Политические идеи и теории с античных времен до настоящего времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 00:04, контрольная работа

Описание

Целью данной темы является выяснение предмета политологии и показ реальной исторической эволюции политических идей и теорий с античных времен до настоящего времени.В современном понимании обычно политологию истолковывают как науку о политике или мире политического. Речь идет об особой подсистеме общества, связанной с властью, государством, политическими отношениями и процессами, протекающими в том или ином обществе. Вместе с тем политология тесно связана с историей, философией, социологией, правоведением, экономикой и другими социально-гуманитарными дисциплинами. При изучении политологии необходимо учитывать данное обстоятельство, но при этом помнить, что она имеет свой собственный предмет.

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 36.37 Кб (Скачать документ)

Приверженцем  так называемого «Правительственного  либерализма» являлся Михаил Сперанский (1772–1839 гг.). Он был первым в России теоретиком правового государства, выступавшим за постепенный переход  страны путем реформ «сверху» к конституционной  монархии, в которой должно утвердиться  разделение властей. Многие из его идей были востребованы  революционерами-декабристами. Если Муравьев поддерживал идею конституционной монархии, то Пестель пошел дальше, доказывая необходимость утверждения в России демократической республики.

В середине XIX века был отмечен бурный подъем народничества, в рамках которого выделились разные идейно-политические направления. Народники-пропагандисты  в лице П. Лаврова выступали за «Рабочий социализм», который им представлялся  «царством солидарности трудящихся». Народники-заговорщики (П. Ткачев) исходили из идей знаменитого француза Огюста Бланки. Народники-анархисты, идеологами которых выступали М. Бакунин, П. Кропоткин и др., разработали «доктрину  антивласти», согласно которой государство  являлось «циничным отрицанием человечности, ареной разбоя и насилия». Централизму  государственной власти они противопоставляли  идеал вольного, неподначального, самоуправляющегося социализма, в котором индивиды будут  объединены в коммуны, коммуны соединятся в провинции, а провинции сольются в нации, которые в свою очередь интегрируются в Соединенные Штаты. Такой идеал достигается посредством «всенародного бунта», в результате которого утвердится безгосударственное самоуправление, основанное на принципах свободы, справедливости и равенства. Во второй половине ХIХ века в России начал распространятся марксизм, учителями которого стали Георгий Плеханов и Владимир Ульянов (Ленин). В начале ХХ века марксизм воплотился в идейно-политических течениях меньшевизма и большевизма, во главе которых соответственно встали вышеназванные деятели. Первые являлись приверженцами ортодоксального марксизма, выступали против искусственного ускорения политической революции в России. Большевики ревизировали марксизм и считали возможной пролетарскую революцию в одной отдельно взятой и самой слаборазвитой капиталистической стране, благодаря чему в ней будет облегчен процесс отмирания государства и установления коммунистического самоуправления народа.

Наконец, в начале 20-х годов, сразу после того, как  в России произошла третья Русская  революция (октябрь 1917 г.), появилось  еще одно идейно-политическое течение  – Евразийство. Его родоначальник  – Николай Трубецкой в 1920 году выпустил манифест евразийства «Европа  и человечество». А в августе 1921 года вышел в свет известный трактат  «Исход к Востоку. Утверждение евразийцев». Их политическая доктрина исходила из того, что Россия есть «культурная  зона евразийской цивилизации», поэтому  приоритет имеют условия политического  «месторазвития». Месторазвитие России неповторимо и представляет собой  соединение в политической сфере  общества европейских и азиатских  элементов, которым не противоречил и большевизм. Поэтому российская государственно-политическая система  не может не быть самобытной. Она  не европейская, и не азиатская, но есть их синтез, умноженный на уникальность политического месторазвития страны.

В советский  период в нашей стране развитие политической науки происходило в жестких  рамках теории научного коммунизма. Переоткрытие политологии началось в условиях горбачевской перестройки. В настоящее  время институционализировались и  успешно развиваются все основные направления российской политической науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Оглавление.

    1.Предмет политологии.

    2.Историческая  эволюция политических идей.

    3. Основные этапы развития политической науки. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Список  используемой литературы. 

    1. Аристотель. Политика/ Соч. Т.4. – М., 1991. 
    2. Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. Русская политология. Обзор основных направлений. – СПб., 1994. 
    3. Гобс. Т. Левиафан // Соч. в 2-х т. – М., 1991. 
    4. История политических учений и современность: Лекции по политологии. – М.,1992. 
    5. Макиавелли Н. Государь. – М., 1989. 
    6. Монтескье Ш. О духе Законов // Избранные произведения. – М., 1955. 
    7. Платон. Сочинения/ Т.4. – М., 1971.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Политические идеи и теории с античных времен до настоящего времени