Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 19:57, контрольная работа
Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность таких институтов, как государственные органы, политические партии, движения, общественные организации, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Введение
1. Понятие, структура и функции политической системы общества.
2. Типологии политической системы общества.
3. Политическая система в России.
Заключение
Список литературы
Иногда к политической системе относят классы, социальные группы и слои, нации, отдельные личности. Правда, большинство современных исследователей полагает, что социальные общности людей, равно как и индивиды, являются элементами социальной структуры, но не его политической системы.[1, с.103]
Большинство современных российских и зарубежных ученых при рассмотрении структуры политической системы общества считает целесообразным все множество входящих в нее явлений и процессов разделить на четыре основные группы, которые в специальной литературе обычно называют подсистемами политической системы общества.
Ими являются:
1) политические организации, учреждения, объединения;
2) политические отношения;
3) политические и правовые нормы и принципы;
4) политическое сознание и политическая культура.
Каждая из них имеет только ей присущие особенности, играет отличную от других роль, занимает определенное место в рамках единого целого - политической системы общества.
Первая группа элементов представляет собой сложный и широкий комплекс объединений людей, характеризующихся, прежде всего, двумя исходными признаками: 1) они являются организациями; 2) они непосредственно связаны с политикой. Это, прежде всего политические организации. Из этого следует, что непосредственной целью создания и деятельности этих организаций является политическая, и в первую очередь государственная, власть - ее завоевание либо удержание и использование в интересах тех или иных социальных общностей людей. К таким организациям относятся, прежде всего, государство и политические партии. Именно они в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к политической организации.
Доминирующая роль и ведущее место в политической системе общества принадлежит государству. Как политическая организация, оно является не только первой по времени возникновения, но и единственной, которая присутствует на всех этапах истории политической системы общества, выступая при этом в различных формах, изменяя свое содержание, функции, цели и т.д.
Специфика государства как политической организации состоит в том, что оно формирует организационные рамки всего общества. Оно призвано быть представителем всех его граждан, регулировать взаимоотношения между ними, располагая при этом законным правом применения принуждения. Его решения являются обязательными, носят властный характер.
Иную по сравнению с государством роль в политической системе общества играют политические партии. Как политические организации, они призваны выражать и проводить в жизнь интересы и волю отдельных классов, социальных групп и слоев или отдельных частей этих и других социальных общностей людей. Политические партии выступают в качестве связующих звеньев между названными элементами социальной структуры общества, с одной стороны, и государством - с другой. Их назначение, основной смысл деятельности заключается в том, чтобы овладеть государственной властью, использовать ее в целях реализации своих представлений об устройстве общества.
В данную группу элементов политической системы общества включаются и многочисленные организации, которые по своей природе, характеру деятельности не являются полностью политическими. К их числу относятся, например, профсоюзы, молодежные, кооперативные и другие организации. Их создание и основные направления деятельности связаны в основном с решением экономических, социальных, культурных, демографических и иных задач. Однако в той или иной форме в определенном объеме им приходится заниматься, участвовать в государственной и общественной деятельности. На этом основании подобного рода организации рассматриваются как элементы структуры политической системы общества.
Особенностью
структурных элементов
Вторую группу структурных элементов политической системы общества образуют политические отношения. Они представляют собой одну из форм общественных отношений наряду с отношениями экономическими, социальными и культурными. Их специфика состоит в том, что складываются они в процессе политической деятельности людей, к которой побуждают их собственные политические интересы и потребности, связанные главным образом с решением важнейших задач государственной власти. В этом - коренное отличие политических отношений от всех других общественных отношений. Политические отношения есть результат многочисленных и разнообразных связей, взаимодействий как социальных общностей людей и отдельных личностей, так и создаваемых ими политических организаций, то есть субъектов политики. В зависимости от субъектного состава их можно разделить на три группы:
Первая группа - отношения между классами, крупными социальными группами, нациями и государствами. Межклассовые, межгрупповые, внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической системы и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях.
Вторую группу составляют так называемые вертикальные отношения, которые складываются в процессе осуществления политической власти, воздействия высших и местных органов руководства и управления на социально-экономические, политические и культурные процессы.
В третью группу политических отношений можно включить отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями.
Как структурный элемент политической системы общества политические отношения играют в ней особую роль. Именно они объединяют все составные части политической системы, формируя ее целостный характер, определяя ее сущность, эффективность функционирования, важнейшие направления развития.
Третья группа структурных элементов политической системы общества включает в себя комплекс норм и правил, с помощью которых регулируются политические отношения, деятельность их участников. В соответствии с этим данную группу элементов принято называть регулятивной подсистемой политической системы общества. Она выступает ее нормативной основой.
Взаимодействие политических институтов происходит на основе определенных политических норм. Наиболее важными являются правовые нормы Конституции, базирующиеся на них законы и другие нормативные акты, за отступление от которых налагаются государственные санкции. Большое значение для осуществления политической деятельности имеют также нормы, которые создаются общественными организациями и регулируют отношения внутри них. Это уставные нормы этих организаций.
В состав этой группы элементов входят различные по своему характеру нормы и принципы - политические, правовые, этические, моральные и др. Их творцами, носителями являются субъекты политики, политических отношений, политической власти. Особое положение в этом ряду занимает государство. Им создается система норм, то есть право, которому принадлежит ведущее место среди всех остальных нормативных систем, связанных с функционированием политической системы общества в целом и ее отдельных компонентов. Она получает свое отражение и закрепление в конституции страны, законодательных и иных правовых актах государства.
Наряду с государством в создании нормативной основы политической системы общества участвуют политические партии и другие политические организации. Вырабатываемые ими политические нормы и принципы формулируются в различных документах этих организаций - уставах, программах, декларациях, заявлениях, манифестах, резолюциях и т.п. Определенная часть политических норм и принципов, названных организаций в той или иной форме может и учитывается государством, которое включает их в свою нормативную систему. В первую очередь это касается нормативных систем правящих политических партий.
Следует иметь в виду, что сущность и содержание политических и правовых норм и принципов, их особенности зависят от существующего в обществе политического режима - тоталитарного, авторитарного, демократического или какого-либо другого типа.
Четвертая группа элементов политической системы общества может быть представлена как совокупность взглядов, учений, теорий, представлений, установок, ориентации, типичных форм поведения и т.д. Говоря иначе, ее составными элементами являются политическое сознание и политическая культура общества. От их состояния, направленности, уровня зрелости зависят функционирование политической системы общества, пути, средства и методы ее преобразования, осуществление политической власти.
Политическое сознание это многомерное, неоднородное образование, обозначающее восприятие субъектом политической действительности, генетически связанное с политической культурой - историческим опытом, памятью социальных общностей и отдельных людей в сфере политики. К этому элементу политической системы относят политические знания, чувства, переживания, оценки, которые оказывают сильное воздействие на поведение людей в политике и на политику в целом.
Политическое сознание существует на различных уровнях и в различных формах. Следует выделить специализированное и массовое политическое сознание.
Специализированное сознание - это, как правило, идеологически однородное сознание. Первоначально оно является достоянием немногих. Его носители - политические партии и иные политические организации и объединения. Они фиксируют необходимость целенаправленной деятельности по формированию и развитию массового сознания в соответствующем направлении.
Массовое политическое сознание выражает опосредованно уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности.
В политическом сознании можно выделить следующие уровни:
1. Теоретический: данный уровень политического сознания представлен различного рода идеями, концепциями, взглядами, точками зрения, имеющими политический характер.
Этот уровень тесно связан с наукой и идеологией того или иного общественного класса, слоя правящей элиты общества.
В политических теориях и учениях, представленных на этом уровне, преследуется цель исследовать следующие проблемы: а) сущностные проявления политики; б) закономерные политические тенденции и процессы; в) причины, их вызывающие; г) реальный ход политических позиций; д) действительные и возможные последствия политических решений, принимаемых законодательными, административными (исполнительными) и судебными инстанциями.
Итак, структура политической системы общества включает в себя как материальные, так и идеальные элементы, которые в своем единстве раскрывают свойства любой политической системы общества как целостного образования.
Политическая система как подсистема более общей социальной системы выполняет специфические функции.
В политологии существует значительный разброс мнений в понимании функций политической системы. Это результат того, что функции политической системы не являются постоянными. Они видоизменяются по мере развития историко-политической обстановки и самой политической системы.
Выделим основные ее функции:
1) интеграционная функция выражается в интеграции, объединении в общественное целое всех элементов социальной структуры на базе ценностей, идеалов, как их понимают господствующие экономические и политические силы;
2) целеполагающая функция состоит в определении целей и задач развития общества;
3) организаторская функция заключается в мобилизации людских, материальных и духовных ресурсов для выполнения целей и задач общества;
4) регулятивная функция состоит в легитимации политики, т.е. в обеспечении общественного признания политики и власти; в обеспечении политического участия граждан;
5)
контролирующая функция
- политическая система должна контролировать
конфликты интересов разных социальных
групп и собственно всю социальную целостность
общества. Эта функция предполагает способность
политической системы снимать постоянную
социальную напряженность, преодолевать
конфликты и может быть осуществима только
через контроль за распределением ценностей
(материальные и духовные ресурсы, политические
привилегии, культурные достижения, доступность
различных форм образования и досуга).
Контроль должен быть дифференцированным,
а не всеобщим и уравнительным.