Политическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 12:40, реферат

Описание

Основной целью данной работы выступает изучение политической культуры как ценностно-нормативной системы и составной частью общей культуры общества, которой придерживается общество и как один из важных элементов политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
I. Понятие, структура и функции политической культуры……………….5
II. Типы политических культур……………………………………………….8
III. Сущность политической социализации………………………………...10
3.1. Этапы…………………………………………………………...10
3.2. Типы…………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………...13
Список литературы…………………………………………………………….14

Работа состоит из  1 файл

политическая культура.docx

— 35.78 Кб (Скачать документ)

1. Патриархальная  политическая культура характеризуется  полным отсутствием у членов  сообщества интереса к политическим  институтам, глобальным политическим  процессам. Носители этого типа  политической культуры ориентированы  на местные проблемы, безразличны  к политике, установкам и нормам  центральных властей. Данный тип  политической культуры характерен  для развивающихся стран Африки  и Азии.

2. Подданническая  политическая культура отличается  ориентацией субъектов на политическую  систему, деятельность центральных  властей. Носители подданнической  культуры имеют собственное представление  о политике, но не принимают  активного участия в ней, ожидая  от власти либо благ, либо приказа.

3. Гражданская  политическая культура (или политическая  культура участия) присуща современным  развитым демократическим государствам. Носители данной культуры не  только ориентированы на политическую  систему, но и стремятся быть  активными участниками политического  процесса. Они подчиняются велениям  власти, но при этом воздействуют  на принятие решений государственными  органами.

В то же время  типы политической культуры могут определяться и на более общих основаниях, способных  обнажить более универсальные черты  разнообразных стилей политического  поведения граждан в тех или  иных странах. Так, например, можно говорить о рыночной политической культуре (где политика понимается людьми как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистской (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида — Э. Баталов).

Существуют и  более общие критерии типологизации, заданные, в частности, спецификой цивилизационного устройства особых полумиров — Востока  и Запада, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире политических культур.

Идеалы политической культуры западного типа восходят к  полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан  в решении общих вопросов, а  также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности. Огромное влияние на их содержание оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего протестантской и католической его ветвей. Специфика  же восточных норм и традиций коренится  в особенностях жизнедеятельности  общинных структур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской  и индо-буддийской культур.

В реальности редко  можно встретить «чистый» тип  политической культуры. Для большинства  современных обществ характерны смешанные типы: патриархально- подданническая, подданническо -  гражданская и патриархально -гражданская политическая культура.

Политическая  культура общества не может быть абсолютно  однородной. Наряду с общей политической культурой могут складываться и  так называемые субкультуры, которые  выражают особенности политической культуры отдельных слоев населения. Складывание этих субкультур может  объясняться региональными, этническими, религиозными, возрастными и иными  факторами. В странах с нестабильной политической ситуацией особое значение для формирования субкультур приобретают  возрастные отличия: различные поколения  являются носителями разных, а порой  и противоположных систем политических ценностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Сущность политической социализации

Успешное и  устойчивое функционирование политической системы общества требует постоянного  усвоения новыми поколениями граждан  политического опыта, накопленного обществом и выраженного в  культурных традициях.

 Процесс усвоения  личностью социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, предпочтительных для существующей политической системы, называют политической социализацией. Она обеспечивает передачу политических знаний, накопление политического опыта, формирование традиций политической жизни, а тпкже развитие и совершенствование политической культуры.  

Большинство ученых все же сходятся в том, что важнейшими функциями политической социализации являются достижение личностью умений ориентироваться в политическом пространстве и выполнять там определенные властные функции. В этом смысле политическая социализация представляет собой как бы двуединый процесс: с одной стороны, она фиксирует усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролевых ожиданий и проч., требуемых политической системой, а с другой — демонстрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и представления, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения и влияния на власть. А из этого в свою очередь следует, что влияние общества на политические качества личности, а также контроль за ходом политической социализации в решающей степени ограничиваются внутренними убеждениями и верованиями человека.

3.1. Этапы

В процессе политической социализации личности выделяют несколько  этапов:

1-й этап — детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и усваивает образцы политического поведения;

2-й этап — период обучения в старших классах школы и вузе, когда формируется информационная сторона мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;

3-й этап — начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, ког-да происходит превращение человека в гражданина становление полноценного субъекта политической жизни;

4-й этап — вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру.

Встречается и  иная периодизация процесса политической социализации личности (в соответствии со степенью самостоятельности политического  участия): первичная и вторичная  социализация. Первая характеризует  процесс политического просвещения  детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется  в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ранее ценностных установок.

Политическая  социализация происходит как объективно, в силу включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно. На разных ее этапах своеобразными  «агентами» политической социализации выступают семья, различные образовательные  учреждения, производственные коллективы, политические партии и движения, государственные  органы, средства массовой информации. В результате политической социализации человек принимает на себя определенную политическую роль, под которой понимается нормативно одобренный образ политического  поведения, ожидаемый от каждого, кто  занимает данное положение.

В зависимости  от степени вовлеченности личности в политику можно выделить несколько  типов политических ролей:

1) рядовой член  общества, не оказывающий никакого  влияния на политику, не заинтересованный  в ней и являющийся почти  исключительно объектом политики;

2) человек, состоящий  в общественной организации или  в движении, косвенно включенный  в политическую деятельность, если  это вытекает из его роли  рядового члена политической  организации;

3) гражданин,  состоящий в выборном органе  или являющийся активным членом  политической организации, целенаправленно  и по своей воле включенный  в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой  она отражается на внутренней  жизни этой политической организации  или органа;

4) профессиональный  политик, для которого политическая  деятельность не только является  главным занятием и источником  существования, но и составляет  смысл жизни;

5) политический  лидер — человек, способный  изменять ход политических событий  и направленность политических  процессов.

Характер политического  поведения личности положен в  основу классификации политических ролей польским политологом В. Вятром:

1) активисты  — активно участвуют в политике, хорошо информированы о ней,  стремятся к власти;

2) компетентные  наблюдатели — не стремятся  получить властные полномочия, но  знают и умеют анализировать  политические процессы, играют роль  экспертов;

3) компетентные  игроки — хорошо разбираются  в политике, но ищут в ней  преимущественно отрицательные  стороны, являясь оппозиционерами  по призванию;

4) пассивные  граждане — наиболее распространенный  тип. Они осведомлены о политической  жизни в самых общих чертах, но относятся к политике равнодушно, крайне нерегулярно принимая  участие в политических акциях;

5) аполитичные  (отчужденные) граждане — сознательно  не приемлют политическую деятельность  и стараются отгородиться от  политики, считая ее делом грязным  и безнравственным.

Наряду с политическими  ролями политология выделяет и различные  типы  участия личности в политике: полностью бессознательное (например, поведение человека в толпе), полусознательное (политический конформизм — понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды, даже в случаях расхождения с ней во мнениях) и сознательное участие (в соответствии со своим сознанием и волей способность изменить свою роль и положение).

На политическое поведение личности влияют биологические (возраст, пол, здоровье), психологические (темперамент, воля, тип мышления), социальные (материальное положение, происхождение, воспитание, социальный и профессиональный статус) факторы. Венчает систему  факторов политического поведения  мировоззрение человека. 

3.2. Типы

Различия  в механизме передачи культурных традиций и норм в тех или иных политических системах позволяют выделить соответствующие типы политической социализации. К ним можно отнести: — гармонический тип политической социализации, отражающий психологически нормальное взаимодействие человека и  институтов власти, рациональное и  уважительное отношение индивида к  правопорядку, государству, осознание  им своих гражданских обязанностей;

— гегемонистский тип, характеризующий негативное отношение  человека к любым социальным и  политическим системам, кроме “своей”;

— плюралистический тип, свидетельствующий о признании  человеком равноправия с другими  гражданами, их прав и свобод, о его  способности менять свои политические пристрастия и переходить к новым  ценностным ориентирам;

— конфликтный  тип, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых  интересов и потому усматривающий  цель политического участия в  сохранении лояльности своей группе и поддержке ее в борьбе с политическими  противниками.

Данные  типы политической социализации выражают зависимость формирования тех или  иных свойств и качеств человека от влияния доминирующих структур и  институтов власти, несущих нормы  и ценности господствующей (официальной) политической культуры (т.е. это типы т.н. вертикальной социализации). Наряду с этими устойчивыми ориентациями людей на соответствующие способы  взаимодействия с властью в обществе складываются и многочисленные модели политического поведения, нормы  и ценности которым задают различные  группы, ассоциации и объединения  граждан (например партии, чьи цели находятся в резкой оппозиции  правящему режиму). Такие типы “горизонтальной” политической социализации носят частный  характер. Однако переплетение именно этих специфических норм, ценностей  и способов включения в политическую жизнь подтверждает сложный и  противоречивый характер поиска человеком  собственных политических идеалов, предпочтительных способов защиты своих  прав и ведения диалога с властью. Эти микромодели политического  участия граждан выражают творческий характер политической социализации, а равно сложность воспроизводства  и развития политической культуры общества.

Заключение

  Подводя итоги проделанной работы необходимо отметить, что, несмотря на очевидную  значимость политической культуры для  понимания мира политического и  довольно большое количество как  западных, так и отечественных  исследователей, касающихся данного  вопроса, однозначно и четко сформулировать определение политической культуры очень и очень сложно. Политическая культура отдельной страны обычно формируется  в процессе переплетения различных  ценностных ориентации и способов политического  участия граждан, национальных традиций, обычаев, способов общественного признания  человека, доминирующих форм общения  элиты и электората, а также  других обстоятельств, выражающих устойчивые черты цивилизационного развития общества и государства.

Информация о работе Политическая культура