Политические конфликты и их специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 11:42, контрольная работа

Описание

Цель настоящей работы состоит в рассмотрении сущности, причин и типологии политических конфликтов, а также механизма возникновения и форм разрешения политических конфликтов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Причины, сущность и типология политических конфликтов ………….. 4
Механизм возникновения и разрешения политических конфликтов,
формы их разрешения……………………………………………………...10
Заключение……………………………………………………………………....14
Список литературы……………………………………………………………...15

Работа состоит из  1 файл

контр_политология_конфликты.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)
  1. Потенциальная возможность возникновения конфликтной ситуации (еще нет реальных предпосылок, свидетельствующих о наличии конфликта, однако существует ряд посылок, обуславливающих ситуацию напряженности);
  2. Переход потенции в реальность (есть обстоятельства, свидетельствующие о наличии предконфликтной  обстановки – определенные трения, высказывания, негативная атмосфера, осознание сторонами угрозы своим интересам);
  3. Конфликтные действия (т.е. сам политический конфликт во всем многообразии своего проявления);
  4. Разрешение конфликта или его угасание.

Следовательно, представленная четырехфазная структура, на мой взгляд, в наибольшей мере отражает ход и развитие политической ситуации до перерастания ее в политический конфликт, хотя данная система носит схематичный характер, поскольку в каждой из стадий можно выделить множество подстадий применительно к конкретно взятому случаю.

Способы урегулирования политических конфликтов, прежде всего, зависят от определения вида конфликта. Если мы имеем дело с горизонтальным (частичным) конфликтом, субъектами которого, как правило, выступают политические институты и организации, функционирующие в рамках существующей политической системы (например, исполнительная и законодательная ветви власти), то данный конфликт является полностью институционализированным и его урегулирование предопределено законодательно закрепленными правилами политической борьбы (например, Конституцией). Урегулирование таких конфликтов во многом зависит от искусства политических лидеров, используя группы поддержки, находить сторонников и компромиссы. Если в ходе дискуссий, дебатов, переговоров, работы согласительных комиссий не удается найти компромисс и конфликт заходит в тупик, то в демократической политической системе существуют варианты его разрешения:

        обращение в Конституционный суд;

        отставка правительства;

        роспуск парламента (Госдумы) и назначение досрочных парламентских выборов;

        организация и проведение референдума по спорным вопросам и др.

В политической жизни современной России уже имел место прецедент референдума о доверии (недоверии) президенту Б. Н. Ельцину (25 апреля 1993 г.). По итогам референдума президент получил поддержку большинства избирателей. Но в силу определенных причин (важнейшей из которых является несовершенство существующего законодательства) урегулировать конфликт между исполнительной и законодательными властями тогда не удалось.

Более сложными в плане урегулирования являются вертикальные статусно-ролевые конфликты, возникающие между центром и регионами. Регионы могут претендовать не только на повышение своего социально-экономического и политического статуса, но и стремиться к полной политической независимости. Такие конфликты могут привести к широкомасштабным боевым действиям и многочисленным жертвам. Наглядный пример неудачного разрешения такого конфликта — война в Чечне. Успешными примерами разрешения подобных конфликтов в России является заключение договоров между Центром и отдельными субъектами федерации, например, Татарстаном.

Но, пожалуй, самыми сложными для урегулирования и разрешения являются вертикальные режимные политические конфликты. Субъектами таких конфликтов выступают, с одной стороны, государственные институты и организации, выражающие интересы господствующих слоев населения и правящей элиты, с другой — оппозиционные организации, представляющие подвластные массы. Конечной целью режимного политического конфликта является смена (сохранение) существующей политической системы. В таких конфликтах особенно велика цена ошибок и просчетов. Негативное развитие может привести общество к гражданской войне.

Сложность в разрешении режимных политических конфликтов заключается еще и в том, что оппозиционная сторона может игнорировать существующие правила политической борьбы, требовать их изменения, действовать незаконными методами, подстрекать широкие слои населения к массовым выступлениям и неповиновению властям. В этой борьбе законность (легитимность) и незаконность (нелегитимность) носят взаимопереходящий характер. “Незаконные” действия оппозиции, в случае ее победы, приобретают законность (легитимность), а “законные” действия потерпевшей поражение правящей элиты становятся незаконными.

Для того, чтобы не допустить негативный ход развития радикального политического конфликта, необходим своевременный и всесторонний анализ конфликтной ситуации, в котором должны быть выявлены следующие ключевые вопросы: Каковы основные причины возникновения конфликта? Каковы истинные намерения и цели сторон? Какие силы задействованы в конфликте и какие силы могут принять участие в ходе развития конфликта? Кому выгодно конфликтное развитие событий? На основании полученных данных появляются возможности:

        составить прогноз возможного развития событий;

        определить возможные варианты урегулирования конфликта;

        разработать план урегулирования и разрешения конфликта, определить тактические и стратегические задачи

Практическая реализация плана предполагает следующую последовательность действий:

1)           уменьшить (снять) эмоциональное напряжение конфликтующих (например, информацией о намерениях);

2)           четко определить предмет спора и тем самым локализовать конфликт;

3)           установить (оговорить) нормы и правила взаимодействия конфликтующих сторон;

4)           организовать диалог между конфликтующими сторонами и открыто информировать общественность о позициях сторон и принимаемых мерах по урегулированию конфликта;

5)           отделить проблемы от субъективной заинтересованности уча­стников конфликта и сосредоточить внимание на их разрешении.

Если в результате принятых мер урегулировать или локализовать конфликт не удалось и его дальнейшее развитие представляет угрозу для общества, то властные структуры должны быть готовыми применить силу или остановить развитие конфликта угрозой применения силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Существует заявление, которое произносилось на множестве языков руководителями множества стран. Оно звучит примерно так: “Намерения нашей страны – самые мирные”. И все же, как мы знаем, другие страны, лихорадочно вооружаясь, угрожают нам. Поэтому мы должны готовиться к обороне от агрессии. Мы делаем это ради защиты наших идеалов и сохранения мира во всем мире. Почти каждая страна утверждает, что заботится только о сохранении мира, но, не доверяя другим странам, вооружается в целях самообороны. И вот результат: планета, где в развивающихся странах приходится по 8 солдат на каждого врага, где заготовлена 51 тысяча ядерных боеголовок, где каждый день 2 миллиарда долларов тратится на вооружение и содержание армии.

Составляющие таких конфликтов одинаковы на всех уровнях – у держав, раскручивающих гонку вооружений, у воюющих с мусульманами боснийских сербов, у скандалящей супружеской четы и т.д. Верно, или неверно их восприятие, но участники конфликта ощущают, что выигрыш одной стороны – это проигрыш другой.

Взаимоотношения или отношения, в которых отсутствуют конфликты, по всей видимости, обречены на угасание. Конфликты порождают ответственность, решимость и неравнодушие. Будучи распознаны и поняты, они могут стимулировать обновление и улучшение отношений между людьми. В отсутствие конфликтов люди редко осознают и решают свои проблемы.

Мир, в лучшем смысле этого слова, есть нечто большее, чем просто подавление открытых конфликтов, больше чем напряженное, хрупкое, поверхностное спокойствие. Мир – это результат творчески разрешенного конфликта, когда стороны преодолевают то, что казалось им несовместимостью, и достигают подлинного согласия.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Введение в теорию международного конфликта. – М.: Дело, 1996.
  2. Глухова А.В. Типология политических конфликтов. – Воронеж, 1997.
  3. Девид Майерс. Социальная политология. – СПб.: СПбГУ, 1999.
  4. Здравомыслов А.Г. Политические конфликты. – М.: Прогресс, 1996.
  5. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов на Дону, 1996.
  6. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: Владос, 1999.
  7. Конфликтология / под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Слово, 1999.
  8. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.: Инфра-М, 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербургский гуманитарный

университет профсоюзов

Кировский филиал

 

Факультет Культуры Курс 1

Студент   Бубенщикова Евгения Александровна         

Дисциплина ___Политология __________________

Рецензент _________________________

Дата получения контр. работы_______________

Дата возвращения контр. работы ____________

Оценка ____________________________________

(зачет, незачет)

Подпись преподавателя _____________________

 

Рецензия

 

 

6



Информация о работе Политические конфликты и их специфика