Политические элиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:41, реферат

Описание

В ходе моего исследования я изучила 52 источника, из которых 37 учебников, 12 интернет-источников, журналы «Проблемы управления», «США-Канада», «Полис». Для непосредственного написания реферата я использовала 20 источников: 9 учебников и 4 интернет-источника.
В наибольшем объеме из всех изученных мной источников проблемы формирования политических элит рассматриваются в учебниках Ашина, Лозанского, Кравченко, Решетникова, Пугачева, Василика, интернет-источнике Political. Из всех проработанных мной научных журналов только в журнале «Полис» рассматривается проблема формирования элит, однако в приведенных там статьях анализируются политические элиты России на современном этапе.
Мой реферат состоит из 3 глав:
В первой главе я рассмотрела общие принципы и механизмы формирования политических элит, а во второй и третьей частях более подробно остановилась на формировании политических элит СССР и США, стран с разными политическими системами.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. Механизмы формирования поэтических элит…………………….2
ГЛАВА 2. Механизмы формирования поэтических элит в СССР…………..8
ГЛАВА3. Механизмы формирования поэтических элит в США…………….11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованной литературы………………………………………….15

Работа состоит из  1 файл

механизм.docx

— 56.06 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение …………………………………………………………………………2

ГЛАВА 1. Механизмы формирования поэтических элит…………………….2

ГЛАВА 2. Механизмы формирования поэтических элит в СССР…………..8

ГЛАВА3. Механизмы формирования поэтических элит в США…………….11

Заключение……………………………………………………………………….13

Список использованной литературы………………………………………….15

 

Введение

Я, Некревич Наталья, представляю реферат на тему «Механизмы формирования политических элит».

В ходе моего исследования я изучила 52 источника, из которых 37 учебников, 12 интернет-источников, журналы «Проблемы управления», «США-Канада», «Полис». Для непосредственного написания реферата я использовала 20 источников: 9 учебников и 4 интернет-источника.

В наибольшем объеме из всех изученных мной источников проблемы формирования политических элит рассматриваются в учебниках Ашина, Лозанского, Кравченко, Решетникова, Пугачева, Василика, интернет-источнике Political. Из всех проработанных мной научных журналов только в журнале «Полис» рассматривается проблема формирования элит, однако в приведенных там статьях анализируются политические элиты России на современном этапе.

Мой реферат состоит из 3 глав:

В первой главе я рассмотрела общие принципы и механизмы формирования политических элит, а во второй и третьей частях более подробно остановилась на формировании политических элит СССР и США, стран с разными политическими системами.

 

 

ГЛАВА 1.

Общие принципы и механизмы формирования политической элиты.

В соответствии с Решетниковым, политическая элита — это организованное меньшинство, контролирующая группа, которая является частью класса или социального слоя и обладает реальной политической властью, возможностью воздействовать на все без исключения функции и политические действия данного общества.

Предпосылки возникновения  элиты связаны с рядом факторов, выделенными такими авторами, как Пугачев, Соловьев:

  • психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;
  • законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности;
  • высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;
  • широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (поскольку политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей);
  • практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;
  • политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики.

Характер деятельности любой политической элиты напрямую зависит от системы  ее рекрутирования. Следует отметить, что современным странам присущи  различные системы рекрутирования политической элиты, которые определяют конкретные механизмы и каналы элитообразования. Механизмы рекрутирования политической элиты — это принципы выдвижения в ее состав новых представителей. Такими принципами, в зависимости от политической системы, типа политического режима, могут быть наследование, кровное родство, владение собственностью, профессиональная компетентность, образование, партийная принадлежность, личная преданность, выслуга лет и т. д. Механизмы и каналы рекрутирования элиты не существуют статично, они подвержены изменениям и динамике [4]. Универсальными для всех стран являются каналы рекрутирования элиты - те социальные институты, включенность в которые дает людям возможность достичь власти. К таковым относятся:

  • Политические партии. Особенно велика их роль в западноевропейских государствах, где претендент на вхождение в элиту должен пройти по всем ступеням партийной иерархии. Так делали свою карьеру М. Тэтчер, Ф. Миттеран, Г. Коль и те политики, которые сегодня сменили их на ключевых государственных постах.
  • Бюрократический аппарат. Значительная доля чиновников прослеживается в элите всех развивающихся стран, а также таких высокоразвитых государств, как Япония и Швеция.
  • Церковь и околоцерковные религиозные организации. Этот канал рекрутирования более характерен для исламских стран и стран с сильным влиянием католицизма.
  • Профсоюзы. Профсоюзные лидеры играют заметную роль в политических элитах многих стран. Бывший президент США Р. Рейган и бывший президент Польши Л. Валенса "вошли" в "большую политику" как лидеры профсоюзных движений.
  • Экономические институты, сфера бизнеса.
  • Армия. Влияние этого фактора особенно велико в странах Латинской Америки, Африки и Азии. Три последних премьер-министра Израиля - боевые генералы. В современной России присутствует тенденция увеличения количества бывших военных во властных структурах регионального уровня.
  • Система образования играет существенную роль во всех странах. По отзывам британских политологов, этой страной управляют исключительно люди, окончившие Оксфорд или Кембридж, имеющие одно или два высших образования, чаще всего юридическое и экономическое. Американский истеблишмент (этим понятием в США обозначают правящую элиту), как правило, состоит из выпускников университетов, относящихся к так называемой "Лиге плющей", среди которых Гарвардский, Йельский и Принстонский.

Универсальными являются и основные системы рекрутирования элиты. Система рекрутирования - это механизм формирования и воспроизводства элиты, включающий в себя критерии, порядок и круг лиц, осуществляющих отбор. В наиболее общем виде представления о системах рекрутирования в форме демократической и аристократической тенденций были сформулированы еще Г. Моска. Современная наука трактует их соответственно как антрепренерскую систему и систему гильдий. 

Система гильдий предполагает закрытый и неконкурентный характер отбора, который осуществляется достаточно узким кругом лиц (селекторатом), медленное  продвижение кандидатов вверх по ступеням власти. Отбор осуществляется из определенных (весьма ограниченных) социальных групп или партий. По отношению к кандидатам выдвигается  множество формальных требований, призванных подтвердить не столько их компетентность, сколько лояльность вышестоящему начальнику. Обновление элиты происходит медленно и нерегулярно. Она очень консервативна, в ней отсутствует конкуренция, поэтому она склонна к воспроизводству одного типа руководителей, обрекая элиту на постепенное вымирание, превращение в замкнутую касту.

Подобный тип формирования элиты характерен для традиционных обществ (элита - каста в древней  Индии, элита - аристократия в средневековой  Европе). В ХХ в. наиболее четко система  гильдий проявилась в тоталитарных (элита - партия в СССР) и авторитарных (элита - корпорация в Чили, Иране) политических системах. Крайним выражением системы  гильдий стал номенклатурный способ формирования элиты в бывшем СССР. Элита подбиралась сверху с учетом рекомендаций партийных органов, социального происхождения, партийности, декларируемой верности официальной идеологии.

Иные принципы заложены в антрепренерскую (предпринимательскую) систему отбора. Она ориентируется на такие качества кандидата, как его творческие потенции, способность убеждать, умение нравиться избирателям. Антрепренерская система открывает доступ к власти (хотя бы формально) различным социальным группам общества, поскольку применяет к кандидатам ограниченное число требований. Сам процесс отбора характеризуется острым противоборством кандидатов. Подобная система демократична, предполагает приток в элиту наиболее одаренных людей, соответствующих требованиям времени.

Использование каждой из систем может  иметь неоднозначные последствия  как для самой элиты, так и  общества в целом. Так, система гильдий, с одной стороны, формирует однородную элиту, обеспечивает предсказуемость  и преемственность политического  курса, а с другой, ее длительное использование приводит к отрыву элиты от общества, к ее старению и бюрократизации, а в конечном итоге - к вырождению господствующей группы и потери ею способностей к  управлению обществом. Антрепренерский  способ рекрутирования элиты, характерный  для современных демократических  обществ, обеспечивает динамизм и гибкость элиты, более полную легитимацию ее власти. Но и у этой системы есть свои недостатки. К важнейшим следует отнести:

  • неустойчивость внутренней структуры элиты, возможность возникновения конфликтов между ее разными сегментами;
  • частую смену политического курса в силу отсутствия единства во взглядах различных политиков;
  • риск популизма, возможность прихода в политику случайных людей, не столько компетентных, сколько известных. [13].

На практике ни гильдейская, ни антрепренерская системы  отбора не используются в чистом виде. Обычно недостатки одной системы  компенсируются заимствованием достоинств другой, поэтому чаще всего используются обе системы в определенном сочетании.

В учебнике «Курс политологии», а также в некоторых интернет-источниках (http://works.tarefer.ru/66/100110/index.html) указываются механизмы формирования и пополнения политической элиты, которые осуществляются по двум основным вариантам:

  1. Закрытый механизм формирования политической элиты. Данная тенденция типична для государств с авторитарным и тоталитарным политическими режимами. При таком варианте формирования и и обновления политической элиты используется «Система гильдий.
  2. Открытый механизм. Действие данного механизма характерно для государств с демократическим политическим режимом. Такой механизм реализуется с использованием «антрепренерской системы».

Бельский и Сацута также  приводят еще один вариант формирования политической элиты:

  1. Полуоткрытый вариант, ориентированный на отбор претендентов в элиту из различных слоев общества по рекомендации политических и других ангажированных организаций. Он предполагает при выдвижении и отборе кандидатов в состав элиты использование элементов как «антрепренерской системы», так и «системы гильдий».

В интернет-источнике Элитариум приводятся следующие механизмы формирования политических элит:

  1. Интенсивные внеполитические и внегосударственные дискуссии.

Элиты, как правило, возникают в  дискуссиях относительно базовых ценностей, трансценденций власти, стратегий страны, обернутых на ситуацию «здесь и теперь».

  1. Участие в формировании инстанций власти.

Работу этого механизма легко  проиллюстрировать на примере того, как появляется подлинная элита  в бизнесе. Бизнес мог бы постепенно формировать свою собственную инстанцию власти — богатство. Представители бизнеса, которые бы занимались этим вопросом и строили такие механизмы, могли бы выращивать из себя элиту, т.е. все шло бы на самоорганизации.

  1. Надпрофессионалъные решения по поводу жизни страны в целом.

Элитой среди государственных  чиновников могли бы становиться  люди, которые начинают обсуждать  воспроизводство жизни и культуры страны в целом.

Судебная элита могла бы формироваться из людей, которые по отношению к суду сами сформируют приоритет закона, справедливости, соответствия духу закона, начнут действовать сами в этом духе и создадут механизмы его поддержания и воспроизводства. Вовсе не обязательно, что они будут являться высшими судебными чиновниками. Важно, чтобы они сохраняли ценности права и справедливости.

Элита из людей, занимающихся народным образованием, может сформироваться скорее не среди чиновников от образования, профессоров и преподавателей, а среди тех, кто за образованием видит эксклюзивную функцию формирования конкурентоспособных в мировом масштабе людей и работает именно в этом направлении. За счет этого можно сделать образование одной из независимых инстанций власти, перед которой открываются большие перспективы.

Медицинская элита могла бы начать превращать медицину в инстанцию биовласти (создания и приумножения здоровых людей, формирования здоровья как ценности).

Элита средств массовой информации могла бы стать элитой за счет того, чтобы следить за объективностью информации, выделять из своей среды лучших журналистов. Если появляются люди, которые этим обеспокоены и начинают создавать схемы, позволяющие удерживать и воспроизводить эти принципы и ценности, то они и становятся элитой. Вместо этого нынешние СМИ скорее рассматриваются в контексте PR или чего-то вроде пропаганды. Четвертая власть, как любят называть СМИ, именно как власть появляется тогда, когда формируется прослойка людей с ценностями, превышающими их меркантильные и сиюминутные интересы, людей, которые видят свою задачу в том, чтобы поддерживать сущность СМИ.

  1. Технология «социального лифта».

Для того чтобы сформировать современную  элиту, очень важно построить  механизм насыщения, селекции и циркуляции элит. В элиту и власть должны попадать все новые и новые  люди. В противном случае те, кто  попадают во власть, стремятся в  ней закрепиться и тем самым  препятствуют притоку «свежей крови». [12].

Вместе с тем необходимо принимать во внимание роль и место  неофициальных отношений в системе  элитообразования. В самой жесткой  институциональной структуре всегда существует пространство для неофициальных  взаимоотношений между представителями  политической элиты. Следствием институциональных преобразований системы рекрутирования элиты может быть доминирование нелегитимных, неформальных механизмов элитообразования. В этом случае ключевыми принципами формирования и функционирования элиты становятся неофициальные, «закулисные», персональные связи и отношения. Подобная ситуация может привести к серьезному разрыву между публичной системой отбора политической элиты и действительным способом формирования власти. В результате вместо политических взаимоотношений правящая элита — оппозиция складываются формы межкомандной, межкорпоративной конкуренции, когда место политических партий, других политических посредников занимают группировки и кланы, которые в качестве механизмов взаимодействия используют принципы этнической солидарности, земляческие и родственные связи. Подобная ситуация серьезно деформирует элитообразование и не позволяет правящей элите эффективно решать стоящие перед обществом проблемы. [4].

Информация о работе Политические элиты