Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 20:56, контрольная работа
Что такое конфликт знают все. И у большинства это слово вызывает малоприятные ассоциации. Люди, затевающие конфликт или помимо собственной воли, попадающие в него, обычно стремятся поскорее завершить его наилучшим для себя образом. Мало кто заинтересован в конфликте самом по себе. Но как довести конфликт до благополучного конца? Каждый решает этот вопрос, исходя из своих представлений о конкретной конфликтной ситуации и ее действующих лицах, о своих целях и целях своих оппонентов, в том, что можно и надо делать, а чего делать нельзя, и т.д. - именно поэтому меня заинтересовала данная тема. Для того чтобы более точно понять чем же отличается политический конфликт от любого другого - семейного, социального, юридического и т.д.
Ведение
1. Сущность и особенности политического конфликта
2. Источники политический конфликтов
3. Структура и динамика развития конфликта
4. Пути урегулирования политического конфликта
Заключение
Список литературы
Поскольку динамика развития конфликтной ситуации идет по нарастающей линии: норма —> напряженность —» проблема —> открытое столкновение -» насилие —» кризис —> катастрофа, — то очень важно постоянно диагностировать протекание политического процесса, измерять степень его напряженности, предпринимать меры по предотвращению эскалации конфликтности в обществе на возможно более ранней стадии, ибо цена выхода из нее па поздней стадии слишком велика.
Американский
конфликтолог М. Амстутс изобразил
подробно психологическую динамику
развития конфликтной ситуации и
масштабах страны. Любой человек,
имеющий воображение, может представить,
какие моральные, психологические и материальные
издержки несет общество и сколько времени
потребуется для восстановления нормальных
отношений, если не пытаться управлять
ситуацией на ранней стадии.
Схема 1. Эскалация насилия
Min
Надо
отдавать себе отчет в том, что
вернуться от максимума насилия к минимуму
расхождения позиций сторон или к миру
сразу, перескакивая через отдельные ступени,
невозможно и придется последовательно
пройти все этапы теперь уже деэскалации
конфликта8.
4. Урегулирование конфликтов
На разрешение конфликта оказывает влияние и такой фактор, как участие или неучастие в данном процессе конфликтующих сторон. Если в разрешении конфликта не участвует ни одна из сторон, то его исход может зависеть от вмешательства третьей стороны (арбитра, судьи). Именно третья сторона должна проанализировать конфликт и дать рецепты его разрешения. Если же в разрешении конфликта участвуют обе противостоящие стороны, то, как правило, они лишь вызывают к жизни новые виды конфронтации.
Политические противоречия и конфликты – неизбежный спутник политики, атрибут политического процесса. Поэтому существует необходимость на основе цивилизованной политической культуры создавать справедливые нормы, позволяющие конструктивно решать конфликты, упорядочивать динамику политического процесса и общественной жизни в целом9.
Пути урегулирования политического конфликта
Правильно организованное управление придает конфликтному процессу формы, обеспечивающие минимизацию неизбежных политических, социальных, экономических и нравственных потерь; оптимизацию протекания политического процесса.
Постоянные замеры политической напряженности дают но возможность своевременно находить пути для согласия, консенсуса в обществе.
Перейдем теперь к инструментарию воздействия на кризисный политический процесс — к политическим технологиям, с помощью которых можно регулировать кризисность политического процесса, характеризующегося многочисленными конфликтам. Универсальным инструментом разрешения конфликта выступает конфликтологическая стратегия, которая определяет основные способы разрешения политических конфликтов, от чего зависит поиск разных методик и частных методологий. Таких стратегий насчитывается три: 1) компромисс; 2) одностороннее доминирование; 3) интегративная стратегия. Рассмотрим суть каждой из них.
Стратегия компромисса предполагает допущение взаимный уступок при разрешении конфликтов со стороны конфликтующих сторон, отказ от части интересов, взаимное согласование целей, взаимную интеграцию ценностных ориентации (самостоятельное или под влиянием третьих сил). Стратегия доминировать одной из сторон означает односторонние уступки и удовлетворение ее интересов и потребностей исключительно за счет ущемления другого партнера. Интегративная стратегия предусматривает возможность учета и интеграции интересов всех конфликтующие сторон при условии пересмотра ими своих целей, их постоянном инновировании и коррекции. Эта стратегия признается универсальной, пригодной для разрешения любого типа конфликта, является наиболее результативной и социально полезной10.
Эффективной формой регулирования конфликтов являются переговоры. Политические переговоры с позиций сотрудничества есть комплексная целенаправленная деятельность обеих сторон, имеющая целью достичь консенсус. Такие переговоры должны содержать три элемента: адекватную коммуникацию, эффективное обоюдное просвещение, ответственное использование власти. У всяких переговоров есть два уровня: нахождение рационального выхода из конфликта и развитие процедур. Процедуры включают и себя такие обязательные элементы в начальной стадии переговоров, как формулировка повестки дня, утверждение регламента, санкций и объективных критериев, с которыми будут соотноситься лучшие варианты решения проблемы. Р. Фишер и У. Юри рекомендуют решать проблемы на основе их качественных свойств, т.е. исходя из сути дела, а не торговаться по поводу того, на что может пойти каждая из сторон. Этот метод предполагает взаимную выгоду там, где только возможно, а там, где интересы не совпадают, следует настаивать на таком результате, который был бы обоснован какими-то справедливыми нормами, независимо от воли каждой из сторон. Метод конструктивных или «принципиальных переговоров» основан на четырех базовых правилах:
Люди: сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров.
Интересы: сосредоточьтесь на интересах, а не па позициях.
Варианты: изобретайте взаимовыгодные варианты.
Критерии: настаивайте на объективных критериях в споре.
В
зависимости от ситуации каждый участник
конфликта может выбрать
Последовательность действий при управлении конфликтом должна определяться легитимностью самого процесса, т. е. конфликт вначале должен быть институализирован: определены объективные и справедливые нормы и правила его разрешения; участники должны добровольно прийти к решению — взять на
Вставить стр. 472-473
474 щейся к власти контрэлите реализовать свои амбиции в получении контроля над ресурсами и накоплении богатства вне сферы политико-государственного управления. Одновременно практикуется жесткий отбор претендентов на высшие посты в государстве по высоким идейным, морально-волевым и профессиональным качествам.
Внедрение в практику взаимного вето коалиционного правительства позволяет, с одной стороны, создать крупные политические силы в правительстве (администрации), имеющие право вето ни любые противоречащие жизненным целям и ценностям этих сил решения, а с другой — преодолеть опасность свертывания реформ подобным правом вето путем приглашения в коалицию крупных политических партий, имеющих значительную сферу согласия а правящими группами в области основных ценностей и интересом,
Процедуры досрочных выборов парламента или роспуска правительства эффективны в случае парламентского и правительственного кризиса.
Децентрализация решений — способ передачи лидерам крупных политических сил, представленных в правительстве или администрации, права решать возникающие конфликты между собой с помощью специального института постоянных переговоров, и правительство сосредоточивает при этом свои основные усилия на выработке стратегии социально-экономического развития и ее реализации.
Здесь
изложены некоторые технологии оценки
и урегулирования политических конфликтов.
Ясно, что всякий раз, когда ставится
такая задача, необходимо подходить
к вопросу с конкретно-
Заключение
Политический конфликт - острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимным проявлением различных политических интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической и государственной власти, овладения ведущими позициями в институтах и властных структурах, борьбы за право на влияние или доступ к принятию важных решений по вопросам власти и собственности в обществе. (Першин)
Суть
конфликта - в несоответствии между тем,
что есть, и тем, что должно быть по представлению
вовлеченных в конфликт групп и индивидов,
субъективно воспринимающих свое место
в обществе и свое отношение к другим людям,
группам и институтам.
Список литературы