Политическая теория Макиавелли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:47, реферат

Описание

Николо Макиавелли (1469-1527) - итальянский политический мыслитель, основатель светской политической науки. Широкое распространение получил термин «макиавеллизм», под которым понимается тактика вероломного захвата власти, диктатура личной власти, авантюристическая внешняя политика тайных сговоров, обмана союзников, лицемерие и цинизм; все может быть выражено девизом: «цель оправдывает средства». Политические позиции и воззрения Макиавелли отражали конкретно-историческую обстановку того времени.

Содержание

Введение……………………………………………...…………………3
Основные моменты теории Макиавелли………………...…………....5
«Государь» Макиавелли………………………………………………..8
Понятие «макиавеллизма»……………………………………………16
Макиавеллизм и современность(проблемы мотивации лидеров)….17
Заключение………..………………………………………………...…22
Список литературы…………...……………………………………….24

Работа состоит из  1 файл

поитическая теория Макиавелли.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

   С этой точки зрения особый интерес представляют мотивы революционных лидеров. Эта проблема кажется достаточно сложной. С одной стороны, обстановка революционного подполья, Жесткой дисциплины и конспирации создает предпосылки «вождизма» и революционного макиавеллизма (по принципу «цель оправдывает средства»). С другой стороны, невозможно отрицать, что для многих революционных лидеров исходным мотивом их деятельности были бескорыстные мотивы борьбы за свободу и народное благо, которые в России утвердились в культуре и ценностных ориентациях разночинной интеллигенции. Исследователи, принадлежащие к психоаналитическому направлению, склонны видеть в таких мотивах лишь рационализацию личных неосознанных страстей, но это трудно доказать в каждом конкретном индивидуальном случае. В то же время, очевидно, что наиболее революционные течения - и, прежде всего большевизм - по мере своего становления, развития и особенно приобщения к борьбе за власть и ее осуществлению неизбежно порождали макиавеллический тип лидерства.

Возможно, у многих революционных лидеров потребность  во власти развивается и укрепляется не с раннего детства, а под влиянием тех лидерских ролей, которые они приобретают в революционном движении. Реальная власть, сначала над ближайшими сторонниками, а потом и над более широкой массой, превращается у них в способ самовыявления и самоутверждения, в потребность и устойчивую установку. Такая динамика, в общем, не противоречит современным научным представлениям о мотивации.

  Важно иметь в виду, что политика - далеко не единственная и даже не самая благоприятная сфера для удовлетворения потребности во власти. В демократическом «рыночном» обществе власть промышленного и финансового магната или менеджера крупной компании во многом не уступает, а по показателю устойчивости превосходит власть политического лидера. Люди, посвятившие себя политике, прекрасно знают, что лишь немногие из них достигнут верхних этажей политического здания, где индивид (президент, премьер, министр, партийный лидер, губернатор) является носителем реальной власти; даже члены высших законодательных органов обладают лишь властью коллективной вряд ли способной удовлетворить сильное личное властолюбие. Кстати, эмпирические исследования, проводимые среди западных законодателей, не обнаруживают у них подобной мотивации. Все это подтверждает многообразие и сложность мотивации политиков вообще и политических лидеров в частности. 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Макиавелли  –  один  из  самых  трудных  для  понимания  и  истолкования

мыслителей. Не случайно уже  на  протяжении  четырех  с  половиной  столетий вокруг его основного произведения «Государь»  ведутся полемические  бои,  а его доктрина  и   взгляды   спрессовались   в   резко   негативный   термин «Макиавеллизм»  -  синоним политического коварства,  двуличия,  лицемерия, предательства, жестокости и т.д. Идеологи  относятся   к   личности  и   к   произведениям   Макиавелли противоречиво. С одной стороны – резко негативно, за то, что он  беспощадно и безжалостно раскрывал механизмы политической власти, ее  средства,  задачи и цели, за то, что он доводил логику развития своей эпохи  и  своего  класса до конца. С другой стороны из Макиавелли делают  политического  мыслителя  и политического деятеля, мысли и дела которого якобы пригодны во  все  времена  и во всех обстоятельствах.

    Он первый  в  своем  роде  единственный  мыслитель  Эпохи   Возрождения, который сумел достаточно определенно постичь смысл  основных  тенденций  той эпохи, смысл её политических  требований  и  устремлений,  сформулировать  и изложить их таким образом, что они  становились  не  просто  высказываниями, максимами и афоризмами, а самым активным  способом  воздействовали  на  тех, кто ещё смутно ощущал эти требования, но стремился к  преобразованию,  желая увидеть новую Италию.

    Макиавелли впервые в истории  отделил политику от  морали  и  религии  и

сделал  её автономной, самостоятельной дисциплиной, с присущими  ей  законами и принципами, отличающимися от законов морали и религии. Политика,  согласно Макиавелли, есть символ веры человека,  и  поэтому  занимает  господствующее положение в мировоззрении. Политическая идеология Макиавелли  направлена  на достижение определённой политической цели - формирование коллективной  воли, с помощью которой можно создать могучее, единое государство.

    Для нас Макиавелли и его  творчество  имеют,  прежде  всего,  конкретно-

историческую  и  культурную  ценность.  Будучи  одним  из  самых  крупных  и замечательных  представителей  эпохи   возрождения,   Макиавелли   связывает животворные традиции мысли и культуры с новым временем и современностью.  Из его произведений  перед  нами  предстает  вся  интеллектуальная,  социально-политическая  картина  эпохи  Возрождения,  со  всеми  ее  гуманистическими достижениями  и  конкретно-исторической   ограниченностью,   со   всеми   ее противоречиями,  исканиями  и  борьбой.  На  его  произведениях,   возможно, особенно четко можно проследить, как из истории, из исторического диалога  с мыслителями прошлого и из осмысления прошлых эпох рождается теория,  как  из критически-творческого освоения традиции  рождается  новаторство  и  как  из ретроспективы  рассматриваемой  с  позиций  самых  фундаментальных  и  самых острых проблем современной жизни, вырабатывается  перспектива  исторического развития. 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Баткин Л.М.  Итальянское возрождение в поисках  индивидуальности. М., «Наука», 1989.

2. Дилигенский  Г.Г. Социально-политическая психология. М., «Новая школа», 1996.

3. Макиавелли  Н. Избранные сочинения. М., 1982.

4. Мельник В.А. Политология. Минск, «Высшая школа», 1997.

5. Психология  господства и подчинения. / Сост. А.Г. Чернявская. Минск, Харвест, 1998.

6. Политология.  Краткий энциклопедический словарь-справочник. М., 1997.

7. Словарь по  этике. М., 1983.

8. http://www.policy03.narod.ru/226.rar - Долгов К.Н. «Гуманизм, возрождение и политическая философия Никколо Макиавелли». М., «Наука», 1982 г.

9. Макиавелли  Н. «Государь» М.: «Эксмо», 2003 г.

10. http://www.lib.ru/POLITOLOG/MAKIAWELLI/livij.txt - Никколо Макиавелли «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».

11. Артемов Г.П.  Политическая социология: Учебное  пособие. М., 2002.

12. Белов Г.А.  Политология: Учебное пособие.  М., 1994.

13. Гаджиев К.С.  Политология: Учебник для вузов.  М., 2002.

14. Горелов А.А.  Политология: Учебник. М., 2002.

15. Гражданское  общество. Истоки и современность  / Науч. рук. И.И. Кальной. СПб., 2000.

16. Дегтярев А.А.  Основы политической теории. М., 1998.

Информация о работе Политическая теория Макиавелли