Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:47, реферат
Николо Макиавелли (1469-1527) - итальянский политический мыслитель, основатель светской политической науки. Широкое распространение получил термин «макиавеллизм», под которым понимается тактика вероломного захвата власти, диктатура личной власти, авантюристическая внешняя политика тайных сговоров, обмана союзников, лицемерие и цинизм; все может быть выражено девизом: «цель оправдывает средства». Политические позиции и воззрения Макиавелли отражали конкретно-историческую обстановку того времени.
Введение……………………………………………...…………………3
Основные моменты теории Макиавелли………………...…………....5
«Государь» Макиавелли………………………………………………..8
Понятие «макиавеллизма»……………………………………………16
Макиавеллизм и современность(проблемы мотивации лидеров)….17
Заключение………..………………………………………………...…22
Список литературы…………...……………………………………….24
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Николо Макиавелли (1469-1527)
- итальянский политический мыслитель,
основатель светской политической науки.
Широкое распространение получил термин
«макиавеллизм», под которым понимается
тактика вероломного захвата власти, диктатура
личной власти, авантюристическая внешняя
политика тайных сговоров, обмана союзников,
лицемерие и цинизм; все может быть выражено
девизом: «цель оправдывает средства».
Политические позиции и воззрения Макиавелли
отражали конкретно-историческую обстановку
того времени. В условиях раздробленной
Италии XVI в. необходимы были, по мнению
Макиавелли, и жесткая диктатура власти,
и насилие в отстаивании идеалов республики,
и использование иных мер, которые в другие
времена были бы неоправданны. На этапе
раннего буржуазного развития политика,
как и другие сферы общественной жизни,
начинает осознаваться как особая и крайне
важная сфера человеческой деятельности.
Ренессансные концепции общества и государства
отрывались от своей теологической основы,
бывшей господствующей в средние века.
Одним из первых, кто откликнулся на политику
как самостоятельную сферу жизни общества,
был Макиавелли. Мыслитель из Флоренции
в своих произведениях фокусирует один
из критических моментов гуманистической
традиции - момент преодоления синкретизма
Возрождения.
ОСНОВНЫЕ
МОМЕНТЫ ТЕОРИИ МАКИАВЕЛЛИ
Выразителем новых взглядов на политику в эпоху Возрождения стал выдающийся политический мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527). В своих работах («Государь», «Рассуждения…» и др.) Н. Макиавелли изложил новый подход по центральным вопросам любого политического учения: происхождение и сущность политики, государства и власти. Суть его наиболее интересных политологических идей заключается в следующем. Политика, государство, власть появляются в результате социального расслоения людей на знать и простой народ. Различие в интересах порождает мотив власти. В результате борьбы за власть появляются законы, юстиция, тюрьмы и другие институты, которые обеспечивают закрепление того или иного исхода борьбы за власть. Для обозначения политического состояния, когда в результате борьбы за власть появились организованные политические институты, Макиавелли вводит понятие «stato», что в современном понимании тождественно категории «государство». Таким образом, политика это есть борьба за власть. Успех в борьбе за власть в обществе на стороне тех, у кого больше наличных средств (денег, связей, людей, административных возможностей и другого). Такое понимание происхождения государства позволило Н. Макиавелли выработать новый подход к политике как к борьбе за власть.
При этом Макиавелли данную проблему разделил на две части: завоевание и организация власти в развращенном государстве и в условиях стабильного спокойного развития. В развращенном государстве управляют люди, которые думают только о собственном благополучии. Чтобы выйти из этой ситуации, необходима сильная власть государя. При этом Макиавелли считает, что рассчитывать на успех может только тот политик, кто серьезно разбирается в военных делах, хорошо знает историю, опирается на знание человеческой психологии. Борясь за власть, необходимо пользоваться символами, проистекающими из мотивов любви, удержать и укрепить власть в развращенном государстве Государь сможет, опираясь не столько на мотивы любви, сколько на страх. Народу необходимо внушать страх и любовь одновременно. Тогда послушные будут больше любить, а непослушные - бояться. При этом Н. Макиавелли особое внимание обращает на то, что вероломство и жестокость должны совершаться так, чтобы они не подрывали авторитета верховной власти и не вызывали ненависть к правителю.
Отделив
политику от морали, Н.Макиавелли вводит
новые критерии оценки политических деятелей.
Он утверждает, что добродетель в политике
- это способность и воля все делать для
защиты государства. Жестокость и сила
применяются только для того, чтобы пресечь
беспорядки. В развращенном государстве
опора на долготерпение и доброту будет
стимулировать только грабежи и убийства.
Жестокость оправданна, если она позволила
обеспечить стабильность, наращивание
мощи государства. Поэтому для оценки
деятельности правителя Макиавелли предлагает
не абстрактные критерии - добро, справедливость
и т. д.), а предельно конкретные: укрепил
ли данный государственный деятель власть,
расширил ли он сферы влияния государства
и его безопасность. Для политика главное
результат, и он всегда будет оправдан,
если результат будет хорошим. После завершения
периода «развращенного государства»
успешное развитие может идти только при
республиканской форме правления. Если
абсолютная власть сохраняется, то она
развращает не столько правителя, сколько
подданных. Н. Макиавелли утверждает, что
народ, который долго находился под господством
тиранической власти, утрачивает дар свободы,
смелость, патриотизм. То есть такой народ
теряет способность к свободной и независимой
жизни, становится лёгкой добычей первого,
кто им попытается овладеть. При республиканской
форме правления государство служит общему
благу. Общее благо есть совокупность
интересов большинства граждан. Частные
интересы не должны противоречить интересам
большинства. Принятые законы должны пресекать
эгоистические устремления граждан, способствовать
утверждению гражданского долга и общественной
добродетели. Законы должны предотвращать
торжество групповых интересов и личные
притязания на власть, утверждать равный
доступ к государственным должностям.
Они также должны препятствовать сосредоточению
богатства в руках немногих. Республика
предполагает определенную организацию
государственной власти. Государственную
власть необходимо разделить на исполнительную
(в руках одного), совещательную (в руках
лучших людей), контрольную (в руках народа).
Народ должен иметь право обвинять государственных
деятелей, которые ему кажутся опасными.
Таким образом, республика в понимании
Н. Макиавелли есть смешанная форма правления:
имеется избираемый князь, вельможи, представители
простого народа. Народ избирает, но реально
не управляет. Именно с Н. Макиавелли политическая
наука начинает решать практические задачи
организации власти. Поэтому не без оснований
этот великий мыслитель считается основателем
современной политической науки.
«ГОСУДАРЬ» МАКИАВЕЛЛИ
Первая задача - понять произведение так, как понимал его сам автор, не выходя за пределы его понимания. Решение этой задачи очень трудно и требует обычно привлечения огромного материала.
Вторая задача - использовать свою временную культурную вненаходимость. Включение в наш (чужой для автора) контекст». М.М. Бахтин. Как уже говорилось выше, основное произведение Макиавелли «Государь» и сегодня является настольной книгой для многих политических деятелей, служит своеобразным сводом правил политического властвования.
Непосредственно Макиавелли занимают свойства чистой индивидности. Именно в них - как в неустранимое условие-упирается решение его прикладной задачи. Индивид как субъект исторического действия и он же как «универсальный человек», который должен ссохнуться до «государя», - это как-никак один и тот же индивид. Обычный политик - конкретный «этот» - ограничен своей отдельностью; он, скажем, по природе склонен действовать или обдуманно, медлительно, осторожно, или напористо и безоглядно. Между тем выясняется, что лучше всего, если правитель был бы человеком, который способен вести себя и так, и этак, и по-всякому, т. е. меняться по обстоятельствам, поступать, как он считает нужным, и в этом смысле преступать границы своей природы, с ее единичностью и готовностью, быть творцом самого себя. Его-то Макиавелли, как известно, и воображает, описывает, ожидает, о нем возвещает в трактате о «Государе». Лишь такой человек может стать великим политиком и спасителем Италии.
«Индивидуализм» Макиавелли не имел внутренних, духовных проблем, все проблемы Государя - во внешнем мире.
Возрождение еще не знало понятия личности, но оно его подготавливало вплотную. Основанием предощущения личности послужили концепции гуманистического диалогизма и «варьета». Свернутые внутрь индивида, они дали в высшей степени парадоксальную концепцию «универсального человека», т. е. своего рода ренессансного человека без свойств, индивида в качестве собственной возможности. Это и было нечто вроде первого фантастического наброска идеи личности.
Так вот: у Макиавелли можно наблюдать первый кризис этой идеи. По Макиавелли, если подойти к природе индивида с запросами энергичного практического целеполагания, потребно ее коренное преобразование. «Фортуне» не в силах противостоять природный индивид, сам являющийся лишь одним из моментов прихотливой натуралистической комбинации случайностей. Только свободная в отношении к себе индивидуальность, не предопределенная готовыми парадигмами поведения, не ограниченная своей частичностью и малостью, только ее доблесть в состоянии бросить вызов судьбе. Нечто крайне важное именно для конституирования новоевропейской индивидуальной личности было преподано, таким образом, в «Государе» с несравненной остротой.
Исследователи Макиавелли, безусловно, давно приняли во внимание, что в центре всех размышлений флорентийца об истории и политике находился «доблестный» индивид, способный добиваться своих целей. Однако изучение касалось исключительно того, каким он виделся Макиавелли: что разуметь под «доблестью», в какой степени «фортуна» ставит пределы возможностям человека, что, собственно, такое эта «фортуна», должны ли мы считать безукоризненно рационального и потому удачливого государя концентрированным образом реальности или, скорее, идеальным проектом и так далее. В этом же теоретическом кругу всегда оставались попытки вскрыть пагубность (или, напротив, историческую вынужденность и оправданность) крайнего «индивидуализма» Макиавелли, не признающего препон для восхваляемой им сильной личности.
Хотя новому государю никак невозможно избежать жестоких мер, «тем не менее он должен вести себя умеренно, благоразумно и милостиво. Или: «Государь должен стараться, чтобы в его поступках обнаруживались величие, сила духа, значительность и твердость». «Государь должен также выказывать себя поклонником дарований, оказывать почет тем, кто отличился в каком-либо искусстве или ремесле. Он должен побуждать граждан спокойно заниматься своими делами, будь то торговля, земледелие, или что-либо иное... Он должен являть собой пример милосердия, щедрости и широты, но при этом твердо блюсти величие своего достоинства, которое должно присутствовать в каждом его действии».
Макиавелли требует от правителя великодушия, в сущности, не менее, чем вероломства. О щедрости он роняет: «...и многие другие достигли высочайших степеней», ибо «были и слыли щедрыми». Он пишет весьма характерно о щедрости, что эту добродетель нужно уметь «употреблять умело и как следует».
«Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это оборачивается против него и если исчезли причины, побудившие дать обещание. Подобное наставление было бы нехорошим, ежели люди были бы хороши; но так как они скверны и не стали бы держать данное тебе слово, то и тебе незачем его держать. А благовидного предлога нарушить обещание - какому правителю и когда недоставало? Можно было бы привести бессчетное множество свежих примеров...» и т. д. Всему этому предшествует общетеоретическое соображение: «Вы должны знать, что бороться можно двумя способами: во-первых, законно, во-вторых, насильственно. Первый способ присущ человеку, второй - животным; но так как первого часто недостаточно, следует прибегать и ко второму. Таким образом, государю необходимо уметь превосходно пускать в ход то, что свойственно и человеку и животному. Именно этому иносказательно учили государей древние авторы, рассказывавшие о том, как Ахилла и многих других государей в древности отдавали на воспитание кентавру Хирону, чтобы он их взрастил и выучил. Что это значит иметь наставником полуживотпое, получеловека, как не то, что государь должен уметь совместить в себе обе эти природы, потому что одна без другой сделала бы его власть недолгой».
Читатели Макиавелли всегда обращали и обращают внимание (что вполне естественно), на оправдание в трактате - вопреки общепринятой морали - насилия и обмана, «животной» природы государя. Тем более что сам автор уделяет этому больше всего доводов и слов. Но очень важно понять, что упоминания и о другой, «человеческой», благой и законной стороне государственной деятельности, никоим образом не имеют характера риторической уловки, пустой отговорки. Теоретически равно необходимы обе «природы»: чтобы государь предстал в образе Кентавра. Ведь без такой двойственности исчезло бы универсальное умение «употреблять» свои добродетели и пороки. После уже приводившейся фразы, что «если... добродетелями обладают и следуют им всегда, то они вредны; но если государь производит впечатление обладающего ими, то они полезны», далее значится: «Иначе говоря, надо казаться сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, набожным , и быть им на самом деле; но сохранять в душе готовность, если понадобится, не быть таковым, чтобы ты мог и сумел изменить это на противоположные качества» .
Ответ состоит не в том, что Макиавелли проповедовал какое-то неслыханное, дьявольское лицемерие, дело в том, что, по мысли Макиавелли, «мудрый государь» вообще вовсе не лицемерен. Идеальный государь, который видится Макиавелли, действительно щедр, прямодушен, сострадателен и т. п.; и он же действительно скуп, хитёр, жесток.
Конечно, Макиавелли многократно напоминает, что правитель, желающий неуклонно следовать добру, неизбежно потерпит поражение, ибо люди по природе злы; если же он прибегнет к насилию и обману, то сумеет победить и упрочить власть во благо тому же народу. Этот мотив в трактате есть. Но отнюдь не выбор в пользу зла составляет глубинную коллизию «Государя». Такого абсолютного выбора Макиавелли вообще не делает. Правда, автор, не дрогнув, высказывается за порочное поведение политика, если оно сулит успех. Набрать у Макиавелли соответствующих, внушающих нам отвращение цитат несложно. Но их нельзя по-настоящему истолковать вне цели и смысла его идейного построения в целом.
В 19-й главе Макиавелли разбирает три примера добродетельных римских императоров и четыре примера императоров порочных. «Марк, Пертинакс и Александр были все людьми скромного образа жизни, любили справедливость, ненавидели жестокость, прилежали милосердию и благости - и все, кроме Марка, кончили, плохо. Только Марк прожил жизнь и умер в величайшем почете». Впрочем, ему не нужно было домогаться власти, он ее унаследовал - и сумел прочно удержать, «внушив почтение своими многочисленными добродетелями» солдатам и народу, так что «не было никого, кто его ненавидел бы или презирал». Но в другом случае: распущенные преторианцы не захотели сносить честную жизнь, к которой их принуждал Пертинакс, и убили его. Доброта Александра была такова, что за 14 лет правления он не казнил ни одного человека, зато сам был убит мятежными войсками. «Нужно заметить: добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно так же, как и дурными».