Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 10:23, реферат
Стремление современной молодежи к абсолютной свободе делает идеи анархизма актуальными и в наши дни, однако, без понимания сути этой теории, из высоких и сложных идей она снова может превратиться в банальное оправдание бесчинств.
Основной целью данной работы является исследование теорий классического анархизма как исторически определенного типа политического сознания в России XIX-XX вв.
Введение
1. Понятие анархизма
2. Политико-правовые идеи М.А. Бакунина
3. Взгляд П.А. Кропоткина на государство
4. Сравнение идей Бакунина и Кропоткина
Заключение
Литература
Тема:
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ РОССИЙСКИХ АНАРХИСТОВ
М.А. БАКУНИНА И П.А. КРОПОТКИНА
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие анархизма
2.
Политико-правовые идеи М.А.
3.
Взгляд П.А. Кропоткина на
4. Сравнение идей Бакунина и Кропоткина
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
В истории политической и правовой мысли XIX-XX вв. заметное место занимает идеология анархизма. Теория анархизма в России в 1860-х - 1920-х гг. предвосхитила основные направления и формы развития анархизма в XX веке в других странах мира, в бывшем СССР. Актуальность рассмотрения политических идей представителей классического анархизма диктуется не только заметной ролью анархизма как специфического политического движения и типа политического сознания в прошлом, не только функционированием десятков и сотен анархистских групп, массы изданий во многих развитых странах мира на протяжении всего XX века (в том числе, последователей М.Бакунина, П.Кропоткина и т.д.). Проблемы анархического сознания заслуживают внимания в настоящее время и в связи с тем, что на сегодняшний день многие молодежные движения позиционируют себя как приверженцев анархистской теории. Однако не многие из представителей этих самых движений имеют хотя бы приблизительные сведения об анархизме, его идеологах и идеалах. В общественном сознании анархия часто является синонимом хаоса, а анархисты представляются бесшабашными молодыми людьми, посягающими на имущество, а то и на саму жизнь добропорядочных граждан.
Стремление современной молодежи к абсолютной свободе делает идеи анархизма актуальными и в наши дни, однако, без понимания сути этой теории, из высоких и сложных идей она снова может превратиться в банальное оправдание бесчинств.
Основной
целью данной работы является исследование
теорий классического анархизма как исторически
определенного типа политического сознания
в России XIX-XX вв.
1. ПОНЯТИЕ
АНАРХИЗМА
«Равенство во всем - синоним справедливости.
Это и есть анархия».
П.А.
Кропоткин
За
последние десятилетия в
Анархизм (от греч. anarhia — безвластие) это общественно-политическое и социально-экономическое учение, отрицающее необходимость государственной власти и политической организации общества, провозглашающие своей целью освобождение человека от всех видов политического, экономического и духовного принуждения. Основная идея анархизма состоит в отрицании всякой государственной власти и проповеди ничем не ограниченной свободы каждой отдельно взятой личности.
Анархизм сложился в 1840-1870-х годах; его идеологами были М. Штирнер, П. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин. В России в XIX веке идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества, в деятельности различных анархистских групп в годы Первой русской революции (1905-1907) и Гражданской войны.
Долгое
время термин «анархия» использовался
как бранный для обозначения
общественного хаоса. Первым термин
«анархия» в положительном
2. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ
ИДЕИ М.А. БАКУНИНА
«Я становлюсь действительно свободным лишь благодаря свободе других, так что, чем больше количество свободных людей, окружающих меня, чем глубже и шире их свобода, тем распространеннее, глубже и шире становится моя свобода».
М. А. Бакунин
Михаил Александрович Бакунин (1814-1876), несомненно, является ключевой фигурой в истории анархической мысли и анархического движения, крупнейшим выразителем анархического миросозерцания в теории и на практике.
За деятельное участие в революции 1848— 1849 гг. он был дважды (судами Саксонии и Австрии) приговорен к смертной казни. В 1851 г. Бакунин выдан Австрией правительству Николая I и после длительного заключения сослан в 1857 г. в Сибирь на поселение. В 1861 г., бежав из ссылки, он вновь включился в западноевропейское революционное движение. С этого времени и до конца своих дней он целиком посвящает себя служению двум великим целям — борьбе с существующими политическими режимами, с государством вообще и теоретическому поиску анархического общественного идеала.
Бакунинская
политическая теория вырабатывалась в
период начальных шагов
Несмотря на огромное влияние, которое оказали политические взгляды Прудона на формирование анархистской доктрины Бакунина, последний считал Прудона идеалистом и метафизиком. Бакунин расходился с ним во многих вопросах, особенно в главном, касающемся путей построения нового безгосударственного общества. Отрицая реформаторские воззрения Прудона, Бакунин все надежды возлагал на народную революцию, которая должна была уничтожить государство со всеми его институтами.
Восприняв ряд социалистических идей Прудона, Бакунин развил их в своей теории социализма и федерализма. Основные из этих идей сводились к тому, что социализм как общественный строй должен быть основан на личной и коллективной свободе, на деятельности свободных ассоциаций. В нем не должно быть никакой правительственной регламентации деятельности людей и никакого покровительства со стороны государства, последнее вообще должно быть устранено. Все должно быть подчинено удовлетворению потребностей и интересов личности, коллективов промышленных и иных ассоциаций и общества как совокупности свободных людей. Отношения между всеми субъектами общества строятся на принципах федерализма, т. е. их свободного и равноправного союза.
Его учение представляет собой коллективную анархию. Исходным моментом анархической доктрины Бакунина являлась идея о том, что уничтожение всякой государственности выступает в общественной практике как основной способ разрешения всех социальных проблем. Анархия, утверждал Бакунин, явит собой заключительный этап в эволюции общества, связанный с распространением идеи свободы в массах в виде свободы индивидов и ассоциаций.
Исходя
из того, что личность должна быть свободной
и ей нельзя ничего навязывать, Бакунин
в то же время указывают на «всецело
социальный» характер свободы, ибо она
может быть осуществлена «только через
общество» и «при самом строгом равенстве
и солидарности каждого со всеми». Общество
должно предоставить условия для полноценного
развития каждого человека, что и определяет
реальные возможности его социальной
свободы. Но есть и другие проявления свободы
человека, а именно «бунт против всякой
власти - божеской и человеческой, - если
эта власть порабощает личность».
Человек, по словам Бакунина, вступает в противоречие с общественными институтами, ограничивающими его свободу. Тем более он борется с государством как аппаратом чиновников, перерастающим в их бюрократическую корпорацию, подавляющую народ и существующую за счет его порабощения. Сегодня это звучит весьма актуально.
Он отрицает государство, право, собственность и считает, что они должны быть заменены свободной ассоциацией производителей. Государство, по Бакунину, – это некое искусственное социальное образование, которое символизирует собой абстрактное ограничение прав и свобод личности во имя абстрактной и мифической идеи всеобщего блага, это всегда власть меньшинства, противопоставленная народу сила. Оно остается «законным насильником воли людей, постоянным отрицанием их свободы». В конечном счете, оно явно или неявно закрепляет «привилегии какого-нибудь меньшинства и реальное порабощение огромного большинства». Массы людей не понимают этого из-за своего невежества. Их же действительные интересы заключаются в устранении государства, которое их порабощает. На это и должен быть направлен их «справедливый бунт свободы».
Там, где начинается государство, кончается свобода личности, и, наоборот, свобода человека, расширение его прав приводят к переделу сфер влияния государственной власти.
Идеальный общественный строй, по Бакунину, – это не общество, организованное в государство, а общество, основанное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации. Именно федерализм, как основополагающий принцип социального бытия свободных граждан, в противоположность централизму с его ограничением человеческой свободы и самодеятельности, по утверждению Бакунина, должен «спасти в Европе свободу и мир».
Федерация должна объединить индивидов в коммуны, коммуны в провинции, провинции в нации, нации в соединенные штаты Европы. Он разрабатывает основные методы социальных преобразований.
Главное – умственное освобождение, под которым понимается прослеживание атеизма и материализма. Социально-экономическое освобождение опирается на два положения: 1) земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает, т. е. земледельческим общинам; 2) капитал, все орудия труда принадлежат рабочим организациям.
Из
книги М.А.Бакунина «Государственность
и анархия»: «Первая и главная
черта — это всенародное
Достичь поставленных целей Бакунин хотел с помощью революции. Но революция не должна быть политической. Крестьянская община будет важнейшей социальной организацией общества. Он возлагает надежды на бунт, на характер русского народа.
Основные идеи своего учения Бакунин изложил в статье "Наша программа", опубликованной в Женеве в 1868 году. В статье он ратует за полное "умственное, социально-экономическое и политическое освобождение народа". В развернутом комментарии данных тезисов Бакунин выступает против веры в Бога и прочих религиозных предрассудков, касаясь социально-экономической свободы, разъясняет сущность эксплуататорского государства. Любое государство, по мысли Бакунина, держится на факте завоевания, на праве наследственной собственности, на семейном праве отца и мужа и на освящении всех этих основ общества религией. Бакунин пропагандирует идею уравнения в правах женщины и мужчины, отмены семейного права и брака (как церковного, так и гражданского), - касается воспитания и образования детей, все заботы о которых, с упразднением семейного права, должны лечь на плечи всего общества.
В конце статьи Бакунин высказывает два коренных, основополагающих принципа своей доктрины о том, что земля должна принадлежать только тем, кто её обрабатывает своими руками, то есть земледельческим общинам, а капиталы и все средства промышленного производства должны принадлежать рабочим ассоциациям.
Информация о работе Политические идеи российских анархистов М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина