Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:28, реферат
Эпоха Возрождения представляет собой самостоятельный, качественный этап в развитии западноевропейской цивилизации и культуры сначала в Италии, затем и некоторых других странах XIV-XVI вв. Отличительными чертами культуры Возрождения явились её светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, вера в творческие возможности человека.
Выдающийся вклад в развитие науки о политике был сделан Никколо Макиавелли.
В разработке теории политики Николо Макиавелли, несомненно, стоял на прагматических и утилитарных позициях, следуя принципу «цель оправдывает средства» и четко отграничивая политику и мораль.
Введение….……………………………………………................................3
Николо Макиавелли, историческая справка. ………………..………4
Основные моменты теории Макиавелли. ………………..……………4
Заключение……………………………………………..............................13
Список используемой литературы…………………..............................14
При этом Н. Макиавелли особое внимание обращает на то, что вероломство и жестокость должны совершаться так, чтобы они не подрывали авторитета верховной власти и не вызывали ненависть к правителю.
Отделив политику от морали, Н. Макиавелли вводит новые критерии оценки политических деятелей. Он утверждает, что добродетель в политике - это способность и воля все делать для защиты государства. Жестокость и сила применяются только для того, чтобы пресечь беспорядки. В развращенном государстве опора на долготерпение и доброту будет стимулировать только грабежи и убийства. Жестокость оправданна, если она позволила обеспечить стабильность, наращивание мощи государства. Поэтому для оценки деятельности правителя Макиавелли предлагает не абстрактные критерии добро, справедливость и т. д.), а предельно конкретные: укрепил ли данный государственный деятель власть, расширил ли он сферы влияния государства и его безопасность. Для политика главное результат, и он всегда будет оправдан, если результат будет хорошим. После завершения периода «развращенного государства» успешное развитие может идти только при республиканской форме правления. Если абсолютная власть сохраняется, то она развращает не столько правителя, сколько подданных. Н. Макиавелли утверждает, что народ, который долго находился под господством тиранической власти, утрачивает дар свободы, смелость, патриотизм. То есть такой народ теряет способность к свободной и независимой жизни, становится лёгкой добычей первого, кто им попытается овладеть. При республиканской форме правления государство служит общему благу. Общее благо есть совокупность интересов большинства граждан. Частные интересы не должны противоречить интересам большинства. Принятые законы должны пресекать эгоистические устремления граждан, способствовать утверждению гражданского долга и общественной добродетели. Законы должны предотвращать торжество групповых интересов и личные притязания на власть, утверждать равный доступ к государственным должностям. Они также должны препятствовать сосредоточению богатства в руках немногих.
Республика предполагает определенную организацию государственной власти. Государственную власть необходимо разделить на исполнительную (в руках одного), совещательную (в руках лучших людей), контрольную (в руках народа). Народ должен иметь право обвинять государственных деятелей, которые ему кажутся опасными. Таким образом, республика в понимании Н. Макиавелли есть смешанная форма правления: имеется избираемый князь, вельможи, представители простого народа. Народ избирает, но реально не управляет.
Именно с Н. Макиавелли политическая наука начинает решать практические задачи организации власти. Поэтому не без оснований этот великий мыслитель считается основателем современной политической науки.