Политическая теория международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:59, контрольная работа

Описание

Многообразие существующих сегодня в международно-политической науке теорий и взглядов, в конечном счете, может быть сведено к трем известным парадигмам: реалисткой (включающей в себя классический реализм и неореализм), либеральной (традиционный идеализм и неолиберализм) и немарксистской, каждая из которых исходит из своего понимания природы и характера международных отношений. Эти парадигмы, естественно, не исчерпывают содержания теории международных отношений.

Содержание

Введение.
Сущность и структура международных отношений.
Мировая политика и мировой порядок.
Национальный интерес и национальная безопасность.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

политология.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

     Не очень новый мировой порядок  - это порядок в интересах высших классов и крупных западных компаний. Страны Третьего мира занимают особое место в этом миропорядке: они обеспечивают Запад сырьевыми ресурсами, дешевой рабочей силой, рынками для сбыта товаров, возможностями для капиталовложений и для вывоза экологически грязных производств. Уже полвека США действует в качестве мирового шерифа, защищая интересы богатых. Главный враг - национальные режимы, которые стараются улучшить положение масс в своих странах, что мешает американскому контролю над сырьем и политике капиталовложений. Восточная Европа была самым первым Третьим Миром для Западной Европы и поставляла сырье на запад еще в 14 веке. Поэтому этот район так и остался слаборазвитым, как и все районы Третьего мира. Из-за своих размеров экономическое подчинение России Западу началось позднее, но в 19 веке этот процесс уже шел вовсю. Большевистский переворот в октябре 1917 года вырвал СССР из этой ловушки, на что Запад ответил немедленной военной интервенцией. После того, как Россия победила Гитлера и вырвала части Восточной и Центральной Европы из-под контроля Запада, она стала врагом. "Мирное сосуществование" было лишь химерой, призраком - Запад не собирался мириться с таким "отступлением от правила", как он не мог примириться с Гватемалой, Чили, Гренадой, Никарагуа. 

3. Национальный интерес  и национальная  безопасность.

   Российский  ученый М.В. Ильин отмечает, что "национальный интерес есть интерес нации как  двуединство суверенного территориального государства и гражданского общества. Государственный интерес и интересы гражданского общества содержательно связаны с понятием национального интереса и в значительной мере определяют его смысловую структуру"

   Выдвигались тезисы о том, что национальный интерес  может включать обеспечение всеобщей безопасности, разоружения, мирных и равноправных условий сотрудничества государств и отнюдь не сводится только к усилению прерогатив и рычагов давления на другие государства. Так исподволь признавалась возможность «мирной конкуренции», а по ряду направлений — и партнерства, сотрудничества, если это создавало условия для наиболее результативного гарантирования национальных интересов.

    Зачастую государственные интересы противопоставляют национальным и общественным. Но  если  мы  говорим  о  национальном  государстве  или  о  нации государства, имея в виду неэтнический (в западном понимании) компонент данного понятия, то мы вправе говорить о национальных интересах и интересах государственных если не как о синонимах, то, во всяком случае, как о близко связанных и взаимодополняемых понятиях. Как отмечал М.В.Ильин, «национальный интерес есть интерес нации как двуединства суверенного территориального государства и гражданского общества. Государственный же интерес не только содержательно  связан  с понятием «национальный интерес»,  но  в  значительной мере определяет  его  смысловую  структуру». Поэтому  мы  вправе  использовать также и понятие «национально-государственные интересы».

  Национально-государственные  интересы формируются в соответствии с  гео-политическими параметрами и ресурсными возможностями государства в точках пересечения  множества  переплетающихся,  взаимосвязанных,  взаимодополняющих,  конфликтующих,  разнонаправленных  структур,  интересов,  предпочтений, симпатий, антипатий и т. д. На их формирование значительное влияние оказывает уровень  экономического развития страны, ее вес и место в миром сообществе, национально-культурные традиции и т. п.

  Столкновение  реальных интересов порождает реальные конфликты, но реальные конфликты на международной арене могут быть вызваны и на основе так называемых ложно понятых и превратно сформулированных национальных интересов или соображений национальной безопасности.

  Таким  образом,  главной детерминирующей  силой внешнеполитической дея-

тельности  является  национальный,  или  национально-государственный  интерес.

  Успех внешней  политики  государства  зависит не  только  от  того,  насколько четко и недвусмысленно сформулированы национальные интересы, но и от ясного понимания путей и средств реализации этих интересов. Среди приоритетных целей государства на международной арене на первом месте стоит обеспечение безопасности страны, или национальной безопасности, во всех ее формах и проявлениях.

  «Национальная безопасность — это совокупность связей и отношений, характеризующих такое состояние личности, социальной группы, общества, государства, народа, при котором обеспечивается их устойчивое, стабильное существование, удовлетворение и реализация жизненных потребностей, способность к эффективному парированию внутренних и внешних угроз, саморазвитию и прогрессу».

   Конфликты возникали вокруг проблемы территориального раздела или передела мира, контроля над отдельными регионами. В современных  условиях национальная безопасность зависит  не только от мощи и боеспособности вооруженных сил, но и от целого ряда других факторов - экономического могущества, конкурентоспособности индустрии, качества системы образования, благосостояния граждан, состояния их умонастроений и т.д.

   Среди источников реальной угрозы для безопасности большинства, если не всех государств можно назвать: терроризм, распространение оружия массового уничтожения, межэтнические и межконфессиональные конфликты, деградацию окружающей среды, замедление или остановку экономического роста. Четыре десятилетия назад разного рода эпидемии и контрабанда наркотиков рассматривались, независимо от наносимого ими вреда, как неполитические и поэтому не подлежащие силовым методам решения. В наши дни они приобрели политическое и внешнеполитическое измерения.

  После развала Советского Союза и уничтожения единой системы национальной безопасности с соответствующими государственными институтами силовые ведомства потеряли реальные рычаги по обеспечению национальной безопасности в связи с изменением политического устройства России. И долгое время национальной безопасности не уделялось должного внимания. С 1990 года изучением проблем национальной безопасности стали заниматься многие российские ученые и исследователи. Предпринимались попытки изучить зарубежный (американский) опыт и на государственном уровне, выработать соответствующую времени концепцию национальной безопасности и внешней политики. Но многое копировалось без должной мотивации, исходящей изнутри общества. 

  Сейчас  правительство В.В. Путина предпринимает  некоторые последовательные шаги по обеспечению национальной безопасности, пытаясь опираться на интересы  российского  общества.  Мы  можем  лишь  надеяться,  что  разработанные пути решения данной проблемы не останутся только на бумаге. 

                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

  

     Оценивая теоретическое значение  и практическую роль исследования, следует иметь в виду, что международные  отношения представляют собой  чрезвычайно сложную систему.  Здесь допустима некоторая аналогия  с теорией хаоса, которая явилась результатом постепенного понимания всей сложности объяснения и прогнозирования поведения сложных систем. Подобные традиции не всегда учитывают, что после определенного рубежа системы приобретают характер, качественно отличающийся от суммы составляющих их частей.

    В данной контрольной мы рассмотрели  понятие и структуру международных  отношений. Также мировая политика  и мировой порядок, который  был всегда в дискуссиях о  будущем устройстве мира в  разные исторические периоды:  после первой мировой войны, второй мировой войны и особенно в период перестройки и крушение социалистического блока.

      Концепции национального интереса  и национальной безопасности. Национальный  интерес оказывается выше любых  норм, правил, принципов международных  отношений, а сила превращалась в основной показатель успеха внешнеполитической деятельности и средство его достижения. Проблема национальной безопасности в международно-политической литературе вызывает не меньше споров и дискуссий, чем вопросы, связанные с национальным интересом 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Политическая теория международных отношений