Политическая мысль нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:56, реферат

Описание

Но зарождались и другие политические взгляды, прямо противоположные первым. Особый, антибуржуазный смысл разработка вопросов власти, государства и права приобретает в рамках такого общественного движения, каким явился социализм. Именно в XVI—XVII вв. он стал занимать самостоятельное и достаточно заметное место в умственной жизни европей­ского общества.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика развития политической мысли Нового времени
2. Политические идеи европейского социализма XVI – XVII ст
3. Теории естественного права и общественного договора
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

реферат)срс.docx

— 38.70 Кб (Скачать документ)

План:

 

Введение

1.   Общая характеристика развития политической мысли Нового времени

2.    Политические идеи европейского социализма XVI – XVII ст

3.    Теории естественного права и общественного договора

Заключение

Библиография

Введение

Политические теории нового времени были направлены на обоснование  возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы  и гражданского равенства. Одни теории отражали требования зарождавшейся  буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исходя из принципов  естественного права, согласно которым  каждый человек рожда­ется с неотъемлемыми  правами на жизнь и свободное  развитие, на труд, участие в делах  общества и государства, мыслители  нового времени стремились доказать противоестественность и неразумность существовавших в тот период феодальных политических порядков и учреждений. Выводы политической науки той эпохи  больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших  социальных проблем.

Но зарождались и другие политические взгляды, прямо противоположные  первым. Особый, антибуржуазный смысл разработка вопросов власти, государства и права приобретает в рамках такого общественного движения, каким явился социализм. Именно в XVI—XVII вв. он стал занимать самостоятельное и достаточно заметное место в умственной жизни европей­ского общества.

1. Общая характеристика  развития политической мысли  Нового времени

Одной из фундаментальных  политических идей нового времени была идея договорного ха­рактера государства, которая пришла на смену средневековой теории божественного происхождения государства. В этой идее нашли отражение рационально-критическое отношение к реальности и желание создать новые вдохновляющие идеалы. Экономически господствовавший класс буржуазии стремился отобрать у феодалов и политическую власть. Идеологическим обоснованием правомерности такого шага, необходимости создания новых политических институтов и порядков, которые соответствовали бы природе человека, его естественным правам, стала теория «общественного договора».

В основу теории была положена идея о том, что независимый самостоятельный  индивид, появление которого было возможно только благодаря утверждению частной  собственности, составляет первооснову  социального здания — общества. В целях реализации своих священных  и неотчуждаемых естественных прав и свобод совокупность автономных индивидов  заключают общественный договор. Этот договор означает переход от естественного  состояния общества, когда человек  был частью природы и открыто  проявлял свои природные страсти, эгоизм, жестокость, к цивилизованному, т. е. к государственно-организованному существованию. Переход к цивилизованному существованию выражал желание человека установить порядок и справедливость, потребность в обеспечении политико-правовых гарантий естественного равенства индивидов.

Другая идея Европейского социализма обратилась к проблематике государства, права, власти в поисках  ответа на вопрос о том, какими должны быть политико-юридические институты, способные адекватно воплотить  строй, основанный на общности имуществ, покончивший с частной собственностью, с материальным неравенством между  людьми, с прежними тираническими  формами правления.

Внутри этого движения, выражавшего извечные устремления  общественных низов к социальной справедливости, складывались и циркулировали  весьма разные взгляды и представления. Эти идеологические образования  отличаются друг от друга не только в силу того, что неодинаковы защищаемые ими проекты организации публичной  власти будущего. Различен и содержащийся в них принцип, в соответствии с которым должен создаваться  и функционировать новый миропорядок. В одних случаях на передний край выдвигается и таким принципом  признается рациональность, в иных случаях — свобода, в третьих  — равенство и т. д. В таких  проектах преломляется весьма различный  социально-исторический опыт. То же надо сказать и о методологии проектирования социалистами системы политико-юридических  институтов, пригодной — с их точки зрения — для грядущего  общества. Немаловажные различия есть в манере, приемах, стиле изложения  политико-юридических идеалов, фигурирующих у названных мыслителей.

Существовала и теория естественного права. Гуго Гроций определял Естественное право определял как "предписание здравого разума". Согласно этому предписанию то или иное действие — в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека — признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Естественное право, таким образом, выступает в качестве основания и критерия для различения долж­ного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-либо волеустановленного (людьми или богом) предписания (дозволения или запрета). Другое понимание естественного права дал Бенедикт Спиноза. Законы природы он характеризовал как "решения Бога, открытые естественным светом", т. е. раскрытые че­ловеческим разумом, а не данные в божественном откровении. Вместе с тем законы и правила природы, по которым извечно все происходит, это "сила и могущество действия" самой природы.

На таком понимании  законов природы строится и трактовка  Спинозой естественного права, поскольку  человек — это частичка природы  и на него, как и на всю остальную  природу, распространяются все естественные закономерности и необходимости. "Итак, — писал Спиноза, — под правом природы я понимаю законы или  правила, согласно которым все совершается, т. е. самую мощь природы. И потому естественное право всей природы  и, следовательно, каждого индивида простирается столь далеко, сколь  далеко простирается их мощь".

2. Политические идеи европейского  социализма XVI – XVII ст.

Наиболее видными писателями социалистического направления  в рассматриваемый период были Томас  Мор (1478—1535) и Томмазо Кампанелла (1568—1639). Т. Mop — автор по-своему эпохального произведения "Утопия" (1516). Т. Кампанелла создал всемирно известный "Город Солнца" (1602, первая публикация — 1623 г.).

Т. Мор утверждает в "Утопии", что, пока существует частная собственность, нет никаких шансов на выздоровление  социального организма. Больше того: "Где только есть частная собственность, там вряд ли возможно правильное и  успешное течение государственных  дел". Выход у человечества один — "совершенное уничтожение частной  собственности".

Общество, согласно Т. Мору, является результатом заговора богачей. Государство  же — их простое орудие. Они его  используют в целях угнетения  народа, для защиты своих корыстных  материальных интересов. Силой, хитростью  и обманом богачи подчиняют себе бедный люд, обездоливают его. Делается это и с помощью законов, предписаний  власти, которые навязываются народу от имени государства.

В укор тогдашнему реальному  обществу Т. Мор рисует воображаемую страну (Утопию), которая сумела избавиться от частной собственности и сопутствующих  ей пороков и которая сумела вследствие этого зажить почти беспроблемной, блаженной жизнью. "Утопия" написана в форме рассказа о путешествии, который ведется от имени вымышленного лица Гитлодея. Книга делится на две части,  в ней преобладают два круга тем: критика современного Мору общества; описание государственного строя на острове Утопия, зате­рянного в просторах Индийского океана. В Утопии нет частной собственности. Земля там — собственность общественная. Обществу принадлежит и вся производимая в нем продукция. Она вырабатывается семейно. Каждая семья занимается определенным ремеслом. Семейно-ремесленная организация составляет производственную структуру утопийского общества. Сельскохозяйственные работы ведутся на началах трудовой повинности, которую обязаны отбывать все граждане. Рабочий день длится 6 часов. Особые должностные лица следят за тем, как работают утопийцы.

Политический строй Утопии проникнут принципами демократизма и основан на выборности всех должностных  лиц - от филарха или сифогранта, избираемого каждыми 30 семействами, до принцепса, который выбирается всеми филархами из четырех кандидатов, названных наро­дом. Принцепс избирается пожизненно. Однако он может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные должностные лица и сенат, состоящий из старых и опытных граждан, избираются ежегодно. Ни одно важное дело не решается без сената и народного собрания. По всем важным вопросам филархи советуются с главами семейств.

Таким образом, представительная система сочетается с элементами непосредственной демократии.

Главная забота государства - организация производства и распределения. Наряду с этим оно борется с  преступностью, обеспечивает охрану страны от агрессии и проводит внешнюю политику, целью которой является обеспечение  мира. Однако это не мешает утопийцам оказывать вооруженную помощь своим друзьям во имя защиты справедливости. Интернациональная солидарность утопийцев проявляется и в том, что они дарят седьмую часть своего экспорта неимущим тех стран, с которыми они ведут торговлю.

Т. Кампанелла в "Городе Солнца" выделяет три ветви власти, создаваемые  применительно к трем основным видам  деятельности и "заведующие" каждой из них. Каковы эти виды деятельности? Во-первых, военное дело; во-вторых, наука; в-третьих, воспроизводство населения, обеспечение его пищей и одеждой, а также воспитание граж­дан. Ветвями (отраслями) власти руководят три правителя, именуемые соответственно: Мощь, Мудрость, Любовь. Им непосредственно подчинены три начальника, каждый из которых, в свою очередь, распоряжается тремя должностными лицами.

Венчает управленческую пирамиду верховный правитель — Метафизик, превосходящий всех сограждан ученостью, талантами, опытом, умением. Он — глава  как светской, так и духовной власти, ему принадлежит право окончательного решения по всем вопросам и спорам.

В "Городе Солнца", где  нет более частной собственности, земледелие, ремесла и т. д. являются делом совместного труда соляриев, коим ведают правители с подчиненными им должностными лицами — специалистами. Сообща  произведенное распределяется справедливо, по меркам необходимости. Все, в чем солярии нуждаются, "они получают от общины, и должностные лица тщательно следят за тем, чтобы никто не получал больше, чем ему следует". Не только обеспечение каждого солярия требуемой долей материальных благ и попечение о его досуге, общении, здоровье входят в круг обязанностей должностных лиц "Города Солнца". Они также планомерно обучают и воспитывают членов общины, заботятся о состоянии их духа. Значительную роль отводит им Т. Кампанелла в заботе о продолжении рода соляриев. Государство вмешивается (конечно, в интересах общего блага) даже в творчество поэтов, предписывая им те формы, в которые они должны облекать свое вдохновение.

В целом в ранних социалистических доктринах присутствуют два практически  несовместимых начала. Верная оценка интеллектуальных, нравственных и т. п. достоинств человека как факторов, призванных определять его положение  в обществе, сплошь и рядом переплетается  с установками на авторитарность, аскетизм, с небрежением отдельной  человеческой личностью, с равнодушием  к созданию соответствующих организационных  и правовых условий для ее свободного всестороннего развития. Другая типичная для политико-юридических воззрений  социалистов рассматриваемого периода  деталь. Спра­ведливо уделяя пристальное нужное внимание вопросам законодательства, которое должно утвердиться в государственно-организованном обществе, базирующемся на общности имущества, на принципах коллективизма, они крайне скупо говорили (если говорили вообще) о правах и свободах индивида, о правовых связях гражданина и государства, о системе надежных гарантий таких прав и свобод и т. д. Это, кстати говоря, очень характерно и для воззрений последующих поколений социалистов.

3. Теории естественного  права и общественного договора

Теорию «общественного договора»  развивали английские мыслители  Томас Гоббс (1588— 1679) и Джон Локк (1632—1704), а также французский философ  Жан Жак Руссо (1712—1778). Их объяснения смысла общественного договора отличались друг от друга.

Т. Гоббс в произведениях «О гражданке» и «Левиафан» Гоббс впервые в Новое время в систематическом виде разработал светскую теорию политической власти, государства и права. В познавательном аспекте данное учение было направленно против схоластических феодально-религиозных воззрений на государство и право. В идеологическом плане - сориентирована на обоснование сильной власти (политический абсолютизм), способной обуздать революционные страсти и обеспечить прочный мир.

Причину возникновения политической власти и государства он связывал с природой, качествами человека как  разумного существа, но в то же время  глубоко эгоистического, наделенного  такими естественными страстями, как  властолюбие, жажда богатства и  удовольствий. В отличие от Г.Гроция, Гоббс считал основным качеством человека не стремление к общению, а эгоизм и индивидуализм. Люди, пребывая в естественном состоянии, из-за своих эгоистических страстей не способны сохранить мир, стоят перед угрозой взаимоистребления. Однако разум, инстинкты самосохранения и страха смерти порождают стремление выйти из состояния «войны всех против всех». Как следствие этого создается «общая власть», которая должна обеспечить мир и гарантировать человеку жизнь, безопасность, направляя его действия к общему благу.

Идею легитимирования и оправдания государства через разум и сознание Гоббс развивал с помощью концепции договорного происхождения политической власти. Государство, считал он, возникает на основе договора. Договорное учение о государстве было направлено против феодально-теологических трактовок (патриархальной, монархии божьей милостью и др.) и в целом соответствовало капиталистическим отношениям, универсальной юридической формой которых, как известно, выступает договор, контракт. С государства был снят ореол мистицизма; оно стало рассматриваться как один из многочисленных результатов правового соглашения - контракта, как продукт человеческих действий.

Договор как основа возникновения  государства в теории Гоббса является своеобразным согласием подвластных, признающих политическую власть. Чтобы обуздать природные страсти человека, гарантировать общественный порядок и права граждан, индивиды заключали общественный договор между собой. Согласно этому договору, они вручали свои права, судьбу и власть главе государства, который в договоре не участвовал и, следовательно, не нес ответственности перед договаривавшимися индивидами. В обмен на права граждан государство гарантировало им порядок в обществе. Так Г. Гоббс обосновывал необходимость абсолютной, единой и неразделимой власти в форме абсолютной монархии.

Информация о работе Политическая мысль нового времени