Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:56, реферат
Но зарождались и другие политические взгляды, прямо противоположные первым. Особый, антибуржуазный смысл разработка вопросов власти, государства и права приобретает в рамках такого общественного движения, каким явился социализм. Именно в XVI—XVII вв. он стал занимать самостоятельное и достаточно заметное место в умственной жизни европейского общества.
Введение
1. Общая характеристика развития политической мысли Нового времени
2. Политические идеи европейского социализма XVI – XVII ст
3. Теории естественного права и общественного договора
Заключение
Библиография
Отличительный признак гражданского состояния — наличие, верховной власти (imperium), совокупное тело которой и есть, согласно Спинозе, государство (civitas). Под верховной властью (и верховным правом, поскольку право — это сила, мощь, власть) при этом, по существу, имеется в виду суверенитет государства.
Верховная власть, согласно Спинозе, "не связывается никаким законом, но все должны ей во всем повиноваться"; все "обязаны безусловно исполнять все приказания верховной власти, хотя бы она повелевала исполнять величайшую нелепость".
Обосновывая приказной характер
отношения государства к
При рассмотрении вопроса
о пределах полномочий государства
в его взаимоотношениях с подданными
Спиноза отмечает, что высказанное
им положение о полном переносе естественных
прав каждого на верховную власть
и ее праве на все, хотя отчасти
и согласуется с
Спиноза в принципе отвергал право подданных (по гражданскому праву) на сопротивление властям, изменение, толкование или нарушение этих учредительных (конституирующих государство) договоров и законов. Нарушение же их властями ведет к тому, что общий страх большинства граждан превращается в негодование против властей, "разрушается государство и прекращается договор, защищаемый поэтому не по гражданскому праву, а по праву войны". Иначе говоря, для подобной ситуации нарушения государственными властями условий договора Спиноза признает естественное право народа на восстание.
Спиноза выделяет и освещает три формы государства (верховной власти) — монархию, аристократию и демократию. Критически упоминаемая им тирания в числе форм государства не фигурирует. Отвергает он и всякую иную верховную власть, установленную путем завоевания и порабощения народа. Под верховной властью, отмечал он, "я понимаю ту, которая устанавливается свободным народом, а не ту, которая приобретается над народом по праву войны".
При своих явных симпатиях к демократическому государству Спиноза с учетом политических реалий своей эпохи признает приемлемость и некоторые достоинства и таких форм (при их надлежащем устройстве), как монархия и аристократия.
В историю политической и
правовой мысли Спиноза вошел
как прогрессивный мыслитель-
Заключение
Исследовав политическую
мысль Нового времени, я пришла к
выводу, что эти теории оказали
существенное влияние на последующие
развитие политико-правовой мысли и
формирование теоретических основ
нового светского «юридического
мировоззрения». Политические идеи Нового
времени нашли отражение и
в современном политическом устройстве
цивилизованных государств, такой идеей
можно считать теорию разделения
властей. Основоположниками «
Библиография:
2. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995.
3. Зорь В.Д. “Политическое и правовое учение Томаса Гоббса” “Советское государство и право”, 1989 г., №6.
4. История политических и правовых учений / Отв. ред. Нерсесянц В.С.-М., 1969.
5. Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2 т.-М., 1960.
6. Мор Т. Утопия. Н., 1978.
7. Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. Ч. 1.-М., 1993.
8. Хрестоматия по политологии / Под ред. М.А. Фроловой. Ч. 1, 2.-М., 1994.