Политическая преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:47, контрольная работа

Описание

Политическая преступность представляет собой общественно опасные формы борьбы правящих или оппозиционных политических элит, партий, групп и отдельных лиц за власть или за ее неправомерное удержание. Политическая преступность существовала в прошлом нашей страны, распространена она и сейчас. Но по политическим причинам этот вид преступности ранее не рассматривался в криминологическом плане, хотя его общественная опасность намного превосходит тот вред, который наносит вульгарная уголовная преступность, фундаментально изучаемая криминологами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………….3
1. Политические преступления в криминологическом аспекте………………..4
2. Личность политического преступника, типология и классификация………6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16
Список использованных источников и литературы…………………………...18

Работа состоит из  1 файл

Криминология.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)

     1) политический преступник не скрывает свое намерение совершить политическое преступление и признается в этом публично, тогда как общеуголовный, как правило, скрывает свои намерения и отрицает совершение преступления;

     2) политический преступник оспаривает  легитимность нарушаемых им норм, в то время как обычный преступник признает это в принципе;

     3) политический преступник преследует  цель изменения установленных  в государстве и обществе норм  права и морали, тогда как обычный  преступник таких целей не  преследует;

     4) политический преступник действует бескорыстно, а обычный преступник преследует эгоистический интерес.

     Главным и обязательным признаком политического  преступника является политическое целеполагание преступной деятельности и/или её политическая мотивация.

     Принципиальная разница заключается в том, что в идеале "политический преступник" действует в интересах части общества, покушаясь на интересы правящей политической элиты (политической партии, социальной группы или политического клана). Поэтому для одной части населения он – политический преступник, а для другой – жертва политического режима. Общеуголовный преступник, как правило, совершает преступление, которое порицается всеми слоями общества и поэтому не вызывает у них сочувствия и сострадания.

     Продолжая рассуждения о личности политического преступника, следует иметь в виду, что не всегда и не у всех политических преступников проявляются указанные признаки в полном объеме. У одних они проявляются частично, у других могут не проявляться вообще.

     Существуют  переходные периоды в деятельности политических преступников из одного состояния в другое, из одного вида в другой. Возможны переходы из общеуголовных преступников в политические и, наоборот, из политических – в общеуголовные. "Перерождение" или превращение общеуголовных преступников в политические может происходить по-разному и по различным причинам объективного и субъективного характера. Однако в большинстве случаев общеуголовные преступники вначале строят свою преступную карьеру, приобретают капитал (финансовые, материальные, информационные и иные ресурсы), а уже потом легитимно или нелегитимно проникают в политическую сферу жизнедеятельности общества. Укрепившись в данной сфере, они начинают ее реформировать с применением средств и методов, порицаемых с позиции уголовного законодательства в целях получения дополнительных полномочий либо доступа к распределению национальными или региональными ресурсами для реализации личных или корпоративных интересов. В этих случаях практически невозможно найти узкую грань между политическими и корыстными интересами. Они настолько переплетаются между собой, усиливая и укрепляя друг друга, что и сами преступники их могут не видеть и не различать.

     Согласно  общепринятой в отечественной криминологии типологизации и классификации  преступников, вначале попытаемся рассмотреть и описать основные типы политических преступников, а уже затем произведем их классификацию. Как уже ранее отмечалось, типологизация преступников может происходить по трем основным критериям: по субъективному критерию – мотиву совершения преступления и объективным критериям – по характеру направленности преступной деятельности и степени общественной опасности лица, совершившего преступление, или степени его криминального заражения.

     Типологизация политических преступников по субъективному критерию – мотиву совершения преступления:

     1) по убеждению и

     2) по ложно усвоенному убеждению.

     Первый  тип политических преступников обычно уверен, что совершаемые им преступления необходимы для блага общества и  государства или каким-то образом  оправданы их интересами. Он не считает себя преступником, представляя себя идеалистом, альтруистом, неким политическим пророком, мессией.

     В отличие от политического преступника  по убеждению, политический преступник по псевдоубеждению преследует в  своей деятельности только личные цели; его “политические убеждения” служат лишь ширмой для саморекламы. Он совершает преступления из стремления установить или утвердить свою власть и влияние из авантюристических побуждений или ради собственной политической карьеры.

     Разумеется, мотивационный подход не исчерпывается  указанной типологией. По мнению С.М. Иншакова, весьма продуктивной выступает  типология по характеру мотивации. По этому основанию он выделяет:

     - идеологический тип;

     - религиозный тип;

     - корыстный тип;

     - властный тип (стремящийся к обладанию властными полномочиями);

     - трусливый тип (изменяющий родине  по трусости).

     По  степени общественной опасности  или криминальной зараженности личности политического преступника можно  выделить и предложить три типа политических преступников: особо опасный, опасный и случайный.

     Особо опасный тип политического преступника  – это самые опасные политические преступники, для которых характерны внутренняя тяга к совершению повторных  политических преступлений, активность к созданию собственными усилиями условий для совершения тяжких и особо тяжких политических преступлений. Для этих лиц совершение политических преступлений становится профессией. Как правило, такие лица занимают руководящие должности в террористических или экстремистских преступных организациях. Они отчетливо представляют негативные последствия своей противоправной деятельности и стремятся к достижению политических целей противоправными средствами.

     Опасный тип – это политические преступники, совершающие тяжкие политические преступления и являющиеся, как правило, активными участниками незаконных вооруженных формирований. В качестве самостоятельных преступлений они могут совершать индивидуальные политически мотивированные террористические акты или диверсии из мести органам государственной власти либо их представителям или за денежное вознаграждение по инициативе других лиц.

     Случайный тип – это политические преступники, совершающие политические преступления под давлением жизненной ситуации. Они являются второстепенными участниками политической преступной деятельности, выполняя второстепенные, как правило, пособнические функции и не представляют большой общественной опасности

     По  характеру направленности политической преступной деятельности, связанной  со способами совершения политических преступлений, можно предложить ещё одну типологию политических преступников: а) лица, совершающие политические преступления, сопряженные с применением насилия и б) лица, совершающие политические преступления, не сопряженные с его применением.

     Помимо типологии существует и другой метод группировки политических преступников – криминологическая классификация, подразумевающая их деление на группы по иным основаниям, например, по видам совершаемых ими преступлений. Классификация политических преступников по видам совершенных ими преступлений подразумевает выделение их в однородные группы. Среди политических экстремистов таковыми можно выделить несколько видов:

     1. Международный политический преступник  – лицо, совершившее международное  политическое преступление либо способствовавшее его совершению.

     2. Политический террорист – лицо, совершившее акт политического  терроризма либо способствовавшее  его совершению.

     3. Мятежник (бунтарь или бунтовщик)  – лицо, принимавшее активное  участие в совершении захвата  власти или вооруженного мятежа либо способствовавшее их совершению.

     4. Тоталитарный преступник – лицо, принимавшее активное участие  в осуществлении политических  репрессий в отношении значительной  части населения.

     Политических  преступников можно классифицировать и по таким постоянным социально-демографическим признакам, как профессиональная или служебная деятельность.

     По  мнению С.М. Иншакова, по профессиональному  или должностному статусу политические преступники классифицируются следующим  образом:

     - государственный деятель;

     - военачальник;

     - разведчик (как политический, так  и экономический);

     - диверсант (лицо, организующее или  совершающее разрушения и повреждения  различных объектов в одной  стране в интересах другой);

     - террорист (лицо, специализирующееся  на уничтожении политических и государственных деятелей, представляющих опасность для иностранного государства);

     - агент влияния (лицо, занимающее  государственную должность и  использующее должностные полномочия  в пользу другого государства). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Политическая  преступность – совокупность преступлений, совершаемых в политической сфере, в области государственного и  социального управления. Мотивы совершения политического преступления могут  носить идеологический характер, религиозный  характер, характер корысти или личной заинтересованности.

     Данный  вид преступлений представлял и  представляет в настоящее время  значительную угрозу обществу и является серьезным препятствием для нормальной деятельности государства, вызывая  социальное недовольство и общественное напряжение. Таким образом, его предупреждение социально оправданно и полностью отвечает интересам законопослушных граждан и государства.

     В то же время правоохранительные органы не могут вести эффективную борьбу с этими преступлениями в связи с тем, что в российских нормативных актах даже не дано понятия «политического преступления». Уголовный кодекс Российской Федерации не выделяет в отдельный или квалифицированный состав политические преступления. Хотя характер и степень общественной опасности «политических преступлений» значительно выше, чем у преступлений со схожими составами; лица, их совершившие, сравнительно редко привлекаются к уголовной ответственности, а в случае привлечения к ней в обвинительном приговоре отсутствует политический мотив и тем более, не указываются политические цели содеянного. Можно констатировать, что правоохранительные органы в плане борьбы с политической преступностью практически не работают вследствие отсутствия нормативной базы.

     Практическая  потребность в изучении личности политического преступника обусловлена в первую очередь необходимостью выработки эффективных мер предупредительного воздействия. Объектом такого воздействия могут выступать как отдельные лица, так и определенные однородные группы людей, совершившие, замышляющие или подготавливающие политические преступления, в том числе и объединенные в общественные организации, совершившие или стремящиеся совершить политические преступления в будущем. Поэтому проблема изучения личности политического преступника, его типологии и классификации еще длительное время будет оставаться актуальной и значимой, а, следовательно, и притягательной для исследователей в области криминологии, политологии, социологии, психологии и других наук и научных направлений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников и литературы

1. Антонян  Ю.М. Личность преступника // Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н.  Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. –  М., 1999. – С.125.

2. Дьяков  С.В. Государственная преступность // Криминология. Учебник для юридических вузов / Под ред. А.И. Долговой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2001.

3. Игошев  К.Е. Типология личности преступника  и мотивация преступного поведения.  – Горький, 1976.

4. Кабанов  П.А. Криминологическая характеристика  личности политического преступника: Лекция. – Нижнекамск, 2000.

5. Кабанов  П.А. Криминальная политическая  антропология как частная политико-криминологическая  теория: Лекция. – Нижнекамск, 2006.

6. Криминология. Учебник / Под ред. проф. А.И.  Долговой. – М., 2005.

7. Кузнецова Н.Ф. Личность преступника // Криминология: Учебное пособие / Под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой. – М., 2006. – С.59.

8. Лунеев  В.В. Мотивация преступного поведения.  – М., 1991.

9. Шабалин В. А. Политика и преступность // Государство и право. 1994. 4. С. 43-53. 
 
 
 

 

Информация о работе Политическая преступность