Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:13, реферат
Российская политическая система возникла в результате демонтажа советской политической системы, начавшегося в 1991 году и завершившегося в 1993 году. Поэтому в настоящее время российская политическая система переживает период становления -процесс длительный, противоречивый и болезненный. Почему? Потому, что гражданское общество находится на стадии реформирования, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Преобразование гражданского общества начато “сверху” и осуществляется в основном государственными структурами. При этом происходит непомерное увеличение государственного аппарата, усиливается его бюрократизация. Экономически проблемы решаются дискретно и непоследовательно - результатом чего стали однобокость процессов разгосударствления и приватизации, поляризация доходов социальных групп и слоев общества.
1. Введение ................................................................................................3-4
2. Понятие, структура и функции политической системы
2.1. Понятие политической системы .................................................5
2.2. Структура политической системы ...........................................5-7
2.3. Функции политической системы .................................................8
3. Типы политических систем ..............................................................9-15
4. Политическая система Российской федерации ............................16-19
5. Заключение ........................................................................................20
6. Литература ..........................................................................
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕФЕРАТ
ПРЕДМЕТ "ПОЛИТОЛОГИЯ"
ТЕМА № 5: "Политическая система
в России ,её особенности"
Студент: Волкова Екатерина Сергеевна
Группа:ФПТ-3-ой курс
Москва
-2012 -
План:
1. Введение .................
2. Понятие, структура и функции политической системы
2.1. Понятие политической
системы .....................
2.2. Структура политической
системы ...................
2.3. Функции политической системы ......................
3. Типы политических
систем .....................
4. Политическая система Российской
федерации ..................
5. Заключение .............
6. Литература ..............
Введение
В настоящее время видится актуальным познание политической системы для того, чтобы в критические моменты развития общества и государства знать способы и механизмы возможного предотвращения революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.
Российская политическая
система возникла в результате демонтажа советской
политической системы, начавшегося в 1991
году и завершившегося в 1993 году. Поэтому
в настоящее время российская политическая
система переживает период становления -процесс
длительный, противоречивый и болезненный.
Почему? Потому, что гражданское общество
находится на стадии реформирования, его
структура аморфна, нестабильность общественных
отношений порождает у населения безразличие
к решению соответствующих проблем. Преобразование
гражданского общества начато “сверху”
и осуществляется в основном государственными
структурами. При этом происходит непомерное
увеличение государственного аппарата,
усиливается его бюрократизация. Экономически
проблемы решаются дискретно и непоследовательно -
Однако за последние годы наметились определенные позитивные тенденции в становлении демократической политической системы России. Это незначительное увеличение “среднего класса”, некоторая стабильность властных отношений, намёки на демократизацию автократического президентского правления, снижение конфронтации между политическими группировками, становление многопартийной системы, улучшение взаимодействия между ветвями государственной власти, развитие федеративных отношений[1].
Существуют несколько
подходов к изучению государственно-правовых
явлений.В отечественной и
Такое разнообразие мнений само по себе естественно, ибо, с одной стороны, отражает закономерный процесс постоянного накопления и развития научных данных о политической системе, подчеркивает её сложный и противоречивый характер, а с другой стороны - выделяет различные субъективные методологические и идеологические позиции авторов.[2]
2. Понятие,
структура и функции
2.1. Понятие политических систем.
Что такое политическая система?
Большой юридический словарь дает такое определение политической системы:
Политическая система (общества) - это
1) (как комплексный
конституционно-правовой
2) (в материальном смысле)
совокупность государственных
Иными словами политическая система — это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства.[4] Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий людей в политике.
В литературе отмечается что политическая система представляет собой диалектическое единство четырех сторон:
1) институциональной
(государство, политические
2) регулятивной (право,
политические нормы и традиции,
некоторые нормы морали и т.д.)
3) функциональной (методы политической деятельности, составляющие основу политического режима);
4) идеологической (политическое
сознание, прежде всего господствующая
в данном обществе идеология).[
2.2. Структура политической системы.
Поддерживая такой подход к представлению о составе политической системы, исходим из целесообразности выделения ее основных компонентов: политических и правовых норм, политической структуры, политической деятельности, политического сознания и политической культуры.
1. Политические и правовые нормы — сложившиеся или установленные правила поведения, способы регуляции политических отношений, существующие и действующие в виде конституций, кодексов, уставов, программ партий, политических традиций и процедур. Политические нормы и возникающие на их основе отношения называются политическими институтами. Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем в принципы существования политических организаций называется институционализацией, так происходит формирование элементов политической организации общества. Отношения разрыва, антагонизма идеи и организации порождают обратный процесс — деинституционализацию, разрушение политической организации, нарастание дистанции между поведением людей и регулирующей его нормой. Связь политики и институционализации органична и очевидна: все многообразие политической деятельности проходит в организованных формах, а их распад негативно влияет на политику.
2. Политическая структура — совокупность политических, государственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает собой стабильную, устойчивую сторону отношений, которые устанавливаются между людьми в сфере политики. Это многообразие связей в принципе может быть сведено к двум основным типам: 1) сами действия, упорядоченные отношения, регулируемые правовыми и иными правилами (гражданство, воинская повинность,
принадлежность к политическим партиям); 2) учреждения, организации, которые характеризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и создаются (органы управления, политические партии, учебные заведения).
Ясно, что не все учреждения входят в политическую систему, а только такие, которые берут на себя выполнение ее специфических функций в сообществе. Если учреждение осуществляет властные функции, использует механизм принуждения, то это учреждение называется органом. Особенность государства именно в том и состоит, что оно представляет собой прежде всего совокупность органов, осуществляющих властные управленческие функции в обществе с четко выраженной иерархией, соподчинением, регламентацией своих действий на основе правовых актов.
Следует иметь в виду, что организационные отношения в сфере политики наделены некоторыми характерными чертами:
• общая цель для всех участников организации;
• иерархичность структуры отношений внутри организации;
• дифференцированность
норм для руководителей и
3. Политическая деятельность
— разнообразные виды действий
людей, направленных на
Политическая пассивность — это вид политической деятельности, в рамках которой субъект (им может быть как индивид, так и социальная группа) не реализует своих собственных интересов, а находится под влиянием другой социальной группы, отстраняясь от политической самостоятельности.
Критерием активной деятельности служит стремление и возможность, воздействуя на политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы. Становление политической активности означает формирование способности действовать исходя из объективной связи проблемы существования любой социальной группы с противоречиями, характерными для всего общества в целом.
4. Политическое сознание
и политическая культура. Под
политическим сознанием
Политическая культура — это система ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регуляции их деятельности и отношений. Единство, интеграция в сфере политики возможны только при наличии духовной связи, благодаря которой люди могут хотя бы просто понять друг друга. Ценности — это выражение значимости объектов окружающего мира для человека, его субъективного отношения к ним.
Исторический опыт доказывает, что политические системы, способные к длительному и стабильному существованию, такими ценностями обязательно обладают. Число их может быть невелико, но они непременно присутствуют и разделяются большинством членов общества, закладываются в системы воспитания, политической социализации.[6]
2.3. Функции политической системы:
- Определение целей, задач и путей развития общества.
- Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ.
- Распределение материальных и духовных ценностей.
- Согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей.
- Разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе.
- Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя
- Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности.
- Контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.[7]
3 . Типы политических систем.
Классификация политических систем отличается большим многообразием, основана на значительном числе различных критериев. Рассмотрим основные черты общепризнанных политических систем.
Г. Алмонд выделяет четыре типа политических систем, существующих в современном мире. Это англо-американская, континентально-европейская, доиндустриалъная и частично индустриальная, тоталитарная система. Данная типология опирается на различные политические культуры.
1. Англо-американская
система характеризуется
2. Континентально-европейские
системы отличаются
3. Доиндустриалъные и
частично индустриальные
Информация о работе Политическая система в России ,её особенности