Политическая власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 13:12, контрольная работа

Описание

Главным вопросом политики является вопрос о власти. Поскольку власть - это стержень всякой политики, необходимо понять, что она собой представляет.
В научной литературе существует множество определений понятия "власть", поскольку есть разные подходы к выявлению ее сущности. Так, например, бихевиористский подход (одно из направлений психологии) рассматривает власть как тип поведения, основывающийся на возможностях изменения поведения других людей.

Содержание

Введение 3
1. Сущность политической власти 5
2. Специфика политической власти 10
3. Принципы политической власти 13
4. Структура политической власти: субъект, объект, источники и
ресурсы власти 16
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Работа состоит из  1 файл

политология готово.doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский  государственный аэрокосмический  университет

имени академика  М.Ф. Решетнева» 

Кафедра философии и социальных наук 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине: «Политология»

  на тему «Политическая власть» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         Выполнила: студентка гр. ФКЗУ 81/4

                                         Багарадникова О.А. 

                                         Проверил: Дуреев С.П. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Красноярск 2010

     СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение          3

     1. Сущность политической власти      5

  1. Специфика политической власти      10
  2. Принципы политической власти      13
  3. Структура политической власти: субъект, объект, источники и

    ресурсы власти                                          16

     Заключение          20

     Список использованной литературы     21

 

      ВВЕДЕНИЕ 

            Главным вопросом политики является вопрос о власти. Поскольку  власть - это стержень всякой политики, необходимо понять, что она собой  представляет.

      В научной литературе существует множество  определений понятия "власть", поскольку есть разные подходы к выявлению ее сущности. Так, например, бихевиористский подход (одно из направлений психологии) рассматривает власть как тип поведения, основывающийся на возможностях изменения поведения других людей. Телеологический подход анализирует власть как способ достижения определенных целей, получения намеченных результатов. С этой позиции власть - это способность человека или группы людей навязывать свои цели другим. (Так, в частности, рассуждает о власти известный американский экономист Джон Гэлбрейт в своей книге: "Экономические теории и цели общества".) Инструменталистский подход трактует власть как возможность использования определенных средств, например, насилия, для достижения какого-либо определенного результата. К. Маркс и Ф. Энгельс в своем "Манифесте коммунистической партии" говорят именно в этом ключе о власти как организованном насилии одного класса над другим. М. Вебер, подчеркивая, значение уже не класса, а того или иного человека властвовать над другими, также утверждает, что власть - это возможность лидера осуществлять свою власть вопреки сопротивлению тех, кого это затрагивает, или при их согласии.

            Наиболее распространенным подходом при анализе власти выступает  структурно-функциональный подход. Сторонники этого подхода определяют власть как особый род управленческого отношения между людьми, где имеет место господство и подчинение, то есть навязывание человеком или группой людей своей воли другим. Так, по мнению Э. Фромма, власть - это не качество, которое человек "имеет", как имеет какую-либо собственность или физическое свойство. Власть является результатом межличностных отношений, при которых один человек смотрит на другого, как на высшего по отношению к себе.     Многообразие подходов в определении власти не является свидетельством размежевания и возникновения "непроходимых границ" между различными исследовательскими направлениями. Напротив, каждый из этих подходов выражает как бы крайний случай одной общей теории, то есть ситуацию, когда все они истинны, но и ограниченны. Именно поэтому все эти подходы в определении власти должны рассматриваться не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие друг друга.

            Рассуждая о власти как форме отношений между  людьми, С.Л. Франк отмечает, что ее основной чертой является сверхиндивидуальный характер. Власть, пишет он, это совокупность сверхиндивидуальных правил и велений, не приуроченных ни к кому в отдельности, живущих как самостоятельные, объективные сущности . Нетрудно заметить здесь стремление С.Л. Франка раскрыть психологическую природу власти. Ведь власть, с его точки зрения, - это как бы психическое давление той неопределенной массы сознаний, которая стоит за участниками отношения господства и подчинения. Получается, что власть - это коллективная воля, выраженная в определенных фиксированных нормах и правилах. Действуя от имени общества, государства, данные нормы и правила принимают характер объективно существующих велений. Естественно, эти веления живут в таком виде в сознании людей, составляя определенный образ их настроений и мыслей. Власть - это отношение самих людей, поскольку именно люди создают нормы и правила, регулирующие их отношения господства и подчинения. Именно люди проявляют волю, а, следовательно, способны принять или не принять эти нормы и правила, реализовать их в жизни или отказаться от них.

 

1. Сущность политической власти  

            Политическая власть - это специальный социальный институт, упорядывающий социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер.  Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия. Воля к власти у одних дополняется потребностью  других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей. Основными компонентами власти является: ее субъект, объективные средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы, и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта.             

            Структурные основания  политической власти -  законы, суд, государственный  аппарат,  отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Руководствуясь антропологическим принципом, выделяют такие типы оснований политическая власть как страх, интерес, убеждение.

            Особенности различных элементов власти - субъекта, объекта, ресурсов - могут использоваться в качестве оснований ее типологий. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационнцю, принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком, собственном значении этого слова.            

            В зависимости от субъектов  власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выделяются мегауровень - междуные организации: ООН, НАТО и т.п.; макроуровень - центральные органы государства; мезоуровень - подчиненные центру организации (областные, районные и т.п.) и микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах. Возможна классификация власти по функциям ее органов:  например, законодательная, исполнительная и судебная власти государства; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти - демократическая, авторитарная и т.п. власти.

            Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:

1. легальностью  в использовании силы в пределах  государства (легитимность);

2. верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпорация, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;

3. публичностью, то есть всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть в отличие от приватной, личной власти, которая существует в небольших группах, от имени всего общества обращается с помощью права ко всем гражданам;

4. моноцентричностью,  наличием единого центра принятия  решений. В отличие от политической власти экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, много независимых собственником, социальных фондов и т.п.;

5. многообразием  ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.            

            Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарный государствах. Демократический же строй предполагает разделение как самих этих властей, так и каждой из них: в экономике - наличие множества конкурирующих центров влияния , в политике - разделение власти между государством, партиями и группами интересов, а также самой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, в духовной сфере - доступность образования, культурно-информационный плюрализм.

            В политологической теории не сложилось единого определения  власти. Наиболее часто приводятся следующие определения:

*силовое, трактующее власть как господство и принуждение к повиновению;

*волевое, понимающее власть как способность проводить свою волю даже вопреки сопротивлению (М. Вебер);

*власть как влияние. Суть влияния заключается в способности воздействовать на поведение других. Такое взаимодействие описывается формулой: "власть А над Б есть способность добиваться того, чтобы Б никогда не сделал бы без воздействия А" (Р. Даль);

*телеологическое, в соответствии с которым власть - это достижение определенных целей;

*инструменталистское, трактующее власть как способность к мобилизации ресурсов для достижения определенных целей;

*конфликтное, сводящее власть к позиции господства, связанной со способностью отдельных групп и индивидов контролировать механизм распределения дефицитных общественных ценностей;

*структуралистское, представляющее власть как особый род отношений между управляющим и управляемым.

            Приведенные определения  не являются взаимоисключающими. Акцентируя внимание на различных аспектах власти, они взаимно дополняют друг друга. Признавая факт, что на сегодняшний день в науке не сложилась общая теория власти, отечественные политологи систематизировали многочисленные теории власти. Было выделено несколько концептуальных подходов в рассмотрении сущности власти.

     1. Реляционистские теории (от англ. relation - отношение) понимают власть  как взаимодействия индивидов,  в которых один индивид изменяет  поведение другого.

Этот  подход представлен несколькими  вариантами:

*теория сопротивления рассматривает власть как отношение, в котором субъект подавляет сопротивление объекта. Соответственно разрабатывается классификация разнообразных степеней и форм сопротивления, а также оснований власти. Вводится понятие "сила власти", которая понимается как максимальная потенциальная способность агента повлиять на другого;

*теория обмена трактует власть как ситуацию обмена ресурсами. Ресурсы распределяются неравномерно: одни индивиды их лишены и нуждаются в них. В этом случае излишки ресурсов, которыми обладают другие, могут трансформироваться во власть. Излишки уступают тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение. Это подчеркивает асимметричный характер отношений власти: тот, кто обладает излишками ресурсов, занимает более высокое социальное положение;

*теория раздела сфер влияния (Д. Ронг) ставит под сомнение вопрос относительно асимметричности отношения власти. Власть - это взаимодействие, где участники периодически меняются ролями. Например, профсоюз контролирует найм рабочей силы, наниматель же диктует время и место работы. Таким образом, в ряде ситуаций подчиненные имеют власть над руководителями.

2. Системные  теории власти рассматривают  власть как безличностное свойство  любой социальной системы. 

            В рамках этой концепции  выделяют несколько направлений:

*власть как атрибут макросоциальной системы. Так, для Т. Парсонса власть - это обобщенный посредник в политической системе. Он сравнивал ее с деньгами, которые выступают обобщенным посредником экономического процесса. Власть понимается как реальная способность системы аккумулировать свои интересы, достигать поставленных целей;

*мезоподход (М. Крозье) рассматривает власть на уровне подсистем (семья, организация). Указывается непосредственная связь власти с организационной структурой;

*микроподход трактует власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной среды. Власть определяется как способность индивида влиять на других. Сама способность влиять вытекает из статуса и выполняемых субъектом ролей;

*коммуникативный подход (Х. Аренд, К. Дойч, Ю. Хабермас) понимает власть как средство многостороннего институционального общения. Подлинное проявление власти заключается в способности прийти к определенному соглашению и обеспечить интеграцию общества;

Информация о работе Политическая власть