Политическая мысль нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:56, реферат

Описание

Но зарождались и другие политические взгляды, прямо противоположные первым. Особый, антибуржуазный смысл разработка вопросов власти, государства и права приобретает в рамках такого общественного движения, каким явился социализм. Именно в XVI—XVII вв. он стал занимать самостоятельное и достаточно заметное место в умственной жизни европей­ского общества.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика развития политической мысли Нового времени
2. Политические идеи европейского социализма XVI – XVII ст
3. Теории естественного права и общественного договора
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

реферат)срс.docx

— 38.70 Кб (Скачать документ)

Отличительный признак гражданского состояния — наличие, верховной  власти (imperium), совокупное тело которой и есть, согласно Спинозе, государство (civitas). Под верховной властью (и верховным правом, поскольку право — это сила, мощь, власть) при этом, по существу, имеется в виду суверенитет государства.

Верховная власть, согласно Спинозе, "не связывается никаким  законом, но все должны ей во всем повиноваться"; все "обязаны безусловно исполнять все приказания верховной власти, хотя бы она повелевала исполнять величайшую нелепость".

Обосновывая приказной характер отношения государства к подданным, Спиноза вместе с тем возражает  против возможных обвинений его  в том, что он превращает подданных  в рабов: раб подчиняется приказаниям  господина, имеющего в виду свою пользу, а подданный по приказанию верховной  власти делает то, что полезно обществу, а следовательно, и ему.

При рассмотрении вопроса  о пределах полномочий государства  в его взаимоотношениях с подданными Спиноза отмечает, что высказанное  им положение о полном переносе естественных прав каждого на верховную власть и ее праве на все, хотя отчасти  и согласуется с действительностью, но "во многом неизбежно остается чисто те­оретическим", ибо невозможно перенести на другого всю свою мощь (свое право), не перестав быть человеком. И никогда не будет существовать такая верховная власть, которая могла бы делать все так, как хочет, не считаясь с законами человеческой природы. "Посему должно допустить, — подчеркивал он, — что каждый сохраняет при себе из своего права многое, зависящее, таким образом, только от его решения, но ни от чьего другого".

Спиноза в принципе отвергал право подданных (по гражданскому праву) на сопротивление властям, изменение, толкование или нарушение этих учредительных (кон­ституирующих государство) договоров и законов. Нарушение же их властями ведет к тому, что общий страх большинства граждан превращается в негодование против властей, "разрушается государство и прекращается договор, защищаемый поэтому не по гражданскому праву, а по праву войны". Иначе говоря, для подобной ситуации нарушения государственными властями условий договора Спиноза признает естественное право народа на восстание.

Спиноза выделяет и освещает три формы государства (верховной  власти) — монархию, аристократию и  демократию. Критически упоминаемая  им тирания в числе форм государства  не фигурирует. Отвергает он и всякую иную верховную власть, установленную  путем завоевания и порабощения  народа. Под верховной властью, отмечал  он, "я понимаю ту, которая устанавливается  свободным народом, а не ту, которая  приобретается над народом по праву войны".

При своих явных симпатиях  к демократическому государству  Спиноза с учетом политических реалий своей эпохи признает приемлемость и некоторые достоинства и  таких форм (при их надлежащем устройстве), как монархия и аристократия.

В историю политической и  правовой мысли Спиноза вошел  как прогрессивный мыслитель-гуманист, критик теологических политико-правовых идей, один из творцов светской доктрины государства и права.

Заключение

Исследовав политическую мысль Нового времени, я пришла к  выводу, что эти теории оказали  существенное влияние на последующие  развитие политико-правовой мысли и  формирование теоретических основ  нового светского «юридического  мировоззрения». Политические идеи Нового времени нашли отражение и  в современном политическом устройстве цивилизованных государств, такой идеей  можно считать теорию разделения властей. Основоположниками «классического»  варианта теории разделения властей  в политологической литературе называют Дж. Локка и Ш.Монтескье. Хотя Дж. Локк не выделял отдельно судебную власть и разделял власти лишь на законодательную, исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами), подчинил все власти законодательным органам, поскольку, «тот выше, кто может подписывать законы». Судебную власть Локк считал элементом исполнительной власти. Отсюда следует вывод, что уже тогда зародилась современная модель разделения власти.

Библиография:

  1. Гоббс. Т. Избранные произведения: В 2 т.-М., 1965.

       2.    Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995.

       3.    Зорь В.Д. “Политическое и правовое учение Томаса Гоббса” “Советское государство и    право”, 1989 г., №6.

       4.    История политических и правовых учений / Отв. ред. Нерсесянц В.С.-М., 1969.

       5.    Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2 т.-М., 1960.

       6.    Мор Т. Утопия. Н., 1978.

 

 

7.    Основы политической  науки / Под ред. В.П. Пугачева. Ч. 1.-М., 1993.

 

8.    Хрестоматия по  политологии / Под ред. М.А. Фроловой. Ч. 1, 2.-М., 1994.


Информация о работе Политическая мысль нового времени