Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:13, реферат
Российская политическая система возникла в результате демонтажа советской политической системы, начавшегося в 1991 году и завершившегося в 1993 году. Поэтому в настоящее время российская политическая система переживает период становления -процесс длительный, противоречивый и болезненный. Почему? Потому, что гражданское общество находится на стадии реформирования, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Преобразование гражданского общества начато “сверху” и осуществляется в основном государственными структурами. При этом происходит непомерное увеличение государственного аппарата, усиливается его бюрократизация. Экономически проблемы решаются дискретно и непоследовательно - результатом чего стали однобокость процессов разгосударствления и приватизации, поляризация доходов социальных групп и слоев общества.
1. Введение ................................................................................................3-4
2. Понятие, структура и функции политической системы
2.1. Понятие политической системы .................................................5
2.2. Структура политической системы ...........................................5-7
2.3. Функции политической системы .................................................8
3. Типы политических систем ..............................................................9-15
4. Политическая система Российской федерации ............................16-19
5. Заключение ........................................................................................20
6. Литература ..........................................................................
Во-первых, переходный характер политической системы и самого общества от одного типа ("социалистического", "коммунистического" и т. п.) к другому ("капиталистическому", "раннекапиталистическому" и т. п.).
В отечественной и зарубежной литературе не прекращаются споры относительно того, от какого типа или вида общества, государства и политической системы к какому их типу или виду развивается Россия. В теоретическом и практическом плане весьма трудно переоценить их необходимость и значимость. Однако для нас сейчас вполне достаточно констатировать сам факт состояния переходности от централизованного управления государством и обществом к децентрализованному, от плановой, тотально регулируемой государством экономики — к рыночной
и т. п.
Во-вторых, выделение (по крайней мере — официально, формально-юридически) в качестве высшей ценности существующего в России общества, государства и политической системы прав и свобод граждан, их достоинства и благополучия.
Конституция Российской Федерации торжественно провозглашает, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства"[12]. В реальной жизни данное конституционное положение, как показывает опыт выживания значительной части российского общества, борющейся с повседневной нуждой, безработицей и другими невзгодами, далеко не всегда реализуется. Однако оно, тем не менее, имеет определенное морально-политическое значение как свидетельство благого намерения государства, общества, политической системы.
В-третьих, отказ от доминирования
в политической системе современного
российского общества одной официальной,
партийно-государственной
В ст. 13 Конституции России в связи с этим говорится, что в Российской Федерации "признается идеологическое многообразие", что "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной" идеологии[13].
В-четвертых, опора политической системы современного российского общества на многоукладную экономическую систему, проявляющуюся вовне в различных формах собственности. Согласно Конституции Российской Федерации "в стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности"[14]. Конституция закрепляет также, что "земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности"[15].
В-пятых, наличие в структуре политической системы общества, наряду с официальными государственными институтами и лояльными правящему слою или классу организациями, также и противостоящей проводимому ими курсу политической оппозиции. В отличие, например, от Великобритании, где существование оппозиции закреплено в законодательном порядке, конституционно, в России нет конституционных актов, в которых бы в прямой форме говорилось об оппозиции. Однако наличие в действующей Конституции России положений о многопартийности, об "идеологическом многообразии" и т.п. недвусмысленно свидетельствует о том, что Конституция не только допускает, но и предполагает существование в стране политических институтов и идей, не укладывающихся в рамки официальной политики и идеологии.
Наряду с названными особенностями политической системы современного российского общества существуют и другие ее особенности. Конкретное свое проявление они находят в сущности политической системы, в ее содержании, месте и роли политической системы общества в социально-политической жизни страны, в ее назначении.[16]
Относительно сегодняшней ситуации в обществе существуют разногласия. Одни считают, что политическая ситуация улучшается и способствует развитию России. Борис Грызлов, председатель Государственной Думы, в выступлении при закрытии осенней сессии отметил некоторые улучшения в политической ситуации в России:
1. В целом повысилась оперативность рассмотрения законодательных инициатив, в том числе поступающих из регионов.
2. Усиление социальной направленности бюджетных расходов.
3. Увеличение финансирования сельского хозяйства, здравоохранения и спорта, а так же ряда других направлений.
4. Повышение минимального размера оплаты труда.[17]
5. Золотовалютные резервы приближаются к отметке 120 млрд. долларов. Это рекордный показатель не только за всю историю Российской Федерации, но и Советского союза. Важно отметить, что впервые объем золотовалютных резервов превысил объем государственного внешнего долга. Это значит, что Россия превратилась в страну – нетто-кредитора.
6. Реальные – за вычетом инфляции, роста цен – располагаемые доходы населения увеличились на 9%, пенсии выросли примерно на 5%, зарплата, по разным подсчетам, – от 10 до 12,5%. Сократилось количество безработных.
Другие считают, что Россия находится в кризисной ситуации. Монетизация льгот вылилась в общественные протесты. Как выразился В.В. Жириновский: “ Люди не понимают, что экономика теперь капиталистическая, а льготы были социалистическими, ибо социализм, ориентирован на безденежную экономику. Да, не всё просчитали, не всё объяснили, не выдали денег вперёд, но к маю люди всё получат и успокоятся.”[18] И действительно, денежные компенсации не соответствуют бывшим льготам. В первую очередь монетизация льгот затронула жителей городов – основных пользователей льгот. А жителям деревни эта реформа принесла только дополнительный доход. Но представляется, что вскоре и этот законопроект будет доработан, да и льготники “ за год поймут, что у них появились наконец живые деньги”[19]. Вызванный этим кризис власти и череда “цветных” революций, дала СМИ возможность вновь муссировать на тему переписывания конституции 1993г. Многие даже прогнозируют превращение России из президентского государства в парламентскую республику.[20]
Основными задачами России в нынешнем году стали:
1. Обеспечение экономического роста, продолжение налоговой, бюджетной реформ. Это не только ускорение темпов развития экономики, но и повышение реального качества жизни людей.
2. Расширение международного экономического сотрудничества, в первую очередь со странами СНГ.
3. Борьба с терроризмом и обеспечение безопасности. А так же сотрудничество в этой борьбе с другими странами.
4. Укрепление позиций России в мировой экономике.
5. Модернизация систем здравоохранения и образования. [21]
6. Увеличение МРОТ до прожиточного минимума.
7. Выведение государства из тех сфер экономики, где оно присутствует необосновательно. Это, кстати, и одно из основных направлений в борьбе с коррупцией[22].
5. Заключение.
Таким образом, в данной работе политическая система определяется как: совокупность норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства.
В различных странах политические системы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи. Вместе с тем типы существующих политических систем, особенно современных, имеют общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу политических систем.
Политические системы можно разделить на авторитарные, тоталитарные и демократические.
Наиболее прогрессивной и преимущественной является демократическая политическая система.
Главным ориентиром в развитии политической системы должны оставаться демократические ценности, либеральные реформы, а следовательно становление либерально-демократического политического режима, усиление республиканских начал в государственной власти.
Описывая политическую систему России можно встретить некоторые сложности. Политическая система Российской Федерации носи переходный характер. Российская политическая система находится в стадии становления. Еще недавно Россия была советским государством и поэтому еще не до конца ликвидированы пережитки старого режима.
Описывая и сравнивая
Политическую систему Российской Федерации
с “доперестроечной”
1. Выделение в качестве высшей государственной ценности права и свободы человека.
2. Отказ от единой идеологии и признание идеологического многообразия.
3. Признание и защита частной собственности.
4. Наличие политической оппозиции.
6.Литература:
1. Нормативные акты.
1.1. Конституция Российской Федерации. - М.: 2004. - ст. 1, 3.
1.2. Федеральный закон “О политических партиях” // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. - № 29. Ст. 29, 50.
2. Специальная литература.
2.1 Обществознание. Пособие для поступающих в вузы Российской Федерации / Под редакцией доктора юридических наук, профессора М.Н. Марченко. - М.: ИКД “Зерцало-М” , 2003. – с. 270-271, 295-297.
2.2 Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских.- М.: ИНФРА-М, 1999. - с. 498.
2.3 Введение в политологию: Учебник для вузов. / Под ред. К.С. Гаджиева. – М.: Издательство Логос, 1997. – с. 334-335.
2.4 Политология: Курс лекций / Отв. Ред. д. ю. н., проф. А.А . Радугина. - М.: Издательство Юристъ , 2002. - с. 165-175, 185-201.
2.5 Сергей Земляной, Наталья Антипова //Политический журнал. – 2005. 28 фев. №7(58) – с. 27-28, 50-51.
2.6 Политические системы современности. / Под ред. Каменской Г.В., Родионовой А.Н. – М.: Издательство Юристъ. – 1994. – с. 87.
2.7 Политология: Учебник. / Под ред. Е.С. Комаровского - М.: Издательство ФАИР-ПРЕСС, 2002 г. – с. 243.
2.8 Россиеведенье: Учебное пособие для вузов. / Под ред. В.Ф. Шаповалова - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - с. 18.
2.9 Из выступлений Б. Грызлова, В. Путина. // Российская федерация сегодня. – 2005. 1 янв. №1(76) – с. 9-10, 21-22.
[1] Политология: Учебник для вузов / Отв. Ред. д. ю. н., проф. В. Д. Перевалов. -М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА · М), 2002. - с. 138-139.
[2] Политология: Учебник для вузов / Отв. Ред. д. ю. н., проф. В. Д. Перевалов. -М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА · М), 2002. - с. 121.
[3] Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. - М.: ИНФРА-М, 1999 - с. 498.
[4] Политическая наука: 26 основных понятий политического анализа / Под ред. К.С. Гаджиева – М.: Издательство РАГС, 1994. – с. 423.
5] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. И доп. М.:Юрисъ, 2004. - с. 116.
[6] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. И доп. М.:Юрисъ, 2004. - с. 116-119.
[7] Сидельникова Т.Т., Темников Д.А., Политическая система. Институциональные основы политики. Политическая система.: Учебное пособие – Казань. КГУ, 2003. – с. 8.
[8] Политология: Курс лекций / Отв. Ред. д. ю. н., проф. А.А . Радугина. -М.: Издательство Юристъ , 2002. - с. 165-175.
[9] Обществознание. Пособие для поступающих в вузы Российской Федерации / Под редакцией доктора юридических наук, профессора М.Н. Марченко. - М.: ИКД “Зерцало-М” , 2003. с. 270-271.
[10] Политология: Курс лекций / Отв. Ред. д. ю. н., проф. А.А . Радугина. -М.: Издательство Юристъ , 2002. - с. 185-201.
[11] Политические системы современности. / Под ред. Каменской Г.В., Родионовой А.Н. – М.: Издательство Юристъ. – 1994. – с. 87.
[12] Конституция Российской Федерации. - М.: 2004. - с. 3. Ст.2
[13] Конституция Российской Федерации. - М.: 2004. - с. 5. п. 1—2 ст. 13
[14] Конституция Российской Федерации. - М.: 2004. - с. 5. п. 2 ст. 8
[15] Конституция Российской Федерации. - М.: 2004. - с. 5. п. 2 ст. 9
[16] Обществознание. Пособие для поступающих в вузы Российской Федерации / Под редакцией доктора юридических наук, профессора М.Н. Марченко. - М.: ИКД “Зерцало-М” , 2003. с. 295-297.
[17] Российская федерация сегодня. Журнал №1(76) от 01.01.05 с. 21- 22
[18] Наталья Антипова. // Политический журнал. –2005. 28 фев. №7(58) – с. 27.
[19] Наталья Антипова. // Политический журнал. –2005. 28 фев. №7(58) – с. 27.
[20] Сергей Земляной. // Политический журнал. –2005. 28 фев. №7(58) – с. 50-51.
[21] Российская федерация сегодня. Журнал №1(76) от 01.01.05 с. 21- 22.
[22] Российская федерация сегодня. Журнал №1(76) от 01.01.05 с. 9 - 10.
Информация о работе Политическая система в России ,её особенности