Политические конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:55, реферат

Описание

Целью моей работы является рассмотрение сущности политического конфликта. Основной задачей является изучение способов разрешения политических конфликтов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1 Сущность и содержание политического конфликта………………….4
2 Способы разрешения политических конфликтов…………………….9
2.1 Стратегии разрешения политических конфликтов…………..…14
Заключение……………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………………………..21

Работа состоит из  1 файл

реф по политол.docx

— 43.58 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………3

1 Сущность и содержание  политического конфликта………………….4

2 Способы разрешения политических конфликтов…………………….9

   2.1 Стратегии разрешения политических конфликтов…………..…14

Заключение……………………………………………………………….20

Список использованных источников…………………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конфликтами пронизана вся  жизнь человека, конфликты охватывают все сферы общества. Однако, в период построения социалистического государства изучение конфликтов, особенно социально-политических, мало занимало ученых-обществоведов. Считалось, что социалистическое общество может развиваться и развивается бесконфликтно, гармонично. На самом же деле конфликты не гасились, не разрешались, а заглушались, создавая тем самым напряженность в обществе.

Из всех сфер общества самой  насыщенной различными видами конфликтов является политическая сфера, в которой развертываются многообразные властные отношения, представляющие собой отношения господства и подчинения.

Основным объектом политического  конфликта выступает политическая власть как способ и средство господства одного социального слоя (класса) над другим. Интересы же людей, принадлежащих к этим группам, не только различны, но и противоположны: те группы, которые обладают властью, заинтересованы в ее удержании, сохранении и укреплении, те же, которые власти лишены и не имеют к ней доступа, заинтересованы, чтобы изменить существующее положение, добиться перераспределения власти.

Именно поэтому они  и вступают в конкурентные взаимодействия, осознанным воплощением которых выступает политический конфликт. Таким образом, проблема политических конфликтов была, есть и будет оставаться актуальной темой для всего общества.

Целью моей работы является рассмотрение сущности политического  конфликта. Основной задачей является изучение способов разрешения политических конфликтов.

 

 

 

1 Сущность  и содержание политического конфликта

 

Существует множество  определений термина «конфликт». Если же исходить из этимологии слова, то «конфликт» (от латинского – conflictus) – это «столкновение». Обобщая  существующие точки зрения, некоторые  конфликтологи определяют конфликт как проявление объективного или субъективного противоречия, выражающееся в противоборстве (столкновении) сторон в целях его разрешения.

Политический  конфликт – это конфликт по поводу распределения властных полномочий, по поводу господства и управления.

Проблема политического  конфликта стара, как мир. Древние  философы, изучая общество, пытались определить источник его развития. Они видели источник всего сущего в противоположностях, в их взаимодействии, в борьбе противоположностей. В той или иной форме подобные мысли высказывали Анаксимандр, Сократ, Платон, Эпикур и др. А.Смит в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» пришел к выводу, что в основе конфликта лежат деление общества на классы и экономическое соперничество, которое рассматривалось им как важнейшая движущая сила общества. Большое значение для исследования конфликтов имело учение Г.Гегеля о противоречиях и борьбе противоположностей, которое легло в дальнейшем в основу теории К.Маркса о причинах политических конфликтов: политические разногласия обусловлены социально-экономическими структурами; общество делится на неравноправные классы, это неравенство порождает глубокий антагонизм; в свою очередь, антагонизм является основой политической борьбы; политическая борьба - есть борьба классовая.

В политической теории обоснования  политического конфликта наибольшее распространение и признание  получили три модели: «либеральная модель», «авторитарно-консервативная модель» и «социалистическая модель». Основное различие между ними заключается в том, что «либеральная модель», опираясь на демократические параметры общества, в основном раскрывает конфликты между политическими партиями, движениями. Сторонники «авторитарно-консервативной модели» сосредоточивают свое внимание на конфликтных ситуациях между правящей элитой и массами, между элитой и контрэлитой. «Социалистическая модель» (ее называют моделью классового противоборства) раскрывает конфликты между социальными группами в классово-антагонистическом обществе.

Важнейшим элементом изучения политического конфликта является определение структуры его содержания – довольно сложной системы взаимосвязанных явлений социально-политической жизни и деятельности участников конфликта, которая включает в себя: борьбу между группами за влияние в институтах государственной власти; борьбу за доступ к принятию общезначимых решений; борьбу за участие в распоряжении ресурсами; борьбу за приоритетность своих взглядов и идей.

Как теоретический, так и  прикладной анализ содержания политического  конфликта начинается с определения  его субъектов, под которыми понимается то или иное социальное объединение (формально или неформально организованное) или личность (личности), стремящиеся посредством специфической деятельности реализовать свои, противоположные другим социально-политическим силам, интересы по поводу политической власти.

В политике конфликтное противостояние субъектов часто приобретает  следующую форму противоположности: правящая власть – оппозиция. Выделение этого субъекта конфликта связано с его функциональным назначением: критикой, борьбой с официальным правительственным курсом и предложением альтернативных проектов. Конечная цель оппозиции – занять доминирующие позиции в системе государственной власти.

Предмет политического конфликта – это то, по поводу чего происходит столкновение политических сил. Предмет политического конфликта обусловлен политической сферой общества, т.е. властью и властными отношениями. Основными предметами политического конфликта, чаще всего встречающимися в политической истории, являются: государственная власть, политический режим, общественно-политическое объединение, конкретная личность руководителя (как правило, государственного), классовое господство (диктатура), национальные отношения, территория (её государственно-административный статус), ресурсы и контроль над ними и др [5].

Однако, как показывает практика, наличие субъектов общественно-политической жизни и предмета раздора между  ними ещё не означает наличие конфликтной ситуации. Таковая возникает, во-первых, с появлением и развитием социального (политического) противоречия, а во-вторых, с осознанием субъектами наличия этого противоречия и необходимости его разрешения. Следовательно, следующим элементом содержания политического конфликта является наличие осознанного субъектами конфликта объективного или мнимого (воображаемого) противоречия, приводящего к конфликту.

Политические противоречия, конкретизируясь в предмете конфликта, затрагивают следующий элемент его содержания – интересы субъектов, которые отражают отношение противоборствующих сторон к существующему противоречию и конечному результату его разрешения. Фактически именно они являются причиной действий субъектов, определяющих их социально-политическое поведение. В таком случае политический интерес представляет собой избирательное отношение субъекта конфликта к каким-либо политическим явлениям, событиям, процессам, политической деятельности, основанное на его мировоззренческих принципах, убеждениях, установках.

Это та внутренне осознанная движущая сила политического поведения, которая побуждает субъект к столкновению с противоборствующей стороной и конкретным действиям по достижению поставленных целей.

Следующим элементом содержания политического конфликта являются цели субъектов конфликта – это видение субъектом предмета конфликта после конфликтных действий. Цели выступают своеобразным связующим звеном фактически всех элементов содержания конфликта.

Политический конфликт в  обществе выполняет как негативные, так и позитивные функции.

Одна из негативных функций  политического конфликта заключается  в том, что в процессе своего развертывания  и обострения борьбы между его субъектами за власть он способен резко ослабить политическую систему, в которой сталкиваются между собой конкурирующие политические силы. При неблагоприятных для политической системы внутренних и внешних условиях политический конфликт способен привести к ее разрушению. Третья негативная функция политического конфликта заключается в том, что при резком ослаблении институтов власти и углублении социально-экономического кризиса, усугубляемого противостоянием политических сил, к власти в данной политической системе может прорваться экстремистская группировка, способная своими активными действиями повернуть вспять цивилизационно-культурное развитие страны и ее народа.

В то же время, как показывает практика, в соотношении негативных и позитивных функций современного политического конфликта превалирующими становятся функции позитивные. Одна из таких функций проявляется в том, что созревший в недрах политической системы конфликт сигнализирует обществу, властным структурам о возникших противоречиях и конфликтном расхождении позиций определенных индивидов и их групп, стимулирует действия, способные преодолеть возникшие разногласия в политическом процессе и поставить тем самым сложившуюся ситуацию под контроль.

В результате создаются предпосылки  для управленческого регулирования  возникающих в обществе политических разногласий. Наиболее важной конструктивной функцией политического конфликта является его способность стать катализатором назревших социально-политических изменений. Еще одна позитивная функция политического конфликта заключается в том, что его развертывание позволяет более четко определить свои позиции конкурирующим политическим силам [4].

Таким образом, содержание политического  конфликта составляют специфические  политические отношения двух и более  сторон, проявляющиеся в их практических действиях – столкновениях для воплощения в жизнь целей, направленных на реализацию коренных  политических интересов субъектов и разрешение существующего социально-политического противоречия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Способы разрешения политических конфликтов

 

Технологии и инструментарий разрешения политических конфликтов следует  рассматривать в ракурсе проблемы соотношения роли интересов и  ценностей как мотивов конфликтного поведения.

Соотношение интересов и  ценностей дает возможность идентифицировать конфликт как конфликт интересов  или конфликт ценностей. Это соотношение  может быть различным как в  структурном плане (конфликтные  группы гетерогенны, состоят из различных  подгрупп, для одних из этих подгрупп в качестве основного стимула  участия в конфликте могут  выступать интересы, для других –  ценности),  так и во временном  аспекте: конфликт интересов может  по мере развития перерасти в конфликт ценностей. Отмечая сложность идентификации  подобного конфликта, Дж.Ротман пишет, что одним из атрибутов ценностного  конфликта является его “неуловимость”. Другими словами, такой конфликт глубоко субъективен; соперники, оказавшиеся  в конфликте ценностей, иногда сами с большим трудом могут объяснить  природу своего соперничества. Когда  конфликтующие стороны описывают  свои спорные проблемы в категориях истории, событий или значимости, внешнему наблюдателю может показаться, что он слышит совершенно разные рассказы. Субъективный опыт соперников формируется  специфической культурной реальностью  и историческим контекстом. Более  того, восприятие соперниками друг друга совершенно различно. При конфликте  ценностей предполагается смена  политической системы, изменение правил политической игры. Практически все  политические революции были проявлениями ценностных конфликтов. Процесс трансформации, переживаемый сегодня посткоммунистическими  государствами, также выступает  в качестве такой разновидности. При конфликтах подобного рода происходит столкновение различных систем ценностей, разных идеологий. Эти факторы обеспечивают их высокую интенсивность и ожесточенность [1].

В конфликтах интересов борьба происходит за обладание материальными  или иными ресурсами. Интенсивность  такого конфликта обычно ниже, а  компромисс сторон более реален. Примером подобных противостояний являются территориальные  претензии государств друг  к  другу (скажем, Японии к России относительно Курил).    

Разведение конфликта  интересов и конфликта ценностей  принципиально важно для проблемы разрешения политических конфликтов. Сторонниками концепции конфликта  интересов разработаны многочисленные методики разрешения на основе согласования интересов. Это практически не приложимо  к ценностным конфликтам (прежде всего, этнополитическим). Первые разрешимы  потому, что объекты этих конфликтов, как правило, делимы либо могут быть использованы совместно. Действенных  механизмов разрешения ценностных конфликтов (в смысле устранения глубинных причин конфликтного противостояния) практически  нет. Поэтому переход конфликта  идентичностей в устойчивую латентную  фазу можно рассматривать как  оптимальный выход из ценностного  конфликта.

Информация о работе Политические конфликты