Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:59, контрольная работа
Многообразие существующих сегодня в международно-политической науке теорий и взглядов, в конечном счете, может быть сведено к трем известным парадигмам: реалисткой (включающей в себя классический реализм и неореализм), либеральной (традиционный идеализм и неолиберализм) и немарксистской, каждая из которых исходит из своего понимания природы и характера международных отношений. Эти парадигмы, естественно, не исчерпывают содержания теории международных отношений.
Введение.
Сущность и структура международных отношений.
Мировая политика и мировой порядок.
Национальный интерес и национальная безопасность.
Заключение.
Список литературы.
Не очень новый мировой
3. Национальный интерес и национальная безопасность.
Российский
ученый М.В. Ильин отмечает, что "национальный
интерес есть интерес нации как
двуединство суверенного
Выдвигались тезисы о том, что национальный интерес может включать обеспечение всеобщей безопасности, разоружения, мирных и равноправных условий сотрудничества государств и отнюдь не сводится только к усилению прерогатив и рычагов давления на другие государства. Так исподволь признавалась возможность «мирной конкуренции», а по ряду направлений — и партнерства, сотрудничества, если это создавало условия для наиболее результативного гарантирования национальных интересов.
Зачастую государственные интересы противопоставляют национальным и общественным. Но если мы говорим о национальном государстве или о нации государства, имея в виду неэтнический (в западном понимании) компонент данного понятия, то мы вправе говорить о национальных интересах и интересах государственных если не как о синонимах, то, во всяком случае, как о близко связанных и взаимодополняемых понятиях. Как отмечал М.В.Ильин, «национальный интерес есть интерес нации как двуединства суверенного территориального государства и гражданского общества. Государственный же интерес не только содержательно связан с понятием «национальный интерес», но в значительной мере определяет его смысловую структуру». Поэтому мы вправе использовать также и понятие «национально-государственные интересы».
Национально-государственные интересы формируются в соответствии с гео-политическими параметрами и ресурсными возможностями государства в точках пересечения множества переплетающихся, взаимосвязанных, взаимодополняющих, конфликтующих, разнонаправленных структур, интересов, предпочтений, симпатий, антипатий и т. д. На их формирование значительное влияние оказывает уровень экономического развития страны, ее вес и место в миром сообществе, национально-культурные традиции и т. п.
Столкновение реальных интересов порождает реальные конфликты, но реальные конфликты на международной арене могут быть вызваны и на основе так называемых ложно понятых и превратно сформулированных национальных интересов или соображений национальной безопасности.
Таким образом, главной детерминирующей силой внешнеполитической дея-
тельности является национальный, или национально-государственный интерес.
Успех
внешней политики государства
зависит не только от того,
насколько четко и
«Национальная безопасность — это совокупность связей и отношений, характеризующих такое состояние личности, социальной группы, общества, государства, народа, при котором обеспечивается их устойчивое, стабильное существование, удовлетворение и реализация жизненных потребностей, способность к эффективному парированию внутренних и внешних угроз, саморазвитию и прогрессу».
Конфликты возникали вокруг проблемы территориального раздела или передела мира, контроля над отдельными регионами. В современных условиях национальная безопасность зависит не только от мощи и боеспособности вооруженных сил, но и от целого ряда других факторов - экономического могущества, конкурентоспособности индустрии, качества системы образования, благосостояния граждан, состояния их умонастроений и т.д.
Среди источников реальной угрозы для безопасности большинства, если не всех государств можно назвать: терроризм, распространение оружия массового уничтожения, межэтнические и межконфессиональные конфликты, деградацию окружающей среды, замедление или остановку экономического роста. Четыре десятилетия назад разного рода эпидемии и контрабанда наркотиков рассматривались, независимо от наносимого ими вреда, как неполитические и поэтому не подлежащие силовым методам решения. В наши дни они приобрели политическое и внешнеполитическое измерения.
После развала Советского Союза и уничтожения единой системы национальной безопасности с соответствующими государственными институтами силовые ведомства потеряли реальные рычаги по обеспечению национальной безопасности в связи с изменением политического устройства России. И долгое время национальной безопасности не уделялось должного внимания. С 1990 года изучением проблем национальной безопасности стали заниматься многие российские ученые и исследователи. Предпринимались попытки изучить зарубежный (американский) опыт и на государственном уровне, выработать соответствующую времени концепцию национальной безопасности и внешней политики. Но многое копировалось без должной мотивации, исходящей изнутри общества.
Сейчас
правительство В.В. Путина предпринимает
некоторые последовательные шаги по
обеспечению национальной безопасности,
пытаясь опираться на интересы российского
общества. Мы можем лишь надеяться,
что разработанные пути решения данной
проблемы не останутся только на бумаге.
Заключение.
Оценивая теоретическое
В данной контрольной мы
Концепции национального
Информация о работе Политическая теория международных отношений