Политическая теория Макиавелли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:28, реферат

Описание

Эпоха Возрождения представляет собой самостоятельный, качественный этап в развитии западноевропейской цивилизации и культуры сначала в Италии, затем и некоторых других странах XIV-XVI вв. Отличительными чертами культуры Возрождения явились её светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, вера в творческие возможности человека.
Выдающийся вклад в развитие науки о политике был сделан Никколо Макиавелли.
В разработке теории политики Николо Макиавелли, несомненно, стоял на прагматических и утилитарных позициях, следуя принципу «цель оправдывает средства» и четко отграничивая политику и мораль.

Содержание

Введение….……………………………………………................................3
Николо Макиавелли, историческая справка. ………………..………4
Основные моменты теории Макиавелли. ………………..……………4
Заключение……………………………………………..............................13
Список используемой литературы…………………..............................14

Работа состоит из  1 файл

Политическая теория Макиавелли.docx

— 33.91 Кб (Скачать документ)

При этом Н.  Макиавелли  особое внимание обращает на то, что вероломство и жестокость должны совершаться так, чтобы они не подрывали авторитета верховной власти и не вызывали ненависть к правителю.

Отделив политику от морали, Н. Макиавелли  вводит новые критерии оценки политических деятелей. Он утверждает, что добродетель в политике - это способность и воля все делать для защиты государства. Жестокость и сила применяются только для того, чтобы пресечь беспорядки. В развращенном государстве опора на долготерпение и доброту будет стимулировать только грабежи и убийства. Жестокость оправданна, если она позволила обеспечить стабильность, наращивание мощи государства. Поэтому для оценки деятельности правителя  Макиавелли  предлагает не абстрактные критерии добро, справедливость и т. д.), а предельно конкретные: укрепил ли данный государственный деятель власть, расширил ли он сферы влияния государства и его безопасность. Для политика главное результат, и он всегда будет оправдан, если результат будет хорошим. После завершения периода «развращенного государства» успешное развитие может идти только при республиканской форме правления. Если абсолютная власть сохраняется, то она развращает не столько правителя, сколько подданных. Н.  Макиавелли  утверждает, что народ, который долго находился под господством тиранической власти, утрачивает дар свободы, смелость, патриотизм. То есть такой народ теряет способность к свободной и независимой жизни, становится лёгкой добычей первого, кто им попытается овладеть. При республиканской форме правления государство служит общему благу. Общее благо есть совокупность интересов большинства граждан. Частные интересы не должны противоречить интересам большинства. Принятые законы должны пресекать эгоистические устремления граждан, способствовать утверждению гражданского долга и общественной добродетели. Законы должны предотвращать торжество групповых интересов и личные притязания на власть, утверждать равный доступ к государственным должностям. Они также должны препятствовать сосредоточению богатства в руках немногих.

Республика предполагает определенную организацию государственной  власти. Государственную власть необходимо разделить на исполнительную (в руках  одного), совещательную (в руках лучших людей), контрольную (в руках народа). Народ должен иметь право обвинять государственных деятелей, которые  ему кажутся опасными. Таким образом, республика в понимании Н.  Макиавелли  есть смешанная форма правления: имеется избираемый князь, вельможи, представители простого народа. Народ избирает, но реально не управляет.

Именно с Н.  Макиавелли   политическая  наука начинает решать практические задачи организации власти. Поэтому не без оснований этот великий мыслитель считается основателем современной политической науки.

Заключение

  1. Идеи итальянского политического деятеля и историка Н. Макиавелли способствовали развитию многих социально-философских и социологических учений, и прежде всего теории социального управления. Основные принципы его философии управления существенно повлияли на формирование современного менеджмента. Технология социального управления Н. Макиавелли основана на глубоком знании социально-психологических закономерностей поведения людей, но в отличие от концепции социального управления Конфуция и других мыслителей прошлого она отделяет политику от морали (идея разделения духовной и светской власти).
  2. Стремление к власти объективно свойственно людям, но участие в борьбе за власть аморально. Поэтому Н. Макиавелли, описывая как социальный мыслитель эффективную технологию власти, оставляет за каждым читающим право использовать ее в своей практической деятельности и в отношениях с другими людьми.
  3. Концепция циклического развития государственных форм правления представляет собой кругообразную и маятниковую форму: смена сословных форм правления (монархия — аристократия — демократия) происходит по кругообразному типу, а смена внутрисословных форм (превращение монархии в тиранию, аристократии — в олигархию, демократии — в анархию) — по маятниковому типу.
  4. Заслуга Макиавелли в том, что он до предела заострил и бесстрашно выразил объективно существующее соотношение политики и морали.

 

Список используемой литературы:

  1. Риклин, А. Никколо Макиавелли: Искусство властвовать. Перевод с немецкого Гусаровой, Т.П. – Спб.: Алетейя, 2002.-224 с.
  2. История политических и правовых учений : учебник / В.С. Нерсесянц [и др.]; под общ. ред. В.С. Нерсесянца – М.:  Норма, 2009. – 704 с.
  3. Политические мыслители: Учеб. Пособие/ Бобков, В.А. [и др.]; Под редакцией Бобкова, В.А., Корнилович, Э.А. – Мн.: БГЭУ, 1997. – 224 с.
  4. Кравченко. А.И. Политология: учеб.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 448с.

Информация о работе Политическая теория Макиавелли