Политическая система Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:10, реферат

Описание

Цель работы - рассмотреть политическую систему Великобритании.
Задачи работы - изучить политическую систему в целом; охарактеризовать политические партии Великобритании; изучить судебную систему Великобритании.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
1. Политическая система в целом…………………………………...4
2. Партийный состав палаты общин Великобритании……...6
Список литературы……………………………………………………….14

Работа состоит из  1 файл

контрольная политологияполитическая система.doc

— 73.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 

Введение………………………………………………………………………..2 

1. Политическая система  в целом…………………………………...4 

2. Партийный состав  палаты общин Великобритании……...6 

Список  литературы……………………………………………………….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Британское право состоит из общего права (common law), писаного права (statute law) и конвенций. Конвенции - это правила и обычаи, которые не имеют законной силы, но считаются абсолютно необходимыми в работе правительства. Многие из конвенций остались после исторических событий, повлиявших на формирование современной системы правительства. Королева - глава государства и важный символ национального единства. Она является главой исполнительной власти, неотъемлемой частью законодательной власти, главой судебной власти, главнокомандующим всех Королевских Вооруженных сил и "высшим правителем" англиканской церкви. Королева действует по советам ее министров. Великобритания управляется Правительством Ее Величества во имя Королевы. Что касается международных отношений, то королева, как глава государства, имеет право объявлять войну и заключать перемирие, признавать страны и их правительства, заключать договоры, присоединять или отдавать территории. Парламент состоит из трех частей - королевы, Палаты Лордов и выборной Палаты Общин. Для прохождения закона необходимо согласие всех трех сторон. Так как не существует конституции, ограничивающей законодательную власть парламента, он может принять или изменить любой закон. Он также может продлить свой срок действия за пределы обычного (5 лет) без согласия народа. Однако, на практике парламент так не поступает. Законность акта, принятого парламентом, не может обсуждаться в судах. Палата Общин несет ответственность за принятые законы перед народом, и в 20 веке Палата Лордов признала, что Палата Общин имеет над ней превосходство. Система партий в правительстве предназначена для того, чтобы парламент создавал законы, оглядываясь на выбравший его народ. Максимальный срок действия парламента - 5 лет, но на практике общие выборы проводятся до конца срока. Срок действия парламента был продлен лишь дважды - в Первую и Вторую Мировую Войны.

      Цель  работы - рассмотреть политическую систему Великобритании.

      Задачи  работы - изучить политическую систему  в целом; охарактеризовать политические партии Великобритании; изучить судебную систему Великобритании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Политическая система  в целом 

          Великобритания - это  конституционная монархия, в которой  монарх "царствует, но не правит". Законодательная власть в стране принадлежит двухпалатному парламенту, состоящему из палаты общин и палаты лордов. Палата Лордов обсуждает и изучает политику правительства во время обсуждений и времени, отводимого на вопросы. Также они обсуждают и принимают или отвергают законы, принятые в Палате Общин. Чиновниками Палаты Общин являются Спикер и три его Заместителя. Также в парламенте постоянно работают клерки, сержанты полиции, библиотека, администрация и др. Кабинет министров, руководящий исполнительной властью, формируется премьер-министром - лидером партии, имеющей большинство в парламенте. Премьер-министр назначается королевой, а все остальные министры назначаются королевой по рекомендации премьер-министра. Большинство министров - члены Палаты Общин, хотя и Палате Лордов достается немало портфелей. Лорд-канцлер всегда является членом Палаты Лордов. При формировании правительства количество министров и названия некоторых правительственных организаций может меняться. По традиции, премьер-министр назначается государственным казначеем и министром Государственной Гражданской службы. Кабинет премьер-министра находится в центре Лондона. Министерства выполняют работу с помощью разветвленной системы комитетов, которые несут на себе основную рабочую нагрузку. Доктрина коллективной ответственности означает, что кабинет министров действует согласованно даже, в том случает, когда министры не соглашаются по тому или иному вопросу. Пресс-секретарь премьер-министра напрямую контактируют с парламентарной прессой через постоянные встречи с корреспондентами Лобби. Корреспонденты Лобби - это группа политических журналистов, обладающих привилегиями доступа в фойе Палаты Общин, где они могут общаться с министрами и другими членами нижней палаты парламента. В Британии действует прецедентное право, выработанное в течение нескольких столетий и учитывающее опыт предыдущих судебных решений и законодательных актов парламента. В основе так называемого общего права лежит Великая хартия вольностей, ограничившая власть монарха в Англии. Эта грамота была подписана королем Иоанном Безземельным под давлением восставших баронов в 1215 г. Хотя монархия в современной Англии лишена реальной политической власти, тем не менее, она остается неотъемлемой частью британского образа жизни, во многом определяя национальное сознание Василик М.А. Политология. Словарь-справочник. М.: Юнити, 2000. С. 44..

      Постоянные  комитеты обсуждают и изучают  изменения в Биллях на стадии комитета и, в определенных случаях, обсуждают  их во втором чтении. Обычные постоянные комитеты не имеют названий и называются обычно Постоянный комитет А, В, С и т.д.; для обсуждения каждого нового Билля в них назначаются новые члены нижней палаты парламента. Каждый комитет насчитывает от 16 до 50 членов, причем в их составе по возможности соблюдается соотношение партий в парламенте. Выборные комитеты назначаются, обычно на срок действия парламента, чтобы изучить те или иные вопросы, добывая устные и письменные свидетельства. После закрытого обсуждения они докладывают о своих заключениях и делают рекомендации. Выборные комитеты включают в себя Комитет по Европейскому Праву, Комитет по Науке и Технике и Комитет по Интересам Членов Парламента. В дополнение к официальным комитетам двух палат парламента, существуют неофициальные партийные комитеты. Комитет Консерваторов и Унионистов, созданный в 1922 году, состоит из членов Консерваторской партии, заседающих в парламенте. Когда страной правят консерваторы, министры могут посещать заседания Комитета только по приглашению, а когда консерваторы в оппозиции, все члены партии могут посещать заседания. 
 
 
 

2. Партийный состав  палаты общин Великобритании 

      По  своему социальному составу большинство  парламентариев - лица, принадлежащие  к так называемому «среднему  классу» (в парламенте созыва 1983 г. их было среди консерваторов - 95 %, лейбористов - 60 %). В основном это представители таких профессий, как юристы, преподаватели высших учебных заведений, учителя. Среди депутатов-консерваторов довольно велик процент бизнесменов (37-46 % в парламентах созывов 1945-1974 гг.).

      В 80-х гг. их число сократилось. Что касается выходцев из рабочего класса, то в консервативной партии их число не превышает 1 %, в лейбористской партии их 12-18 %. Большинство парламентариев (около 80 %) имеют высшее образование. По своему возрастному составу большинство парламентариев находится в возрастной группе 30-60-летних (не более 2 % - лица 21- 30 лет, около 14 % - свыше 60 лет). В палате общин 42 депутата - женщины.

      Главный фактор, оказывающий влияние на состав депутатов, - то, что все 650 членов палаты (за исключением спикера) представляют политические партии. В палате общин, образованной после выборов 1987 г., 375 депутатов - от консервативной партии, 229 - от лейбористской, 17 - от либеральной, 5 - от социал-демократической, 24 - от других партий (Ольстерские националисты, Шинн Фейн, Шотландская национальная партия).

      Партийная структура - основа всей организации  и деятельности палаты общин. Две  главные партии образуют официально признанные стороны в палате общин - правительственное большинство  и «официальную оппозицию Ее величества». Партия, победившая на выборах, располагает большинством и в силу этого формирует правительство. Лидер этой партии становится премьер-министром. Сторонники победившей партии образуют в палате правительственное большинство. Партия, вторая по количеству мест, становится официальной оппозицией, а ее лидер - лидером оппозиции. Должность лидера оппозиции получила законодательное закрепление в 1937 г. Для оппозиции характерно состояние готовности принять власть от правительственного большинства. Лидер оппозиции формирует из руководящих членов фракции «теневой кабинет» и назначает «министров-теней», которым поручается выступать в парламенте по определенным вопросам государственной политики.

      Даже  само расположение депутатов в палате общин отражает ее разделение на правительственное большинство и партию официальной оппозиции. Справа от спикера расположены скамьи правительственного большинства; слева - оппозиции. Члены палаты - министры сидят на передних скамьях, а руководители оппозиции - напротив них. Соответственно их называют «переднескамеечниками», и «задне-скамеечниками».

      Отношения между партиями в палате общин  подчиняются некоторому неписаному кодексу, или правилам «честной игры». Правительство, руководящее большинством, должно действовать в соответствии с принципом ответственного правления. Оппозиция должна быть ответственной и конструктивной.

      Постоянным  правилам и иным правилам парламентской  процедуры едва ли знакомы такие  понятия, как «партии» или «фракции», но вся организация и деятельность палаты строится в соответствии с партийным делением палаты.

      Партийные фракции - базовые единицы в палате общин. Они именуются парламентскими партиями. Термин «партия» означает, что  фракции в палате общин являются независимыми, автономными образованиями  и не связаны в своей деятельности решениями и предписаниями партийных организаций вне парламента.

      Лидер партия является также лидером парламентской  фракции, что подтверждает значение, которое придается партиями парламентской  деятельности.

      Лидер консервативной партии избирается членами парламентской фракции после консультации с пэрами-консерваторами и партией вне парламента. Проводятся собрания рядовых членов фракции, имеющие форму так называемого «Комитета 1922 года». На заседаниях, созываемых еженедельно, обсуждаются текущие дела, которые предполагается внести на обсуждение палаты общин. «Комитет 1922 года» - средство связи лидера и рядовых членов.

      Начиная с 1980 г. в выборах лидера лейбористской  партии и его заместителя принимают  участие не только члены парламентской партии, но и представители тред-юнионистов и местных партийных организаций. Когда партия находится в оппозиции, члены парламентской фракции избирают так называемый «парламентский комитет» (по существу, это и есть «теневой кабинет»). Проводятся регулярные заседания всех членов фракции.

      Каждая  парламентская фракция имеет  в палате свои партийные комитеты. Их организация и деятельность не регулируются какими-либо документами, а определяются нормами, сложившимися в ходе деятельности фракций. Не существует определенного и строго установленного состава членов. На заседании может присутствовать любой член фракции, по каким-либо причинам заинтересованный в его работе.

      Партийные фракции имеют особых должностных  лиц в палате, роль которых чрезвычайно велика в организации всего хода парламентского производства. Это парламентские организаторы партий, официально именуемые «кнутами». Должность «кнута» не предусмотрена правилами парламентской процедуры. Она появилась в ходе эволюции партийной организации в палате общин.

      В консервативной партии «кнуты» назначаются  лидером партии; в лейбористской - избираются собранием парламентской  фракции путем тайного голосования.

      Правительственное большинство имеет главного «кнута»  правительства, его заместителей и младших «кнутов». «Кнуты» правительства являются министрами и получают жалованье из государственной казны. Оппозиция имеет главного «кнута», его заместителей и помощников.

      Главная обязанность «кнутов» - налаживать сотрудничество фракций так, чтобы она шла без эксцессов и неожиданностей, при взаимной координации деятельности. Главный «кнут» правительства должен также следить за тем, чтобы все намеченные правительством к рассмотрению законопроекты прошли через палату к концу сессии. «Кнуты» правительства и оппозиции находятся в тесном контакте друг с другом и образуют те обычные каналы, через которые достигается компромиссное урегулирование спорных вопросов между правительством и оппозицией. Консультации между «кнутами» правительства и оппозиции стали обычной практикой, хотя они нигде не регламентированы.

      «Кнуты» обеспечивают присутствие сторонников  своих партий на заседаниях палаты и соответственно поддержку политики правительства или оппозиции. С  этой целью им предоставлен целый  ряд полномочий по отношению к депутатам. «Кнуты» следят за соблюдением партийной дисциплины. Ни один депутат не вправе покинуть заседание палаты, не посоветовавшись с «кнутом». Если какой-либо депутат не может по каким-либо причинам присутствовать на заседании палаты, он обязан уведомить об этом «кнута» своей партии. Последний, в свою очередь, договаривается с «кнутом» другой партии так, чтобы не нарушалось равновесие между партиями в палате общин и число отсутствующих в правительственной партии соответствовало числу отсутствующих депутатов официальной оппозиции.

Информация о работе Политическая система Великобритании