Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:04, реферат
Общественно-политические институты – партии, политические движения и группы, руководствуясь идеями и концепциями, формировали и направляли политические силы, действия которых вызывали перемены почти в каждом обществе и во всем мире. Эти изменения оказались суровым испытанием для самих общественно-политических институтов. Одни из них разваливались, другие выстояли, но вынуждены были измениться. Появилось немало новых.
Введение.
1. Понятие политической партии, ее сущность.
1.1 Понятие политической партии.
1.2 Функции политических партий.
2. Типы современных партий.
3. Партийные системы.
3.1 Многопартийность, двухпартийность, однопартийность. Соглашения и коалиции.
3.2 Партийные системы в современной России.
Заключение.
Список литературы.
При однопартийной или многопартийной системе единственная политическая партия монополизирует государственную власть. Как правило, это связано с недемократическими формами осуществления власти. Но однопартийная система имеет и ряд заметных преимуществ: она способна объединять социальные группы, гармонично сочетая их различные интересы; концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем [2.С.310.].
Естественно, что развитое представительство различных социальных интересов, в том числе через многопартийность, является неотъемлемым признаком современной демократии. Однако многопартийные, двухпартийные системы имеют и недостатки. Во-первых, практически всегда существует возможность смены политического курса на очередных выборах. Во-вторых, различные политические партии в своей деятельности не объединяют, а скорее раскалывают общество, что может привести в определенных условиях к гражданскому конфликту, чреватому и гражданской войной.
В ряде государств перечень партий время от времени меняется, одни партии исчезают, и создаются новые. Партийные системы в таких странах принято называть неустойчивыми или переходными. Это характерно для Российской Федерации, стран СНГ и ряда восточноевропейских государств [1.С.26.].
Выделяют различные типы партийных систем и по характеру межпартийных отношений: конкурентная и неконкурентная политические системы. В странах с неразвитыми демократическими институтами даже формально существующая многопартийность не обеспечена равноправием партий. Как правило, одна политическая партия имеет ряд преимуществ в политической борьбе, например доступ к финансовым и информационным ресурсам.
Поэтому партийные системы различаются по политическому весу партий. Роль политических партий, их влияние на общественную и государственную жизнь неодинакова. Масштаб политического влияния на общество и власть определяет характер отношений внутри партийной системы. Политическое влияние партии складывается из трех переменных: 1) количества членов партии; 2) количества избирателей, проголосовавших за нее; 3) число депутатских мандатов, полученных партий на выборах. В разных странах соотношение этих критериев имеет свою специфику. Это имеет прямое отношение и к современной России [6.С.243.].
3.2 Партийные системы в современной России
В развитии многопартийности в России можно выделить два этапа. Первый этап был прерван установлением диктатуры большевистской партии, которая продолжалась немногим менее 70 лет. Изменения в политическом режиме СССР во второй половине 1980-х гг. обусловили начало второго этапа в истории отечественной многопартийности. Сначала стали возникать неформальные, полулегальные политические объединения, группы, союзы. Даже внутри правящей Коммунистической партии Советского Союза выделились несколько идейно-политических «платформ». Важной вехой на пути к многопартийности следует считать два события. Во-первых, отмену в марте 1990 г. статьи 6 Конституции СССР, закрепляющей руководящую и направляющую роль КПСС. Во-вторых, принятие в октябре 1990 г. Закона СССР «Об общественных объединениях», после которого возникла первая официально зарегистрированная некоммунистическая партия – Либерально-демократическая партия Советского Союза, правопреемница которой в лице ЛДПР существует и поныне [3.С.188.].
Второй этап был связан с активным процессом образования политических партий в современной России, который начался в период распада системы советского типа и монопольной власти КПСС. Сегодня в России среди избирателей четко ориентированных сторонников партии насчитывается не более 10%, что обусловливает и роль партии в обществе. Из-за отсутствия зрелого гражданского общества в России партии возникают не как каналы гражданского общества и власти, а как клиентелы, выражающие групповые интересы. Они представляют собой объединения сторонников вокруг политического деятеля. Эти сподвижники являются клиентами конкретного лидера, их требования он представляет в структурах власти. Поэтому не стоит удивляться тому, что многие высшие чиновники из правительства и администрации Президента России возглавляют партии или входят в их руководство.
В силу незрелости гражданского общества численность возникающих партий долгое время ограничивалось руководством и небольшой группой их сторонников. Процесс формирования партий имел обратную логику по сравнению со странами зрелой демократии. В демократически зрелых обществах возникают групповые и коллективные интересы, нуждающиеся в организационном представительстве своих требований к властным структурам. В результате появляется потребность в создании партий. В России же первоначально возникло руководство партий, которое затем искало потенциальных членов и избирателей. В связи с этим обстоятельством интересы социальных групп пока незначительно представлены в деятельности многих партий [4.С.38.].
Поэтому процесс партийного строительства идет в нашей стране трудно и противоречиво. Практически все политические кризисы и экономические неурядицы наложили свой отпечаток на развитие партийной системы. Это в одинаковой степени справедливо как для правящих политических сил, так и для оппозиции. Только за последние 10 лет четырежды предпринимались попытки создать реальную партию, отстаивающую интересы правящих групп. Проекты партий «Демократический выбор России», «Наш дом России» закончились политическим провалом.
Не смогла структурироваться и создать устойчивые организации и оппозиция. В стране сегодня существует несколько правооппозиционных партий и движений, несколько коммунистических партий, огромное количество разрозненных социалистов и социал-демократов [6.С.243.].
Стабилизация политической и социально-экономической ситуации в стране создала условия для очередного поворота в российском партийном строительстве. 11 июля 2001 г. Был принят новый Закон РФ «О политических партиях». Закон дал следующее определение партии: политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан российской федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Были установлены новые, более жесткие требования к российским партиям: политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов российской Федерации; в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов; руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории российской Федерации [6.С.245.].
Еще более ужесточил требования переход к выборам по партийным спискам. Таким образом, были созданы законодательные условия для формирования крупных и устойчивых политических партий. Численность партий, достигшая максимума в середине 1990-х гг., стала резко сокращаться. По данным на весну 2007 г., в России зарегистрировано 32 политические партии. Наиболее влиятельными из них являются: партия «Единая Россия», Коммунистическая партия Российской Федерации, партия «Родина», Либерально-демократическая партия России, Союз правых сил, партия «Яблоко». Произошла унификация и партийных структур в регионах. Постепенно исчезают региональные партии и формируются отделения общероссийских партий. Современные партии представлены в таблице 1.
Таблица 1
Номер | Наименование политической партии | Дата регистрации |
1 | Народная партия Российской Федерации | 30.10.2001 |
2 | Демократическая партия России | 30.11.2001 |
3 | Всероссийская политическая партия «Единая Россия» | 18.12.2001 |
4 | Российская политическая партия Мира и Единства | 25.12.2001 |
5 | Политическая партия «Развитие предпринимательства» | 26.02.2002 |
6 | Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» | 06.03.2002 |
7 | Политическая партия «Российская партия мира» | 12.03.2002 |
8 | Политическая партия «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ» | 12.03.2002 |
9 | Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» | 04.04.2002 |
10 | Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» | 25.04.2002 |
11 | Политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ» | 25.04.2002 |
12 | Политическая партия «Социал-демократическая партия России» | 22.05.2002 |
13 | Политическая партия «Российская экологическая партия «Зеленые» | 27.05.2002 |
14 | Политическая партия «Аграрная партия России» | 31.05.2002 |
15 | Политическая партия «Свобода и Народовластие» | 10.06.2002 |
16 | Политическая партия «Евразийский Союз» | 21.06.2002 |
17 | Политическая партия «Партия национального возрождения «Народная Воля» | 17.07.2002 |
18 | Политическая партия «Республиканская партия России» | 12.08.2002 |
19 | Политическая партия «Социалистическая единая партия России» | 19.08.2002 |
20 | Политическая партия «Российская коммунистическая партия – Российская партия коммунистов» | 26.08.2002 |
21 | Политическая партия «Народно-патриотическая партия России» | 09.09.2002 |
22 | Всероссийская политическая партия «Свободная Россия» | 20.09.2002 |
23 | Политическая партия «Концептуальная партия «Единение» | 24.09.2002 |
24 | Политическая партия «Народно-республиканская партия России» | 24.09.2002 |
25 | Политическая партия «СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ» | 09.10.2002 |
26 | Политическая партия «Партия социальной справедливости» | 22.10.2002 |
27 | Политическая партия «Партия Возрождения России» | 29.10.2002 |
28 | Политическая партия «Российская Конституционно-демократическая партия» | 03.12.2002 |
29 | Политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: РОДИНА /ПЕНСИОНЕРЫ/ ЖИЗНЬ» | 23.12.2002 |
30 | Политическая партия «Союз людей за образование и науку» (СЛОН) | 24.06.2003 |
31 | Общероссийская политическая партия «Партия развития регионов «Природа и общество» | 08.09.2003 |
32 | Политическая партия «Национально-консервативная партия России» | 08.09.2003 |
Конец 90-х годов ознаменовался знаковым событием – уходом в отставку символа демократизации России – Бориса Ельцина. Но было и еще одно событие, которому в 1999 году никто сначала не придал значения, считая, что речь идет об очередной партии власти - создание за 2 месяца до декабрьских выборов партии «Единство». Она появилась в следующих политических условиях.
Охарактеризуем основных игроков на политическом поле Государственной Думы третьего созыва 1999-2003 годов. Ведь именно в Госдуму с улиц и площадей переместился центр политической жизни России. Кроме КПРФ, это следующие партии и их лидеры.
Партия «Яблоко». Партия «Яблоко» основана на культе правоты лидера. Изначально она создавалась тремя политиками: Г. Явлинский, А. Болдырев, А. Лукин. Несогласие с лидером карается изгнанием из партии. С течением времени этому подверглись Игрунов, Лукин, Болдырев.
Несмотря на исключительную финансовую поддержку олигархов, главными своими целями партия ставит сделать из России правовое, а не криминально коррумпированное государство. Создать эффективную рыночную экономику, а также сильную социальную политику государства. Сохранить целостность государства на основе федерализма и интеграции, не допустить феодальной раздробленности и карательных акций. На первое место ставит правопорядок и безопасность граждан. Обещает оказывать государственную поддержку отечественной науке и культуре, не допустить варварской растраты накопленного потенциала. Партия стремится создать боеспособную и уважаемую всеми государствами армию. «Яблоко» призывает людей сохранить здоровую среду обитания чистый воздух, воду и землю, а не превращать Россию в свалку ядовитых отходов. Выступает за проведение рыночных и демократических реформ в России. В общем, весьма правильные лозунги, столь милые сердцу как государственников, так и либералов.
Яблоко, наряду с СПС, в настоящий момент относительно независимо от президентской администрации (если можно вообще говорить о такой независимости), но их прагматизм выше, чем у других, что позволяет им иногда блокироваться даже с коммунистами, для достижения своей цели.
ЛДПР. Либерально-демократическая партия России (во времена СССР - ЛДПСС) возникла в условиях распада государственных, политических и социальных структур СССР, развала однопартийной системы и разочарования народных масс в тоталитарном социализме с его монопольной идеологией - марксизмом-ленинизмом. Провозглашение ЛДПР состоялось 13 декабря 1989 года. Основателем ЛДПР является Владимир Вольфович Жириновский. Де-факто – это проект КГБ, должный создать легальную, шумную, но безопасную оппозицию КПСС.
Как показывают социологические исследования, социальной опорой ЛДПР являются в основном жители малых и средних городов и поселков с преобладающим русским населением, большинство среди которых - люди работоспособного возраста и учащаяся молодежь.
С момента своего возникновения ЛДПР всегда занимала особую позицию по принципиальным вопросам и важнейшим событиям в стране и в мире. В 1991 году она поддержала ГКЧП, выступила за сохранение Советского Союза.
В декабре 1993 года сторонники ЛДПР обеспечили принятие новой Конституции, предусматривающей максимум свобод, воз-можных в условиях того времени. Это позволило России начать переход от режима личной диктатуры Президента к конституционному порядку. ЛДПР - парламентская партия; ее задача - прийти к власти через выборы всех уровней.
Демократия в понимании ЛДПР предполагает конституционное устройство государства с ориентацией на президентскую республику. Владимир Вольфович Жириновский выступает за правовое функционирование всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, а также местных органов управления. Это и свободные выборы, и многопартийная система, и полное равноправие граждан, независимо от национальной при-надлежности, социального происхождения, вероисповедания и идейно-политических взглядов.
ЛДПР считает необходимым увеличить территориальные административные единицы за счет объединения малочисленных субъектов федерации в более крупные образования. Фракция предложила ввести в России от семи до пятнадцати равноправных и однородных по своему статусу губерний с численностью населения приблизительно по 10-20 млн. человек в каждой губернии. Эти губернии не должны иметь никаких собственных конституций, национальных государственных языков и правящих этносов. В едином Российском государстве должен быть единый государственный язык - русский. При этом нельзя забывать, что всем национальным меньшинствам необходимо обеспечить право свободно развивать свою культуру, язык и традиции. Культурная автономия - это залог сохранения созданного веками национального своеобразия Российского государства.
Для ЛДПР и В.В. Жириновского политика – это бизнес. Скрыто являясь прокремлевской фракцией, ЛДПР своими эпатажными заявлениями часто зондирует почву общественного мнения по интересующим Кремль вопросам (укрупнение субъектов федерации, введение поста губернатора). Несмотря на внешнюю оппозиционность, резкую самостоятельную критику, представители ЛДПР в Государственной Думе всегда голосует так, как надо Кремлю.