Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:28, реферат
Политология, как и всякая наука имеет свою историю возникновения, становления и развития. Элементы политического научного знания долгое время складывались и развивались в рамках общих философских, а затем и социологических теорий.
1)Вступление
2 )Глава 1
Политические идеи Античности
Политические идеи Средневековья
Политически идеи эпохи Возрождения
3)Глава 2
1.1 Политические идеи Нового Времени
1.2 Политические идеи Современности
4) Вывод
5) Заключение
6) Список литературы
Тверской Государственный
Реферат по политологии на тему :
Выполнила студентка 3 курса группа ПОВТ 0906
Васильева Люба
Тверь 2012
Содержание:
1)Вступление
2 )Глава 1
3)Глава 2
1.1 Политические идеи Нового Времени
1.2 Политические идеи
4) Вывод
5) Заключение
6) Список литературы
Политология, как и всякая наука имеет свою историю возникновения, становления и развития. Элементы политического научного знания долгое время складывались и развивались в рамках общих философских, а затем и социологических теорий.
История политической мысли уходит в глубокую древность, поскольку политические идеи рождаются вместе с появлением государства. Первоначально они носили отрывочный характер, но уже с II и I тысячелетий до нашей эры дошли до нас крупные памятники законотворчества и философско-правовые учения. Древний Египет и Междуречье, Индия и Китай оставили нам великие памятники человеческой мысли, такие как Законы Ману, законы Хаммурапи, Авеста, а также целые философские системы (конфуцианство, зороастризм). Однако современная политическая наука развивается на основе эволюции западной политической мысли, начало которой было положено в эпоху античности.
Следует иметь в виду, что идеи и взгляды мыслителей, выраженные в теоретической форме ,являются частью политического сознания данной эпохи. Их особенности связаны со всей системой социокультурных и экономических факторов, в которых жил и творил тот или иной мыслитель. Но вместе с тем многие из этих идей имею непреходящее значение. Они в своей совокупности образуют тот фундамент, на который опираются мыслители последующих эпох , когда строят здание новой политической теории. Обращение к традиции для обоснования правомерности и истинности своего учения являются одним из важных факторов при построении тех или иных политических теорий. Именно по этому изучение истории политической мысли облегчает понимание современных политических проблем.
В истории политических учений принято выделять следующие этапы: политические идеи античности и Средневековья, политическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени, современная политическая наука. При рассмотрении данной темы попытаемся обозначить общие контуры истории общественной мысли, выделить наиболее важные идеи выдающихся мыслителей той или иной эпохи и подчеркнуть особенности того или иного этапа ее развития.
Глава 1
1.1 Политические идеи Античности
Культура Древнего Востока оказала влияние и на Древнюю Грецию, где в VIII – VI вв. до н.э. возникают города – государства (полисы). Древнегреческое общество было богато мыслителями в различных областях знания. Философы, поэты, математики оставили после себя значительное наследие в науке, искусстве, литературе. Особенно бурно развивалась в Древней Греции философская и политическая мысль, в рамках которой исследовались проблемы государства, власти, демократии.
На развитие политической мысли Древней Греции огромное воздействие оказало то, что в полисах, как правило, противостояли друг другу две наиболее значительные группировки свободного населения: демос и аристократия. Демос выступал за сокрушение всевластия и произвола аристократии, избавление от господства старой знати. Аристократия же отстаивала архаические порядки и стремилась удержать некогда захваченное ею привилегированное положение. Эту борьбу двух лагерей отражали в своем содержании и политические взгляды мыслителей Древней Греции. На стороне аристократической знати выступал великий философ – материалист Гераклит (ок.530 – 470 до н.э.). Но в его взглядах мы видим защиту государственных, писаных законов, то есть он высказывает и демократические взгляды.
Этапной вехой в истории политической мысли Древней Греции явились воззрения одного из гениальных умов античности Демокрита (ок.460 – 370 до н.э.). В отличие от Гераклита, Демокрит был представителем рабовладельческой демократии. Он верил в движение человечества по восходящий линии, полагал, что «золотой век» человечества не позади, как пытались внушить представители старой родовой аристократии, а впереди, в будущем. Государство он рассматривал как итог длительной борьбы людей, которые объединились в государство, чтобы жить сообща, бороться с нуждой и бесправием, имевшими место в доцивилизованном мире. Государство есть воплощение общих интересов его граждан (естественно, свободных граждан, ибо Демокрит не признавал деление людей на рабовладельцев и рабов как нормальное).
На рубеже V – IV вв. до н.э. демократия
в Афинах приходит в упадок, а сами демократические
Афины терпят поражение в Пелопонесской
войне и капитулируют перед аристократической
Спартой. В это время с критикой демократии
и откровенной апологией антидемократических,
реакционных форм государственного правления
выступает зачинатель философского идеализма
Платон. Изучение политического устройства
греческих полисов и иностранных государств
сформировало у Платона собственные политические
взгляды, нашедшие отражение в его диалогах
«Государство», «Политика», «Законы».
В них Платон значительное внимание уделяет
толкованию понятий «власть» и «политика»,
которые определяет как искусство управления
полисом ради общего блага, впервые проводит
и анализирует классификацию типов государственного
устройства. По мнению Платона, правитель
должен править не в своих собственных
интересах, а на благо подданных. По его
мнению, существующие в греческом мире
типы государственного устройства ( тимократия,
олигархия, демократия, тирания) несовершенны
и нуждаются в замене. Особенно критично
отзывается Платон о демократии, которая,
по его мнению, неизбежно ведет к тирании.
Платон выступает с предложением о создании
собственной модели «идеального» государства,
состоящего из свободных граждан. По мысли
Платона, идеальное государство имеет
иерархическую структуру. На вершине социальной
пирамиды, во главе государства должны
стоять мудрецы (философы). В их руках находятся
все бразды правления, они руководят государством
по своему усмотрению. Ступенькой ниже
располагаются воины – сословие мужественных
и волевых людей, призванных оберегать
государство от внутренних и внешних врагов.
В основании социальной пирамиды находятся
ремесленники и земледельцы, которым свыше
предсказано обеспечивать всем необходимым
граждан первых двух высших разрядов.
В «идеальном» государстве не должно быть
частной собственности, которая, по мнению
Платона, портит душу человека, порождает
стяжательство, конфликты между людьми,
войны между государствами. Поэтому в
«идеальном» государстве собственность
может быть только общественной. Должны
быть в государстве и рабы (из иноземцев).
Таким образом, политической формой идеального
государства Платон считает аристократическую
республику, в которой верхушка господствующего
класса диктаторскими методами правит
населением.
Неудача Платона в построении «идеального»
государства приводит к трансформации
его взглядов. В более поздний период своей
жизни Платон отходит от прежней концепции.
В диалоге «Законы» он отходит от идеи
«правления мудрых» и утверждает идею
«правления законов». Выдающимся мыслителем
периода упадка греческого полиса был
Аристотель (384 – 322 до н.э.) – крупнейший
философ и ученый – энциклопедист. Как
и Демокрит, Аристотель утверждал, что
государство возникло не как преднамеренное
соглашение между людьми, а образовалось
исторически, естественным путем в качестве
наиболее совершенной формы общения людей.
Аристотель выступает за строгое соблюдение
законов, перед которыми должны быть равны
все свободные граждане в государстве.
Соблюдение законов является залогом
справедливости. Само же государство (полис),
согласно Аристотелю, создается не ради
того, чтобы жить, а для того, чтобы жить
счастливо. Продолжая традицию, заложенную
Платоном, Аристотель осуществляет детальную
классификацию государственных устройств.
На основе двух критериев: качественного,
представляющего собой правление на общее
благо или в интересах самих властвующих,
и количественного, предполагающего правление
одного, правление нескольких или правление
большинства. Он выделяет правильные (монархия,
аристократия, полития) и неправильные
(тирания, олигархия, демократия) формы
государственного правления. Рассматривая
вопрос о том, какой вид государственного
устройства наилучший, Аристотель показывает,
что государство, состоящее из средних
людей, будет иметь и наилучший государственный
строй (политию).
Аристотель впервые обстоятельно раскрывает
содержание понятия «гражданин». Человека
Аристотель рассматривает как существо
политическое, а понятие «гражданин» определяется
им через участие в суде и органах власти.
Несмотря на то, что Аристотель жил почти
две с половиной тысячи лет назад, многие
его идеи и сегодня звучат достаточно
актуально и современно.
Выдающимся политическим мыслителем эпохи заката эллинистической эпохи был Полибий (200 – ок.120 до н.э.) – известный историк, писатель и политик. Широкую известность ему принесла «Всеобщая история» в 40 книгах. Полностью из этих книг до нас дошли лишь первые 5, остальные были либо утеряны, либо сохранились частично. Значительный интерес для политической науки представляют отрывки дошедшей до нас 6-й книги. В ней автор, рассматривая проблему совершенного государственного устройства, преимущества и недостатки известных простых форм (монархия, аристократия, демократия), объясняет успехи политики Рима особенностями римского республиканского строя. Полибий доказывает, что «совершеннейшей государственной формой надлежит признать такую, в которой соединяются особенности всех форм». В Римской республике, как указывает Полибий, были все три власти, причем все было распределено между отдельными властями и при помощи их устроено столь равномерно и правильно, что никто не мог понять, каким было это управление в совокупности: аристократическим, демократическим, или монархическим. Идеи Полибия о совершенстве смешанной формы правления в дальнейшем развивал древнеримский мыслитель Цицерон. Они повлияли и на теорию разделения властей, получившую развитие в Новое время.
Древнегреческие мыслители
серьезно продвинули вперед учение о
государстве и политике. Их взгляды
вошли в золотой фонд политической
науки человечества. Учения о государстве
в Древнем Риме. Много общего с политическими
идеями Древней Греции имели политические
учения, развивавшиеся в Древнем Риме.
Там значительное развитие получают право
и законотворчество, складывается теория
государства.
Представителем и выразителем интересов
рабовладельческой аристократии в вопросах
о государстве был Марк Туллий Цицерон
(106 – 43 до н.э.). Он выступал как сторонник
строгого «общественного порядка». Цицерон
много внимания уделял классификации
государственных форм, различая демократическую,
аристократическую и монархическую ферму
государства. При этом он считал, что «демократия
– самая порочная из всех форм государственного
устройства». Наилучшей формой государства
Цицерон считал «смешенную» форму. Передовые
политические взгляды развивал выдающийся
философ и идеолог рабовладельческой
демократии Тит Лукреций Кар (99 – 55 до
н.э.). Будучи последователем взглядов
древнегреческого мыслителя Демокрита,
Лукреций доказывал неизбежность возникновения
государства в ходе исторического процесса,
говорил о преходящем характере рабства.
Европейская
политическая мысль эпохи средневековья
(с VI в. по XV в), существовавшая в контексте
религиозного (христианского) мировоззрения,
была прочно вплетена в ткань теологической
традиции, которая в свою очередь
не ограничивалась только рамками официальной
церковной доктрины. Церковь играет
в этот период ту же роль, которую
в античности выполняло государство,
т.е. составляло высшую общественную связь,
выступая стержнем средневековой культуры
и мировоззрения. Государство же
рассматривалось не как самостоятельный
союз, а в его отношении к
другому союзу, к церкви. Поэтому
центральной проблемой для
Средневековый
ученый-богослов, ученик Альберта Великого,
Фома Аквинский (1225-1274), канонизированный
церковью в 1323 г., разработал в своих
сочинениях, прежде всего в сочинении
"О правлении властителей",
собственный вариант
1.3
Политические идеи эпохи
Возрождение и Реформация стали самыми знаменательными событиями позднего западноевропейского Средневековья, выступив одновременно в качестве своеобразного моста, по которому совершался переход от эпохи средневековья к периоду Нового времени. XVI в., завершая собой средневековое развитие, с другой стороны, открывал перспективу Нового времени, утверждая принципиально новые стандарты человеческого бытия в индивидуальном и общественном плане. В области политической мысли гуманистический идеал самодовлеющей личности выражался в решительном разрыве со средневековой традицией, в поиске новых принципов обоснования государственной власти и деятельности правителей. Одним из самых ярких политических мыслителей эпохи Возрождения был итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527). Прошедший жесткую школу практической политики и дипломатии в своей родной Флоренции, он стал автором целого ряда трудов по проблемам власти и политики - "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" (1513-1516), "Государь" (1520-1525), "История Флоренции" (1525) и др., которые и по сей день вызывают множество споров и интерпретаций. Как известно термин "макиавеллизм" приобрел нарицательный смысл и используется обычно для характеристики политики, основанной на культе грубой силы и пренебрежении нормами морали. Будучи объявленным сторонником чистой политики, Макиавелли рассматривается в литературе как мыслитель, отделивший политику от морали и религии, как защитник принципа "цель оправдывает средства", что является справедливым лишь отчасти. В его произведениях отражен характер политических процессов, протекавших в Италии в тот период: раздробленная, раздираемая борьбой бесчисленных политических группировок, Италия превратилась в арену противостояния между Францией и Испанией за европейскую гегемонию. В отличие от Аристотеля, описывавшего политическую жизнь с точки зрения цели, каковой является благо, итальянский мыслитель обращается к истокам, началам политики, часто насильственным и несправедливым. Логическую и психологическую предпосылку его теории власти составляет пессимизм по отношению к людям: люди в целом неблагодарны, лживы, лицемерны, малодушны, алчны и дурны. Поэтому тот, кто хочет добиться успеха в политике, не может руководствоваться в своих поступках только законами нравственности; часто он просто вынужден поступать дурно. Государь должен обладать силой духа и творить добро, насколько это возможно, и зло - насколько это необходимо. В основе политического поведения лежит выгода и сила: необходимо уподобиться лисице, чтобы обходить капканы, и льву - чтобы отпугивать волков. Смелость, гибкость и самоуверенность - вот составляющие политического успеха. Политические идеи Н. Макиавелли, будучи по своему духовному содержанию весьма противоречивыми и дискуссионными, тем не менее, положили начало европейской политической традиции Нового времени, во многом определив ее дальнейшую проблематику.
Информация о работе Политические идеи античности и современность