Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:28, реферат
Политология, как и всякая наука имеет свою историю возникновения, становления и развития. Элементы политического научного знания долгое время складывались и развивались в рамках общих философских, а затем и социологических теорий.
1)Вступление
2 )Глава 1
Политические идеи Античности
Политические идеи Средневековья
Политически идеи эпохи Возрождения
3)Глава 2
1.1 Политические идеи Нового Времени
1.2 Политические идеи Современности
4) Вывод
5) Заключение
6) Список литературы
Значительным
вкладом в становление этой традиции
явилось и учение другого выдающегося
политического мыслителя
Отвергая
аристотелевскую концепцию
Глава 2
Новое время – в историческом смысле очень важный для современности период. Именно в это время складывается современная цивилизация, основанная на промышленном производстве. Это общество называют демократическим (А. де Токвиль), технотронным (Н. Моисеев), открытым (К.Поппер), капиталистическим (К. Маркс, М. Вебер и др.). Дух нового времени отразился в творчестве голландского мыслителя Гуго Гроция (1583-1645 гг.), который был одним из первых, кто попытался освободить политическую мысль от теологии и сформулировал теорию естественного права. Человек по природе стремится к общественной жизни, которая строится на основе неприкосновенности чужой собственности, обязательстве исполнять обещанное, возмещении нанесенного ущерба и признании того, что некоторые поступки человека наказуемы. Общности объединяются в государство на основе договора - добровольного соглашения между гражданами, подданными, и государством, верховной властью. Большой вклад в развитие политологии как науки внес английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679 гг.). Наиболее известна его работа «Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского». По его мнению, в естественном состоянии все люди являются равными по физическим и умственным способностям. Однако человек глубоко эгоистичен, подвержен жадности, честолюбию, страху, что приводит к непрерывной борьбе между людьми, к войне «всех против всех». Государство же создается для того, чтобы покончить с этой борьбой, избавиться от страха беззащитности и постоянной угрозы насильственной смерти. Посредством взаимной договоренности между собой (общественного договора) люди передают верховную власть в одни руки – либо одному человеку, либо собранию людей. В Новое время на Западе зарождается либеральная цивилизация, для которой главной ценностью является свободная творческая личность. Мыслители Нового времени высказали некоторые идеи, которые способствовали кризису феодализма и стали фундаментом либерализма (от латинского liberalis – свободный). Либеральные идеи формировались на основе античного наследия, на идеях естественного права, общественного договора, прав личности и необходимости защиты собственности. Такая постановка проблемы полностью соответствовала новым капиталистическим отношениям. Развитие либерализма проходило в нескольких направлениях. Аристократический либерализм получил такое название, поскольку, кроме общих либеральных идей, мыслители данного периода отстаивали идею приемлемости ограниченной парламентской монархии. У истоков аристократического либерализма стоял английский врач и мыслитель Джон Локк (1632 – 1704 гг.).
Основные либеральные ценности отстаивали также Дени Дидро (1713-1784 гг.), Поль Анри Гольбах (1723-1789 гг.), Иммануил Кант (1724-1804 гг.). Во Франции последними представителями аристократического либерализма были Бенжамен Констан (1767-1830 гг.) и Алексис де Токвиль (1805-1859 гг.). Консерватизм в обычном понимании – это стремление сохранить старые позиции, порядки. Консерватизм отстаивает такие ценности и принципы, как право на социальное неравенство, гражданское и человеческое достоинство, плюрализм, правовое государство, государственное регулирование экономики, минимальные социальные гарантии трудящимся, стимулирование и поощрение частной инициативы и рыночных отношений, укрепление законности и правопорядка, возрождение традиционных моральных ценностей, прочная семья. Возникновение консервативной идеологии стало ответом на распространение либеральных идей. Английский мыслитель Эдмунд Берк (1729-1797 гг.) заложил основы политической доктрины консерватизма. В работе «Размышления о французской революции» он писал о нежелательности воплощения теории на практике. Политик в своей деятельности должен руководствоваться только приобретенным нацией опытом и здравым смыслом, а не теоретическими конструкциями. Он отрицал индивидуализм, указывая, что индивид не может быть исходным пунктом для изучения общества. В конце ХIХ в. консерватизм как политическая доктрина переживает кризис. Несколько революций в Западной Европе, широкие общественно-политические движения (чартизм в Англии), распространение капиталистического способа производства, введение нормированного рабочего дня, улучшение жизни практически всех слоев населения, рост образованности и культуры – все это создало реальные возможности для активного участия граждан в политической жизни. Развитие капитализма привело народные массы в политику.
Анархизм (от греч. Anarchia-безвластие) был специфической критикой либеральной доктрины, поскольку доводил практически до абсурда главные либеральные идеи – индивидуализм, невмешательство государства в социально-экономическую жизнь граждан, свободу. Начало систематизированного изложения анархических идей положили труды английского мыслителя Вильяма Годвина (1756-1836 гг.). Он попытался обосновать идеал нового, разумного общественного устройства, где не было бы ни государственной власти, ни частной собственности. Человечество должно освободиться от всех форм государственной власти и опереться на свободную деятельность индивидов, которые руководствуются разумом, доброй волей и чувством справедливости. Личность развивается, удовлетворяя собственные интересы, но одновременно с этим заботясь и о всеобщем благосостоянии. Но на людей негативно влияет нездоровое окружение, которое базируется на насилии и частной собственности. Эту собственность охраняет государство, которое, исходя из этого, является злом. Злом являются и изданные государством законы. И потому Годвин призвал уничтожить любую государственную власть, законы и принципы права, включая и право собственности. Его идеалом был общественный строй в виде мелких коммун, которые будут строить свои отношения по принципу натуральных соседских отношений. Идеи Годвина продолжали развивать немецкий философ Макс Штирнер (1806-1856 гг.), французский обществовед Пьер Прудон (1814-1876 гг.), русский революционер Михаил Александрович Бакунин (1814-1876 гг.).
Важным
элементом политического
Теоретико-концептуальный.
На данном уровне формируются основные
положения политической теории, обосновываются
определенные ценности и идеалы, лежащие
в основе конкретного общества. Происходят
отбор и обобщение идейного материала,
устраняются противоречия между
различными элементами политических концепций
с целью формирования единой, непротиворечивой,
однородной идеологии. От уровня объективности
и достоверности зависит
Программно-директивный.
На этом уровне общие идеологические
принципы и идеалы воплощаются в
конкретные политические программы, стратегические
и тактические установки
Поведенческий. Восприятие массами политической идеологии приводит к определенному типу их политического поведения. Научно обоснованная, отражающая интересы большинства общества политическая идеология способствует сплочению народа, воплощается в конкретных политических делах широких слоев населения.
Анархизм
- совокупность общественно-политических
течений, отрицающих необходимость
всякой власти в человеческом обществе,
в том числе и в
Фашизм
как идеология возник в 20-30 годы ХХ
века в Италии, а затем в Германии,
Испании, Португалии, Венгрии и ряде
других стран. Одной из причин его
возникновения явились
Национализм
- это крайне реакционная идеология,
основанная на идеях превосходства,
национальной исключительности какого-либо
народа, стремлении создать для него
более благоприятные условия
жизни за счет других народов посредством
преимущественно силовых
Вывод:
Все происходящее в 20 веке оказало существенное влияние на характер взаимодействия идеологий между собой во всем мире и в отдельных странах. Конкуренция либеральной и социалистической идеологий, господствующая в 19 веке ,сменилась на противодействие между идейными течениями ,поддерживающим гуманизм ,человечность и демократию, и доктринам выдвигающим насилие, террор как метод реализации своих идей. Т.о. эволюция идеологических систем проходила по двум направлениям: Сближение политических доктрин и философии либерализма, консерватизма, социал-демократии. И противостояние фашизма , экстремизма, шовинизма и других аналогичных идеалистических течений.
Заключение:
Уже в древности в рамках
всеохватывающего философского знания
сложились и развивались
Список литературы:
Информация о работе Политические идеи античности и современность