Политические идеи античности и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:28, реферат

Описание

Политология, как и всякая наука имеет свою историю возникновения, становления и развития. Элементы политического научного знания долгое время складывались и развивались в рамках общих философских, а затем и социологических теорий.

Содержание

1)Вступление

2 )Глава 1
Политические идеи Античности
Политические идеи Средневековья
Политически идеи эпохи Возрождения

3)Глава 2

1.1 Политические идеи Нового Времени

1.2 Политические идеи Современности

4) Вывод

5) Заключение

6) Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат Политология.docx

— 48.39 Кб (Скачать документ)

Значительным  вкладом в становление этой традиции явилось и учение другого выдающегося  политического мыслителя Возрождения - французского юриста, публициста и  политического деятеля Жана Бодена (1530-1596). В своем главном произведении "Шесть книг о государстве" (1577) он первым в истории политической мысли дал толкование суверенитета как важнейшего признака государства.

Отвергая  аристотелевскую концепцию возникновения  государства путем постепенного объединения нескольких семей в  селение, а селений в полис, Боден утверждает, что государство произошло из насилия: сильнейшие победив слабейших, стали господами. Сходство между семьей и государством состоит лишь в обладании авторитетом: если в семье - это власть отца семейства, возникшая изначально из почитания старших, то в государстве авторитет, основанный не на инстинкте, а на силе, называется суверенитетом. Суверенитет - это высшая власть над обществом, не ограниченная законом. Суверенитет вечен и неделим, а его существенными признаками является власть издавать и изменять законы без чьего-либо согласия; а также право суда в последней инстанции; право войны и мира; право чеканки монеты и др. Будучи постоянным атрибутом власти, суверенитет принадлежит правящей в данный момент королевской семье и должен передаваться по праву наследования. Поэтому узурпатор или бунтарь не могут стать легитимными суверенами и требовать подчинения у сообщества. Таким образом, ратуя за твердый порядок престолонаследия, французский политический мыслитель разрабатывал теорию законного лидерства, опирающегося на традицию.

 

Глава  2

    1. Политические идеи Нового времени

Новое время – в историческом смысле очень важный для современности  период. Именно в это время складывается современная цивилизация, основанная на промышленном производстве. Это  общество называют демократическим (А. де Токвиль), технотронным (Н. Моисеев), открытым (К.Поппер), капиталистическим (К. Маркс, М. Вебер и др.). Дух нового времени отразился в творчестве голландского мыслителя Гуго Гроция (1583-1645 гг.), который был одним из первых, кто попытался освободить политическую мысль от теологии и сформулировал теорию естественного права. Человек по природе стремится к общественной жизни, которая строится на основе неприкосновенности чужой собственности, обязательстве исполнять обещанное, возмещении нанесенного ущерба и признании того, что некоторые поступки человека наказуемы. Общности объединяются в государство на основе договора - добровольного соглашения между гражданами, подданными, и государством, верховной властью. Большой вклад в развитие политологии как науки внес английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679 гг.). Наиболее известна его работа «Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского». По его мнению, в естественном состоянии все люди являются равными по физическим и умственным способностям. Однако человек глубоко эгоистичен, подвержен жадности, честолюбию, страху, что приводит к непрерывной борьбе между людьми, к войне «всех против всех». Государство же создается для того, чтобы покончить с этой борьбой, избавиться от страха беззащитности и постоянной угрозы насильственной смерти. Посредством взаимной договоренности между собой (общественного договора) люди передают верховную власть в одни руки – либо одному человеку, либо собранию людей. В Новое время на Западе зарождается либеральная цивилизация, для которой главной ценностью является свободная творческая личность. Мыслители Нового времени высказали некоторые идеи, которые способствовали кризису феодализма и стали фундаментом либерализма (от латинского liberalis – свободный). Либеральные идеи формировались на основе античного наследия, на идеях естественного права, общественного договора, прав личности и необходимости защиты собственности. Такая постановка проблемы полностью соответствовала новым капиталистическим отношениям. Развитие либерализма проходило в нескольких направлениях. Аристократический либерализм получил такое название, поскольку, кроме общих либеральных идей, мыслители данного периода отстаивали идею приемлемости ограниченной парламентской монархии. У истоков аристократического либерализма стоял английский врач и мыслитель Джон Локк (1632 – 1704 гг.).

Основные  либеральные ценности отстаивали также  Дени Дидро (1713-1784 гг.), Поль Анри Гольбах (1723-1789 гг.), Иммануил Кант (1724-1804 гг.). Во Франции последними представителями аристократического либерализма были Бенжамен Констан (1767-1830 гг.) и Алексис де Токвиль (1805-1859 гг.). Консерватизм в обычном понимании – это стремление сохранить старые позиции, порядки. Консерватизм отстаивает такие ценности и принципы, как право на социальное неравенство, гражданское и человеческое достоинство, плюрализм, правовое государство, государственное регулирование экономики, минимальные социальные гарантии трудящимся, стимулирование и поощрение частной инициативы и рыночных отношений, укрепление законности и правопорядка, возрождение традиционных моральных ценностей, прочная семья. Возникновение консервативной идеологии стало ответом на распространение либеральных идей. Английский мыслитель Эдмунд Берк (1729-1797 гг.) заложил основы политической доктрины консерватизма. В работе «Размышления о французской революции» он писал о нежелательности воплощения теории на практике. Политик в своей деятельности должен руководствоваться только приобретенным нацией опытом и здравым смыслом, а не теоретическими конструкциями. Он отрицал индивидуализм, указывая, что индивид не может быть исходным пунктом для изучения общества. В конце ХIХ в. консерватизм как политическая доктрина переживает кризис. Несколько революций в Западной Европе, широкие общественно-политические движения (чартизм в Англии), распространение капиталистического способа производства, введение нормированного рабочего дня, улучшение жизни практически всех слоев населения, рост образованности и культуры – все это создало реальные возможности для активного участия граждан в политической жизни. Развитие капитализма привело народные массы в политику.

Анархизм (от греч. Anarchia-безвластие) был специфической критикой либеральной доктрины, поскольку доводил практически до абсурда главные либеральные идеи – индивидуализм, невмешательство государства в социально-экономическую жизнь граждан, свободу. Начало систематизированного изложения анархических идей положили труды английского мыслителя Вильяма Годвина (1756-1836 гг.). Он попытался обосновать идеал нового, разумного общественного устройства, где не было бы ни государственной власти, ни частной собственности. Человечество должно освободиться от всех форм государственной власти и опереться на свободную деятельность индивидов, которые руководствуются разумом, доброй волей и чувством справедливости. Личность развивается, удовлетворяя собственные интересы, но одновременно с этим заботясь и о всеобщем благосостоянии. Но на людей негативно влияет нездоровое окружение, которое базируется на насилии и частной собственности. Эту собственность охраняет государство, которое, исходя из этого, является злом. Злом являются и изданные государством законы. И потому Годвин призвал уничтожить любую государственную власть, законы и принципы права, включая и право собственности. Его идеалом был общественный строй в виде мелких коммун, которые будут строить свои отношения по принципу натуральных соседских отношений. Идеи Годвина продолжали развивать немецкий философ Макс Штирнер (1806-1856 гг.), французский обществовед Пьер Прудон (1814-1876 гг.), русский революционер Михаил Александрович Бакунин (1814-1876 гг.).

 

    1. Политические идеи Современности

Важным  элементом политического сознания является политическая идеология. Теорию идеологии создали немецкие мыслители  К. Маркс, Ф. Энгельс и К. Мангейм. По их мнению, идеология является духовным образованием, проявившемся в результате появления классов и их различных интересов. Идеология выражает и защищает интересы различных классов и социальных групп. Таким образом, идеология - это функциональная характеристика общественного сознания, отражающая общественную жизнь с позиции интересов определенных классов или социальных групп. Это одностороннее, социально-заинтересованное реальной действительности.       В политической идеологии выделяют три уровня идеологического воздействия: теоретико-концептуальный, программно-директивный и поведенческий.

Теоретико-концептуальный. На данном уровне формируются основные положения политической теории, обосновываются определенные ценности и идеалы, лежащие  в основе конкретного общества. Происходят отбор и обобщение идейного материала, устраняются противоречия между  различными элементами политических концепций  с целью формирования единой, непротиворечивой, однородной идеологии. От уровня объективности  и достоверности зависит степень  восприятия политической идеологии  населением.

Программно-директивный. На этом уровне общие идеологические принципы и идеалы воплощаются в  конкретные политические программы, стратегические и тактические установки правящих элит. Через них осуществляется социальная регуляция поведения в солидарных или враждебных элите классов. Источником, т.е. разработчиком программ и директив, является государственный аппарат и политические партии.

Поведенческий. Восприятие массами политической идеологии  приводит к определенному типу их политического поведения. Научно обоснованная, отражающая интересы большинства общества политическая идеология способствует сплочению народа, воплощается в  конкретных политических делах широких  слоев населения.

Анархизм - совокупность общественно-политических течений, отрицающих необходимость  всякой власти в человеческом обществе, в том числе и в государственной.Анархисты выступают за неограниченную свободу личности. Государство они считают источником угнетения, войн, паразитирующим на эксплуатации людей. Своей главной целью анархисты считают радикальное изменение общественных отношений путем уничтожения государства и всего, что связано с государственной властью. Анархизм как идейно-политическое течение сложился в середине XIX века. Его основоположниками и теоретиками являются: немецкий философ Макс Штирнер, французский философ Пьер Прудон, русские революционеры М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин. Наиболее известным деятелем анархистского движения в России был Нестор Махно. В своей легальной деятельности анархисты предпочитают использовать формы экономической и социальной борьбы - забастовки, массовые выступления в защиту трудовых и социальных прав людей.

Фашизм  как идеология возник в 20-30 годы ХХ века в Италии, а затем в Германии, Испании, Португалии, Венгрии и ряде других стран. Одной из причин его  возникновения явились последствия  общественного кризиса капитализма. Переход "свободного капитализма" в монополистический капитализм сопровождался в ряде стран постепенным поворотом от буржуазной демократии к политической реакции, созданием благоприятных условий для появления крайне правых течений консервативного экстремизма. В результате поражения Германии и ее союзников в Первой мировой войне в этих странах критических размеров достигли военно-политический, экономический, социальный и идеологический кризисы.Для сохранения своего господства финансовый и военно-промышленный капитал побежденных в мировой войне стран политически и экономически поддержал формирование, а затем и приход к власти фашистских партий.В идейном плане фашизм - это национал-социалистическая идеология, базой которой являются расизм и элитаризм. Фашисты проповедали идею "величия нации", избранной "расы господ" арийского происхождения. Другие народы они считали неполноценными, надлежащими порабощению или уничтожению. В современных условиях все демократические цивилизованные государства ведут бескомпромиссную борьбу с рецидивами фашистской идеологии, добиваются полного искоренения.

Национализм - это крайне реакционная идеология, основанная на идеях превосходства, национальной исключительности какого-либо народа, стремлении создать для него более благоприятные условия  жизни за счет других народов посредством  преимущественно силовых действий. Национализм, в конечном итоге, неизбежно  перерождается в сепаратизм, терроризм, фашизм. Национализм не имеет ничего общего с естественными национальными  интересами какого-либо народа.

Вывод:

Все происходящее в 20 веке оказало существенное влияние на характер взаимодействия идеологий между собой во всем мире и в отдельных странах. Конкуренция либеральной и социалистической идеологий, господствующая в 19 веке ,сменилась на противодействие между идейными течениями ,поддерживающим гуманизм ,человечность и демократию, и доктринам выдвигающим насилие,  террор как метод реализации своих идей. Т.о. эволюция идеологических систем проходила по двум направлениям: Сближение политических доктрин  и философии либерализма, консерватизма, социал-демократии. И противостояние фашизма , экстремизма, шовинизма и других аналогичных идеалистических течений.

Заключение:

Уже в древности в рамках всеохватывающего философского знания сложились и развивались политические теории, в центре внимания которых  находились такие вопросы, как сущность, происхождение, цели, основные формы  и пути развития государства, его  воздействие на граждан и др. Главное из них - поиск основ наилучшего порядка и правления, обоснование идеи необходимости привлечения к управлению именно тех, кто действительно умеет управлять. Отсюда - признание в целом аристократии, монархии и отказ от демократии и охлократии, выбор смешанных умеренных форм правления, отрицание деспотизма и тирании. Политические взгляды того времени носили чаще всего достаточно общий характер, не опирались обычно на соответствующий эмпирический материал, хотя и разрабатывались нередко в тесной связи с наблюдением за политическим развитием реальной жизни в городах-полисах. Уже в то время были выделены такие важнейшие для политического знания понятия, как “политика”, “власть”, “государство”, “закон”, “право”, “республика”, “демократия”, “монархия”, “аристократия”, “олигархия”, “тирания”, “деспотия”, “свобода” и многие другие. Политические идеи древности оказали очень большое влияние на последующее развитие политической мысли. Политические и правовые учения Древней Греции, концепции и положения древнегреческих мыслителей (и прежде всего Пифагора, Гераклита, Солона, Демокрита, Протагора, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, стоиков, Полибия) в той или иной мере и форме всегда находились в центре внимания последующих исследователей, в поле идейной и теоретической борьбы вокруг актуальных для каждого времени проблем государства, права, власти, политики, свободы, справедливости, законодательства и т. д. На протяжении более чем двухтысячелетней истории менялись подходы к древнегреческой политической и правовой мысли, изменялось существо идейно-теоретической борьбы вокруг творческого наследия мыслителей Древней Греции, обновлялись и обогащались формы этой борьбы, варьировались аргументы, забывались старые споры и вспыхивали новые, но в целом данная тематика, не теряла своей актуальности как в теоретико-познавательном отношении, так и в плане идейной борьбы. Обращение к идеям и представлениям мыслителей Древней Греции, к античным «традициям», «авторитетам» и «классикам» в сфере политико-правовой мысли сохраняется (и даже явно усиливается в ряде аспектов) и в современных условиях.Политико-правовая мысль Древней Греции и сегодня представляет огромный познавательный, исследовательский и идейный интерес и как основополагающая часть всей последующей истории политических и правовых учений, и как богатый теоретический источник различных идей, концепций, приемов исследования, и как, вследствие всего этого, значимый аспект современной идейно-теоретической борьбы за духовное наследие прошлого. В невидимой связи времен современность прочными историческими узами связана с великими достижениями древних греков.

 

Список литературы:

  1. http://www.banks-delo.ru/stat/7498743/
  2. http://mgup-vm.narod.ru/politology/06.html
  3. http://www.bestreferat.ru/referat-4431.html
  4. http://stud24.ru/politology/sovremennaya-politicheskaya-ideologiya/51997-179516-page2.html
  5. http://xreferat.ru/72/2374-1-politicheskie-ideologii-sovremennogo-mira.html
  6. http://www.tsput.ru/res/other/politolog/lec2.html
  7. http://www.bestreferat.ru/referat-198182.html
  8. http://xreferat.ru/72/924-2-ideiynye-istoki-politicheskoiy-nauki.html
  9. Курс лекций «Политология» под редакцией А.А. Радугина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

 

 


Информация о работе Политические идеи античности и современность