Политические концепции нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 00:42, контрольная работа

Описание

Политические теории нового времени были направлены на обоснование
воз­можности устройства общества на принципах ра­ционализма, свободы и
гражданского равенства. Одни теории отражали требования зарождавшейся
буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исходя из принципов
естественного права, согласно которым каждый человек рожда­ется с
неотъемлемыми правами на жизнь и сво­бодное развитие, на труд, участие в
делах обще­ства и государства, мыслители нового времени стремились доказать
противоестественность и не­разумность существовавших в тот период фео­дальных
политических порядков и учреждений.

Содержание

Введение.................................................. ст. 3
Общая характеристика развития политической мысли
Нового времени................................. ст. 4
Политические идеи европейского социализма XVI – XVII
ст............................. ст. 7 Теории естественного
права и общественного договора.. ст.10
Заключение................................................ ст.21
Библиография.............................................. ст.22

Работа состоит из  1 файл

Политические концепции нового времени.docx

— 43.93 Кб (Скачать документ)

Политические концепции  нового времени 

                                      План:                                     

Введение.................................................. ст. 3

     Общая      характеристика развития политической               мысли

Нового времени.................................      ст. 4 

Политические      идеи европейского                    социализма XVI – XVII

ст.............................      ст. 7  Теории      естественного

права и общественного  договора.. ст.10

Заключение................................................ ст.21

Библиография.............................................. ст.22

                                    Введение                                   

Политические теории нового времени были направлены на обоснование

воз­можности устройства общества на принципах ра­ционализма, свободы и

гражданского равенства. Одни теории отражали требования зарождавшейся

буржуазии, которая  боролась против феодальных устоев. Исходя из принципов

естественного права, согласно которым каждый человек  рожда­ется с

неотъемлемыми правами  на жизнь и сво­бодное развитие, на труд, участие в

делах обще­ства и государства, мыслители нового времени стремились доказать

противоестественность и не­разумность существовавших в тот период фео­дальных

политических порядков и учреждений. Выводы политической науки той эпохи

больше приобретали  практический характер, ориентиру­ясь на решение назревших

социальных проблем.

Но зарождались  и другие политические взгляды, прямо  противоположные первым.

Особый, антибуржуазный смысл разработка вопросов власти, государства и права

приобретает в рамках такого общественного движения, каким  явился социализм.

Имен­но в XVI—XVII вв. он стал занимать самостоятельное и достаточно заметное

место в умственной жизни европей­ского общества.

1. Общая характеристика  развития                               политической

мысли Нового времени

Одной из фундаментальных  политических идей нового времени была идея

договорного ха­рактера государства, которая пришла на смену средневековой

теории божественного  происхож­дения государства. В этой идее нашли отраже­ние

рационально-критическое  отношение к ре­альности и желание создать новые

вдохновляю­щие идеалы. Экономически господствовавший класс буржуазии

стремился отобрать у феодалов и политическую власть. Идеологическим

обосно­ванием правомерности такого шага, необходи­мости создания новых

политических институтов и порядков, которые соответствовали  бы природе

человека, его естественным правам, стала тео­рия «общественного договора».

В основу теории была положена идея о том, что независимый  самостоятельный

индивид, появление  которого было возможно только благодаря  утвержде­нию

частной собственности, составляет первооснову социального  здания — общества.

В целях реализации своих священных и неотчуждаемых  естественных прав и свобод

совокупность автономных индивидов за­ключают общественный договор. Этот

договор означа­ет переход от естественного состояния общества, когда человек

был частью природы  и открыто проявлял свои природные  страсти, эгоизм,

жестокость, к циви­лизованному, т. е. к государственно-организованному

существованию. Переход  к цивилизованному сущест­вованию выражал желание

человека установить поря­док и справедливость, потребность в обеспечении

по­литико-правовых гарантий естественного равенства  индивидов.

Другая идея Европейского социализма обратилась к проблематике государства,

права, власти в поисках  ответа на вопрос о том, какими должны быть политико-

юридичес­кие институты, способные адекватно воплотить строй, ос­нованный на

общности имуществ, покончивший с частной собственностью, с материальным

неравенством между  людьми, с прежними тираническими  формами правления.

Внутри этого движения, выражавшего извечные ус­тремления общественных низов к

социальной справедли­вости, складывались и циркулировали весьма разные

взгля­ды и представления. Эти идеологические образования от­личаются друг от

друга не только в  силу того, что неоди­наковы защищаемые ими проекты

организации публичной  власти будущего. Различен и содержащийся в них

прин­цип, в соответствии с которым должен создаваться и функ­ционировать

новый миропорядок. В одних случаях на пе­редний край выдвигается и таким

принципом признается рациональность, в иных случаях —  свобода, в третьих —

равенство и т. д. В таких проектах преломляется весьма различный социально-

исторический опыт. То же надо ска­зать и о методологии проектирования

социалистами систе­мы политико-юридических институтов, пригодной — с их точки

зрения — для  грядущего общества. Немаловажные различия есть в манере,

приемах, стиле изложения политико-юридических идеалов, фигурирующих у

названных мыслителей.

Существовала и  теория естественного права. Гуго Гроций определял Естественное

право определял  как "предписание здравого разума". Согласно этому

предпи­санию то или иное действие — в зависимости  от его соот­ветствия или

противоречия разумной природе человека — признается либо морально позорным,

либо морально не­обходимым. Естественное право, таким образом, выступа­ет в

качестве основания  и критерия для различения долж­ного (дозволенного) и

недолжного (недозволенного) по са­мой своей природе, а не в силу какого-либо

волеустановленного (людьми или богом) предписания (дозволения или запрета).

Другое понимание  естественного права дал Бенедикт Спиноза. Законы природы он

характеризовал как "решения Бога, открытые естественным светом", т. е.

раскрытые че­ловеческим разумом, а не данные в божественном откро­вении.

Вместе с тем  законы и правила природы, по кото­рым извечно все происходит,

это "сила и могущество дей­ствия" самой природы.

На таком понимании  законов природы строится и трактовка  Спинозой естественного

права, поскольку  чело­век — это частичка природы  и на него, как и на всю

ос­тальную природу, распространяются все естественные за­кономерности и

необходимости. "Итак, — писал Спиноза, — под правом природы я понимаю

законы или правила, со­гласно которым все совершается, т. е. самую мощь

приро­ды. И потому естественное право всей природы и, следо­вательно, каждого

     индивида  простирается столь далеко, сколь  далеко простирается их мощь".    

           2. Политические идеи европейского  социализма XVI – XVII ст.          

Наиболее видными  писателями социалистического направления  в рассматриваемый

период были Томас  Мор (1478—1535) и Томмазо Кампанелла (1568—1639). Т. Mop —

автор по-своему эпохального  произведения "Утопия" (1516). Т. Кампанелла

создал всемирно известный "Город Солнца" (1602, первая публикация — 1623 г.).

Т. Мор утверждает в "Утопии", что, пока существует частная  собственность, нет

никаких шансов на выздоров­ление социального организма. Больше того: "Где

только есть частная  собственность, там вряд ли возможно пра­вильное и

успешное течение  государственных дел". Вы­ход у  человечества один —

"совершенное уничтожение  частной собственности".

Общество, согласно Т. Мору, является результатом заговора богачей.

Государство же —  их простое орудие. Они его используют в целях угнетения

народа, для защи­ты своих корыстных материальных интересов. Силой, хит­ростью

и обманом богачи подчиняют себе бедный люд, обез­доливают его. Делается это и

с помощью законов, пред­писаний власти, которые навязываются народу от имени

государства.

В укор тогдашнему реальному  обществу Т. Мор рису­ет воображаемую страну

(Утопию), которая  сумела изба­виться от частной  собственности и сопутствующих

ей по­роков и  которая сумела вследствие этого зажить почти беспроблемной,

блаженной жизнью. "Утопия" написана в форме рассказа о путешествии, который

ве­дется от имени вымышленно

го лица Гитлодея. Книга делится на две части,

в ней преобладают  два круга тем: критика современного Мору

общества; описание государственного строя на острове  Утопия, зате­рянного в

просторах Индийского океана. В Утопии нет частной

собственности. Земля  там — собственность общественная. Обществу принадлежит и

вся производимая в  нем продук­ция. Она вырабатывается семейно. Каждая семья

занима­ется определенным ремеслом. Семейно-ремесленная орга­низация составляет

производственную  структуру утопийского общества. Сельскохозяйственные работы

ведутся на началах  трудовой повинности, которую обязаны  отбывать все граждане.

Рабочий день длится 6 часов. Особые долж­ностные лица следят за тем, как

работают утопийцы.

Политический строй  Утопии проникнут принципами демократи

зма и основан на выборности всех должностных лиц - от

филарха или сифогранта, избираемого каждыми 30

семействами, до принцепса, который выбирается

всеми филархами из четырех кандидатов, на

званных наро­дом. Принцепс избирается

пожизненно. Однако он может быть смещен, если

будет заподозрен в  стремлении к тирании. Остальные  долж

ност­ные лица и сенат, состоящий из старых и опытных граждан, избираю

т­ся ежегодно. Ни одно важное дело не

решается без сената и народного собра­ния. По

всем важным вопросам филархи советуются с главами

семейств.

Таким образом, представительная система сочетается с элемен­тами

непосредственной  демократии.

Главная забота государства - организация произ

водства и рас­пределения. Наряду с этим оно борется с преступностью,

обеспечи­вает охрану страны от агрессии и проводит внешню

ю политику, целью  которой является обеспечение мира. Однако это не мешает

утопийцам оказывать вооруженную помощь своим

друзьям во имя защиты справед­ливости. Интернациональная солидарность

утопийцев проявляется и в том, что они дарят седьмую часть своего экспорта

неимущим тех стран, с которыми они ведут торговлю.

Т. Кампанелла в "Городе Солнца" выделяет три ветви власти, создаваемые

применительно к  трем основным ви­дам деятельности и "заведующие" каждой из

них. Каковы эти виды деятельности? Во-первых, военное дело; во-вто­рых,

наука; в-третьих, воспроизводство  населения, обес­печение его пищей и

Информация о работе Политические концепции нового времени