Политическая система РФ, пути её реформирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 21:34, контрольная работа

Описание

Предмет работы – совокупность факторов, определяющих политичес-кую систему современной России; пути совершенствования и развития.
Цель данной работы: раскрыть содержание основных направлений поли-тической системы современной России и показать ее значимость и сущность.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Политическая система: структура и специфика функционирования.
1.1. Понятие политической системы………………………………….….……. 5
1.2. Функции политической системы ………………………………………….. 7
1.3. Структура политической системы ………………………………………… 9
1.4. Типы политической системы …………………………………………..… 10
ГЛАВА 2. Политическая система Российской Федерации.
2.1. Общая характеристика политической
системы Российской Федерации …………………………………..……. 12
2.2. Развитие политической системы Российской Федерации …………..….. 15
2.3.Пути реформирования политической
системы в Российской Федерации …………………………………..…… 17
Заключение …………………………………………………………………….. 23
Словарь ключевых понятий и терминов ………………………………..…… 24
Список использованной литературы ………………………

Работа состоит из  1 файл

контрольная по полит.docx

— 69.42 Кб (Скачать документ)

Российская политическая система, формируясь как самобытная евразийского характера и значения целостность, интегрируется постепенно в мировую систему политических отношений. Свидетельством тому служат ее усиливающаяся активность в рамках ООН, СНГ, вступление в Совет Европы, многогранное сотрудничество со специальными международными организациями и органами (ЮНЕСКО, ЮНЕП, МАГАТЭ и др.).

2.3. Пути реформирования политической системы Р. Ф.

 

   Осуществление в  стране демократических преобразований  определи-ло необходимость реформирования системы политической власти в соответ-ствии с обще цивилизационными закономерностями движения к демократи-ческому общественному устройству и правовому государству. Выделим основные реформ политической системы 2000 года:

1. Возникновение федеральных округов и института полномочных пред-ставителей Президента РФ в семи федеральных округах. Институт полномоч-ных представителей Президента является властным органом и оптимальным решением вопроса о поиске форм и методов управления системой федератив-ных отношений. Не меняя Конституции, на ее базе начат процесс упорядоче--ния управления государством по всей вертикали власти (Указ Президента РФ № 849 от 13 мая 2000г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»);

2. Учреждение Государственного Совета. Государственный Совет, состоящий из глав субъектов федерации, принимает важнейшие для страны стратегические решения. Государственный Совет – совещательный орган, созданный для "реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти" (Указ Президента РФ №1602 «О Государственном совете Российской Федерации» от 01.09.2000г.).

3. Формирование Общественной палаты. Общественная палата, безуслов-но, властный институт. И соответствующий закон наделил её даже полномо-чиями практически бездействующего Конституционного суд РФ. Обществен-ная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интере-сов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспе-чения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Р. Ф, конституционного строя России демократических принципов развития гражданского общества. (Федеральный закон Российской Федерации от 4 апреля 2005г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»).

Все три структуры созданы  с целью укрепления стабильности в об-ществе и создания механизмов разрешения текущих и перспективных проб-лем. Но парадокс ситуации заключается в том, что поддержание стабильнос--ти функционирования действующей Конституции РФ, в рамках которой и функционируют все институты власти в России, происходит за счёт создания внеконституционных органов власти (ни одной из вышеупомянутых структур в действующей Конституции РФ нет). А это может означать, что стратегия действующей власти направлена на будущую трансформацию политической системы страны.

И институт полномочных представителей Президента в федеральных округах  на первых порах своей жизнедеятельности, и Государственный Совет и, особенно, Общественная палата выступали и  выступают в статусе своеобразных ньюсмейкеров. Данные внеконституционные органы власти в отдельные периоды  времени доминируют в информационном пространстве России, имитируя наличие  в стране общественно-политической деятельности и гражданского общества.

Вторым основным этапом в  реформирование политической системы  России стали предложения В.В.Путина в октябре 2004г. По его заявлению реформа должна была быть проведена ради адаптации государственной власти к работе в условиях объявленной террористами войны, т.к. главным условием противодействия терроризму является единство России.

1. Отмена прямых выборов губернаторов населением. Теперь, губернато-ры должны избираться законодательными собраниями субъектов Федерации по представлению президента РФ. Мотивируется это тем, что корни терроризма лежат в проблемах регионов, за которые отвечают их главы.

2. Переход к модели 100%-ных пропорциональных выборов в нижнюю палату парламента (Гос. Думу РФ). Переход к пропорциональной системе выборов в парламент при сохранении действующего барьера в 7% приведёт к практически полному контролю исполнительной власти над парламентом.

3. Воссоздание Министерства РФ по национальной политике и формиро-вание Особой федеральной комиссии по Северному Кавказу. Планируется, что комиссии будут предоставлены широкие полномочия по координации деятельности на Северном Кавказе различных федеральных ведомств, а в отдельных случаях - координация действий силовых ведомств.

4. Укрепление системы и расширение полномочий спецслужб. Ужесточа-ется политика государства в отношении организаций, в частности, религиозных, которые содействуют террористам.

Инициативы Путина объективно содействуют усилению власти Кремля и упорядочивают отношения между  центральной властью и губернаторами, укрепляют исполнительную вертикаль  власти, к тому же, внедрение пропор-циональной системы выборов в нижнюю палату парламента способствует формированию публичной политики и подрывает влияние региональных коррумпированных клик.

Сторонники радикально оппозиционных  взглядов на внутри политичес-кие процессы в РФ пришли к выводу, что, происходит отказ от принципа прямого избрания гражданами глав исполнительной власти в субъектах феде-рации и наделения президента правом внесудебного административного рос-пуска региональных законодательных органов, и внесудебного отстранения от власти законно избранных глав регионов. С точки зрения действующего, конституционного законодательства, все это означает фактическое введение на всей территории нашей страны элементов чрезвычайного положения, что исключает проведение любых свободных выборов в России, а в сочетании с новыми цензурными ограничениями, превращением государственных СМИ в орудие неприкрытой пропаганды, это возвращает нас к полицейскому авторитаризму, практически полностью перечёркивают все результаты демократических реформ последних десятилетий.

И в связи с этим следовало  бы ожидать новых перемен  в  политической системе страны, что  и случилось 22 декабря 2011 году, Президент  России Дмитрий Медведев выступает  с ежегодным посланием президента РФ к Федеральному Собранию РФ перед  депутатами Государственной Думы и  членами Совета Федерации в Георгиевском зале Кремля, озвучил планы по масштабной реформе политической системы Российской Федерации и привёл шесть пунктов политической реформы

1. Предложил изменить порядок формирования ЦИК РФ и региональных избиркомов, увеличив число представителей партий. Партии должны полу-чать право отзывать своих представителей в комиссиях досрочно в случаях необходимости. А сейчас ЦИК РФ состоит из 15 человек. Пять членов ЦИК назначаются Госдумой из числа кандидатур, предложенных фракциями, а также депутатами. Пять членов ЦИК назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предложенным законодательным (представительным) органом гос. власти  субъектов РФ и высшими должностными лицами субъ-ектов.  Пять членов ЦИК назначаются президентом РФ. Избиркомы субъек-тов РФ формируются законодательным и исполнительным органами субъек-тов РФ с учётом предложений ЦИК России.

2. Предложил сократить до 300 тыс. количество подписей для участия са-мовыдвиженцев в выборах президента РФ и до 100 тыс. для непарламентских партий. Сейчас 2 млн. подписей для кандидатов в президенты. 150 тыс. подписей для партии.

3. Предложил проводить выборы глав регионов прямым голосованием жителей регионов. Сейчас назначаются законодательным (представительны-ми) органами субъектов РФ по представлению президента России. Канди-датуры выдвигаются партией, победившей на выборах в парламент региона.

4. Предложил в упрощённом порядке регистрировать партии – по заявке от 500 человек, представляющих не менее 50% регионов страны. Сейчас партии должны иметь в своих рядах не менее 40 тыс. членов и располагать региональными отделениями численностью не менее чем в 400 человек более чем в половине субъектов РФ. Закон «О политических партиях» (ст.3, п. 1) определяет, что политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, иметь не менее пятидесяти (с 2010 г. –сорока пяти, с 2012 г. - сорока) тыс. членов.

5. Предложил изменить систему выборов в Госдуму – ввести пропорцио-нальное представительство по 225 округам. Сейчас не каждая территория имеет своего представителя в парламенте.

6. Предложил нацеленность на децентрализацию власти – перераспреде-ление властных полномочий и бюджетных ресурсов в пользу регионов и муниципалитетов. Сейчас с инициативой децентрализации управления и перераспределения полномочий между разными уровнями власти, включая корректировку налоговой системы и межбюджетных отношений, Медведев выступил в июне 2011 года. Результатом стали предложения о передаче на региональный уровень, с федерального, более 100 полномочий.

Всё это говорит об смягчении политической ситуации в стране. Однако следует признать, что реформирование политической системы - процесс всегда сложный и длительный, сопряжённый с временными неудачами и просчётами.

Заключение.

 

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. В самом широком смысле политическая система есть совокупность отношений по поводу участия в политической власти. Политическая система – это особая реальность, которая качественно отличается от других систем общества и развивается в соответствии с собственной логикой.

Вместе с тем, описывая политическую систему России, можно  встретить некоторые сложности, на практике в современных условиях, она переживает переходный процесс  трансформации из авторитарной в демократическую. Российская политическая система находится в стадии становления. Аналогичным образом обстоит дело и с основным институтом политической системы – государством. В связи с этим основные направления дальнейшего реформирования политической системы и государства в России связаны с последовательным становлением в стране демократического, федеративного, правового, социального государства.

Итак, говоря о политической системе современной России нужно  отме-тить переходность её состояния, когда новое политическое качество пол-ностью ещё не состоялось, а старое не кануло окончательно в лету. Обладая признаками демократии, он ещё не является демократическим. В политичес-кой системе России существуют противоречия между формальными правовыми демократическими основаниями и реальной действительностью.

Кроме того, гарантией роста  демократизма политической системы  яв-ляются свобода слова и печати; наличие реальной многопартийности и по-литической оппозиции; реализация принципа разделения властей; выбор-ность органов государственной власти; изменяющийся менталитет россиян.

Таким образом наиболее прогрессивной и преимущественной является демократическая политическая система.

Главным ориентиром в развитии политической системы должны оста-ваться  демократические ценности, либеральные реформы, а следовательно становление либерально-демократического политического режима, усиление республиканских начал в государственной власти.

Анализ Российской модернизации как волнообразного, а не линейно-поступательного  процесса приводит к выводу о его  значительно более слож-ном характере, чем принято в описаниях классической теории модернизации. Нерадушная перспектива вполне вероятного в ближайшее время политичес-кого контр реформаторства определяется, прежде всего, кризисной ситуаци-ей, которую переживает российское общество и российская цивилизация. В то же время предложенная аналитическая модель указывает на реальную воз-можность того, что российское общество после завершения последнего, вы-деленных нами циклов реформ – контрреформ станет, наконец, по – настоя-щему современным. Ну а политическая система в России – более сложной и дифференцированной, способной обеспечить сосуществование различных идей, концепций развития, партий и элитарных групп, - на этот раз без разру-шения целостности общества и государства. Сумеет ли российское общество реализовать эту возможность и тем самым вписаться в более сложную, неже-ли чередование циклов реформ–контрреформ, характеризующуюся сочетани-ем тенденций модерна и постмодерна, зависит по преимуществу от осовреме-нивания его социальной структуры, а также от политической зрелости интел-лектуалов и их гражданской ответственности.

В перспективе возможно, в случае успеха реформ, их продуманного характера усиление в России демократических  тенденций. Здоровый государ-ственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритете которых для современной России безусловен в плане демократизации политической системы.

Следовательно, предстоит  ещё немало сделать для того, чтобы  демократия получила адекватное выражение  в функционировании политической системы.

 

Словарь ключевых понятий и терминов:

 

Авторитари́зм (власть,влияние)—форма власти(политического режима), при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководи--тель предприятия) провозглашает сам себя имеющим право на власть.

Демокра́тия («власть народа») — политический режим, в основе кото-рого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии

Легитимность политической власти - признание народом и политичес-кими силами правомерности, законности политической власти, ее инстру-ментов, механизмов деятельности, а также способов ее избрания.

Политическая  система ––  организованная на единой нормативно-цен-ностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управле-нием обществом.

Политический  плюрализм — это принцип, содействующий существо-ванию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за пред-ставительство в органах государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Другими словами — многопартийность.

Тоталитари́зм (весь, целый, полный) — политический режим, стремя-щийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.

 

Список литературы:

 

  1. Акопов П. Точка возврата// Политический журнал. – 2004. - №7(10)
  2. Аналитический портал  www.ria.ru;
  3. Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. - М.: Мир книги, 2006
  4. Гаджиев К.С. Политология: учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2005. – 488 с.;
  5. Дмитрий Фурман. Статья «Политическая система современной России и её жизненный цикл».  2007
  6. Послания Президента России Федеральному Собранию РФ от 08.07.2000;
  7. Послания Президента России Федеральному Собранию РФ от 26.05.2004;
  8. Послания Президента России Федеральному Собранию РФ от 22.12.2011;
  9. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – 48 с.;
  10. Мухаев Р.Т. Политология: учебник. – 3-е изд-е. – М.: Юнити – Дана, 2006. – 495 с.;
  11. Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Юрист, 2003. – 683.
  12. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 2000.
  13. Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации / Пер. с нем. М., 2004. – 211c.
  14. Универсальная интернет-энциклопедия  http://www.wikipedia.org/.

Информация о работе Политическая система РФ, пути её реформирования