Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 19:57, контрольная работа

Описание

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность таких институтов, как государственные органы, политические партии, движения, общественные организации, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Содержание

Введение

1. Понятие, структура и функции политической системы общества.

2. Типологии политической системы общества.

3. Политическая система в России.

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

политология кузгту тема 7.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

     2. Типологии политической  системы общества

     Характеристика  политической системы общества будет  неполной без рассмотрения вопроса о типах современных политических систем. Необходимость типологизации обусловлена большим количеством и многообразием современных политических систем. Если исходить из того, что в каждой стране имеется одна политическая система общества, то в современном мире насчитывается более двухсот таких систем. При всей специфичности каждой из них между ними есть и определенные общие черты, характеристики. Это дает возможность все современные политические системы разделить либо отдельные политические системы объединить в какие-либо группы на основании тех или иных принципов, критериев.

     Отечественными  и зарубежными политологами и  юристами в качестве критериев типологизации современных политических систем чаще всего берутся следующие: характер общественного строя, политический режим, форма государства, господствующая в обществе идеология, географическая, национальная, религиозная принадлежность и ряд других.

     Согласно  первому из названных критериев, все политические системы стран современного мира делятся на три группы соответственно трем основным группам государств, различающихся между собой по существующему в них общественному строю, т. е. выделяют капиталистическую, социалистическую и развивающуюся политическую систему. Г.Алмонд акцентирует внимание на социокультурной среде.

     В основу своей типологии он положил различные политические культуры. Главное - это выявление ценностей, лежащих в основе функционирования и формирования политических систем. Алмонд выделяет четыре типа политических систем: англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично-индустриальная, тоталитарная.[2, с.145]

     Англо-американская система характеризуется гомогенной и плюрастической политической культурой. Она гомогенна в том смысле, что подавляющее большинство  субъектов политического процесса разделяют основополагающие принципы устройства политической системы, общепринятые нормы и ценности. Политическая культура основана на идее свободы человека, признании законности всех интересов и позиций, между ними преобладает толерантность, что создает условия для прочного союза общества и элиты и реалистического политического курса. Ролевые структуры - политические партии, заинтересованные группы, средства массовой информации - пользуются значительной долей свободы.

     Каждый  отдельный индивид может принадлежать одновременно к множеству взаимно пересекающихся групп. Данному типу политической системы свойственны четкая организованность, высокая стабильность, рациональность, развитость функций и распределение власти между различными ее элементами, бюрократизированность. Англо-американская политическая культура основана также на антиэтатизме, эгалитаризме, секуляризованное™ и индивидуализме.

     Континентально-европейская  система отличается фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общую базу. Для нее характерно сосуществование старых и новых культур, общество разделено на множество субкультур со своими ценностями, поведенческими нормами, стереотипами, иногда несовместимыми друг с другом. Возможности групп интересов, партий и др. переводить потребности и требования народа в политическую альтернативу ограничены, но усилия и возможности других социальных организаций (религиозных, национальных и т.п.) стимулируют противоречия между различными субкультурами. В результате — под угрозой политический порядок и политическая стабильность. В целом в этих системах сильно влияние этатизма, элементов авторитарности (например, политические системы стран Центральной Европы).

     Доиндустриальные  и частично-индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру: сосуществуют традиционные институты ценностей, норм, ориентации и атрибуты западной политической системы (парламент, бюрократия и др.). Причем, сами условия формирования такой политической культуры сопровождаются нарушением считавшихся священными обычаев, традиций, связей, ростом ощущения неустойчивости. В поисках порядка и защиты люди обращаются к харизматическому лидеру. Эти процессы, с точки зрения коммуникации и координации, усложняют отношения в обществе. Для политической системы данного типа характерно неотчетливое разделение властей, ограничение свободы, применение насилия.

     В политических системах тоталитарного  типа, по мнению Г. Алмонда, существует принудительный тип политической активности, власть сконцентрирована в руках  бюрократического аппарата, контролируется, как правило, одной монолитной партией, отсутствует возможность реализации частного интереса и создания добровольных объединений.

     Далее, если в основу типологии положить характер взаимодействия со средой, то политические системы можно подразделить на открытые и закрытые (полностью закрытых не бывает). Последние системы недолговечны в силу свойственных энтропийных процессов. Открытые политические системы активно подвергаются влиянию внешних условий и факторов и, в свою очередь, оказывают на них обратное воздействие. Они динамичны и подвижны. Широкое распространение получила типология политических систем общества, в основе которой лежит характер политического режима. В ее рамках обычно выделяют четыре типа политических систем общества:

     1) тоталитарные;

     2) авторитарные;

     3) либеральные;

     4) демократические.

     Цель  данной типологии заключается в  том, чтобы охарактеризовать политическую систему общества с точки зрения способов осуществления политической власти. В этой связи ставятся задачи проследить: каковы степень и формы контроля за общественной жизнью со стороны власти, каково участие народа в принятии политических решений, какие политические структуры разрешены властью, каковы действующие в обществе политические и правовые нормы, каковы особенности политического сознания масс и степень зрелости политической культуры общества, а также многие другие вопросы.

     Достаточно  часто исследователями осуществляется типологизация политических систем общества, основывающаяся на форме государства. При таком подходе внимание концентрируется на двух признаках: во-первых, кто правит, во-вторых, каково территориальное устройство политической системы общества. В соответствии с первым признаком современные политические системы общества делятся на монархические (абсолютные или конституционные), республиканские (парламентские, президентские).

     Согласно  второму признаку, политические системы  общества дифференцируются на унитарные, федеративные, конфедеративные.

     Довольно  популярной, особенно среди западных политологов, можно считать типологию политических систем общества по идеологическому критерию. Ее приверженцы смотрят на современные политические системы с позиций господствующих в них идейно-политических систем, а именно — в каком соотношении с демократией находятся те или иные из них.

     Широко  известна типология современных  политических систем, базирующаяся на учете сложившейся в различных странах мира практики формирования правительства политическими партиями. Сообразно такому подходу выделяются однопартийные, двухпартийные, многопартийные политические системы общества.

     Объемную  типологизацию политических систем можно представить на основе анализа  работ немецких политологов Д. Берг-Шлоссера, X. Майера, Т. Штаменна. В основу их классификации положен принцип вождизма (личного или группового). В силу этого встречаются такие разновидности политических систем, как традиционная (на основе религиозного культа), статическая и модернизованная олигархии, система фашистского толка, преторианская (низкий уровень ин-ституализации, личный или групповой интерес возведен в принцип «общего блага»), коммунистическая, «воспитательная» демократия (цель - воспитание масс для участия в политической жизни; легитимность базируется на переплетении рациональных и харизматических элементов; этатизм). Наиболее жизнеспособной, с их точки зрения, является парламентарно-демократическая политическая система, которая базируется на многопартийности, высоком уровне политической культуры и политической активности, развитой системе контроля за деятельностью государственной власти.

     Если  в основу классификации положить ориентацию на стабильность или перемены, то политические системы условно можно подразделить на консервативные и трансформирующиеся. Главной целью консервативной политической системы является поддержание традиционных структур, сложившихся в политической, экономической и культурной сферах, и особенно форму и способы реализации политической власти. Трансформирующиеся политические системы ориентированы на проведение реформ, они динамичны. В свою очередь, трансформирующиеся системы подразделяются на реакционные и прогрессивные в зависимости от целей и ориентиров общественного развития.

     Нередко встречается также деление политических систем общества на традиционные и модернизированные.

     Для современных «традиционных» систем характерны устаревшие принципы организации общества, связанные с религиозными культами и магическими ритуалами, неразвитость гражданского общества, форм политического поведения, обоснование власти с позиций ее божественного происхождения, господство олигархии, сохранение социального неравенства и другие признаки.

     Современные модернизированные системы отличаются провозглашением в качестве общей для всех ее членов цели модернизации важнейших экономических и социальных организаций и учреждений. Целью политической модернизации объявляется преодоление противоречий, порождаемых наличием в обществе богатых и бедных, образованных и неграмотных, различиями между городскими и сельскими жителями, отношениями между элитой и массами. Причем достижение этой цели увязывается с необходимостью отказа от всех демократических свобод.

     Приведенными  типами современных политических систем общества их классификация, разумеется, не исчерпывается.

     Существуют и многие другие. К тому же в пределах каждого типа политических систем общества есть свои разновидности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Политическая система в России

     Становление политической системы в России совпадает  по времени с рыночными преобразованиями экономики. Новая система стала формироваться в условиях, по существу, мгновенного разрушения советской политической системы. Время, прошедшее после распада СССР, оказалось явно недостаточным для утверждения новой демократической политической системы, что является целью политического строительства в России.  
Пока еще нет достаточных оснований утверждать, что политическая система в России является в полной мере демократической. Она характеризуется целым набором черт, присущих переходному состоянию системы власти. Аналитики характеризуют современную политическую систему страны, как «авторитарную демократию» или «режимную систему», для которых характерны известная слабость государства и незрелость гражданского общества.

     Отличительными  особенностями российской политической системы являются:

     - гипертрофия властных прерогатив президента за счет ограничения полномочий других институтов;

     - номинальность разделения властей - законодательной и исполнительной, центральной и региональной, занятых постоянным «перетягиванием каната»;

     - неэффективность государства как основного социального института, непосредственно управляющего обществом, его неспособность обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественной жизни;

     - сочетание форм авторитарно-олигархического правления с элементами демократической процедуры, в частности с выборами и многопартийностью;

     - фактическая подконтрольность правительства президенту и его полная зависимость от политической конъюнктуры, а не результатов деятельности;

     - множественность режимов (частичное соблюдение демократических процедур на федеральном уровне и авторитаризм в ряде регионов);

     - бесконтрольная концентрация власти в руках узкого круга лиц из номенклатуры и новоявленных собственников, разбогатевших криминальными методами;

     - использование нелегитимных, криминальных методов государственно-управленческой и хозяйственной деятельности;

     - значительная укорененность неформальных властных отношений, формирование элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии;

     - малочисленность и организационная слабость партии, лишенных социальной базы и неспособных выполнять основную функцию - посредника между властью и обществом;

     - широкие масштабы лоббистской деятельности, нерегулируемой законодательными актами и неподконтрольной обществу;  
- неразвитость системы местного самоуправления, зависимого от региональных элит;

     - отсутствие в обществе легитимных «правил игры», т.е. единой идейно-ценностной и нормативной систем, которые позволяли бы гражданам ориентировать свое поведение.

     Сложившийся в обществе порядок легализован Конституцией 1993 г., которая зафиксировала результат силового разрешения конфликта между президентом и законодательной властью, незавершенность процесса формирования государства. Одна из особенностей политической системы России состоит в том, что избираемые голосованием институты государства (президент и Дума), участвуя в формировании исполнительной власти, реально никакой ответственности за ее деятельность не несут. Правительство, назначенное президентом и только ему подотчетное, в любой момент может быть отправлено в отставку по соображениям политической целесообразности или вследствие «подковерной» борьбы.

Информация о работе Политическая система общества