Политические идеи античности и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:28, реферат

Описание

Политология, как и всякая наука имеет свою историю возникновения, становления и развития. Элементы политического научного знания долгое время складывались и развивались в рамках общих философских, а затем и социологических теорий.

Содержание

1)Вступление

2 )Глава 1
Политические идеи Античности
Политические идеи Средневековья
Политически идеи эпохи Возрождения

3)Глава 2

1.1 Политические идеи Нового Времени

1.2 Политические идеи Современности

4) Вывод

5) Заключение

6) Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат Политология.docx

— 48.39 Кб (Скачать документ)

               Тверской Государственный Технический  Университет

 

 

 

 

 

 

 

 Реферат по политологии  на тему :

                                             «Политические идеи античности  и современность»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       Принял: Токмин Сергей Юрьевич

                               Выполнила студентка 3 курса группа  ПОВТ 0906

Васильева Люба

 

 

 

 

            Тверь 2012

Содержание:

1)Вступление

2 )Глава 1

    1. Политические идеи Античности
    2. Политические идеи Средневековья
    3. Политически идеи эпохи Возрождения

3)Глава 2

1.1 Политические идеи Нового  Времени

1.2 Политические идеи Современности

4) Вывод

5) Заключение

6) Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Вступление                                                                                                                                   

 

Политология, как и всякая наука имеет свою историю возникновения, становления и развития. Элементы политического научного знания долгое время складывались  и развивались в рамках общих философских, а затем и социологических теорий. 

История политической мысли  уходит в глубокую древность, поскольку  политические идеи рождаются вместе с появлением государства. Первоначально  они носили отрывочный характер, но уже с II и I тысячелетий до нашей  эры дошли до нас крупные памятники  законотворчества и философско-правовые учения. Древний Египет и Междуречье, Индия и Китай оставили нам  великие памятники человеческой мысли, такие как Законы Ману, законы Хаммурапи, Авеста, а также целые  философские системы (конфуцианство, зороастризм). Однако современная политическая наука развивается на основе эволюции западной политической мысли, начало которой  было положено в эпоху античности.

Следует иметь в виду, что идеи и взгляды мыслителей, выраженные в теоретической форме ,являются частью политического сознания данной эпохи. Их особенности связаны со всей системой социокультурных и экономических факторов, в которых жил и творил тот или иной мыслитель. Но вместе с тем многие из этих идей имею непреходящее значение. Они в своей совокупности образуют тот фундамент, на который опираются мыслители последующих эпох , когда строят здание новой политической теории. Обращение к традиции для обоснования правомерности и истинности своего учения являются одним из важных факторов при построении тех или иных политических теорий. Именно по этому изучение истории политической мысли облегчает понимание современных политических проблем.

В истории политических учений принято выделять следующие этапы: политические идеи античности и Средневековья, политическая мысль эпохи Возрождения  и Нового времени, современная политическая наука.                    При рассмотрении данной темы попытаемся обозначить общие контуры истории  общественной мысли, выделить наиболее важные идеи выдающихся мыслителей той или иной эпохи и подчеркнуть особенности того или иного этапа ее развития.

 

Глава 1

1.1   Политические идеи Античности

Культура Древнего Востока  оказала влияние и на Древнюю  Грецию, где в VIII – VI вв. до н.э. возникают  города – государства (полисы). Древнегреческое  общество было богато мыслителями в  различных областях знания. Философы, поэты, математики оставили после себя значительное наследие в науке, искусстве, литературе. Особенно бурно развивалась  в Древней Греции философская  и политическая мысль, в рамках которой  исследовались проблемы государства, власти, демократии.

На развитие политической мысли Древней Греции огромное воздействие  оказало то, что в полисах, как  правило, противостояли друг другу  две наиболее значительные группировки  свободного населения: демос и аристократия. Демос выступал за сокрушение всевластия и произвола аристократии, избавление от господства старой знати. Аристократия же отстаивала архаические порядки  и стремилась удержать некогда захваченное  ею привилегированное положение. Эту  борьбу двух лагерей отражали в своем  содержании и политические взгляды  мыслителей Древней Греции.     На стороне аристократической знати выступал великий философ – материалист Гераклит (ок.530 – 470 до н.э.). Но в его взглядах мы видим защиту государственных, писаных законов, то есть он высказывает и демократические взгляды.

Этапной вехой в истории  политической мысли Древней Греции явились воззрения одного из гениальных умов античности Демокрита (ок.460 – 370 до н.э.). В отличие от Гераклита, Демокрит был представителем рабовладельческой демократии. Он верил в движение человечества по восходящий линии, полагал, что «золотой век» человечества не позади, как пытались внушить представители старой родовой аристократии, а впереди, в будущем. Государство он рассматривал как итог длительной борьбы людей, которые объединились в государство, чтобы жить сообща, бороться с нуждой и бесправием, имевшими место в доцивилизованном мире. Государство есть воплощение общих интересов его граждан (естественно, свободных граждан, ибо Демокрит не признавал деление людей на рабовладельцев и рабов как нормальное).

 На рубеже V – IV вв. до н.э. демократия в Афинах приходит в упадок, а сами демократические Афины терпят поражение в Пелопонесской войне и капитулируют перед аристократической Спартой. В это время с критикой демократии и откровенной апологией антидемократических, реакционных форм государственного правления выступает зачинатель философского идеализма Платон. Изучение политического устройства греческих полисов и иностранных государств сформировало у Платона собственные политические взгляды, нашедшие отражение в его диалогах «Государство», «Политика», «Законы». В них Платон значительное внимание уделяет толкованию понятий «власть» и «политика», которые определяет как искусство управления полисом ради общего блага, впервые проводит и анализирует классификацию типов государственного устройства. По мнению Платона, правитель должен править не в своих собственных интересах, а на благо подданных. По его мнению, существующие в греческом мире типы государственного устройства ( тимократия, олигархия, демократия, тирания) несовершенны и нуждаются в замене. Особенно критично отзывается Платон о демократии, которая, по его мнению, неизбежно ведет к тирании.          Платон выступает с предложением о создании собственной модели «идеального» государства, состоящего из свободных граждан. По мысли Платона, идеальное государство имеет иерархическую структуру. На вершине социальной пирамиды, во главе государства должны стоять мудрецы (философы). В их руках находятся все бразды правления, они руководят государством по своему усмотрению. Ступенькой ниже располагаются воины – сословие мужественных и волевых людей, призванных оберегать государство от внутренних и внешних врагов. В основании социальной пирамиды находятся ремесленники и земледельцы, которым свыше предсказано обеспечивать всем необходимым граждан первых двух высших разрядов.  
В «идеальном» государстве не должно быть частной собственности, которая, по мнению Платона, портит душу человека, порождает стяжательство, конфликты между людьми, войны между государствами. Поэтому в «идеальном» государстве собственность может быть только общественной. Должны быть в государстве и рабы (из иноземцев). Таким образом, политической формой идеального государства Платон считает аристократическую республику, в которой верхушка господствующего класса диктаторскими методами правит населением. 
Неудача Платона в построении «идеального» государства приводит к трансформации его взглядов. В более поздний период своей жизни Платон отходит от прежней концепции. В диалоге «Законы» он отходит от идеи «правления мудрых» и утверждает идею «правления законов». Выдающимся мыслителем периода упадка греческого полиса был Аристотель (384 – 322 до н.э.) – крупнейший философ и ученый – энциклопедист. Как и Демокрит, Аристотель утверждал, что государство возникло не как преднамеренное соглашение между людьми, а образовалось исторически, естественным путем в качестве наиболее совершенной формы общения людей. Аристотель выступает за строгое соблюдение законов, перед которыми должны быть равны все свободные граждане в государстве. Соблюдение законов является залогом справедливости. Само же государство (полис), согласно Аристотелю, создается не ради того, чтобы жить, а для того, чтобы жить счастливо. Продолжая традицию, заложенную Платоном, Аристотель осуществляет детальную классификацию государственных устройств. На основе двух критериев: качественного, представляющего собой правление на общее благо или в интересах самих властвующих, и количественного, предполагающего правление одного, правление нескольких или правление большинства. Он выделяет правильные (монархия, аристократия, полития) и неправильные (тирания, олигархия, демократия) формы государственного правления. Рассматривая вопрос о том, какой вид государственного устройства наилучший, Аристотель показывает, что государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй (политию).  
Аристотель впервые обстоятельно раскрывает содержание понятия «гражданин». Человека Аристотель рассматривает как существо политическое, а понятие «гражданин» определяется им через участие в суде и органах власти. Несмотря на то, что Аристотель жил почти две с половиной тысячи лет назад, многие его идеи и сегодня звучат достаточно актуально и современно.

Выдающимся политическим мыслителем эпохи заката эллинистической эпохи был Полибий (200 – ок.120 до н.э.) – известный историк, писатель и политик. Широкую известность ему принесла «Всеобщая история» в 40 книгах. Полностью из этих книг до нас дошли лишь первые 5, остальные были либо утеряны, либо сохранились частично. Значительный интерес для политической науки представляют отрывки дошедшей до нас 6-й книги. В ней автор, рассматривая проблему совершенного государственного устройства, преимущества и недостатки известных простых форм (монархия, аристократия, демократия), объясняет успехи политики Рима особенностями римского республиканского строя. Полибий доказывает, что «совершеннейшей государственной формой надлежит признать такую, в которой соединяются особенности всех форм». В Римской республике, как указывает Полибий, были все три власти, причем все было распределено между отдельными властями и при помощи их устроено столь равномерно и правильно, что никто не мог понять, каким было это управление в совокупности: аристократическим, демократическим, или монархическим. Идеи Полибия о совершенстве смешанной формы правления в дальнейшем развивал древнеримский мыслитель Цицерон. Они повлияли и на теорию разделения властей, получившую развитие в Новое время.

Древнегреческие мыслители  серьезно продвинули вперед учение о  государстве и политике. Их взгляды  вошли в золотой фонд политической науки человечества. Учения о государстве в Древнем Риме. Много общего с политическими идеями Древней Греции имели политические учения, развивавшиеся в Древнем Риме. Там значительное развитие получают право и законотворчество, складывается теория государства. 
Представителем и выразителем интересов рабовладельческой аристократии в вопросах о государстве был Марк Туллий Цицерон (106 – 43 до н.э.). Он выступал как сторонник строгого «общественного порядка». Цицерон много внимания уделял классификации государственных форм, различая демократическую, аристократическую и монархическую ферму государства. При этом он считал, что «демократия – самая порочная из всех форм государственного устройства». Наилучшей формой государства Цицерон считал «смешенную» форму. Передовые политические взгляды развивал выдающийся философ и идеолог рабовладельческой демократии Тит Лукреций Кар (99 – 55 до н.э.). Будучи последователем взглядов древнегреческого мыслителя Демокрита, Лукреций доказывал неизбежность возникновения государства в ходе исторического процесса, говорил о преходящем характере рабства.

    1. Политические идеи средневековья

Европейская политическая мысль эпохи средневековья (с VI в. по XV в), существовавшая в контексте  религиозного (христианского) мировоззрения, была прочно вплетена в ткань теологической  традиции, которая в свою очередь  не ограничивалась только рамками официальной  церковной доктрины. Церковь играет в этот период ту же роль, которую  в античности выполняло государство, т.е. составляло высшую общественную связь, выступая стержнем средневековой культуры и мировоззрения. Государство же рассматривалось не как самостоятельный  союз, а в его отношении к  другому союзу, к церкви. Поэтому  центральной проблемой для средневековой  политической теории выступает вопрос: какая власть (организация) должна иметь приоритет - духовная или светская, соответственно церковь или государство; как и насколько должны быть разделены их компетенции. Идеологи церкви, обосновывая ее политические притязания, утверждали, что свою власть светские правители получили "через посредство церкви", авторитет которой происходит "непосредственно от Бога". Отсюда безусловная обязанность христианских государей подчиняться владычеству церкви в лице ее главы - папы римского как земного наместника Христа. Основы христианской политической теории были заложены еще в период утверждения христианства в качестве официальной религии видным идеологом и деятелем христианской церкви Аврелием Августином (354-430), изложившим свою политическую философию в работах "О граде Божием", "О свободной воле" и других сочинениях.Августин развивал христианскую, линейно-эсхатологическую по своей направленности, концепцию истории человечества, в рамках которой все социальные, государственные и правовые учреждения и установления - следствие греховной природы человека. Господство "человека над человеком", проявляющееся в отношениях управления, господства и рабства - это "естественный порядок человеческой жизни", возникший вследствие грехопадения. В результате грехопадения человеческая природа становится несовершенной и нуждается в контроле: власть необходима, чтобы обеспечить, насколько это возможно в этом мире, преобладание справедливости и порядок, способствуя тем самым достижению благой жизни в будущем. Основываясь на этих утверждениях, Августин берет под свою защиту земные социально-политические порядки с той оговоркой, чтобы они не чинили препятствий христианской религии и церкви. В противном случае, политическая власть становится простым насилием, а само государство, будучи лишенным идеи правды и справедливости, уподобляется им шайке разбойников. Тем самым, спасая и поддерживая идею государства в новом христианском мире, Августин в то же время заложил основы учения о правомерности борьбы с государством неправедным. В разработанной им концепции "двух градов" - "града земного" и "града божьего" - институты светской власти принадлежат первому, а церковные институты ко второму "граду" соответственно. Предложив всестороннюю аргументацию для обоснования превосходства божьего града над градом земным, автор сочинения "О граде божием" заложил тем самым основы теоретической традиции, в рамках которой мыслителями средневековья и Нового времени обосновывалось превосходство духовной власти над светской. Официальная же христианская церковь использовала впоследствии эти аргументы Августина Блаженного для защиты собственных властных притязаний и утверждения себя в качестве главного арбитра земных интересов.

Средневековый ученый-богослов, ученик Альберта Великого, Фома Аквинский (1225-1274), канонизированный церковью в 1323 г., разработал в своих  сочинениях, прежде всего в сочинении "О правлении властителей", собственный вариант политической философии, в рамках которой предпринял попытку обновить церковную ортодоксию, переосмыслив место и задачи церкви и государства в мире. С этой целью в своих произведениях  Аквинат попытался осуществить синтез аристотелевского учения о государстве с христианскими, церковными канонами. Проблема происхождения и сущности государства решается мыслителем вполне в духе аристотелевской традиции: государство - порождение не греха, а скорее результат общественной природы человека, наделенного свыше свободной рациональной волей. Цель государства - "общее благо", служба обществу, состоящая в обеспечении условий для достойной, разумной жизни человека в этом мире и приближении его спасения. Тем самым государство лишается в трактовке Аквината чисто негативных характеристик и приобретает форму органа положительного благосостояния. Функции государства не могут ограничиваться исключительно охраной формального порядка: государство призвано брать на себя заботу о социально-экономической сфере общественной жизни, т.е. контролировать торговлю, проводить разумную налоговую и финансовую политику, препятствовать получению чрезмерных доходов, в целом способствуя увеличению общего уровня благосостояния своего народа. Можно даже утверждать, что в политической теории Фомы были предложены первые элементы концепции "государства всеобщего благоденствия". Фома Аквинский развил в своей политической философии оригинальную теорию закона. Определяя его как установление разума для общего блага, обнародованное тем, кто ответственен за благосостояние общества, т.е. правителем (или правителями), мыслитель тем самым предоставлял этому последнему широкий простор для реализации светских принципов. Аквинат выстраивает целую систему закона, в которой различные его виды связаны нитями субординации, а пирамиду их венчает вечный закон, заключенный в Боге и тождественный ему, от которого производны другие законы - естественный, человеческий (положительный), божественный (откровенный). Воспроизводя почти дословно аристотелевскую модель классификации форм правления, в качестве наилучшей и совершенной формы Фома Аквинский предлагает монархию, аргументируя свой выбор и фактами исторического опыта, и аналогиями с устройством всего мироздания и человеческого организма в частности, и наибольшей степенью воплощения в ней единства цели и воли по сравнению с другими формами, что способствует сохранению единства общества. Эти аргументы будут впоследствии использованы в Новое время теоретиками монархии. В то же время главным итогом политического учения Аквината для своей эпохи явился вывод о необходимости подчинения светской власти владычеству церкви, основывающийся на теории конечной цели: власть светская должна быть дополнена надстраиваемой над ней властью духовной, ибо именно последней принадлежит забота о конечной цели - цели спасения.

1.3 Политические идеи эпохи Возрождения

Возрождение и Реформация стали самыми знаменательными событиями позднего западноевропейского Средневековья, выступив одновременно в качестве своеобразного моста, по которому совершался переход от эпохи средневековья к периоду Нового времени. XVI в., завершая собой средневековое развитие, с другой стороны, открывал перспективу Нового времени, утверждая принципиально новые стандарты человеческого бытия в индивидуальном и общественном плане. В области политической мысли гуманистический идеал самодовлеющей личности выражался в решительном разрыве со средневековой традицией, в поиске новых принципов обоснования государственной власти и деятельности правителей. Одним из самых ярких политических мыслителей эпохи Возрождения был итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527). Прошедший жесткую школу практической политики и дипломатии в своей родной Флоренции, он стал автором целого ряда трудов по проблемам власти и политики - "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" (1513-1516), "Государь" (1520-1525), "История Флоренции" (1525) и др., которые и по сей день вызывают множество споров и интерпретаций. Как известно термин "макиавеллизм" приобрел нарицательный смысл и используется обычно для характеристики политики, основанной на культе грубой силы и пренебрежении нормами морали. Будучи объявленным сторонником чистой политики, Макиавелли рассматривается в литературе как мыслитель, отделивший политику от морали и религии, как защитник принципа "цель оправдывает средства", что является справедливым лишь отчасти.  В его произведениях отражен характер политических процессов, протекавших в Италии в тот период: раздробленная, раздираемая борьбой бесчисленных политических группировок, Италия превратилась в арену противостояния между Францией и Испанией за европейскую гегемонию. В отличие от Аристотеля, описывавшего политическую жизнь с точки зрения цели, каковой является благо, итальянский мыслитель обращается к истокам, началам политики, часто насильственным и несправедливым. Логическую и психологическую предпосылку его теории власти составляет пессимизм по отношению к людям: люди в целом неблагодарны, лживы, лицемерны, малодушны, алчны и дурны. Поэтому тот, кто хочет добиться успеха в политике, не может руководствоваться в своих поступках только законами нравственности; часто он просто вынужден поступать дурно. Государь должен обладать силой духа и творить добро, насколько это возможно, и зло - насколько это необходимо. В основе политического поведения лежит выгода и сила: необходимо уподобиться лисице, чтобы обходить капканы, и льву - чтобы отпугивать волков. Смелость, гибкость и самоуверенность - вот составляющие политического успеха. Политические идеи Н. Макиавелли, будучи по своему духовному содержанию весьма противоречивыми и дискуссионными, тем не менее, положили начало европейской политической традиции Нового времени, во многом определив ее дальнейшую проблематику.

Информация о работе Политические идеи античности и современность