Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 10:23, реферат
Стремление современной молодежи к абсолютной свободе делает идеи анархизма актуальными и в наши дни, однако, без понимания сути этой теории, из высоких и сложных идей она снова может превратиться в банальное оправдание бесчинств.
Основной целью данной работы является исследование теорий классического анархизма как исторически определенного типа политического сознания в России XIX-XX вв.
Введение
1. Понятие анархизма
2. Политико-правовые идеи М.А. Бакунина
3. Взгляд П.А. Кропоткина на государство
4. Сравнение идей Бакунина и Кропоткина
Заключение
Литература
Таким
образом, анархистское общество будущего,
по Бакунину, - это союз свободных, независимых
друг от друга хозяйственных
В 1870-х годах в результате пропаганды идей Бакунина анархизм стал ведущей идеологией революционного народничества, течения, видевшего в русской крестьянской общине готовый элемент будущего социалистического порядка.
3. ВЗГЛЯД П.А. КРОПОТКИНА НА
ГОСУДАРСТВО
«Становясь анархистами, мы объявляем войну не только отвлеченной троице: закону, религии и власти. Мы вступаем в борьбу со всем этим грязным потоком обмана, хитрости, эксплуатации, развращения, порока - со всеми видами неравенства, которые влиты в наши сердца управителями, религией и законом. Мы объявляем войну их способу действовать, их форме мышления».
П.А.
Кропоткин
Преемником Бакунина в роли ведущего идеолога анархизма стал русский революционер Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921), который сосредоточился на теоретической разработке идеала будущего анархического общества, обобщенного им в книгах «Хлеб и воля» (1892) и «Поля, фабрики и мастерские» (1899). Он утверждал, что анархизм есть нечто большее, чем простой способ действия или же идеал свободного общества. Анархизм, кроме того, представляет собой «философию как природы, так и общества».
Кропоткин пошел дальше коллективизма Бакунина и разработал идеологию анархо-коммунизма. По мнению П. А. Кропоткина, совершенно недопустимо отождествлять правительство и государство, ведь последнее включает в себя не только существование власти над определённой частью общества, но и сосредоточение управления, общественной жизни в одном центре. Наличие государства, помимо всего прочего, предполагает возникновение новых отношений, как между различными группами населения, так и между отдельными членами общества. Новый общественный строй мыслился им как вольный союз самоуправляющихся общин, где господствует обязательный для всех труд и полное обобществление не только средств производства, но и предметов потребления.
П.А. Кропоткин писал: «Признавая за всеми своими членами одинаковое фактическое право на все сокровища, накопленные прошлым, это общество не знает деления на эксплуатируемых и эксплуататоров, управляемых и управляющих, подчиненных и господствующих, а стремится установить в своей среде известное гармоническое соответствие - не посредством подчинения всех своих членов какой-нибудь власти, которая считалась бы представительницей всего общества, не попытками установить единообразие, а путем призыва людей к свободному развитию, к свободному почину, к свободной деятельности, к свободному объединению».
Предусматривалась ликвидация «аристократии умственного труда» как одной из форм неравенства и упразднение «университетов и академий..., если ими не пользуется каждый без исключения член общества». Он так же отрицал любые формы диктатуры, выступала ли она в виде самодержавия, господства капитала или власти пролетариата (как у большевиков). «От колыбели до могилы все наши действия управляются началами повиновения государству и всемогущества правительств». Это подчинение, по мнению теоретика, закладывается в умы людей с самого рождения с помощью книг, средств массовой информации и т.п., и мы привыкаем думать, «будто вне правительства и государственных людей ничего не существует».
А между тем Кропоткин считал, что правительство в жизни людей играет очень незначительную роль. Например, миллионы крестьян живут всю свою жизнь, не зная о государстве абсолютно ничего, кроме того, что они вынуждены платить ему большие налоги. Миллионы торговых и биржевых сделок совершаются абсолютно без какого-либо вмешательства правительства. «Простая привычка держать слово, боязнь потерять кредит оказывается более чем достаточными для поддержания той относительной честности, которая называется коммерческою честностью».
По мнению Петра Алексеевича, во все времена люди стремились найти идеальную форму управления государством. Люди пытались решить неразрешимую задачу: «…найти такое правительство, которое могло бы заставить личность повиноваться, причем само не выходило бы из повиновения обществу». Разочаровавшись в различных формах государственного устройства, человечество, как считал теоретик, стало задумываться об упразднении государства как такового и об удовлетворении своих потребностей путем свободного соглашения между личностями и группами, стремящимися к одной цели. «Человечество стремится свести деятельность правительства к нулю и уничтожить государство, это олицетворение несправедливости, притеснения и всевозможных монополий в руках капиталистов».
Стремясь обосновать возможность анархического общества, Кропоткин приступил к разработке этики анархизм, основанной на достижениях «позитивной науки» («Современная наука и анархизм», 1901). Он утверждал, что конкурентной борьбе за существование и в природе, и в обществе противостоит принцип «взаимной помощи», главный фактор человеческой эволюции и этического прогресса («Взаимная помощь как фактор эволюции», 1890). Уничтожение государства, сковывающего действие этого фактора, будет означать переход к естественному анархическому состоянию. Принципы морали Кропоткин выводил из биологических оснований, полагая, что понятие зла имеет источником естественный отбор, а представление о добре — взаимную помощь внутри видов («Этика», 1922).
Как и всякий анархист, Кропоткин продолжал ставить во главу угла своих построений свободу человеческой личности. Но надежда на нравственное очищение этой личности в ходе революции вселяла веру в то, что социальный взрыв сможет снести все перегородки между людьми и породить новое человечество как единый организм, функционирующий, прежде всего, как целое.
Основным методом перехода от государственного общественного устройства к безгосударственному П.А. Кропоткин считал революцию. Причем, теоретик был уверен, что одной революцией цели не достигнуть. Их должно быть несколько. Он утверждал, что военные действия и бунты – это только начало революции, но не сама революция. Если бунт имеет общенародный характер, прежние правители и буржуазия спасаются бегством. Затем, практически сразу на освободившиеся властные места начинают метить «правительственные социалисты, радикалы, непризнанные гении журнализма, напыщенные ораторы – как буржуа, так и рабочие». Пока новоявленные правители примеряют на себя новые роли, простой народ страдает. Встают фабрики, закрываются мастерские, торговля не идет, рабочий теряет даже тот ничтожный заработок, который имел прежде, а цены на самые необходимые товары растут. Такая ситуация повлечет за собой следующую революцию. И это будет продолжаться до тех пор, пока не произойдет главное, когда революция приведет не к замене одной власти другой, а к освобождению народа от всяких властей.
Еще одним важным фактором изменения общества П.А. Кропоткин видел в нравственном развитии человека. Нравственные основы организации общества он разрабатывал в книге «Этика», над которой работал до последних дней своей жизни. Он был уверен, что никакие научно-технические достижения и социальные перевороты не сделают людей счастливей, а жизнь их достойней без высоких нравственных идеалов, без духовной чистоты свободной человеческой личности. По замыслу природы, как он считал, человек устремлен к справедливости и добру, но жизнь в неволе, под гнетом капитала и государства уродует человеческую природу, пробуждая злобу, зависть, ложь, лицемерие, хамство. Этими пороками, по мнению Кропоткина, прежде всего заражены люди, имеющие власть и капиталы, и они распространяют их на все общество. Это и заставляет трудящихся прибегать к революционным переворотам во имя справедливости.
Таким
образом, П.А. Кропоткин считал, что
кроме государственного есть альтернативные
способы устройства общества. По его мнению,
люди должны жить общинами и все решения
принимать сообща. Вся собственность также
должна принадлежать общинам и производственным
союзам. Возможность самоорганизации
людей Кропоткин доказывал на примере
активно образовывавшихся в Европе и Америке
различных добровольных союзов. Основными
способами достижения нового справедливого
устройства общества теоретик считал
ряд революций, которые привели бы к полному
упразднению властных структур, а также
нравственное развитие людей.
СРАВНЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ
БАКУНИНА
И КРОПОТКИНА
На Кропоткина, как и на Бакунина, оказали значительное влияние идеи Прудона о справедливости как «высшем законе и мере человеческих деяний», способные определять направленность деятельности и поведения людей. Из идеи справедливости выводились понятия свободы и равенства.
Как
и Бакунин, Кропоткин резко выступал
против государства и «
В отличие от Бакунина, Кропоткин различал понятия государства и правительства. По Кропоткину, правительство есть понятие, фиксирующее «существование власти над обществом», государство же не сводится лишь к этому. Оно представляет собой особую форму связи мест с этой властью, а также своеобразную форму подключения к власти определенных социальных слоев. Государство подразумевает, писал он, – «сосредоточение управления местною жизнью в одном центре, т. е. территориальную концентрацию, а также сосредоточение многих отправлений общественной жизни в руках немногих. Оно предполагает возникновение совершенно новых отношений между различными членами общества».
Мировоззрение
Кропоткина в своих принципиальнейших
моментах довольно существенно отличается
от бакунинского: Бакунин был в большей
степени практическим деятелем анархического
движения, а Кропоткин - признанным «классиком»
и «теоретиком»; Бакунин в своих работах
делает акцент на разрушении всего, подавляющего
личность, Кропоткин же, напротив, - мыслит
в целом созидательно-конструктивно; Бакунин
подчеркивал классовые противоречия в
обществе, Кропоткин - общечеловеческое
(и даже общеживотное) начало. На смену
бакунинскому «коллективизму» Кропоткин
предлагает свой «коммунизм»; для Бакунина
человек является преодолением и отрицанием
мира природы, для Кропоткина - его органической
частью. В связи с этим у Кропоткина приобретает
новый оттенок, по сравнению с Бакуниным,
критика идеи о создании общества человеком.
Если Бакунин критикует эту идею с позиций
исторического и генетического предшествования
общества человеку, то Кропоткин вводит
новый момент – общество не может быть
создано человеком уже потому, что оно
существовало миллионы лет ранее в животном
мире.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретические и практические установки анархизма, изложенные его российскими вождями, опровергают те стереотипы в предоставлении об этом течении русской и мировой общественной мысли, которые навязывались народу официальной литературой. Последняя преподносила анархизм как явление теоретически и практически сугубо негативное, оправдывающее под флагом анархистского понимания свободы всякие беспорядки и потому в основе своей разрушительное. Знакомство с этим течением и его объективный анализ приводят к несколько иным выводам.
Одна из центральных идей Бакунина и Кропоткина «полнейшей свободы личности» - в значительной степени умозрительна и наивна, как и идея уничтожения всякого государства, так как не дано убедительного ответа на вопрос, как это реально можно сделать.
Суть концепции Бакунина выражена в словах: «предоставьте вещи их естественному течению». Отсюда одна из его центральных идей анархизма - идея свободы личности как ее естественного состояния, которое не должно нарушаться никакими государственными институтами.
Концепция Кропоткина – это отрицание внутренней структурированности будущего общества и переходных стадий к нему. Он отмечал некоторые общие принципы, на которых строится жизнь любой большой группы животных: борьба за поддержание существования целого, подчинение индивидуальных интересов общим интересам, равенство и взаимопомощь и др. Однако, в любом естественном сообществе Кропоткин отрицал наличие явлений, сходных с государством в человеческом обществе.
Многие положения анархизма не лишены достоинств. Это идеи справедливости, равенства и свободы личности, самоуправления, а также идея федерального характера взаимоотношений разных социальных союзов и организаций. Не случайно анархизм имел и имеет в настоящее время немало сторонников и последователей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кропоткин П. А. Анархия: Сборник / Сост. и предисловие Р. К. Баландина. — М.: Айрис-пресс, 2002
2.
Малов-Бойчевский П. Г. Политические идеи
М. А. Бакунина — Статья, 1994 (http://samlib.ru/m/
3.
Электронный источник: Мегаэнциклопедия
Кирилла и Мефодия, http://www.megabook.ru/
4.
Электронный источник: Молодежная Анархистская
Организация, http://omao.narod.ru/anarchy5.
Информация о работе Политические идеи российских анархистов М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина