Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:41, контрольная работа
Власть - одно из фундаментальных начал человеческого общества. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве. В общепринятом понимании власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект и добивается него выполнения своих волевых установок.
Введение
Власть - одно из фундаментальных начал человеческого общества. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве. В общепринятом понимании власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект и добивается него выполнения своих волевых установок.
Общество как сложная
система с самоуправлением
Власть в социальных структурах создается через передачу части собственной воли каждого из массы в центр, где собирается определенная, недоступная каждому, информация, которая позволяет осуществить властные полномочия.
1. Сущность политической власти
Политическая власть - это
способность и возможность
Политика - причина и средство власти; власть - причина, условие и средство политики.
Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.
Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего, это желание властвовать, воля к власти. Помимо желания руководить субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Конечно, в реальной жизни власть имущие в разной степени наделены этими качествами.
Субъект определяет содержание
властного отношения через
Власть возможна только при условии подчинения объекта субъекту. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной коли есть выбор, хотя и крайний - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге "лучше умереть, сражаясь, чем жить на коленях".
Впрочем, масштабы отношения
объекта к субъекту властвования
простираются от ожесточенного сопротивления,
борьбы на уничтожение добровольно,
с радостью воспринимаемого повиновения.
В принципе подчинение так же соответственно
присуще человеческому
Сила власти, основанная на
страхе, вызываемом угрозой наказания,
как правило, имеет тенденцию
к ослаблению вследствие естественного
стремления людей избавиться от этого
неприятного эмоционального состояния.
Сравнительно безболезненно воспринимается
людьми власть, базирующаяся на привычке,
обычае повиноваться. Привычка - надежный
фактор стабильности власти до тех
пор, пока не приходит в противоречие
с требованиями реальной жизни. Наиболее
стабильной является власть, построенная
на интересе. Личная заинтересованность
побуждает подчиненных к
Вывод: Одной из наиболее благоприятных для власти мотивации подчинения является авторитет. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые обеспечивают их повиновение без угрозы санкций или убеждения. В зависимости от тех качеств, которые лежат в его основе, авторитет бывает научным (качество учености), деловым (компетентность, опыт), моральным (высокие нравственные качества), религиозным (святость), статусным (уважение к должности) и т. д. Без авторитета власть не может быть прочной и эффективной.
2. Типы и принципы политической власти
Одним из проявлений политической власти является теневая власть, которая отличается отсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию и осуществлению его воли. Открытость власти приобретает сегодня большое значение. Одним из критериев открытости и "прозрачности" власти и ее решений является легитимность.
Следует обратить внимание на то, что термин "легитимность" был введен в научный обиход М. Вебером. Он выделил три основных типа легитимного господства.
Типы легитимного господства по М. Веберу
Признак
Легальное господство
Традиционное господство
Харизматическое господство
Правила (нормы), положенные в основу
Рационально разработанные правила
Патриархальные или сословные нормы
Обаяние, привлекательность
Глава системы (тип "господина")
Избранное должностное лицо или коллегиальный орган
Монарх или религиозный советник
Пророк, военачальник, демагог, лидер
Источник авторитета главы системы
Делегирование на основе принципа большинства
Традиция или передача по наследству
Эмоциональное доверие "свиты" к харизматическому лидеру
Форма легитимности системы
Целерациональная вера в корректность предписанной системы норм
Вера в установленный порядок вещей
Аффективная (эмоциональная) вера в особые качества харизматического лидера и в выдвигаемые им ценности
Доминирующий тип социального поведения
Инструментальное или целерациональное социальное поведение
Традиционное социальное поведение
Эмоциональное социальное поведение
М. Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики власти. Это своеобразный символ веры, представление, которое присутствует в сознании граждан и означает убежденность людей в том, что власть имеет право принимать решения, обязательные для выполнения.
Легальное господство. Легальное
(рационально-бюрократическое) господство
основывается на признании добровольно
установленных юридических
Легальное господство возникает в условиях формирования рыночной экономики и воплощается в правовом государстве. Основными чертами этого типа господства являются: установление норм права и подчинение им каждого человека; применение норм права в управлении; господство в обществе права, а не чиновников. Воплощать право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники - бюрократия. Бюрократия, по Веберу, технически является самым чистым типом легального господства. Именно Вебер сформулировал основные требования к чиновникам, актуальные и по сей день:
1) лично свободны и подчиняются
только деловому служебному
2) имеют устойчивую служебную иерархию;
3) имеют твердо определенную компетенцию;
4) работают в силу контракта (на основе свободного выбора);
5) работают в соответствии со специальной квалификацией;
6) вознаграждаются постоянными денежными окладами;
7) рассматривают свою службу как единственную или главную профессию;
8) предвидят свою карьеру;
9) работают в полном "отрыве" от средств управления и без присвоения служебных мест;
10) подчиняются строгой, единой служебной дисциплине и контролю.
В условиях легального господства
всегда существует опасность превращения
бюрократии из служанки общества в
замкнутую касту, стоящую над
ним. Способы ограничения
Традиционное господство.
Этот тип господства обусловлен традициями,
нравами, привычкой к определенному
поведению и основан на вере не
только в законность, но даже в священность
издревле существующих порядков и властей.
Освященные обычаем нормы (авторитет
"вечно вчерашнего") выступают
как основа отношений господства
и подчинения. Традиционные нормы
рассматриваются как нерушимые,
и неподчинение им ведет к применению
установленных обществом
Харизматическое господство.
Харизма (греч. charisma - божественный дар)
- экстраординарная способность, свойство,
качество индивида, выделяющее его
среди остальных, и что самое
главное, не столько приобретенное
им, сколько дарованное ему природой,
Богом, судьбой. Харизматический авторитет
не связан нормами или правилами.
Это объясняется особым характером
веры в качества харизматической
власти. Решающее значение для возникновения
харизматического отношения имеет
даже не обладание харизмой, а признание
ее со стороны последователей. Условный
характер харизматических отношений,
как правило, не осознается их участниками:
лидер верит в свое призвание,
а последователи верят в
Харизматическое господство
возникает главным образом в
условиях социально-политического
кризиса. Он способствует появлению
вождей, идущих навстречу духовным
потребностям масс, которые приписывают
вождям необыкновенные свойства. Вождь-харизматик
всегда стремится подорвать основы
существующего социального
Описанные типы легитимности в реальной политической практике переплетаются и взаимно дополняют, усиливают друг друга.
Эти идеальные типы легитимности М. Вебер классифицировал с точки зрения мотива подчинения. На практике в чистом виде вышеперечисленные типы не существуют. Они перемешаны, взаимно дополняют друг друга, поэтому правомернее говорить о смешанном типе легитимности. Так, в Великобритании доминирует рационально-легальная легитимность, поскольку власть формируется на выборах, а мотивом подчинения власти выступают интерес и вера в справедливость демократических процедур, норм, законов. Но рационально-легальная легитимность в этой стране дополняется элементами традиционного господства (сохранение института монархии).
Существуют и другие типы
легитимности, например, идеологическая
легитимность. Ее значение заметно
возросло в связи с активным включением
в политику широких слоев общества
вследствие расширения их избирательных
прав, образования партий, а также
с развитием средств массовой
коммуникации (телевидения, радио, газет,
журналов и т.д.). Идеологическая легитимность
состоит в обосновании
В дореволюционной России легитимность власти была традиционной:
- власть монарха опиралась
на Божественное право и
- источником власти служила
привычка населения
- абсолютизм в России
опирался не только на
- власть, государство в
российской культуре, в сознании
граждан всегда
После Октябрьской революции
(1917) была предпринята попытка создать
новый, советский, тип легитимности,
отличный от традиционного и рационально-
идеология марксизма-ленинизма
обосновывала соответствие советской
власти чаяниям и интересам
фактически этот тип легитимности
сравнительно быстро исчерпал себя, поскольку
со временем интересы и потребности
населения все меньше интересовали
власть, и ее легитимность постепенно
переходила на уровень интересов
правящей партийной элиты. В результате
образовался разрыв между властью
и обществом, который в течение
длительного периода