Политические идеи и теории с античных времен до настоящего времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 00:04, контрольная работа

Описание

Целью данной темы является выяснение предмета политологии и показ реальной исторической эволюции политических идей и теорий с античных времен до настоящего времени.В современном понимании обычно политологию истолковывают как науку о политике или мире политического. Речь идет об особой подсистеме общества, связанной с властью, государством, политическими отношениями и процессами, протекающими в том или ином обществе. Вместе с тем политология тесно связана с историей, философией, социологией, правоведением, экономикой и другими социально-гуманитарными дисциплинами. При изучении политологии необходимо учитывать данное обстоятельство, но при этом помнить, что она имеет свой собственный предмет.

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 36.37 Кб (Скачать документ)

Особое место  в творчестве Макиавелли занимают наставления  государям, которые сформулированы им в правилах политического искусства  и поведения сильных правителей. Он рекомендует властителям быть безжалостными, вероломными, жестокими  и действовать на подданных на основе насилия и страха. «Страх прочнее и тверже, а любовь –  очень тонка, она держится на крайне зыбкой основе – человеческой благодарности». На любви народа власть не удержать.

Окончательный разрыв со средневековыми традициями теологического истолкования природы  политики и государства произошел  в условиях Нового Времени с появлением и развитием теории естественного  права и общественного договора. Выдающимися представителями нового подхода стали Томас Гоббс (1588–1679 гг), Джон Локк (1632–1704 гг.) и Шарль  Луи Монтескье (1689–1755 гг.).

Т. Гоббс изложил  свою теорию в самом значительном произведении его жизни – трактате «Левиафан» (1651 г.). По его мнению, появлению  государства предшествовало естественное состояние людей, которое характеризовалось  «войной всех против всех». Причина  этой войны состоит в природе  человека, который от природы жаден  и эгоистичен, ищет не общения, а  господства над другими людьми. Каждый в естественном состоянии имеет  право на все, а люди пребывают  в постоянной вражде друг с другом. Поэтому жизнь людей в этих условиях одинока, бедна, опасна и кратковременна. Для выхода из естественного состояния  люди вынуждены искать мира, во что  бы то ни стало. Формой такого мира является общественный договор об учреждении государства, которое кладет конец состоянию всеобщей вражды людей. По этому договору люди добровольно отказываются от всех своих естественных прав в пользу одного правителя или политического института, безоговорочно подчиняются государственной власти. В результате неорганизованная толпа превращается в организованное государственное сообщество. Правитель этого сообщества становится сувереном, носителем верховной власти в государстве, «а все остальные являются подданными». Государственная власть, следовательно, едина и ничем не ограничена, действует бесконтрольно и ни за что не отвечает. Организация государства может быть, по мнению Гоббса, различной. В монархии власть принадлежит одному лицу. В аристократии – власть в руках лучших. Но при этом он не допускал никакого разделения власти между правителем и другими госинститутами.

Иную интерпретацию  происхождения государства с  позиций теории общественного договора предложил идеолог  Великой Английской революции Джон Локк. В труде «Два трактата о правительстве» он естественное состояние человечества представляет как царство свободы и равенства. Здесь у людей не было причин для вражды. Среди основных естественных прав Локк называет право частной собственности, которое возникло раньше государства и нуждалось в надежной защите и охране. Для осуществления этих естественных прав люди договариваются об учреждении государства, передавая ему полномочия для выполнения своих основных функций. При этом, по Локку, не может быть и речи о полном отказе от естественных прав и свобод в пользу государства. Человек лишь ограничивает свои права и свободы в той мере, в какой это нужно для учреждения и функционирования государства. Поэтому к наилучшим формам государственного устройства он отнес конституционную монархию. Одним из достоинств последней является разделение властей на законодательную, исполнительную и союзную (федеративную). Каждую из них представляет особый государственный институт, но верховной среди них является законодательная власть. Таким образом, Локк предпринял попытку обосновать исходные положения теории разделения властей.

Более детальное  развитие названная теория получила в концепции Монтескье. Он изложил  свои взгляды в трактате «О духе законов». Цель разделения властей, по его мнению, – гарантировать безопасность граждан от произвола правителей и злоупотребления власти, обеспечить политическую свободу и права  людей, взаимно сдерживать друг друга. Такая свобода достижима лишь в государстве, в котором все  общественные отношения регулируются правом. К формам государства, в которых  действует право и господствует закон, Монтескье относил демократию, аристократию и монархию. В этих государствах существует три рода власти: законодательная, исполнительная и  судебная. При этом законодательную  власть целесообразно вручать собранию представителей народа. Наилучшей формой такого народовластия Монтескье  считал правление народа, осуществляемое опосредованно, т. е. через доверенных знатных людей.

Идеи Монтескье  получили широкое распространение  еще при его жизни, к его  творчеству обращалась Екатерина II, отцы-основатели США Томас Пейн и Томас Джефферсон, другие видные политические деятели  и мыслители.

В условиях Нового Времени весьма заметную роль в развитии политических идей сыграл Жан-Жак Руссо. Он был приверженцем договорной теории государства и представлял радикально-демократическое  направление. В трактате «Об общественном договоре или принципы политического  права» он истолковывает свободу  и равенство как высшие ценности, а политику как средоточие общественных интересов. Руссо обосновывает принцип народного суверенитета как власти, направляемой общей волей. Верховенство народа, по мысли Руссо, должно проявляться в том, что сам народ не связан никакими законами, кроме своей воли. И поэтому он в любой момент может менять законы, сменять правительство, изменять формы государства и так далее.

Философская революция  в Германии во второй половине ХVIII –начале  ХIХ веков породила также политические учения Канта и Гегеля. Речь идет о теориях гражданского общества и правового государства. Кант считал, что ограничить произвол людей по отношению друг к другу может  только право. Всеобщая обязательность права достигается с помощью  принудительной силы государства. Идеал  государственного устройства, по Канту, правовое государство, в котором  реализуется верховенство власти народа, свобода, равенство и независимость  всех граждан в государстве. Гегель политической проблематике посвятил одно из своих главных произведений –  «Философия права», в которой он, развивая идеи Аристотеля, Цицерона, Гоббса, Локка, обосновывает основные положения  концепций гражданского общества и  правового государства. Первое, по мнению Гегеля, обеспечивает через негосударственные  социальные институты осуществление  их частных интересов и личных устремлений. А государство выступает  как действительность общей воли и нравственной идеи. Государство  как основание гражданского общества выступает в трех ипостасях: как  действительность конкретной свободы (индивидуальное государство), как внешнее  государственное право и как  субъект всемирной истории. Правовое государство является политическим институтом, подпадающим под власть права и правового закона. Оно  и есть самодостаточная в себе самой нравственная ценность.

В первой половине XIX века влиятельным общественно  политическим течением стал критический  утопический социализм. В трудах таких его ярких представителей, как Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн излагалась резкая критика  нарождавшегося в Европе капитализма, отрицалась частная собственность, революции, классовая борьба и обосновывались идеи гармонического общественного  устройства, при котором утверждаются справедливые распределительные принципы, труд превращается в первую жизненную  потребность и становится возможным  всестороннее развитие личности. Один из патриархов утопизма – Роберт Оуэн – даже пытался реализовать эти  принципы в Англии в местечке Нью-Ленарк, но потерпел банкротство. Критический  утопический социализм стал источником теории научного коммунизма, разработанной  в середине прошлого века Карлом Марксом  и Фридрихом Энгельсом.

Середина прошлого века была отмечена появлением первой систематизированной теории демократии, разработанной Алексисом де Токвилем. В своем знаменитом трактате «Демократия  в Америке» он отметил тенденцию  стирания сословных рамок и условностей  в образе жизни, культуре, других областях социальной сферы, которая с необходимостью обусловливает смену аристократического устройства общества на демократическое. Демократизация может приводить  к доминированию воли (тирании) большинства  над обществом и “новому деспотизму”. Чтобы избежать такого развития событий, Токвиль предлагает строго соблюдать  права и свободы граждан, децентрализировать государственную власть и ограничивать власть бюрократии, как в центральных  институтах власти, так и на местах.

Ярким явлением обществоведческой мысли ХIХ века стал марксизм (основоположники –  К. Маркс и Ф. Энгельс), составной  частью которого стала политическая доктрина. Известно, что одной из трех составных частей марксистского  учения является теория научного коммунизма, в котором 

политическая  концепция занимает основное место. Тезисно существо последней можно  отразить в следующих положениях:

    1.      Власть, государство, политическая система относятся к основным институтам общества и не могут не иметь классовую природу, ибо они возникают с расколом человеческого общества на антагонистические классы. Их природу нельзя понять из самой себя, ибо она коренится в «в материальных жизненных отношениях» общества, в силу чего «анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии».

    2.      Будучи обусловленные характером господствующего способа производства, государство и политическая надстройка в целом оказывают активное обратное воздействие на материальный базис, замедляя либо ускоряя его развитие.

    3.      Возникая в дифференцированном обществе как инструмент подавления господствующим классом угнетенных и эксплуатируемых классов, государство и политическая надстройка будут существовать не вечно. Они начинают отмирать по мере продвижения к бесклассовому обществу, возникающему вследствие победоносной революции рабочего класса и осуществления диктатуры пролетариата.

Еще при жизни  основоположников марксистского учения начала восходить слава Макса  Вебера, разработавшего на основе постулатов «понимающей социологии» теорию государственной бюрократии и концепцию  легитимности власти. Он считал бюрократическую  организацию государственной власти концентрированным выражением рациональности, обладающей необходимым запасом   прочности, устойчивости и стабильности. Для такой организации власти характерны неизменные методы политического управления, четкое распределение функций, субординированная иерархия властных полномочий, корпоративная ответственность за осуществляемые цели и др. В отношении легитимности власти (законосообразности и принятия гражданами/подданными) М. Вебер выделил три ее основных типа, базирующихся на трех разных формах властного господства. Речь идет о традиционном, харизматическом и легальном господстве. Первое основано на принуждении, насилии и вере подданных в законность власти. Второе базируется на исключительных личных качествах популярного в народе политического лидера. Наконец, последнее опирается на право и рациональные юридические нормы, которые принимают граждане и подчиняются им осознанно и добровольно.

В первой половине ХХ века Вильфредо Парето разработал теорию политических элит. По его мнению, деление любого общества на правящую элиту и подвластную массу  незыблемо. Это обусловлено, прежде всего, биопсихологическими различиями. В современном обществе власть принадлежит  политическим элитам – избранным  малочисленным группам людей, профессионально  приспособленным к исполнению государственных  функций, которые управляют остальным  обществом. Он подразделил их на правящую и не правящую элиты, которые борются  между собой и меняют друг друга  у власти в результате постоянной циркуляции – круговорота политических элит. Среди основных причин смены  политических элит Парето называл вырождение старой элиты (львов) и постоянное рекрутирование в политику новых, молодых и активных политиков (лис). В развитие теории круговорота  политических элит заметный вклад внес Гаэтано Моска.

В ХХ веке постепенно самые активные политические исследования переместились в США. Здесь были разработаны наиболее известные  ныне научные теории. Гарольд Лассауэл разработал теорию политического психоанализа. Стивен Липсет и Дэвид Истон обосновали научную концепцию политических систем. Габриэль Алмонд стал родоначальником  теории политической культуры. Роберт Даль предложил типологию политических систем и стал автором концепции  «полиархической демократии». Л. Козер  и К. Боулдинг разработали основы теории политических конфликтов. Сидней Верба заложил основы сравнительной  политологии. Существенный вклад в  эту область знаний внес Арендт Лейпхарт. Стивен Хантингтон разработал теорию «волн демократии». Эти и многие другие теоретические концепты в  той или иной степени будут  рассматриваться ниже при освещении  основных тем данного методического  пособия. По этой причине здесь можно  ограничится только упоминанием  вышеназванных теорий.

Отдельным направлением эволюции политической мысли является русская политология. Первые общественно-политические идеи в России стали появляться еще  в Киевской Руси. К произведениям  этого жанра относится трактат  митрополита Иллариона (ХI в.) «Слово о законе и благодати». Политические мотивы содержит также «Повесть временных  лет» (1113 г.). В условиях реформ Петра I заметное распространение получили политические идеи Т. Т. Посошкова (1665–1726 гг.), выступавшего за строгую государственную  регламентацию общественного производства, труда и быта подданных, права  и обязанности основных сословий общества в государстве. В этот временной  период стало формироваться идейно-политическое течение славянофильства, в котором  славянофилы искали пути возвращения  к правде и традициям старой «Святой  Руси». В трудах Николая Карамзина (1766–1826 гг.), Константина Аксакова и  других славянофилов обосновывался  приоритет трех главных принципов: православия, самодержавия, народности. Самодержавность Святой Руси заключалась, по их убеждению, в непреходящей ценности православной монархии по типу Московского  Царства. А императорская Россия – это подражание Западу и ведет  к гибельному для страны деспотизму власти. В отличии от них западники  в лице Василия Татищева (1686–1750 гг.), Александра Герцена (1812–1870 гг.), Николая  Добролюбова (!836–1861 гг.) вслед за Екатериной II, написавшей манифест западничества  – «Наказы», считали, что Россия достойна европейских свобод и цивилизованного  государственного устройства, основанного   на праве. Герцен, например, говорил о «Социальной республике» как идеале политического устройства России.

Информация о работе Политические идеи и теории с античных времен до настоящего времени