Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 21:34, контрольная работа
Предмет работы – совокупность факторов, определяющих политичес-кую систему современной России; пути совершенствования и развития.
Цель данной работы: раскрыть содержание основных направлений поли-тической системы современной России и показать ее значимость и сущность.
Введение …………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Политическая система: структура и специфика функционирования.
1.1. Понятие политической системы………………………………….….……. 5
1.2. Функции политической системы ………………………………………….. 7
1.3. Структура политической системы ………………………………………… 9
1.4. Типы политической системы …………………………………………..… 10
ГЛАВА 2. Политическая система Российской Федерации.
2.1. Общая характеристика политической
системы Российской Федерации …………………………………..……. 12
2.2. Развитие политической системы Российской Федерации …………..….. 15
2.3.Пути реформирования политической
системы в Российской Федерации …………………………………..…… 17
Заключение …………………………………………………………………….. 23
Словарь ключевых понятий и терминов ………………………………..…… 24
Список использованной литературы ………………………
В демократической политической системе граждане пользуются основ-ными демократическими свободами – слова, собраний, информации, созда-ния организаций, – что и дает возможность выражения своего мнения, пози-ции, формирования политических партий. Обладая демократическими свобо-дами, граждане получают возможность голосовать осмысленно, понастояще-му выбирать своих руководителей, а не только механически голосовать за них. Сознательное участие в процессе выборов означает, что избиратели косвенно участвуют в процессе управления государством и обществом, принятии важных для них решений. Непрямое политическое участие (через выборы) – фундаментальная черта демократической политической системы.
Авторитарные политические системы противостоят демократическим. Они характеризуются крайней ограниченностью гражданских и политичес-ких свобод, подчинением общества государству. Авторитарная власть не ограничена законом и во многом опирается на репрессии. Сведена к минимуму оппозиция и автономия политических подсистем (ассоциаций, групп, союзов), формализованы политические процедуры и институты. Выборы и референдумы, если и проводятся, то под жестким контролем властей. Формальным характером отличается и разделение властей. Реально все функции власти сосредоточены в руках диктатора (президента, премьер-министра, монарха) или правящей олигархии.
Авторитарные системы
формируются по различным
политическим (война, кризис власти),социальным (социальные или этнические конфликты),природным (катаклизмы, чрезвычайные ситуации),
личным (приход к власти авторитарной личности) и т.д.
Разумные основания
Тоталитаризм в отличие
от авторитаризма практически
Для тоталитаризма характерно стремление распространить прямое по-литическое регулирование и на сферу экономики, осуществить национализа-цию собственности. Тоталитарная политическая система весьма прочна, ибо срастается с экономикой. Подрывает ее, в отличие от авторитаризма, не вну-триполитический кризис, а военное поражение, либо кризис экономических структур.
Понятием «политический режим» обозначают систему приемов, мето-дов, форм, способов осуществления политической (включая государствен-ную) власти и отражающую уровень политической свободы в обществе. Анализ политического режима позволяет высказать наиболее адекватное суждение о подлинных возможностях человека в его отношениях с властью. Политический режим – это реальное общество в его политическом измерении, функциональная характеристика политической системы.
Формы и методы реализации власти в политической системе относи-тельно самостоятельны. При неизменности структур и институтов полити-ческой системы формы и методы их функционирования могут меняться. Так, при сохранении демократических структур могут возникать жесткие, центра-листские методы; в рамках авторитарных структур могут присутствовать и возрастать демократические тенденции. Поэтому очевидно, что политичес-кий режим отличается большей мобильностью по сравнению, например, с институтами политической системы и зависит от соотношения социально-политических сил и политической ситуации. В то же время его изменение может привести к смене всей политической системы.
В соответствии со ст. 1 Конституции, Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Определение Российской Федерации в качестве демократического государства, говорит о том, что единственным источником власти в России является народ. И власть эту сам народ и осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления.
Демократичность российского государства проявляется и в том, что его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц – Президента Российской Федерации, глав региональной и местной администрации и т. д.
Характеристика российского государства в качестве федеративного ука-зывает на форму его устройства. Федерация — это государство, состоящее в свою очередь из государств и (или) образований, близких по статусу к госу-дарству. В составе Р. Ф. находятся республики, края, области, города федерального значения автономная область и автономные округа.
В Российской Федерации наряду с федеральными органами государ-ственной власти, осуществляющими свои полномочия на всей ее территории, имеются органы государственной власти соответствующих субъектов Федерации. Они осуществляют всю полноту государственной власти на своей территории в пределах своих полномочий. Субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство; их статус закреплен не только в федеральном законодательстве, но и в конституциях республик, уставах краев, областей, округов, городов федерального значения.
Наличие единой федеральной государственной власти отличает федерацию от конфедерации, которая не является государством. Федеративное устройство России находит свое отражение в структуре ее представительного и законодательного органа — Федерального собрания, состоящего из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.
Для России с ее огромной территорией и множеством регионов, значи-тельно отличающихся друг от друга своими природными и экономическими условиями, с большим разнообразием исторических и нациоально-культур-ных особенностей проживающих в ней народов, именно последовательный федерализм является оптимальной политико-юридической формой сочетания интересов Федерации в целом и составляющих ее субъектов.
Характеристика Российской Федерации в качестве правового государ-ства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Правовое государство исходит из признания неотчуждаемых (прирождённых) прав и свобод человека и обязанности государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Власть осуществляют только те, кто на это уполномочен Конституцией и законами. Гарантирована судебная защита прав и свобод человека и гражданина.
Понятие «республиканская форма правления» характеризует государ-ство, в котором все высшие органы государственной власти либо избирают-ся, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями. Республиканская форма правления предполагает, что соот-ветствующие лица избираются в коллегиальные органы на определённый срок и решения в этих органах принимаются большинством. Глава государ-ства в Российской Федерации — Президент, избираемый гражданами сроком на четыре года. Представительный и законодательный орган — Федеральное собрание (парламент), одна из палат которого, Совет Федерации, состоит из двух представителей от каждого субъекта Российской Федерации, а другая — Государственная Дума — избирается населением сроком на четыре года.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Такое разделение государственной власти выражается, в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государ-ственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение граж-данских свобод и законности, создание гарантий от произвола. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя, как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства.
Согласно Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное собрание, исполнительную — Правитель-ство, а судебную — федеральные суды (Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд и иные федеральные суды). Президент Российской Федерации, как сказано в части второй ст. 80, «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти».
Принцип разделения властей, закреплённый в общей форме ст. 10, реа-лизуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус Президента, Федерального собрания, Правительства и судов Российской Федерации. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предполагает их конструктивное взаимодействие.
В Российской Федерации признается
идеологическое и политическое многообразие,
предполагающее многопартийность. Общественные
объединения равны перед
Многопартийность стала
неотъемлемой частью общественной жизни.
Конституционное закрепление
Следует отметить, что политическая система России находится в стадии становления, так как не все конституционные нормы являются реализованными в политической практике.
В процессе радикальных реформ произошёл распад авторитарно-бюрократического строя, советской политической системы, осуществлялся переход к плюралистической демократии. После десятилетия советской истории, господства авторитарного и тоталитарного политического режима, В ней сохранились некоторые элементы системы советского типа, хотя появились и начали функционировать новые политические институты.
С формально-правовой точки зрения, согласно Конституции 1993 года, Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Но демократический политический про-цесс в России развивался неравномерно. Пост тоталитарный политический режим имеет свои особенности и формировался в весьма сложных условиях, сложившихся в России. Политическая система российского общества на этом этапе характеризовался переходным состоянием от тоталитаризма к демокра-тии. Механизм эволюционной трансформации российской политической системы включал в себя смену концентрации власти принципом разделения властей, однопартийной системы многопартийной, политического и идеоло-гического монополизма - политическим плюрализмом, превращение поддан-ного государства в самостоятельного независимого гражданина. Политичес-кая власть становилась не внешним - формальным атрибутом, а внутренней потребностью человека. Изменялось соотношение государства и личности.
О демократизме современной России неоднократно высказывался и президент страны В.В.Путин. В ежегодном обращении к Федеральному Собранию в мае 2004 года он заявил, что «молодая российская демократия добилась в своём становлении значительных успехов». Вместе с тем, ряд оппозиционно настроенных политиков, средств массовой информации, политологов убеждены в том, что в стране уже шестой год идёт реставрация разрушенного политического режима. В качестве своих аргументов они называют неэффективность государства как основного социального института, его неспособность решить проблему бедности, фактическую подконтрольность правительства только президенту, малочисленность и организационную слабость партий, номинальную свободу СМИ.
В российском обществе также нет единой оценки политического режи-ма России. По данным опроса, Россию считают недемократическим государ-ством. Итак, вопрос о политическом режиме современной России, его сущ-ности является актуальным и дискуссионным для учёных-теоретиков, поли-тиков-практиков и широкой общественности. О политическом режиме любой страны нельзя судить по тому, что закрепляется или провозглашается в ее Конституции. Необходимо сопоставить ее положения с реальной действительностью.
Политическая система
в современном российском обществе
имеет ряд отличительных
Кроме того, с точки зрения характера распределения власти и взаимоот-ношения политической системы и общества в России существует скорее ав-торитарная плюралистическая система. Авторитарная политическая система характеризуется сосредоточением власти в едином центре, каковым является Президент и его Администрация. Поле деятельности представительных органов власти ограничено. Плюрализм же обнаруживается в разделения властей в государстве, многопартийности, передаче ряда законодательных и исполнительных полномочий от Центра субъектам Федерации.
За последние годы наметились определённые позитивные тенденции в становлении демократической политической системы России. Это незначи-тельное увеличение "среднего класса", некоторая стабилизация властных отношений, намёки на демократизацию автократического президентского правления, снижение конфронтации между политическими группировками, становление многопартийной системы, улучшение взаимодействия между ветвями государственной власти, развитие федеративных отношений.
Информация о работе Политическая система РФ, пути её реформирования