Политические конфликты и их специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 11:42, контрольная работа

Описание

Цель настоящей работы состоит в рассмотрении сущности, причин и типологии политических конфликтов, а также механизма возникновения и форм разрешения политических конфликтов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Причины, сущность и типология политических конфликтов ………….. 4
Механизм возникновения и разрешения политических конфликтов,
формы их разрешения……………………………………………………...10
Заключение……………………………………………………………………....14
Список литературы……………………………………………………………...15

Работа состоит из  1 файл

контр_политология_конфликты.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)


Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

                                         Группа № Э-2

 

 

1.                   КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине _Политология__________________________________________

 

                                                Бубенщиковой Евгении Александровны                         .

(фамилия, имя, отчество в родительном падеже)

 

 

 

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ _Культуры    _

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Социально-культурная деятельность

 

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ:

(ДНЕВНАЯ, ВЕЧЕРНЯЯ, ЗАОЧНАЯ)

          подчеркнуть

 

 

ТЕМА: Политические конфликты и их специфика

 

 

 

 

 

 

 

 

«2» марта 2010 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………              3

  1. Причины, сущность и типология политических конфликтов              …………..              4
  2. Механизм возникновения и разрешения политических конфликтов,
    формы их разрешения……………………………………………………...10

Заключение……………………………………………………………………....14

Список литературы……………………………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Социальная неоднородность общества, различие в уровне  доходов, власти, престиже и  т. д. нередко  приводят  к  конфликтам.  Конфликты  являются  неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского  общества. Все это  обуславливает  пристальное внимание  политологов к исследованию конфликтов.

Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества - это результат глубоких изменений в содержании и формах  жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике,  политике, культуре. Проявлением  кризиса общества служит резкий  подъем социальной  напряженности. Социальное  напряжение нередко перерастает в конфликт. Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский политолог Э. Гидденс  дал такое  определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную  борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки  этой борьбы, ее  способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная  общность  в той или иной  степени  подвержены  конфликтам.  Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали  возникновению  специальной  отрасли знания - конфликтологии.

Цель настоящей работы состоит в рассмотрении сущности, причин и типологии политических конфликтов, а также механизма возникновения и форм разрешения политических конфликтов.

 

2.      ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ
ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

 

Политический конфликт в любом обществе любой эпохи возникает вследствие несовершенства политической системы. Понятие политического конфликта – понятие, проистекающее из данной в настоящий момент политической ситуации. Именно из такого понимания политического конфликта мы исходим в нашем реферате. «Политическая система общества – система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Наряду с государством как основным звеном политической системы, в нее входят партии, профсоюзы и другие организации. Общественные отношения в процессе осуществления политической власти определяют содержание деятельности учреждений и организаций, составляющих политическую систему. Она формируется в процессе деления общества на классы и появления государства и в ходе исторического развития классового государственно организованного общества становится все более разветвленной».

В качестве основной, универсальной причины конфликта можно назвать несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения.

Причинами конфликтов также являются:

  • Вопросы власти. Люди занимают неравное положение в системе иерархий: одни управляют, командуют, другие - подчиняются. Может сложиться ситуация, когда недовольными бывают не только подчиненные (несогласие с управлением), но и управляющие (неудовлетворительное исполнение).
  • Нехватка средств к существованию. Недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги и т.д., что объективно нагнетает напряженность в обществе.
  • Следствие непродуманной политики. Принятие властными структурами поспешного, неотмоделированного решения может вызвать недовольство большинства народа и способствовать возникновению конфликта.
  • Несовпадение индивидуальных и общественных интересов.
  • Различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий.
  • Зависть.
  • Ненависть.
  • Расовая, национальная и религиозная неприязнь и др.

Все политические конфликты в обществе можно разделить на два основных вида: горизонтальные и вертикальные.

  1. Горизонтальные политические конфликты. В них борьба за власть и властные полномочия ведется в рамках существующего режима. Например, между правительством и парламентом, различными политическими группировками в правящей элите, государством и отдельными субъектами политики (личностью, группой, институтом) и т.д.

Цели и причины возникновения горизонтальных конфликтов — совершенствование существующей системы власти. Например, смена неугодных лидеров или правящей элиты, частичная корректировка политического курса, увеличение или уменьшение властных полномочий тех или иных субъектов политики и т. п.

В демократической политической системе горизонтальные политические конфликты институционализированы и в определенной степени запрограммированы. Большинство из этих конфликтов носит открытый, публичный характер, например, парламентские дебаты, роспуск парламента и назначение досрочных выборов, вотум недоверия правительству, обращение в конституционный суд и др.

Тоталитарный режим власти не признает никаких политических конфликтов и стремится их не допустить. Если же горизонтальные конфликты в тоталитарной политической системе и случаются, то они приобретают форму заговора или дворцового переворота. Примером горизонтального конфликта в тоталитарном государстве может служить факт смещения в 1964 г. с поста первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева. Пленум ЦК КПСС (14 октября 1964 г.), решавший вопрос об освобождении Н. С. Хрущева от занимаемой должности, был внеочередным и собрался в отсутствие своего секретаря и больше походил на заговор.

  1. Вертикальные политические конфликты. В них конфронтация проходит по линии “власть – общество”. Социальная политическая структура общества весьма неоднородна. Различные социальные слои, классы и этнические группы в этой структуре занимают различные позиции (статусы) и играют разные роли. Иерархичность статусно-ролевой структуры, неравный доступ к ресурсам и власти порождают политические конфликты на всех уровнях вертикали “власть – общество”.

Вертикальные политические конфликты, в свою очередь, можно разделить на два подвида:

а) статусно-ролевые конфликты используются в борьбе за повышение личного и группового статуса (роли) в политической структуре общества (за место в иерархии политической власти, за совокупность и объем политических прав и свобод, за возможность участвовать в политической жизни и влиять на нее, за соответствие статуса и роли и др.)

Статусно-ролевые конфликты возникают не только по вертикали “верхи” -“низы”, но и по горизонтали – между политическими субъектами, находящимися примерно на одинаковых ступенях статусно-ролевой структуры (борьба партий и фракций в партии)

б) режимные политические конфликты преследуют цели сверже­ния существующего политического строя или радикального измене­ния политического курса.

Все многообразие причин возникновения режимных конфликтов можно свести к двум основным:

  1. Ущемление базовых социально-экономических и политических потребностей и интересов значительной части населения страны.
  2. 2. Различия в оценках, ценностных ориентациях, целях, представ­лениях по поводу политического и социально-экономического раз­вития общества (различия политических культур).

Ущемление базовых потребностей может быть вызвано как объек­тивными, так и субъективными факторами.

Объективные факторы:

        кризис естественного социально-экономического развития об­щества (например, кризис СССР в 80-е гг.);

        трудности, связанные с радикальным реформированием соци­ально-политической системы общества;

        результат непредвиденных обстоятельств (стихийное бедствие, мировой финансовый кризис, внешние войны и т. д.

Субъективные факторы

        явные просчеты в социально-экономической политике (неком­петентность);

        нежелание правящей элиты учитывать коренные интересы и потребности подвластных классов и социальных слоев;

        осознание (восприятие) подвластными социальными слоями и классами существующей политической системы распределения ресурсов (в том числе власти) как несправедливой и незаконной;

        Каковы бы ни были причины ущемления базовых потребностей человека, но если значительная часть населения страны не находит своего места в существующей социально-политической структуре общества и не способна удовлетворить свои базовые потребности в рамках существующих социально-политических институтов, то она будет стремиться разрушить или радикально изменить эти институ­ты. Примерами таких конфликтов является борьба левых партий и движений в России против существующего в настоящее время ре­жима политической власти.

Как виды политических конфликтов, выделяют также конфлик­ты ценностей и конфликты интересов.

В конфликте ценностей (ценностных ориентации) противоречия заключаются в различных представлениях о самой политической системе, политическом курсе страны и правилах политической игры. В ценностных конфликтах возможна постановка сакраментального для России вопроса “Что делать?”.

В конфликте интересов борьба идет в сфере распределения и пе­рераспределения различных ресурсов (власти, материальных благ, духовных ценностей и пр.). Здесь вопрос ставится “Как делать?”.

Одной из разновидностей политического конфликта является кон­фликт политических культур. В этом конфликте происходит столк­новение различных политических ценностей, норм, обычаев, тради­ций, способов политического поведения, ценностных ориентации и целей политического развития. Особенно заметными эти конфликты становятся в периоды радикальных реформ в обществе, когда сталки­ваются старая и новая политические культуры. Например, борьба ста­рой тоталитарной политической культуры с новой либерально-демо­кратической в современном российском обществе.

Различают также политические конфликты по признаку объек­тивности:

        подлинный, вызванный объективными противоречиями;

        случайный, условный, еще не осознаваемый участниками;

        смещенный, лишь косвенно связанный с объективными противоречиями;

        приписанный, указывающий на субъекты, не находящиеся в кон­фликте;

        ложный, не имеющий реальных причин.

В грязной политике, как правило, идет подмена реальных, объек­тивно обусловленных конфликтов ложными, смещенными, невер­но приписанными и другими.

Политические конфликты особенно важно различать по глубине лежащих в их основании противоречий. По мнению американского политолога А. Раппорта, есть конфликты: типа “схватка”, когда в основе конфликта лежат непримиримые противоречия; типа “деба­тов”, где возможны компромиссы; типа “игр”, где обе стороны дей­ствуют в рамках единых правил и не разрушают сложившихся отношений.

Как и другие социальные конфликты, политические бывают локальными, общими, кратковременными, долговременными, субъективными, объективными, насильственными, мирными и происходят на уровне Центра, региона, отдельного города и района.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕХАНИЗМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ
ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ, ФОРМЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

 

Политический конфликт не следует также рассматривать как нечто статичное, одномоментное. Политический конфликт, как и всякое иное социальное явление, не имеющее характера одномоментности, следует рассматривать в динамике, в развитии и изменении.

Следует согласиться с мнением политолога В. Смоленского  о прохождении политическим конфликтом ряда стадий, которые в нашей редакции будут выглядеть следующим образом:

Информация о работе Политические конфликты и их специфика