Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:51, контрольная работа
Центральным пунктом теории политики является понятие власти. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Власть присутствует во всех видах человеческих отношений и незаменима в развитии общества. Политическая власть - важнейший регулятор человеческих отношений, поэтому проблемы ее происхождения и развития являются основными в политической науке.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Происхождение, сущность и функции политической власти 4
2 Субъекты и ресурсы власти 7
3 Эффективность власти и ее легитимность 10
4 Политическая власть в РБ 13
Литература 17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
“
Политология ”
ТЕМА:
Политическая
власть
ВЫПОЛНИЛ(А):
Руководитель:
СОДЕРЖАНИЕ
Центральным пунктом теории политики является понятие власти. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Власть присутствует во всех видах человеческих отношений и незаменима в развитии общества. Политическая власть - важнейший регулятор человеческих отношений, поэтому проблемы ее происхождения и развития являются основными в политической науке.
Власть политическая - способность одного субъекта навязывать свою волю группам, массам, организациям, индивидам, используя при этом институты государства и его ресурсы. Политическая власть осуществляется через деятельность законодательных, исполнительных и судебных органов государства. Способность одного субъект-а решающим образом влиять на другого может быть основана на различных ресурсах: страхе, интересе, убеждении, традиции, законе, обычае и т.д.
Еще в XVIII веке французский мыслитель Г. де Мабли (1709 - 1785) так определил социальное назначение власти: Цель, которую ставят себе люди, объединенные законами, сводится к образованию общественной власти для предотвращения и пресечения насилия и несправедливости отдельных лиц". Власть в те времена рассматривалась как ограничитель произвола монархов, дворян, класса собственников. Однако с точки зрения его социальной сущности, особой роли в обществе власть выступает в качестве универсального механизма интеграции, согласования, упорядочения взаимодействий людей, реализующих собственные интересы.
Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность.
Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.
Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва - ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты еще в ранний период политической Индии, Китая и Греции.
В политической литературе существуют многочисленные определения власти.
Например, Т. Гоббс считал, что сласть – это средство достичь блага в будущем, и сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к сласти, прекращающееся лишь смертью. М. Вебер определял власть как возможность осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. Р. Даль полагал, что власть дает возможность одному человеку заставить другого делать то, что он по своей воле не сделал бы. В то же время Х. Арендт считала, что власть вовсе не принадлежит отдельному человеку, а только группе людей, действующих совместно. С. Лукс, отвергая это суждение, утверждает, что в основе всех определений власти лежит примитивное представление: некий А тем или иным образом воздействует на Б. П. Моррис уточняет, что власть – не просто способ воздействия на кого-то или что-то, а действие как процесс, направленный на изменение кого-то или чего-то. О том же говорит и А. Гидденс: обладание властью означает способность менять порядок вещей.
Власть включает в себя понятие о способности и возможности, господстве и подчинении. Без подчинения нет власти, без власти нет подчинения. Проявлением власти является действиекоторое побуждает людей делать что-то, чего они не сделали бы по своейволе. Это власть над кем-то. Однако есть и власть для чего-то, например,ради достижения определенной цели. Поэтому, как замечает А. Гидденс, властьпо своей природе не является угнетением, она просто есть способностьвыбирать образ действий или возможность добиваться результатов. Власть неявляется препятствием на пути к свободе, а как раз служит для неепосредником, промежуточным звеном.
Власть часто определяется как волевое отношение. Властвовать – значитналагать свою волю на волю других. Власть – это реальнаяспособность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волюпо отношению к другим социальным силам или личности.
Выделяются универсальные свойства власти: ее всеобщность, то естьфункционирование во всех сферах общественной жизни и политическихпроцессах; ее способность проникать во все виды деятельности, объединяя илиразъединяя людей, общественные группы. Пространство власти может бытьсовсем малым, скажем, личность самого человека, семья, и предельно большим
– государственная власть, власть религий, идеологий, международныхструктур. Поэтому можно выделить различные виды власти: экономическая иполитическая; светская и церковная; законодательная, исполнительная исудебная; центральная, региональная, местная; государственная, партийная,семейная, власть аппарата, лидеров, родителей и т.д.
Уже в первобытном обществе есть общественная власть, координирующая всестороны жизни коллектива и регулируемая обычаями. Позже, в условияхразделения труда и собственности, общественная власть претерпеваетзначительные изменения, становясь политической властью. Постепенно онаоформляется в законах, преобразуясь в новую власть — государственную.
Политическая власть всегда носит общественный характер, проявляетсячерез функционирование специальных структур, предполагает использованиепринуждения, традиций, морального влияния, системы идеологических иправовых норм. Важно учитывать соотношение политической и государственнойвласти. Политическая власть выступает как фактическое соотношение классовыхи иных социальных сил. Государственная власть - это непосредственныйпродукт политической власти, она носит политический характер, ибогосударство в своей деятельности затрагивает интересы практически всехслоев населения. Однако ни политическая власть не сводится кгосударственной, ибо включает также власть и влияние партий, лидеров,общественных организаций и т.д., ни государственная — к политической.
Государство выполняет и неполитические задачи, которые, однако, могутприобрести политический характер в силу тех или иных причин (школьноеобразование, язык обучения, экология и т.д.).
Полит власть имеет ряд особенностей. Ее отличительными признаками являются:
- верховенство, обязательность ее решений для всего общества, и всех других видов власти;
-
всеобщность, то есть
-
легальность в использовании
силы и других средств
- моноцентричность, то есть существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;
- широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.
В
структурном отношении
Субъект воплощает активное, направляющее начало власти: посредством определенного акта - приказа, распоряжения оказывает воздействие на объект властных отношений, предписывая ему необходимое поведение.
Объект власти в свою очередь должен подчиняться, поскольку без этого условия просто не возникнет властного отношения. Власть - это всегда двустороннее взаимодействие субъекта и объекта, предусматривающее социальные нормы, закрепляющие право одних отдавать приказы тем, кто обязан им подчиниться и позволяющие применять определенные санкции (наказание или поощрение) в зависимости от поведения объекта (неповиновение или подчинение).
Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличие или отсутствие у него авторитета.
Власть основана на использовании различных методов и средств, получивших название ресурсов власти. Для общества характерно неравномерное распределение ресурсов власти. Субъекты, обладающие ими, могут трансформировать их во власть, предоставляя те или иные ресурсы в обмен на подчинение. Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Широко распространена их классификация в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности общества:
1) Экономические ресурсы - материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п.
2) Социальные ресурсы - способность изменения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Включают такие показатели, как должность, престиж, образование, социальное обеспечение и т.п.
3)
Культурно-информационные
4) Принудительные (силовые) ресурсы - оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, техникой, тюрьмами и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным ресурсом власти, поскольку его использование может лишить человека жизни, имущества и свободы - высших ценностей.
Интересна
классификация ресурсов у Тоффлера.
Он выделяет три основных ресурса власти:
силу, богатство и знание. По его мнению
в современном обществе решающим ресурсом
являются знания, а сила и богатство отходят
на второй план и утрачивают свое влияние.
Специфическим ресурсом является сам
человек - демографические ресурсы. Люди
- универсальный, многофункциональный
ресурс, который производит другие ресурсы.
Человек - создатель материальных благ
(экономические ресурсы), солдат и член
партии (политико-силовые ресурсы), обладатель
и распространитель знаний и информации
(культурно-информационные ресурсы) и
т.д. Личность выступает ресурсом власти
лишь в одном из своих многочисленных
измерений - будучи использована как средство
реализации чужой воли. В целом же человек
- не только ресурс власти, но и ее субъект
и объект.
Использование
ресурсов власти приводит в движение
всю ее структуру, делает реальностью
ее процесс, который происходит по следующим
этапам (формам); господство, руководство,
организация и контроль. Как уже
отмечалось, ресурсы общества ограничены
и распределены неравномерно - это приводит
к постоянной борьбе индивидов и групп
за их перераспределение, а также к взаимному
соперничеству и противоборству в этой
сфере власти управляющих и влияния управляемых.
Управляющие обладают организованным
контролем над общегосударственными ресурсами
и административным аппаратом, а управляемые
располагают лишь своими частными ресурсами
потенциалом мобилизации граждан со стороны
партий и движений, которые постоянно
ведут борьбу за выгодное им перераспределение
общественных ресурсов и усиление над
ними социального контроля.