Политическая власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:51, контрольная работа

Описание

Центральным пунктом теории политики является понятие власти. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Власть присутствует во всех видах человеческих отношений и незаменима в развитии общества. Политическая власть - важнейший регулятор человеческих отношений, поэтому проблемы ее происхождения и развития являются основными в политической науке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Происхождение, сущность и функции политической власти 4
2 Субъекты и ресурсы власти 7
3 Эффективность власти и ее легитимность 10
4 Политическая власть в РБ 13
Литература 17

Работа состоит из  1 файл

политическая власть.doc

— 188.50 Кб (Скачать документ)

 

3 Эффективность власти и ее легитимность

 

       Парадокс  политической власти, способной оборачиваться  для человека

       одновременно  и целесообразной силой, и злой волей, во все временя занимал тумы философов и писателей.

       Политическая  власть - это реальная способность  одних социальных групп проводить  свою волю в политике и правовых нормах.

       Функционирование  политической власти осуществляется на основе принципов эффективности и легитимности.

       Эффективность власти - это гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений в максимально короткие сроки с меньшими издержками.

       Критериями эффективности являются:

    • Достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов
    • Рациональность вертикального и горизонтального строения власти
    • Действенный контроль за выполнением властных распоряжений
    • Организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных приказов (каждый должен стоять на своем месте).
    • Наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае неповиновения его приказам.
    • Эффективная система самоконтроля власти (главное место занимает авторитет).

    Эффективность власти во многом зависит от ее легитимности.

       Легитимность  означает признание обществом законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.

       М.Вебер  в легитимности власти видел гарантию стабильности общества. Общественный порядок может сохраняться не только благодаря законодательным нормам. Право обеспечивает в основном внешнюю гарантию стабильности. Внутренней гарантией устойчивости социальной системы становится признание власти подчиненными.

       Немецкий  политолог М. Хеттих пишет о том, что легитимация - это правомерное признание политического господства со стороны общества. Правомерность здесь касается убежденности, а не нормативности. Речь идет об определенном политическом консенсусе в обществе, когда массы проявляют приверженность политической власти, политической системе с достигнутыми здесь основными политическими ценностями.

       Как отмечают американские политологи Г. Алмонд и С. Верба, состояние политических чувств является, по-видимому, наиболее важной проверкой легитимности. Политический режим устойчив, если принимается  гражданами в качестве правильной формы правления.

       Истон главное условие легитимности видел в определенных социально-психологических отношениях, которые обеспечивают согласие с требованиями власти. Данный подход позволил выделить диффузную и специфическую легитимность. Первая представляет собой общую, фундаментальную поддержку идеям политической власти, независимо от результатов ее деятельности, вторая ситуативна, т.е. связана с определенной ситуацией и ориентирована на результат, она, как правило, кратковременна

       Легитимность  может проявляться, например, как  в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и в борьбе за господство определенных политических сил.

       Легитимация - процедура общественного признания  какого-либо действия, события, факта, лица, призванная обеспечить политическое участие без принуждения.

       Свойства  поддержания легитимности власти:

  • Изменение законодательства в соответствии с новыми требованиями
  • Стремление использовать традиции при проведении политики и законодательстве
  • Поддержание в обществе законности и правопорядка.
  • Показателями легитимности являются:
  • Уровень принуждения

 

4 Политическая власть в РБ

 
 

       Власть  является  одной  из   важнейших   политологических   категорий, неразрывно связанной с политикой.  Именно  властью  определяются  территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.

       Право человека и гражданина на участие  в управлении делами государства  стало требованием времени. Оно  нашло свое отражение в таких  международных документах как Всеобщая декларация прав человека (ст. 21) и Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 25), в которых указывается, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и необоснованных ограничений имеет право и возможность:

  • принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и посредством свободно избранных представителей;
  • голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
  • допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

       В Республике Беларусь данное право закреплено в статье 37 Конституции страны, где  устанавливается, что граждане республики имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.

       Непосредственное  участие белорусских граждан  в управлении делами общества и государства  обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами.

       Конституцию образно называют зеркалом общества, его социально-политическим обликом. Конституция Республики Беларусь, гармонично сочетая права и обязанности граждан, по сути, является фундаментом государственности, ее главной несущей конструкцией.

       Помимо  признания человека высшей ценностью  общества и государства, в Конституции  Республики Беларусь закреплены такие  принципы как верховенство права, политический плюрализм, многообразие форм собственности, разделение и взаимодействие властей. Это позволяет говорить о Республике Беларусь как о демократическом социальном правовом государстве (ст. 1 Основного Закона). Его демократизм находит выражение прежде всего в обеспечении:

  • народовластия;
  • разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  • многообразия политических институтов;
  • экономической деятельности в интересах человека и общества; направления и координации государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

       Народовластие в Беларуси существует в двух формах: непосредственной и представительной.

       Схема. Механизм осуществления народовластия в Республике Беларусь

       1. Фундаментом политического и государственного устройства Республики Беларусь выступает народовластие. Народовластие в своем высшем проявлении – это власть не от имени народа, а власть самого народа. Важнейшие вопросы не только политической, но и экономической жизни страны решаются всенародно – путем выборов, референдумов и всебелорусских собраний, а также с участием народно избранных представителей.

       Статья 3 Конституции, которая провозглашает  народ единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь, существенно расширила поле влияния граждан и их представителей в органах власти на процесс принятия важных государственных решений. Активность населенияБеларуси (92,9% граждан-избирателей страны приняли участие в прошедших в марте 2006 г. выборах Президента Республики Беларусь), проведение президентских выборов в один тур, одобрение большинством голосов (83%) кандидатуры Президента – А.Г. Лукашенко – свидетельствуют о доверии населения действующим институтам власти и стремлении народа к участию в общественно-политической жизни государства.

       Так, по итогам социологического исследования, проведенного во II квартале 2007 г., большинство  граждан нашей страны – 70,1% - оценили  как «эффективную» и «удовлетворительную» деятельность Администрации Президента Республики Беларусь, 69,3% –Правительства страны, 67,3% –руководства своих предприятий и организаций.

       Принцип разделения властей является одной  из гарантий реализации всех прав и  свобод человека. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь власти в пределах своих полномочий независима и самостоятельна, что является необходимым условием построения правового демократического государства.

       Будучи  разделенными, власти должны дополнять  друг друга, образуя единый «политический  механизм». Решению этой проблемы служит система сдержек и противовесов, т.е. каждая ветвь власти, самостоятельно решая государственные задачи, своими правовыми средствами уравновешивает другие, предотвращая возможность узурпации полномочий верховной власти каким-либо одним органом

       Основными общественными объединениями - столпами, на которые опирается наше общество, были и остаются профсоюзные, молодежные, ветеранские и женские объединения. Своей работой они охватывают практически все возрастные и социальные слои населения страны.

 

Литература

 
  1. Кабаченко Е.А. Психология управления. – М., 2000.
  2. Всеобщая декларация прав человека
  3. Конституция Республики Беларусь
  4. Международный пакт о гражданских и политических правах

Информация о работе Политическая власть