Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:28, реферат
Эпоха Возрождения представляет собой самостоятельный, качественный этап в развитии западноевропейской цивилизации и культуры сначала в Италии, затем и некоторых других странах XIV-XVI вв. Отличительными чертами культуры Возрождения явились её светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, вера в творческие возможности человека.
Выдающийся вклад в развитие науки о политике был сделан Никколо Макиавелли.
В разработке теории политики Николо Макиавелли, несомненно, стоял на прагматических и утилитарных позициях, следуя принципу «цель оправдывает средства» и четко отграничивая политику и мораль.
Введение….……………………………………………................................3
Николо Макиавелли, историческая справка. ………………..………4
Основные моменты теории Макиавелли. ………………..……………4
Заключение……………………………………………..............................13
Список используемой литературы…………………..............................14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Учреждение
образования «Гомельский
Кафедра политической социологии
РЕФЕРАТ
по учебной дисциплине
«Политология»
на тему
«Политическая теория Макиавелли»
Гомель, 2012
Введение….……………………………………………...
Николо Макиавелли, историческая справка. ………………..………4
Основные моменты теории Макиавелли. ………………..……………4
Заключение……………………………………………...
Список
используемой литературы………………….............
Эпоха Возрождения представляет собой самостоятельный, качественный этап в развитии западноевропейской цивилизации и культуры сначала в Италии, затем и некоторых других странах XIV-XVI вв. Отличительными чертами культуры Возрождения явились её светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, вера в творческие возможности человека.
Выдающийся вклад в развитие науки о политике был сделан Никколо Макиавелли.
В разработке теории политики Николо Макиавелли, несомненно, стоял на прагматических и утилитарных позициях, следуя принципу «цель оправдывает средства» и четко отграничивая политику и мораль. Он решительно отстаивал смелость и решительность, уверенность и гибкость в проведении политики, выступал за соединение в политике «черт льва и лисицы», отмечая, что «необходимо быть лисой, чтобы разглядеть западню, и львом, чтобы сокрушить волков».
К сожалению, эти и аналогичные высказывания были односторонне истолкованы как проявления крайнего аморализма, лицемерия, вероломства, жестокости и даже преступности политики, в связи, с чем понятие «макиавеллизм» нередко используется лишь в негативном плане. Это серьезно искажает действительную позицию Макиавелли, который хотя и был сторонником решительного и смелого достижения поставленных политических целей, подчинения морали высоким политическим целям, но отнюдь не стоял на позиции безоговорочного признания, что любая цель всегда и везде оправдывает любые средства ее достижения.
НИКОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469-1527) - итальянский политический мыслитель, основатель светской политической науки. Широкое распространение получил термин «макиавеллизм», под которым понимается тактика вероломного захвата власти, диктатура личной власти, авантюристическая внешняя политика тайных сговоров, обмана союзников, лицемерие и цинизм; все может быть выражено девизом: «цель оправдывает средства». Политические позиции и воззрения Макиавелли отражали конкретно-историческую обстановку того времени. В условиях раздробленной Италии XVI в. необходимы были, по мнению Макиавелли , и жесткая диктатура власти, и насилие в отстаивании идеалов республики, и использование иных мер, которые в другие времена были бы неоправданны.
На этапе раннебуржуазного развития политика, как и другие сферы общественной жизни, начинает осознаваться как особая и крайне важная сфера человеческой деятельности. Ренессансные концепции общества и государства отрывались от своей теологической основы, бывшей господствующей в средние века. Одним из первых, кто откликнулся на политику как самостоятельную сферу жизни общества, был Макиавелли .
Выразителем новых взглядов на политику в эпоху Возрождения стал выдающийся политический мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527). В своих работах («Государь», «Рассуждения…» и др.) Н. Макиавелли изложил новый подход по центральным вопросам любого политического учения: происхождение и сущность политики, государства и власти.
Мыслитель из Флоренции в своих произведениях фокусирует один из критических моментов гуманистической традиции - момент преодоления синкретизма Возрождения. Так, из человеческих мотивов поведения на первое место выносятся два: страсть к приобретению (собственничество) и честолюбие (чувство собственного достоинства). Эти два интереса, первый из которых является преобладающим, учитываются не только при анализе поведения отдельных личностей, но и поведения широких масс. Деятельность собственника дистанцируется от деятельности власть имущих, но последние продолжают сохранять свою опеку. «Он (государь) должен побуждать граждан спокойно предаваться торговле, земледелию и ремеслам, чтобы одни благоустраивали свои владения, не боясь, что эти владения у них отнимут, другие - открывали свою торговлю, не опасаясь, что их разорят налогами; более того, он должен располагать наградами для тех, кто заботится об украшении города или государства».
Еще более определенно Макиавелли отделял политику от религии и морали. Им, было, положено начало секуляризации политической мысли, ее освобождению от теологии. В своем взгляде на соотношение церкви и государства он резко расходился со средневековыми представлениями и ставил религию на службу государству, а не государство на службу религии.
Макиавелли стал на исторически перспективную точку зрения в важнейшем для Европы XVI-XVIII вв. вопросе - о соотношении религиозной и государственной власти - и обосновал определяющую роль светской власти. Политика имеет свои закономерности, которые должны изучаться и осмысливаться, а не выводиться из теологических постулатов, из Священного Писания. Макиавелли не выявляет природу экономической власти. Но есть анализ человека «политики», включающего в себя то, что позднее было названо Вебером понятием социальной роли и ролевой функции, которые, так или иначе, соотносятся с понятием личности новоевропейского типа и культуры, индивида, принадлежащего самому себе.
В традиционалистском обществе, как отмечают исследователи, нет «ролей», которые не сливались бы с человеком в целом. Макиавелли , сконструировав абсолютно неотрадиционалистского индивида, таким образом, провозгласил смену принципов: принцип традиционализма уступал место принципу личности. Признавалась не только сила «Фортуны» (судьбы), обстоятельств, которые заставляют человека считаться с силой необходимости, но и сила «доблести» («вирту») - человеческой энергии, умения, таланта. «Вирту» - активное и ведущее начало в жизни человека и общества.
Макиавелли вводит один из ключевых терминов политической науки - государство. Государство означает политическое состояние общества. Необходимость тех или иных форм правления Макиавелли выводит из задач, стоящих на политической повестке дня. Для объединения государства лучшей формой правления выступает монархия, но после объединения страны лучшей формой является республика. Деятельность государства - это такая сфера проявления интересов, чувств, настроений людей, групп, правительств, в которой действуют свои правила поведения, морали, отличающиеся от отношений между частными лицами.
Государство создается и сохраняется не только с помощью насилия, но и хитрости, коварства, обмана. «Надо знать, - пишет мыслитель, - что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй - зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека и зверя... Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса - волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков». Макиавелли удалось выявить ряд общих закономерностей политической жизни, поэтому многие положения не утратили своего исторического значения и в наши дни. Его работа «Государь» является настольной книгой политических деятелей разных стран, что говорит о прозорливости автора и глубине его идей.
Главное высказывание Макиавелли звучит так: тот, кто хочет иметь успех в политике, добиться власти , удержать её и расширить, тот не может всегда поступать нравственно. И наоборот: тот, кто хочет всегда поступать нравственно, тот раньше или позже потерпит крах на политическом поприще. В конце концов в политике подсчитывают не благородные убеждения, а действия и результат. Политическая теория Макиавелли признаёт неразрешимый конфликт между политикой и моралью не более как в экстремальных ситуациях. Макиавелли, пожалуй, - первый среди политических мыслителей, который понял нравственную дилемму политики не как исключительный, а как нормальный случай.
Политика – это политика власти и как таковая сталкивается «с демонией власти». Отдельные личности, целые княжества или республики «редко шли или вовсе не шли» по пути политического восхождения без насилия и обмана. Зло в политике является историческим фактом, и оно неизбежно. В целом политик не имеет выбора между абсолютным Добром и абсолютным Злом. Он должен решиться на лучшее среди возможного, а это чаще всего предполагает малое зло. Принцип выбора малого зла был известен уже древнегреческому философу Аристотелю и Марку Туллию Цицерону, величайший римскому оратору, но муки этого выбора под моральным давлением преследуют Макиавелли на каждом шагу:
«Итак, во всех наших решениях мы должны сообразовываться с тем, которое сопряжено с меньшим злом; и принятое с учётом этого решения мы должны почитать за лучшее, так как на свете нет ни одной вещи, у которой не имелось бы тени».
«…Он всегда расценивает вещи так, как их нужно расценивать, и прибегает к наименее вредоносным мерам как к оптимальному решению».
« Что касается поступков людей, то, как мы уже раньше показали, кроме прочих сложностей, связанных с осуществлением какого-нибудь дела, оказывается, что добру всегда сопутствует зло, которое так легко возникает при этом добре, что представляется невозможным избежать одного, если стремишься к другому».
«…Ибо это в порядке вещей, что нельзя избежать какой-либо неприятности, не попадая в другую; но мудрость состоит как раз в том, чтобы, разобравшись в неприятностях, выбрать наименьшую и почитать её за благо».
Но этого ещё недостаточно: дело усугубляется тем, что даже при тщательном взвешивании всех обстоятельств остаётся риск:
«Однако пусть не думает ни один государь, что всегда сможет принять только правильное решение; наоборот, ты заранее должен смириться с тем, что всякое решение сомнительно».
«..В каждом деле скрыто какое-нибудь особенное малое зло, из которого проистекают непредвиденные результаты».
Так как в политической действительности Добро и Зло неразрывно связаны друг с другом, так как лучшее из возможного представляет собой малое зло и так как само это малое зло сопряжено с непредвиденным риском, Макиавелли выступает против лицемерных заверений о возможности существования какого-то незапятнанного мира. Он приходит к заключению, что политик неизбежно покрывает себя грязью Зла:
«Так как в мои намерения входит написать что-нибудь полезное для тех, кто в этом разбирается, то мне представляется более уместным добраться до основы истинной сущности вещей вместо того, чтобы строить воздушные замки. Многие выдумывают республики и княжества, которые никто даже и не видел. Ибо существует такая большая дистанция между реальной жизнью и выдуманной, что тот, кто предпочитает не замечать происходящего ради того, что должно происходить, тем самым способствует скорее своему краху, чем выживанию. Ибо человек, который в каждом случае хочет признавать только благо, должен погибнуть среди многих таких, кто вовсе не хорош. Поэтому, если государь желает утвердиться, он должен научиться уметь быть недобрым и пользоваться этой способностью по необходимости».
Суть наиболее интересных политологических идей Макиавелли заключается в следующем: Политика, государство, власть появляются в результате социального расслоения людей на знать и простой народ. Различие в интересах порождает мотив власти. В результате борьбы за власть появляются законы, юстиция, тюрьмы и другие институты, которые обеспечивают закрепление того или иного исхода борьбы за власть. Для обозначения политического состояния, когда в результате борьбы за власть появились организованные политические институты, Макиавелли вводит понятие «stato», что в современном понимании тождественно категории «государство».
Таким образом, политика это есть борьба за власть. Успех в борьбе за власть в обществе на стороне тех, у кого больше наличных средств (денег, связей, людей, административных возможностей и другого). Такое понимание происхождения государства позволило Н. Макиавелли выработать новый подход к политике как к борьбе за власть.
При этом Макиавелли данную проблему разделил на две части: завоевание и организация власти в развращенном государстве и в условиях стабильного спокойного развития. В развращенном государстве управляют люди, которые думают только о собственном благополучии. Чтобы выйти из этой ситуации, необходима сильная власть государя. При этом Макиавелли считает, что рассчитывать на успех может только тот политик, кто серьезно разбирается в военных делах, хорошо знает историю, опирается на знание человеческой психологии. Борясь за власть, необходимо пользоваться символами, проистекающими из мотивов любви, удержать и укрепить власть в развращенном государстве Государь сможет, опираясь не столько на мотивы любви, сколько на страх. Народу необходимо внушать страх и любовь одновременно. Тогда послушные будут больше любить, а непослушные - бояться.