явлений,пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе.
8) предписание(программирование),
выражающее приоритетность определенных
ориентаций,норм и представлений, задающих
и обусловливающих особую направленность
и границы конструирования поведения
человека.
II. Типы политических культур
На протяжении развития разнообразных государств и народов выработано множество типов политической культуры, выражающих преобладание в стиле политического поведения граждан определенных ценностей и стандартов, форм взаимоотношений с властями, а также иных элементов, сложившихся под доминирующим воздействием географических, духовных, экономических и прочих факторов.
В основании типологии политических культур могут лежать достаточно приземленные факторы, отражающие, к примеру, специфику разнообразных политических систем (X. Экстайн), стран и регионов (Г. Алмонд, С. Верба), типов ориентаций граждан в политической игре (в частности моралистских, индивидуальных или традиционных — Д. Элазар), открытость (дискурсивность) или закрытость (бездискурсивность) политических ценностей к инокультурным контактам (Р. Шварценберг), внутреннюю целостность культурных компонентов (Д. Каванах), идеологические различия (Е. Вятр и др.).
В современной
политологии принята