Политическая преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:47, контрольная работа

Описание

Политическая преступность представляет собой общественно опасные формы борьбы правящих или оппозиционных политических элит, партий, групп и отдельных лиц за власть или за ее неправомерное удержание. Политическая преступность существовала в прошлом нашей страны, распространена она и сейчас. Но по политическим причинам этот вид преступности ранее не рассматривался в криминологическом плане, хотя его общественная опасность намного превосходит тот вред, который наносит вульгарная уголовная преступность, фундаментально изучаемая криминологами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………….3
1. Политические преступления в криминологическом аспекте………………..4
2. Личность политического преступника, типология и классификация………6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16
Список использованных источников и литературы…………………………...18

Работа состоит из  1 файл

Криминология.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)

     Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………….3

1. Политические  преступления в криминологическом  аспекте………………..4

2. Личность политического преступника, типология и классификация………6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16

Список использованных источников и литературы…………………………...18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ     

     Политическая  преступность представляет собой общественно  опасные формы борьбы правящих или  оппозиционных политических элит, партий, групп и отдельных лиц за власть или за ее неправомерное удержание. Политическая преступность существовала в прошлом нашей страны, распространена она и сейчас. Но по политическим причинам этот вид преступности ранее не рассматривался в криминологическом плане, хотя его общественная опасность намного превосходит тот вред, который наносит вульгарная уголовная преступность, фундаментально изучаемая криминологами.

     В конце ХХ века отечественными специалистами, изучающими криминогенные процессы в политической сфере жизни общества были выделены основные формы и виды проявления преступности в сфере политики, проведены крупные научные исследования феномена политической преступности, опубликовано большое количество научных статей и сообщений, так или иначе связанных с рассмотрением отдельных аспектов взаимосвязи преступности и политики. В результате чего политическая криминология, наравне с экономической и семейной криминологией, криминологией средств массовой информации и виктимологией, была объявлена отраслью российской криминологической науки, внутри которой формируются собственные научные направления, составляющие ее основной предмет.

     В начале текущего века интерес к основным проблемам российской политической криминологии среди отечественных  и зарубежных специалистов не уменьшается, а, наоборот, постоянно увеличивается.

     Основными целями данной работы являются теоретический анализ проблемы политической преступности, выделение её самостоятельных типов и видов, определение криминологической характеристики политических преступников. 

  1. Политические  преступления в криминологическом аспекте

     Политические преступления в криминологическом аспекте можно выделить из всей массы преступлений по их мотивации. Политическими мотивами следует считать такие, которые связаны а) с борьбой за государственную (политическую) власть или б) с борьбой против существующей власти. В советское время к этому добавлялись еще две группы деяний и лиц: в) несогласие с мероприятиями властей, хотя бы и без какого-либо им противодействия и г) наличие потенциальных противников власти (действительных или вымышленных): лиц и групп, которые не выражали даже своего недовольства режимом, но могли бы, как считалось, стать опасными для него, например, в силу своего социального происхождения. В современных условиях двух последних групп нет, они полностью декриминализированы. Первые же две могут иметь место, хотя направленность их активности, разумеется, в корне была бы противоположна тому, что происходило при советской власти.

       Как пишет немецкий криминолог  Г. Шнайдер, "политическая преступность  всегда возникает там, где предпринимаются попытки помешать или способствовать политическим изменениям... преступными средствами и методами"1. Это и происходит при борьбе за власть или против нее.

       Когда мы говорим о борьбе  за власть или против власти, необходимо уяснить, каков государственный уровень этих действий, чтобы их можно было признать политическими. В советское время этот уровень был сильно понижен. Недовольство действиями не только центральных властей, но и местных, особенно партийных, расценивалось как политическое преступление. Более того, встречались, и нередко, дела о противодействии конкретным мелким должностным лицам (например, бригадиру колхоза), которые квалифицировались как контрреволюция. Говоря о борьбе за власть или против нее, надо иметь в виду лишь центральную политическую (государственную) власть, установленную Конституцией РФ. Это вытекает из толкования ряда статей главы 29 УК РФ ("Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства"), в которых упоминаются интересы Российской Федерации в целом, но не регионов или местных учреждений.

       Борьба за власть выражается  в попытках ее насильственного  захвата или удержания, насильственного  изменения конституционного строя,  в публичных призывах к этим  преступлениям, в государственной  измене и других деяниях, предусмотренных статьями главы 29 УК РФ. Что касается борьбы против власти, то это прежде всего терроризм, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля в целях прекращения его политической деятельности, диверсия, вооруженный мятеж, захват заложников, массовые беспорядки и некоторые другие преступления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Личность  политического преступника, типология и классификация

     Общественные  науки, изучающие сложные социальные явления, связывают предмет своего познания в большей или меньшей степени с проблемой человека. Не составляют исключения из этого правила и юридические науки криминального цикла, в том числе и криминология. Значение личности преступника определяется тем, что преступление, будучи результатом сознательной волевой деятельности человека, не только не мыслимо вне лица, его совершившего, но и в большей мере обусловлено сущностью и особенностями этого лица. Кроме того, без изучения личности преступника не могут быть поняты ни причины отдельного преступления, ни причины преступности как массового социального явления.

     При достаточной изученности личности преступника в целом в отечественной  и зарубежной криминологии следует  отметить то обстоятельство, что личность отдельных категорий преступников описана и объяснена еще недостаточно полно и всесторонне. К числу таких малоизученных категорий личности преступника, в силу различных объективных и субъективных причин, относится и личность политического преступника и её различных видов или типов.

     Для того чтобы обратиться к научному осмыслению и объяснению личности политического преступника, необходимо сначала определиться с содержанием более общего термина – "личность преступника". Традиционно в отечественной криминологической науке личность преступника рассматривалась как совокупность социально значимых свойств личности, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и обуславливающих ее преступное поведение2. Содержание этого определения позволяет раскрыть сущность данного понятия. Поэтому нам необходимо использовать общий подход и для выработки собственного операционного понятия "личность политического преступника". Здесь следует иметь в виду, что свойства человека, участвующего в политике, приобретаются в результате его общественной или политической деятельности, и именно эта деятельность, а точнее, прошлый политический или общественный опыт, подсказывает ему наиболее доступные и результативные способы приобретения, сохранения, распределения или утраты власти. При этом отдельные неоднократно апробированные из этой массы способов и приемов хотя и подтверждают свою эффективность, однако запрещены нормами национального и/или международного права. Поэтому выбор средств достижения власти – это всегда выбор лица, претендующего на эту власть. Это обстоятельство и делает личность политического преступника предметом научного криминологического интереса.

     С учётом изложенного можно предположить, что личность политического преступника  – это совокупность социально  значимых свойств личности, образовавшихся в процессе её общественной либо политической деятельности и обуславливающих использование ею для достижения политических целей средств, порицаемых с позиции действующего национального и/или международного уголовного законодательства.

     При изучении личности политического преступника целесообразно выяснять круг тех характеристик, которые позволяют выявить ближайшие к преступлению и преступности причинные связи, причинные комплексы и цепочки. Наиболее распространенным в общей теории отечественной криминологии является выделение шести групп признаков, которые относятся к двум основным видам характеристик преступников: "объективным" или социальным, позициям и ролям; деятельности личности и "субъективным": потребностно-мотивационная сфера; ценностно-нормативная характеристика сознания. Такое деление следует позаимствовать и для исследования личности политического преступника, поскольку ее изучение невозможно без познания социальных позиций, ролей деятельности и мотивационной сферы деятельности человека или социальной группы.

     При изучении личности политического преступника необходимо обратить внимание в первую очередь на мотивацию ее поведения, поскольку мотивационная сфера является “центром внутренней структуры личности, интегрирующим ее активность”3, в том числе и криминальную политическую активность.

     Для исследования личности политического  преступника нам необходимо выделить однородные группы целей и мотивов  совершения политических преступлений, на которые указывается в некоторых  работах, посвященных изучению личности политического преступника либо их отдельных видов. Так, Салахова А.И., выделяет следующие из них: 1) приобретение власти; 2) сохранение власти; 3) укрепление власти; 4) распределение власти; 5) утрата власти; 6) создание нового независимого государства или автономной территории в рамках того же государства; 7) изменение внешних или внутренних границ национального государства или группы государств; 8) национальная, расовая, этническая или религиозная нетерпимость; 9) нетерпимость к политическому инакомыслию; 10) изменение системы управления в государстве; 11) прекращение политической деятельности.4

     По  мнению профессора Дьякова С.В. и  других криминологов, наиболее часто  встречающимися мотивами политических преступлений являются недовольство проводимой действующим правительством политикой и обида на органы государственной власти за допущенную несправедливость (мнимую или реальную)5.

     Как мы уже ранее отмечали, личность политического преступника –  сложный объект для научного исследования различными отраслями знаний. Это  обусловлено как социальными стереотипами. Данное обстоятельство дополнительно усугубляется еще и тем, что при исследовании личности политического преступника и его противоправного поведения приходится сталкиваться с большим количеством смежных понятий и неоднозначно воспринимаемыми научными, публицистическими и бытовыми терминами. К числу таких терминов, словосочетаний и категорий относятся: "политический заключенный", "политэмигрант", "политкаторжанин", "политический ссыльный", "враг нации", "враг народа", "враг государства", "противник перестройки", "враг демократии". Эти термины несут в своем содержании негативный политический оттенок деятельности того или иного человека независимо от его правового или социально-политического статуса. Дать однозначную оценку содержания этой группе терминов практически невозможно, поскольку они появились на разных временных этапах развития общества и вводились порою различными субъектами политической деятельности, как для характеристики своих политических оппонентов, так и своих политических сторонников или союзников. В современном российском обществе одна часть понятий, такие как "политзаключенный", "политэмигрант", "политкаторжанин", "политический ссыльный" в большинстве случаев отождествляются по своей смысловой нагрузке с жертвами политических репрессий со стороны государства, его органов и должностных лиц. Другая часть, такие как "враг нации", "враг народа", "враг государства", "противник перестройки", "враг демократии" несут в себе ярко выраженную негативную социально-политическую, а не правовую оценку деятельности определенных людей, как правило, их политическими оппонентами.

     Действительно, в большинстве случаев применительно  к деятельности советского тоталитарного  государства вторая категория лиц ("враги народа") – скорее жертвы политических репрессий, чем политические преступники. Это в первую очередь относится к лицам, судимым за антисоветскую агитацию и пропаганду, лично не поддерживавших большевистский политический режим и большевистскую (коммунистическую), а в последующем социалистическую, "единственно верную", идеологию.

     Исследование  личности политического преступника  было бы не полным, если бы мы не рассмотрели  вопрос о соотношении этой категории  преступников с общеуголовными преступниками. Для криминологии представляют интерес следующие характерные особенности личности политического преступника:

Информация о работе Политическая преступность